← Назад

Главная История ПамятьПамяти Виктора Дмитриевича Кузнецова

11 января 2022 года / Згировская Е.Д. / Aviation EXplorer

8 января 2022 года на 77-м году ушёл из жизни Виктор Дмитриевич Кузнецов - потомственный авиастроитель, заместитель начальника Главного управления проектирования и капитального строительства Министерства авиационной промышленности СССР, председатель Совета директоров АО «Авиапром».

Виктор Дмитриевич принимал участие и руководил строительством промышленных комплексов по выпуску авиационной техники в Москве, Ульяновске, Ташкенте, Киеве и других городах Советского Союза; обеспечивал создание производственных мощностей по выпуску космического корабля «Буран». Участвовал в развитии авиационной промышленности России, в частности, в разработке новых перспективных федеральных целевых программ, связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Рожденный в Победном мае 1945 года Виктор Дмитриевич внес большой вклад в сохранение исторической памяти о деятельности всех поколений отечественных покорителей неба — ученых, конструкторов, организаторов производства воздухоплавательной, авиационной и авиационно-космической техники. По его инициативе и при активном участии АО «Авиапром» во взаимодействии с предприятиями отрасли подготовило и издало четырехтомную серию книг по истории авиационной промышленности России.

Руководство Акционерным обществом он умело сочетал с активной общественной деятельностью, являясь председателем Проблемного совета по развитию производственной, экспериментальной и лабораторно-стендовой базы НТС Министерства промышленности и торговли РФ и членом Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии России. О жизни Виктора Кузнецова рассказывает Национальный авиационный журнал «Крылья Родины».

Виктор Дмитриевич Кузнецов родился 20 мая 1945 года в семье рабочих авиационного завода №41. Виктор, вероятно, названный в честь Победы, продолжил авиационную династию, начав свой трудовой путь на этом же авиапредприятии, куда после 8 класса пошел электромонтером. В 1964 году директор завода, Алексей Яковлевич Сигачев направил Кузнецова учиться на факультет промышленного и гражданского строительства МИСИ им. В.В. Куйбышева. Продолжил свою трудовую деятельность Виктор Кузнецов на том же заводе, именуемом тогда ММЗ «Авангард», в 1969 году уже инженером-строителем. Как дипломированный специалист, начинал мастером, чуть позже — прорабом УКСа завода. В 1974 году, в неполных 30 лет, Кузнецова назначили начальником строительного цеха, еще через три года — начальником ОКСа завода.

В 1982 году Виктор Кузнецов перешел в МАПО им. П.В.Дементьева заместителем генерального директора по капитальному строительству. Но на предприятии сложилась сложная обстановка, и в 1986 году он даже собирался уйти из отрасли. Но по совету и рекомендации гендиректора МАПО Николая Федоровича Никитина перевелся в НПО «Наука», где проработал год и за это время построил новый корпус и жилые дома, благодаря которым буквально растаяла очередь работников на жилье.

 «Он всегда, в любых производственных и жизненных ситуациях, стремится взвешенно все проанализировать и без эмоциональных нахлесток принимать наиболее оптимальные варианты решений», — говорил соратник Виктора Кузнецова президент Ассоциации «Союза авиационного двигателестроения» (АССАД) Виктор Чуйко, занимавший в Министерстве авиационной промышленности СССР (Минавиапром, МАП) пост заместителя министра.

Виктор Кузнецов прекрасно владел информацией, был способен к анализу и понимал историю развития советского авиастроения, и из НПО «Наука» его в 1987 году забирают в Минавиапром на должность заместителя начальника VI Главного управления МАП — он обеспечивал координацию проектно-строительных работ в 22 организациях тяжелого самолето- и вертолетостроения, в том числе ОКБ Туполева, Ильюшина, Антонова, Бериева, Миля и Камова. В 1988 году он становится заместителем начальника Главного управления проектирования и капитального строительства — Кузнецову доверено курировать и контролировать качество всего строительства в отрасли от производственных зданий более сотни предприятий и жилья до объектов социальной инфраструктуры (детские сады, поликлиники) и рекреационных зон (базы и лагеря отдыха).

 «За плечами Виктора Дмитриевича большая трудовая деятельность — ему знаком труд простого рабочего-электромонтера, инженера-строителя и руководителя организаций строительного профиля крупных предприятий. Вся его жизнь связана со славной историей отечественного авиастроения. Большой опыт и знания позволили ему проявить себя ответственным руководителем, способным в различных экономических условиях принимать нестандартные решения, ставить и решать задачи государственной важности», — говорил генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», куратор Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России Борис Обносов.

 В 1994 году, когда Виктор Дмитриевич вернулся в авиацию, практически прекратилось бюджетное финансирование производства гражданской авиационной техники. В непростые для всей страны 1990е годы авиапром переживал невероятный спад производства, сокращался государственный оборонный заказ. Созданное тогда открытое акционерное общество «Авиационная промышленность» (ОАО «Авиапром», в 1991-1993 годах — Россоюз «Авиапром») было ориентировано на решение общеотраслевых задач в интересах более 300 производственных и научных предприятий и организаций авиационной промышленности России и других стран СНГ, Балтии, являющихся его учредителями и акционерами.

 «"Авиапром" был создан в тревожные для России 90-е годы. Непростое время в лидеры из своей среды вывело Виктора Дмитриевича Кузнецова не случайно. Именно ему было предложено возглавить вновь созданный ОАО «Авиапром». С первых шагов Виктор Дмитриевич возглавил работу по глубокому анализу сложившейся ситуации в авиастроении и выработке конкретных мер, которые помогли бы решению накопившихся проблем в авиационной отрасли», — отмечает Виктор Чуйко.

 Кузнецову предстояло налаживать работу предложенной Минфином системы уполномоченных банков по организации взаиморасчетов долговых обязательств заказчика перед производителем авиационной техники. Вскоре предприятия отрасли в регионах начали получать из московских банков наличные деньги на заработную плату. В 1999 году началось 100% финансирование «Программы развития гражданской авиационной техники России до 2000 года». Виктор Кузнецов и специалисты ОАО «Авиапром» лично принимали активное участие в подготовке утвержденных в 2001 году президентом России «Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года», и разработке ФЦП «Реформирование и развитие ОПК на 2001-2010 годы».

 Вначале 2000х годов под руководством Кузнецова, занимавшего пост заместителя генерального директора, группа специалистов ОАО «Авиапром» готовила нормативно-правовые нормативно-технические документы отраслевого значения в области регулирования авиационной деятельности в экспериментальной авиации (ЭА) в части, касающейся аэродромной базы авиационной промышленности.

  «Ему удалось сохранить летную службу, которая проводит мониторинг по аэродромам наших самолетных заводов. И все делает для того, чтобы работа на них была безопасной, чтобы оборудование на этих аэродромах соответствовало современным требованиям безопасности. Самолеты, которые поступят в эксплуатацию, должны летать в этих новых условиях», — подчеркивает экс-замминистра МАП Виктор Чуйко.

 За два года команда специалистов провела объективную оценку технического состояния аэродромов, разработала, согласовала и ввела в действие приказом министра промышленности и торговли РФ «Нормы годности аэродромов ЭА» и «Руководство по эксплуатации аэродромов ЭА». Эти документы стали юридической нормой, определившей основные требования к аэродромам экспериментальной авиации при проектировании, строительстве и эксплуатации. Специалисты «Авиапрома» также разработали Программу развития аэродромной базы авиационной промышленности, вошедшую в ФЦП «Развитие ОПК на период до 2020 года».

 Виктору Кузнецову, как члену межведомственной комиссии по реформированию ОПК России, приходилось также защищать системные проекты и пакеты учредительных документов холдинговых компаний и корпораций, существующих и сегодня в авиационной промышленности. С момента основания Виктор Дмитриевич также входил в Совет по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. «Достигнутые заметные результаты и заслуги в развитии одной из основных отраслей промышленности нашей страны явились результатом проявления и правильного применения неординарных способностей, надежности, врожденных качеств лидера Виктора Дмитриевича как борца и новатора, его умения сплотить коллектив и настроить его на решение задач, которые ставит время», — говорил член Коллегии ВПК РФ Андрей Ельчанинов.

 В 2008 году на пенсию уходит глава «Авиапрома» Константин Николаевич Казеннов и предлагает Кузнецову занять свое место. Виктора Дмитриевича решением собрания акционеров ОАО «Авиапром» утверждают генеральным директором — этот пост он занимал до 2019 года, когда стал председателем Совета директоров АО. В 2008 году он возглавляет отраслевой Проблемный совет № 1 «Производственная, экспериментальная и лабораторно-стендовая база авиационной промышленности» НТС Минпромторга России.

 «Многое из того, что все же мы смогли сделать в эти годы для авиации, зависело и от работы Виктора Дмитриевича Кузнецова — генерального директора «Авиапрома». Проектное дело — это лакмусовая бумажка наличия дела — от идеи до воплощения. Если есть дело — есть потребность и в проектах. И именно в эти годы выстроенная системность в работе — от постановки задачи, до обеспечения контроля и отчетности позволили наращивать объем, усиливать специализацию, расширять виды деятельности. Фактически мы определили себя в структуре дорогого для нас Минавиапрома», — считает генеральный директор «Казанского Гипронииавиапрома» Борис Тихомиров.

 АО «Авиапром» знает свои предприятия, их возможности и потребности, и может определить, какие средства и куда нужно вложить для их наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач, начиная на стадии разработки и до принятия ФЦП, поэтому мониторинг Федеральных целевых программ, связанных с авиацией, является одной из важных задач организации. Специалисты «Авиапрома» консультируют профильное министерство и Объединенную авиастроительную корпорацию по вопросам авиационного строительства и выпуска авиатехники, осуществляя комплексное информационное обеспечение и, совместно с ведущими проектными институтами отрасли, анализирует и разрабатывает наиболее оптимальные направления и методы развития материально-технической базы предприятий и интегрированных структур авиационной промышленности

 «Работа Виктора Дмитриевича на посту руководителя ОАО «Авиапром» непростая. «Авиапром» не имеет командно-распределительных функций. Но здесь сосредоточены профессионализм и серьезны практический опыт, на базе которого Виктор Кузнецов анализирует ситуацию и предлагает проведение соответствующих мероприятий. У него прекрасные контакты с Минпромторгом, ВПК РФ. Эти контакты помогают ему в реализации стратегических планов в области авиастроения. Виктор Дмитриевич смог организовать такую команду, которая вместе с ним проводит постоянный мониторинг состояния в авиастроении. На основании этого анализа предлагает конструктивные предложения по возрождению в авиастроении», — рассказывал президент АССАД Чуйко.

 «Авиапром» и его специалисты отвечают за качество работ в полном объеме, так как хорошо знают всех выполняющих их подрядчиков и субподрядчиков. Среди партнеров организации отечественные и зарубежные фирмы, производители оборудования, и институты, прямые контакты с которыми позволяют, как устранить конфликт интересов, так и увеличить эффективность работ.

 «Виктор Дмитриевич все усилия направил на то, чтобы филиалы «Авиапрома», которые были разбросаны по всей необъятной территории бывшего СССР, приобрели самостоятельность и объединили свою работу под единым началом. Объемы деятельности на всех направлениях на порядок возросли. Значительная их доля пришлась на реконструкцию в техническом перевооружении», — говорит глава АССАД. В Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Кузнецов являлся членом правления, и с его приходом в состав руководящего органа АССАД стали практически регулярными заседания, посвященные состоянию техперевооружения и выделяемых на него денежных средств.

 На всех постах, которые занимал Виктор Кузнецов, будь то инженерные или руководящие, он демонстрировал окружающим любовь к авиации. Велик его личный вклад и в сохранение исторической памяти о деятельности отечественных ученых, конструкторов, организаторов производства воздухоплавательной, авиационной и космической техники — под его редакцией были изданы четыре тома энциклопедии авиапрома. Сохранение и уважение к истории авиации и нашей страны в целом в год юбилея Победы в Великой Отечественной войне особенно ценно и важно для молодого поколения авиаторов, которому Виктор Дмитриевич прививал правильное отношению к выбранному делу и понимание ответственности за выполняемую работу.

Редакции портала AVIA.RU, национального авиационного журнала «Крылья Родины» и Международного авиационно-космического журнала «Авиасоюз» выражают искренние соболезнования родным, близким и коллегам выдающегося Человека. Мы всегда будем его помнить.


Згировская Е.Д.


URL: http://www.aex.ru/docs/1/2022/1/11/3346/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.