Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Вехи истории

«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!

31 мая 2021 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

31 мая 2021 г. – 75-летие знаменитого разработчика авиационной техники, Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Олега Константиновича Антонова (позднее – АНТК им. О.К. Антонова, в настоящее время – Государственное предприятие (ГП) «АНТОНОВ»). Именно 31 мая 1946 г. вышло Постановление Правительства СССР об образовании в Новосибирске нового ОКБ во главе с О.К. Антоновым.

Первое детище нового ОКБ – сельскохозяйственный самолет СХ-1, известный во всем мире как Ан-2, завоевал всеобщее признание. Этот самолет – единственный в мировой авиации, который строился серийно более 60 лет. С Ан-2 началось триумфальное шествие самолетов марки «Ан».

Самолеты Ан-2 выпускались на авиазаводах СССР, Польши и Китая, имеют опознавательные знаки или код регистрации почти 100 стран мира. Всего построено свыше 17 тыс. Ан-2. И сейчас в мире эксплуатируется около двух тыс. самолетов Ан-2, в том числе в парке гражданской авиации России.

Интересен и такой факт: в конце 1990-х гг. в США образовалась коалиция владельцев и эксплуатантов «Аннушки» (тогда в стране их насчитывалось не менее 10), которая пыталась сертифицировать самолет по нормам FAA. Сенатор Г.Хемфри признался, что если бы он мог полетать только на каком-то одном советском самолете, то выбрал бы Ан-2. «Это самолет для настоящего мужчины», – заявил он.

С 1952 г. деятельность ОКБ связана с Киевом, где пришлось практически с нуля создавать производственную базу и формировать коллектив, основу которого многие годы составляли выпускники Харь-ковского авиационного института. В этот период был создан первый советский транспортный самолет с турбовинтовыми двигателями Ан-8, который стал посылом к проектированию более тяжелых машин: пассажирского Ан-10 и грузового Ан-12, который эксплуатируется и в настоящее время.

В высокой надежности и эксплуатационной технологичности Ан-12 убе-дился и автор этой статьи, принимавший участие в его техническом обслуживании в период работы в Авиационно-технической базе (АТБ) в аэропорту Домодедово.

Важная веха для антоновского ОКБ – создание самолета для местных воздушных линий Ан-24 (грузовая модификация – Ан-26, специальная модификация для аэрофотосъемки – Ан-30). Долгие годы Ан-24 был основным авиаперевозчиком в своей нише в СССР и многих зару-бежных странах. В производстве Ан-24 впервые использовались клеесварные соединения элементов конструкции, разработанные совместно с институтом им. Е.О. Патона.

Следует отметить, что антоновские самолеты, прежде всего Ан-24, Ан-26, позднее Ан-32, были широко востребованы у зарубежных заказчиков. Об этом говорит тот факт, что по контрактам Внешнеэкономического объединения «Авиаэкспорт» инозаказчикам было поставлено более 1300 самолетов «Ан».

Антоновская фирма широко известна в мире, прежде всего, созданием уникальных транспортных самолетов. В феврале 1965 г. совершил первый полет знаменитый Ан-22 «Антей» – по сути, первый широкофюзеляжный самолет в мире. По словам британской газеты «Таймс», «… благодаря этому самолету СССР опередил все остальные страны в авиастроении на два года».

Особая гордость ОКБ – создание транспортных гигантов «Руслан» и «Мрия». Тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 «Руслан» (последнее детище, созданное под непосредственным руководством генерального конструктора О.К. Антонова) и сегодня является лидером мировой авиации при перевозке сверхтяжелых и сверхгабаритных грузов на сверхдальние расстояния. На его базе был создан уникальный супергигант Ан-225 «Мрия», установивший около 300 мировых рекордов, в том числе по перевозке самого тяжелого груза массой 253 т.

«Руслан» и «Мрия» в составе авиакомпании «Авиалинии Антонова» эффективно себя проявили и в период пандемии 2020-2021 гг., доставляя гуманитарные грузы и медицинское оборудование в различные регионы мира.

В начале XXI века деятельность антоновской фирмы связана с реализацией программы семейства региональных самолетов Ан-148/Ан-158, которые выпускались на авиазаводах в Воронеже и Киеве. Ряд самолетов этого семейства летают за рубежом, в том числе Ан-158 на Кубе.

В свое время в журнале «АвиаСоюз» неоднократно публиковались материалы о перспективном военно-транспортном самолете Ан-70, который часто называли российско-украинским. В его создание, испытания и освоение производства было вложено немало средств обеих стран. Ан-70 с успехом демонстрировался на ведущих авиасалонах мира и явно переигрывал своего европейского конкурента А400. Но … не сложилась судьба самолета в эпоху политических и экономических катаклизмов. А жаль!

В настоящее время деятельность ГП «АНТОНОВ» направлена, прежде всего, на реализацию программы серийного производства нового среднего военно-транспортного самолета Ан-178, созданного на базе пассажирского Ан-158. При разработке Ан-178 учтены как требования коммерческих авиакомпаний, так и запросы военных эксплуатантов.  Ан-178 должен заменить на более высоком техническом уровне средний четырехмоторный турбовинтовой транспортный самолет Ан-12.

Ан-178 во многом унифицирован с Ан-158, оснащен двумя запорожскими турбовентиляторными двигателями Д-436-148М. Масса его полезной нагрузки – 15-18 т, скорость – 825 км/час. Дальность – 5500 км при загрузке 5 т, 1000-2000 км – при загрузке 15-18 т.

Сегодня на серийном заводе ГП «АНТОНОВ» на различных производственных этапах находятся несколько самолетов Ан-178 для украинского заказчика. К юбилею предприятия к концу мая должна быть завершена сборка фюзеляжа первого серийного Ан-178.

В настоящее время на предприятии также выполняется ремонт и модернизация тяжелых транспортных самолетов «Руслан» с установкой на них современного бортового оборудования.

Символично, что 23 мая 2021 г., за несколько дней до юбилея предприятия, исполнилось бы 90 лет ученику и преемнику Олега Константиновича Антонова – генеральному конструктору Петру Васильевичу Балабуеву. Он возглавлял антоновскую фирму более 20 лет в самый сложный период в 1984-2005 гг. Под его руководством создавались самолеты Ан-225 «Мрия», Ан-74, Ан-140, Ан-70, семейство самолетов Ан-148/158. Именно Петр Васильевич еще в позднесоветское время стал инициатором и организатором создания авиакомпании «Авиалинии Антонова». Большая востребованность в мире и эффективная деятельность в значительной мере обеспечивает стабильную работу Государственного предприятия «АНТОНОВ».

В заключение несколько цифр, отражающих итоги 75-летней деятельности антоновской фирмы, ее место в мировом авиационном сообществе. Создано более 100 типов и модификаций самолетов «Ан», изготовлено свыше 22 тыс. самолетов, несколько тысяч из них и сегодня эксплуатируются во многих странах мира.

Хотел бы пожелать прославленному антоновскому коллективу, у которого в 75-летней истории немало ярких побед и свершений, успехов в создании новых самолетов «Ан»!

Журнал "АвиаСоюз"


Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer