- Борис Петрович, Вы работаете ректором уже 15 лет! Кто были Ваши предшественники, руководители МИИГА – МГТУ ГА?
- Прежде всего, хотел бы отметить, что история Московского института инженеров гражданской авиации берет свое начало гораздо раньше 1971 г., а именно в 1948 г., когда в Москве был открыт учебно-консультационный пункт Киевского института Гражданского воздушного флота – КИГВФ (с 1965 г. – Киевский институт инженеров гражданской авиации – КИИГА) для студентов-заочников, работавших в Московском авиационном узле. В октябре 1951 г. этот УКП был преобразован в Московское заочное отделение КИГВФ, размещавшееся на территории бывшего аэровокзала на Ленинградском проспекте. Отделение возглавил участник Великой Отечественной войны, опытный организатор М.А. Рыжевский. В сентябре 1961 г. Московское заочное отделение было преобразовано в Московский филиал КИГВФ по заочному обучению.
Первым ректором МИИГА стал Иван Семенович Голубев, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего образования РСФСР. Им впервые было создано новое научное направление – «эффективность технических систем и процессов». Именно И.С. Голубеву принадлежит основная заслуга в формировании высококвалифицированного кадрового состава института, в организации полноценного учебного процесса и научной деятельности, в становлении авторитетных научных школ, в создании учебной авиационной технической базы, строительстве учебно-лабораторного комплекса института и жилых домов для его работников. В эти годы осуществляются первые выпуски инженеров для гражданской авиации, открываются новые направления подготовки инженеров для отрасли, создаются диссертационные советы, защищаются первые кандидатские и докторские диссертации.
В 1983-2007 гг. вуз возглавлял Владимир Георгиевич Воробьев, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, один из ведущих ученых в области эксплуатации авиационной техники, профессор. Он внес значительный вклад в разработку методологии и принципов построения автоматизированных систем контроля, диагностики и прогнозирования технического состояния авиационного оборудования для различных этапов эксплуатации. Под руководством Владимира Георгиевича МИИГА получает статус университета и становится Московским государственным техническим университетом гражданской авиации (МГТУ ГА). При нем открываются новые кафедры, появляются современные направления подготовки, и с начала нулевых годов вуз начинает превращаться в крупный образовательный комплекс, научная деятельность которого выходит далеко за рамки подготовки специалистов.
- А как складывались отношения с Вашими предшественниками?
- Понимание и доверие возникло сразу. Скажу без ложной скромности, преподавательской деятельностью занимаюсь с 1988 г., параллельно основной работе. В авиационный вуз пришел после 8 лет работы на командно-руководящих должностях в авиакомпании «Аэрофлот», для коллектива Университета не стал человеком «со стороны». Владимир Георгиевич Воробьев остался работать в Университете, несколько лет руководил кафедрой технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, а затем трудился профессором, передавал свой огромный и ценный опыт молодежи.
С Иваном Семеновичем Голубевым мы встречались неоднократно, я часто приезжал в МАИ, где он работал. Когда отмечали 40-летие МГТУ ГА, бывшие ректоры смогли приехать, принять участие в торжествах. Мы втроем вручали награды отличившимся членам коллектива. Эти замечательные люди, прекрасные организаторы и ученые сделали, в свое время, очень много для родного Университета и гражданской авиации. К сожалению, Ивана Семеновича Голубева уже нет с нами. Как нет и В.Я. Потемкина, Ю.П. Дарымова, А.М. Горяшко, Б.Е. Панюкова, И.Ф. Васина, Е.И. Шапошникова. Именно с этими выдающимися авиационными руководителями я очень много общался, не стеснялся советоваться с ними в непростых ситуациях…
- Что главное, на Ваш взгляд, удалось реализовать для развития вуза за прошедшие 15 лет: учебный процесс, инфраструктура, международное сотрудничество, связь с авиапредприятиями, развитие филиалов Университета и др.?
- С первых дней работы пришлось решать очень много непростых и разноплановых задач. Во-первых, организационно-правовых и кадровых. Решением Правительства Российской Федерации к Университету в качестве филиалов последовательно присоединялись Рыльский, Кирсановский, Егорьевский и Троицкий колледжи. Затем из трех юридических лиц: Иркутского филиала МГТУ ГА, Иркутского авиационного колледжа и Авиационного учебного центра, в то время входившего в структуру Росавиации, был организован один из мощнейших филиалов МГТУ ГА, объединивший все формы обучения (высшее, среднее профессиональное и дополнительное) в единую систему. Сейчас создана эффективно работающая система, вертикально интегрированный университетский комплекс, в нем средний возраст профессорско-преподавательского состава составляет 51 год. Поверьте, это было не так просто сделать. Такая оптимизация пришлась не по нраву тем, кто привык работать по старинке, «спустя рукава».
Во-вторых, радикальное обновление компьютерного «парка», оборудования учебно-лабораторной базы, создание электронной образовательной среды. Знаковым событием стало приобретение и ввод в строй новейших инженерных тренажеров Airbus и Boeing. Тоже весьма непростая история. Как ни странно, были противники и этого процесса, писали жалобы в различные инстанции, порождая бессмысленные проверки…
Зато сейчас в Москве, Иркутске, и Егорьевском колледже им. В.П. Чкалова есть отличные тренажеры, которые успешно используются в подготовке авиационных специалистов.
В-третьих, надо было восстановить работу Диссертационного совета, его деятельность, к сожалению, была в то время приостановлена. И эта задача была выполнена. Отмечу, что в настоящее время Диссертационный совет МГТУ ГА успешно работает. Обновлен состав, куда вошли лучше ученые. Совет принимает защиты кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и космической техники». Только за последние четыре года подготовлено 50 кандидатов и докторов наук.
В-четвертых, к этому времени общемировой тенденцией стало развитие международных отношений. В план развития Университета было заложено установление прочных партнерских связей с ведущими университетами и организациями Европы и Азии, а также с государствами в области целевой подготовки иностранных граждан. Количество иностранных студентов достигло небывалых рекордов.
Даже с учетом текущей сложной обстановки международное сотрудничество не сократилось, мы имеем прочные связи с университетами и авиапредприятиями Азии, Африки и Китая. К нам продолжают поступать абитуриенты из дружественных стран.
В-пятых, пришлось серьезно заниматься изрядно изношенной инфраструктурой учебного заведения.
Как в Москве, так и в регионах начался ремонт учебных корпусов, столовых, общежитий. Все это стоит денег, которые не так-то просто «выбить». Благодаря помощи нашего учредителя – Росавиации удается справляться и с этой проблемой. Все это не замедлило сказаться на основных направлениях деятельности вуза: учебно-методической и научной работе.
- Известно, что МГТУ ГА каждый учебный год предлагает своим абитуриентам новые программы и направления подготовки. А что нового подготовил Университет для абитуриентов в приемную кампанию 2022 г.?
- В рамках обновленной Стратегии развития до 2030 года все образовательные программы, реализуемые в Университете, актуализированы с учетом требований работодателей. Приемная кампания МГТУ ГА в 2022 г. открыла уникальные возможности для абитуриентов поступить на первый в вузах России профиль «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» направления подготовки 25.03.03 «Аэронавигация», а также на новые для вуза профили: «Надзор и контроль техносферной безопасности на воздушном транспорте» направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», и «Интеллектуальные системы обработки и анализа данных» направления подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». Итого: три новые, ранее никогда не реализовывавшиеся программы и профили. Из года в год растет количество бюджетных мест, выделяемых вузу. В 2022 году прием вырос на 20%.
- Каковы основные направления научной деятельности в Университете, в том числе с вовлечением в этот процесс студенчества?
- Основной вектор направлений научной деятельности МГТУ ГА, конечно же, задают предприятия-разработчики и эксплуатанты гражданской авиационной техники. Мы стараемся оставаться в тренде заданных тенденций и всесторонне поддерживаем, прежде всего. прикладную науку. Так, 95% наших исследований – это прикладные научные работы, 5% приходится на поисковые и фундаментальные работы.
Также мы выполняем контракты по доработке и модернизации агрегатов и систем, разработке методических материалов для организации работы специалистов по обслуживанию авиационной техники «на местах». Важнейшим аспектом для МГТУ ГА является привлечение к науке молодежи.
В Университете проводится конкурс грантов Ученого совета МГТУ ГА, направленный на поддержание фундаментальных и прикладных исследований. За последние пять лет грантовую поддержку из собственных средств университета получили более 60 студентов.
С 2010 г. Университет ежегодно проводит Студенческую научно-техническую конференцию, направленную на активизацию и популяризацию молодежной науки. Научными руководителями и экспертами конференции выступают ученые из профессорско-преподавательского состава Университета. Только за последние пять лет на конференции с докладами выступило свыше 2,5 тыс. студентов, более 300 лучших докладов опубликованы в сборниках научных трудов.
Ежегодно научно-педагогические работники и студенты Университета принимают участие в более 100 конференциях и конкурсах, среди которых есть международные, всероссийские, ведомственные. Призерами различных конкурсов за пять лет стали свыше 70 студентов МГТУ ГА.
- Как Вы оцениваете сегодня место Университета в отечественной системе подготовки авиационных специалистов, его роль, в том числе для авиатранспортной отрасли?
- Моя оценка, естественно, будет субъективной, но факты говорят сами за себя. Сейчас МГТУ ГА – это огромный, живой социально-экономический организм, живущий в шести регионах России с центром в Москве, около 15 тыс. постоянного и переменного состава. В каждом филиале-колледже есть собственные аэродромные площадки с реальными пассажирскими самолетами, правда не летающими, а использующимися в качестве тренажеров. В полной мере имеются в наличии тренажеры и макеты действующей аэродромной спецтехники и различного оборудования, учебно-авиационные центры, авиационно-технические базы, общежития, учебные корпуса, спортивные комплексы. Командно-руководящий состав вуза прилагает все усилия, чтобы университетский комплекс продолжал работу ритмично и планомерно, готовил кадры для авиационной отрасли. Об этом говорит очень высокий процент трудоустройства.
- Борис Петрович, как Вы видите перспективы развития Университета с учетом поступления в эксплуатацию новых воздушных судов, в том числе с гибридными двигателями, внедрения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), альтернативных видов авиаГСМ и т. д.?
- Модернизация образовательной деятельности, приведение образовательных программ всех уровней в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей, реализация новых образовательных программ под «профессии будущего», модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности, развитие международного научного сотрудничества, цифровизация образования и ключевых бизнес-процессов транспортных университетов и многое другое.
Как я уже отметил, МГТУ ГА – это образовательный комплекс, имеющий мощную техническую базу, а также сильный профессорско-преподавательский коллектив. Вуз очень глубоко интегрирован в отрасль, и мы постоянно «сверяем часы» с ее развитием.
Залогом высококвалифицированной подготовки является тесное сотрудничество с ведущими компаниями нашей страны. Специалисты предприятий приезжают в Университет с лекциями и мастер-классами, студенты проходят практики в авиакомпаниях «Аэрофлот», S7, «Азимут», «ЮТэйр», в центрах ТОиР «А-Техникс», S7 Engineering, аэропортах Шереметьево, Домодедово и Внуково, региональных хабах, например, в Платове, в Госкорпорации ОрВД. Список наших партнеров по всей России очень длинный, ведь мы прекрасно понимаем, что обучить современного авиационного инженера можно только дав ему возможность непосредственно принять участие в рабочем процессе.
Например, открылся аэропорт Платов в Ростове-на-Дону – в Ростовском филиале МГТУ ГА мы открыли очное обучение по программам подготовки высшего образования. Трендом современного мира стали БПЛА – мы открыли Технопарк беспилотных летательных аппаратов и уже упомянутую выше программу подготовки «Эксплуатация беспилотных систем», причем не только в Москве, но и в трех филиалах-колледжах. Совсем недавно, в ноябре 2022 г., Управлением летной эксплуатации Росавиации утверждена первая в России программа подготовки специалистов авиационного персонала (внешних пилотов) по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Эта программа была разработана в МГТУ ГА.
Начнется серийное производство МС-21 с отечественными двигателями ПД-14 – к этому времени мы готовы будем обучать инженеров по работе с новыми машинами. Получен доступ к технической документации этого воздушного судна, на 2023 г. запланирован выпуск целого перечня учебно-методических пособий.
Появятся электрические самолеты в нашей стране или альтернативные авиаГСМ – кафедры эксплуатации электросистем и авиатопливообеспечения будут готовы приступить к работе.
- Борис Петрович, какие проблемы в системе подготовки авиаци-онных специалистов требуют решений на федеральном уровне?
- В первую очередь, мы сталкиваемся при реализации новых задач с несовершенством федерального законодательства. То есть, мы готовы обучать студентов, а юридическая система еще не обновила нормы, регулирующие подготовку. Статьи 85-85.1 Закона «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 52-55 Воздушного кодекса Российской Федерации не соотносятся друг с другом. Отсутствие комплексно-юридической корреляции де-юре порождает перераспределение функций в системе исполнительной власти де-факто. Это, в свою очередь, находит отражение в подзаконных и ведомственных актах. Для нас, авиаторов, первичны федеральные авиационные правила. Но существуют акты Минобрнауки и Минпросвещения. Попробуй, не выполни что-либо, тут же подключится Рособрнадзор! Так мы работаем под дождем циркуляров, «между струйками», как в известной шутке. Система транспортного образования вообще, и авиационного в частности, основана и давно работает на четких принципах иерархии и субординации.
Знаете ли, я давно прекратил посещать разного рода семинары-посиделки ректоров вузов Минобрнауки. Надоело слушать рассуждения о «полезности» сотрудничества с работодателями и «необходимости» дополнительного образования. Это всегда было и остается ежедневной практикой для организации учебного процесса в любом учебном заведении гражданской авиации. В частности, в МИИГА–МГТУ ГА – уже более 50-ти лет.
А сейчас «идеологами» от высшего образования предлагается радикально переформатировать систему подготовки. Более того, эти научные изыскания щедро субсидируются! Предлагается: два года – «общий» бакалавриат, два года – «углубленный», два года – магистратура. Интересно, как в рамках программы «общего» бакалавриата «Аэронавигация» два года готовить специалиста по входящим в нее различным профилям «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте», «Управление воздушным движением» или «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»? Учебные планы профилей могут совпадать от силы на 25-30%, не более. Есть еще одна «новелла» – «индивидуальная образовательная траектория»: студент может посещать те занятия в рамках образовательной программы, которые ему больше нравятся. Какого специалиста можно получить на выходе? Комментарии здесь, как говорится, излишни…
Мы могли бы ускорить развитие Университета и еще больше повысить качество подготовки специалистов, однако для этого требуется помощь государства и авиапредприятий в обновлении материально-технической базы, более четкое прогнозирование потребностей рынка кадров и, исходя из этого, конкретные запросы на подготовку инженеров того или иного профиля.
- Борис Петрович, благодарю Вас за содержательное и информативное интервью.
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"