Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История Память

Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова

11 января 2022 года / Згировская Е.Д. / Aviation EXplorer
 

8 января 2022 года на 77-м году ушёл из жизни Виктор Дмитриевич Кузнецов - потомственный авиастроитель, заместитель начальника Главного управления проектирования и капитального строительства Министерства авиационной промышленности СССР, председатель Совета директоров АО «Авиапром».

Виктор Дмитриевич принимал участие и руководил строительством промышленных комплексов по выпуску авиационной техники в Москве, Ульяновске, Ташкенте, Киеве и других городах Советского Союза; обеспечивал создание производственных мощностей по выпуску космического корабля «Буран». Участвовал в развитии авиационной промышленности России, в частности, в разработке новых перспективных федеральных целевых программ, связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Рожденный в Победном мае 1945 года Виктор Дмитриевич внес большой вклад в сохранение исторической памяти о деятельности всех поколений отечественных покорителей неба — ученых, конструкторов, организаторов производства воздухоплавательной, авиационной и авиационно-космической техники. По его инициативе и при активном участии АО «Авиапром» во взаимодействии с предприятиями отрасли подготовило и издало четырехтомную серию книг по истории авиационной промышленности России.

Руководство Акционерным обществом он умело сочетал с активной общественной деятельностью, являясь председателем Проблемного совета по развитию производственной, экспериментальной и лабораторно-стендовой базы НТС Министерства промышленности и торговли РФ и членом Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии России. О жизни Виктора Кузнецова рассказывает Национальный авиационный журнал «Крылья Родины».

Виктор Дмитриевич Кузнецов родился 20 мая 1945 года в семье рабочих авиационного завода №41. Виктор, вероятно, названный в честь Победы, продолжил авиационную династию, начав свой трудовой путь на этом же авиапредприятии, куда после 8 класса пошел электромонтером. В 1964 году директор завода, Алексей Яковлевич Сигачев направил Кузнецова учиться на факультет промышленного и гражданского строительства МИСИ им. В.В. Куйбышева. Продолжил свою трудовую деятельность Виктор Кузнецов на том же заводе, именуемом тогда ММЗ «Авангард», в 1969 году уже инженером-строителем. Как дипломированный специалист, начинал мастером, чуть позже — прорабом УКСа завода. В 1974 году, в неполных 30 лет, Кузнецова назначили начальником строительного цеха, еще через три года — начальником ОКСа завода.

В 1982 году Виктор Кузнецов перешел в МАПО им. П.В.Дементьева заместителем генерального директора по капитальному строительству. Но на предприятии сложилась сложная обстановка, и в 1986 году он даже собирался уйти из отрасли. Но по совету и рекомендации гендиректора МАПО Николая Федоровича Никитина перевелся в НПО «Наука», где проработал год и за это время построил новый корпус и жилые дома, благодаря которым буквально растаяла очередь работников на жилье.

 «Он всегда, в любых производственных и жизненных ситуациях, стремится взвешенно все проанализировать и без эмоциональных нахлесток принимать наиболее оптимальные варианты решений», — говорил соратник Виктора Кузнецова президент Ассоциации «Союза авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктор Чуйко, занимавший в Министерстве авиационной промышленности СССР (Минавиапром, МАП) пост заместителя министра.

Виктор Кузнецов прекрасно владел информацией, был способен к анализу и понимал историю развития советского авиастроения, и из НПО «Наука» его в 1987 году забирают в Минавиапром на должность заместителя начальника VI Главного управления МАП — он обеспечивал координацию проектно-строительных работ в 22 организациях тяжелого самолето- и вертолетостроения, в том числе ОКБ Туполева, Ильюшина, Антонова, Бериева, Миля и Камова. В 1988 году он становится заместителем начальника Главного управления проектирования и капитального строительства — Кузнецову доверено курировать и контролировать качество всего строительства в отрасли от производственных зданий более сотни предприятий и жилья до объектов социальной инфраструктуры (детские сады, поликлиники) и рекреационных зон (базы и лагеря отдыха).

 «За плечами Виктора Дмитриевича большая трудовая деятельность — ему знаком труд простого рабочего-электромонтера, инженера-строителя и руководителя организаций строительного профиля крупных предприятий. Вся его жизнь связана со славной историей отечественного авиастроения. Большой опыт и знания позволили ему проявить себя ответственным руководителем, способным в различных экономических условиях принимать нестандартные решения, ставить и решать задачи государственной важности», — говорил генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», куратор Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России Борис Обносов.

 В 1994 году, когда Виктор Дмитриевич вернулся в авиацию, практически прекратилось бюджетное финансирование производства гражданской авиационной техники. В непростые для всей страны 1990е годы авиапром переживал невероятный спад производства, сокращался государственный оборонный заказ. Созданное тогда открытое акционерное общество «Авиационная промышленность» (ОАО «Авиапром», в 1991-1993 годах — Россоюз «Авиапром») было ориентировано на решение общеотраслевых задач в интересах более 300 производственных и научных предприятий и организаций авиационной промышленности России и других стран СНГ, Балтии, являющихся его учредителями и акционерами.

 «"Авиапром" был создан в тревожные для России 90-е годы. Непростое время в лидеры из своей среды вывело Виктора Дмитриевича Кузнецова не случайно. Именно ему было предложено возглавить вновь созданный ОАО «Авиапром». С первых шагов Виктор Дмитриевич возглавил работу по глубокому анализу сложившейся ситуации в авиастроении и выработке конкретных мер, которые помогли бы решению накопившихся проблем в авиационной отрасли», — отмечает Виктор Чуйко.

 Кузнецову предстояло налаживать работу предложенной Минфином системы уполномоченных банков по организации взаиморасчетов долговых обязательств заказчика перед производителем авиационной техники. Вскоре предприятия отрасли в регионах начали получать из московских банков наличные деньги на заработную плату. В 1999 году началось 100% финансирование «Программы развития гражданской авиационной техники России до 2000 года». Виктор Кузнецов и специалисты ОАО «Авиапром» лично принимали активное участие в подготовке утвержденных в 2001 году президентом России «Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года», и разработке ФЦП «Реформирование и развитие ОПК на 2001-2010 годы».

 Вначале 2000х годов под руководством Кузнецова, занимавшего пост заместителя генерального директора, группа специалистов ОАО «Авиапром» готовила нормативно-правовые нормативно-технические документы отраслевого значения в области регулирования авиационной деятельности в экспериментальной авиации (ЭА) в части, касающейся аэродромной базы авиационной промышленности.

  «Ему удалось сохранить летную службу, которая проводит мониторинг по аэродромам наших самолетных заводов. И все делает для того, чтобы работа на них была безопасной, чтобы оборудование на этих аэродромах соответствовало современным требованиям безопасности. Самолеты, которые поступят в эксплуатацию, должны летать в этих новых условиях», — подчеркивает экс-замминистра МАП Виктор Чуйко.

 За два года команда специалистов провела объективную оценку технического состояния аэродромов, разработала, согласовала и ввела в действие приказом министра промышленности и торговли РФ «Нормы годности аэродромов ЭА» и «Руководство по эксплуатации аэродромов ЭА». Эти документы стали юридической нормой, определившей основные требования к аэродромам экспериментальной авиации при проектировании, строительстве и эксплуатации. Специалисты «Авиапрома» также разработали Программу развития аэродромной базы авиационной промышленности, вошедшую в ФЦП «Развитие ОПК на период до 2020 года».

 Виктору Кузнецову, как члену межведомственной комиссии по реформированию ОПК России, приходилось также защищать системные проекты и пакеты учредительных документов холдинговых компаний и корпораций, существующих и сегодня в авиационной промышленности. С момента основания Виктор Дмитриевич также входил в Совет по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. «Достигнутые заметные результаты и заслуги в развитии одной из основных отраслей промышленности нашей страны явились результатом проявления и правильного применения неординарных способностей, надежности, врожденных качеств лидера Виктора Дмитриевича как борца и новатора, его умения сплотить коллектив и настроить его на решение задач, которые ставит время», — говорил член Коллегии ВПК РФ Андрей Ельчанинов.

 В 2008 году на пенсию уходит глава «Авиапрома» Константин Николаевич Казеннов и предлагает Кузнецову занять свое место. Виктора Дмитриевича решением собрания акционеров ОАО «Авиапром» утверждают генеральным директором — этот пост он занимал до 2019 года, когда стал председателем Совета директоров АО. В 2008 году он возглавляет отраслевой Проблемный совет № 1 «Производственная, экспериментальная и лабораторно-стендовая база авиационной промышленности» НТС Минпромторга России.

 «Многое из того, что все же мы смогли сделать в эти годы для авиации, зависело и от работы Виктора Дмитриевича Кузнецова — генерального директора «Авиапрома». Проектное дело — это лакмусовая бумажка наличия дела — от идеи до воплощения. Если есть дело — есть потребность и в проектах. И именно в эти годы выстроенная системность в работе — от постановки задачи, до обеспечения контроля и отчетности позволили наращивать объем, усиливать специализацию, расширять виды деятельности. Фактически мы определили себя в структуре дорогого для нас Минавиапрома», — считает генеральный директор «Казанского Гипронииавиапрома» Борис Тихомиров.

 АО «Авиапром» знает свои предприятия, их возможности и потребности, и может определить, какие средства и куда нужно вложить для их наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач, начиная на стадии разработки и до принятия ФЦП, поэтому мониторинг Федеральных целевых программ, связанных с авиацией, является одной из важных задач организации. Специалисты «Авиапрома» консультируют профильное министерство и Объединенную авиастроительную корпорацию по вопросам авиационного строительства и выпуска авиатехники, осуществляя комплексное информационное обеспечение и, совместно с ведущими проектными институтами отрасли, анализирует и разрабатывает наиболее оптимальные направления и методы развития материально-технической базы предприятий и интегрированных структур авиационной промышленности

 «Работа Виктора Дмитриевича на посту руководителя ОАО «Авиапром» непростая. «Авиапром» не имеет командно-распределительных функций. Но здесь сосредоточены профессионализм и серьезны практический опыт, на базе которого Виктор Кузнецов анализирует ситуацию и предлагает проведение соответствующих мероприятий. У него прекрасные контакты с Минпромторгом, ВПК РФ. Эти контакты помогают ему в реализации стратегических планов в области авиастроения. Виктор Дмитриевич смог организовать такую команду, которая вместе с ним проводит постоянный мониторинг состояния в авиастроении. На основании этого анализа предлагает конструктивные предложения по возрождению в авиастроении», — рассказывал президент АССАД Чуйко.

 «Авиапром» и его специалисты отвечают за качество работ в полном объеме, так как хорошо знают всех выполняющих их подрядчиков и субподрядчиков. Среди партнеров организации отечественные и зарубежные фирмы, производители оборудования, и институты, прямые контакты с которыми позволяют, как устранить конфликт интересов, так и увеличить эффективность работ.

 «Виктор Дмитриевич все усилия направил на то, чтобы филиалы «Авиапрома», которые были разбросаны по всей необъятной территории бывшего СССР, приобрели самостоятельность и объединили свою работу под единым началом. Объемы деятельности на всех направлениях на порядок возросли. Значительная их доля пришлась на реконструкцию в техническом перевооружении», — говорит глава АССАД. В Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Кузнецов являлся членом правления, и с его приходом в состав руководящего органа АССАД стали практически регулярными заседания, посвященные состоянию техперевооружения и выделяемых на него денежных средств.

 На всех постах, которые занимал Виктор Кузнецов, будь то инженерные или руководящие, он демонстрировал окружающим любовь к авиации. Велик его личный вклад и в сохранение исторической памяти о деятельности отечественных ученых, конструкторов, организаторов производства воздухоплавательной, авиационной и космической техники — под его редакцией были изданы четыре тома энциклопедии авиапрома. Сохранение и уважение к истории авиации и нашей страны в целом в год юбилея Победы в Великой Отечественной войне особенно ценно и важно для молодого поколения авиаторов, которому Виктор Дмитриевич прививал правильное отношению к выбранному делу и понимание ответственности за выполняемую работу.

Редакции портала AVIA.RU, национального авиационного журнала «Крылья Родины» и Международного авиационно-космического журнала «Авиасоюз» выражают искренние соболезнования родным, близким и коллегам выдающегося Человека. Мы всегда будем его помнить.


Згировская Е.Д.



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer