← Назад

Главная История ИнтервьюЗа полвека – три ректора!

22 декабря 2022 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer

Более 50 лет назад, 16 апреля 1971 г., было принято Постановление Совета Министров СССР «Об организации Московского института инженеров гражданской авиации». На его основании 17 мая 1971г. был издан приказ министра гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева, которым предписывалось организовать с 1 июня 1971г. на базе Московского филиала Киевского института инженеров гражданской авиации (КИИГА) Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) для подготовки инженерных кадров по дневной и заочной формам обучения. Об истории ВУЗа, его руководителях, сегодняшнем дне и перспективах развития рассказывает ректор теперь уже Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) Борис Елисеев.

Елисеев Борис Петрович
Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА), Заслуженный юрист России, доктор юридических наук.

- Борис Петрович, Вы работаете ректором уже 15 лет! Кто были Ваши предшественники, руководители МИИГА – МГТУ ГА?

Прежде всего, хотел бы отметить, что история Московского института инженеров гражданской авиации берет свое начало гораздо раньше 1971 г., а именно в 1948 г., когда в Москве был открыт учебно-консультационный пункт Киевского института Гражданского воздушного флота – КИГВФ (с 1965 г. – Киевский институт инженеров гражданской авиации – КИИГА) для студентов-заочников, работавших в Московском авиационном узле. В октябре 1951 г. этот УКП был преобразован в Московское заочное отделение КИГВФ, размещавшееся на территории бывшего аэровокзала на Ленинградском проспекте. Отделение возглавил участник Великой Отечественной войны, опытный организатор М.А. Рыжевский. В сентябре 1961 г. Московское заочное отделение было преобразовано в Московский филиал КИГВФ по заочному обучению.

Первым ректором МИИГА стал Иван Семенович Голубев, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего образования РСФСР. Им впервые было создано новое научное направление – «эффективность технических систем и процессов». Именно И.С. Голубеву принадлежит основная заслуга в формировании высококвалифицированного кадрового состава института, в организации полноценного учебного процесса и научной деятельности, в становлении авторитетных научных школ, в создании учебной авиационной технической базы, строительстве учебно-лабораторного комплекса института и жилых домов для его работников. В эти годы осуществляются первые выпуски инженеров для гражданской авиации, открываются новые направления подготовки инженеров для отрасли, создаются диссертационные советы, защищаются первые кандидатские и докторские диссертации.

В 1983-2007 гг. вуз возглавлял Владимир Георгиевич Воробьев, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, один из ведущих ученых в области эксплуатации авиационной техники, профессор. Он внес значительный вклад в разработку методологии и принципов построения автоматизированных систем контроля, диагностики и прогнозирования технического состояния авиационного оборудования для различных этапов эксплуатации. Под руководством Владимира Георгиевича МИИГА получает статус университета и становится Московским государственным техническим университетом гражданской авиации (МГТУ ГА). При нем открываются новые кафедры, появляются современные направления подготовки, и с начала нулевых годов вуз начинает превращаться в крупный образовательный комплекс, научная деятельность которого выходит далеко за рамки подготовки специалистов.

- А как складывались отношения с Вашими предшественниками?

Понимание и доверие возникло сразу. Скажу без ложной скромности, преподавательской деятельностью занимаюсь с 1988 г., параллельно основной работе. В авиационный вуз пришел после 8 лет работы на командно-руководящих должностях в авиакомпании «Аэрофлот», для коллектива Университета не стал человеком «со стороны».  Владимир Георгиевич Воробьев остался работать в Университете, несколько лет руководил кафедрой технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, а затем трудился профессором, передавал свой огромный и ценный опыт молодежи.

С Иваном Семеновичем Голубевым мы встречались неоднократно, я часто приезжал в МАИ, где он работал. Когда отмечали 40-летие МГТУ ГА, бывшие ректоры смогли приехать, принять участие в торжествах. Мы втроем вручали награды отличившимся членам коллектива. Эти замечательные люди, прекрасные организаторы и ученые сделали, в свое время, очень много для родного Университета и гражданской авиации. К сожалению, Ивана Семеновича Голубева уже нет с нами. Как нет и В.Я. Потемкина, Ю.П. Дарымова, А.М. Горяшко, Б.Е. Панюкова, И.Ф. Васина, Е.И. Шапошникова. Именно с этими выдающимися авиационными руководителями я очень много общался, не стеснялся советоваться с ними в непростых ситуациях…

- Что главное, на Ваш взгляд, удалось реализовать для развития вуза за прошедшие 15 лет: учебный процесс, инфраструктура, международное сотрудничество, связь с авиапредприятиями, развитие филиалов Университета и др.?

С первых дней работы пришлось решать очень много непростых и разноплановых задач. Во-первых, организационно-правовых и кадровых. Решением Правительства Российской Федерации к Университету в качестве филиалов последовательно присоединялись Рыльский, Кирсановский, Егорьевский и Троицкий колледжи. Затем из трех юридических лиц: Иркутского филиала МГТУ ГА, Иркутского авиационного колледжа и Авиационного учебного центра, в то время входившего в структуру Росавиации, был организован один из мощнейших филиалов МГТУ ГА, объединивший все формы обучения (высшее, среднее профессиональное и дополнительное) в единую систему. Сейчас создана эффективно работающая система, вертикально интегрированный университетский комплекс, в нем средний возраст профессорско-преподавательского состава составляет 51 год. Поверьте, это было не так просто сделать. Такая оптимизация пришлась не по нраву тем, кто привык работать по старинке, «спустя рукава». 

Во-вторых, радикальное обновление компьютерного «парка», оборудования учебно-лабораторной базы, создание электронной образовательной среды. Знаковым событием стало приобретение и ввод в строй новейших инженерных тренажеров Airbus и Boeing. Тоже весьма непростая история. Как ни странно, были противники и этого процесса, писали жалобы в различные инстанции, порождая бессмысленные проверки…

Зато сейчас в Москве, Иркутске, и Егорьевском колледже им. В.П. Чкалова есть отличные тренажеры, которые успешно используются в подготовке авиационных специалистов.

В-третьих, надо было восстановить работу Диссертационного совета, его деятельность, к сожалению, была в то время приостановлена. И эта задача была выполнена. Отмечу, что в настоящее время Диссертационный совет МГТУ ГА успешно работает. Обновлен состав, куда вошли лучше ученые. Совет принимает защиты кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и космической техники». Только за последние четыре года подготовлено 50 кандидатов и докторов наук.

В-четвертых, к этому времени общемировой тенденцией стало развитие международных отношений. В план развития Университета было заложено установление прочных партнерских связей с ведущими университетами и организациями Европы и Азии, а также с государствами в области целевой подготовки иностранных граждан. Количество иностранных студентов достигло небывалых рекордов.

Даже с учетом текущей сложной обстановки международное сотрудничество не сократилось, мы имеем прочные связи с университетами и авиапредприятиями Азии, Африки и Китая. К нам продолжают поступать абитуриенты из дружественных стран.

В-пятых, пришлось серьезно заниматься изрядно изношенной инфраструктурой учебного заведения.

Как в Москве, так и в регионах начался ремонт учебных корпусов, столовых, общежитий. Все это стоит денег, которые не так-то просто «выбить». Благодаря помощи нашего учредителя – Росавиации удается справляться и с этой проблемой. Все это не замедлило сказаться на основных направлениях деятельности вуза: учебно-методической и научной работе.

- Известно, что МГТУ ГА каждый учебный год предлагает своим абитуриентам новые программы и направления подготовки. А что нового подготовил Университет для абитуриентов в приемную кампанию 2022 г.?

В рамках обновленной Стратегии развития до 2030 года все образовательные программы, реализуемые в Университете, актуализированы с учетом требований работодателей. Приемная кампания МГТУ ГА в 2022 г. открыла уникальные возможности для абитуриентов поступить на первый в вузах России профиль «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» направления подготовки 25.03.03 «Аэронавигация», а также на новые для вуза профили: «Надзор и контроль техносферной безопасности на воздушном транспорте» направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», и «Интеллектуальные системы обработки и анализа данных» направления подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». Итого: три новые, ранее никогда не реализовывавшиеся программы и профили. Из года в год растет количество бюджетных мест, выделяемых вузу. В 2022 году прием вырос на 20%.

- Каковы основные направления научной деятельности в Университете, в том числе с вовлечением в этот процесс студенчества?

Основной вектор направлений научной деятельности МГТУ ГА, конечно же, задают предприятия-разработчики и эксплуатанты гражданской авиационной техники. Мы стараемся оставаться в тренде заданных тенденций и всесторонне поддерживаем, прежде всего. прикладную науку. Так, 95% наших исследований – это прикладные научные работы, 5% приходится на поисковые и фундаментальные работы.

Также мы выполняем контракты по доработке и модернизации агрегатов и систем, разработке методических материалов для организации работы специалистов по обслуживанию авиационной техники «на местах». Важнейшим аспектом для МГТУ ГА является привлечение к науке молодежи.

В Университете проводится конкурс грантов Ученого совета МГТУ ГА, направленный на поддержание фундаментальных и прикладных исследований. За последние пять лет грантовую поддержку из собственных средств университета получили более 60 студентов.

С 2010 г. Университет ежегодно проводит Студенческую научно-техническую конференцию, направленную на активизацию и популяризацию молодежной науки. Научными руководителями и экспертами конференции выступают ученые из профессорско-преподавательского состава Университета. Только за последние пять лет на конференции с докладами выступило свыше 2,5 тыс. студентов, более 300 лучших докладов опубликованы в сборниках научных трудов.

Ежегодно научно-педагогические работники и студенты Университета принимают участие в более 100 конференциях и конкурсах, среди которых есть международные, всероссийские, ведомственные. Призерами различных конкурсов за пять лет стали свыше 70 студентов МГТУ ГА.

- Как Вы оцениваете сегодня место Университета в отечественной системе подготовки авиационных специалистов, его роль, в том числе для авиатранспортной отрасли?

Моя оценка, естественно, будет субъективной, но факты говорят сами за себя. Сейчас МГТУ ГА – это огромный, живой социально-экономический организм, живущий в шести регионах России с центром в Москве, около 15 тыс. постоянного и переменного состава. В каждом филиале-колледже есть собственные аэродромные площадки с реальными пассажирскими самолетами, правда не летающими, а использующимися в качестве тренажеров. В полной мере имеются в наличии тренажеры и макеты действующей аэродромной спецтехники и различного оборудования, учебно-авиационные центры, авиационно-технические базы, общежития, учебные корпуса, спортивные комплексы. Командно-руководящий состав вуза прилагает все усилия, чтобы университетский комплекс продолжал работу ритмично и планомерно, готовил кадры для авиационной отрасли. Об этом говорит очень высокий процент трудоустройства.

- Борис Петрович, как Вы видите перспективы развития Университета с учетом поступления в эксплуатацию новых воздушных судов, в том числе с гибридными двигателями, внедрения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), альтернативных видов авиаГСМ и т. д.?

Модернизация образовательной деятельности, приведение образовательных программ всех уровней в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей, реализация новых образовательных программ под «профессии будущего», модернизация научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности, развитие международного научного сотрудничества, цифровизация образования и ключевых бизнес-процессов транспортных университетов и многое другое.

Как я уже отметил, МГТУ ГА – это образовательный комплекс, имеющий мощную техническую базу, а также сильный профессорско-преподавательский коллектив. Вуз очень глубоко интегрирован в отрасль, и мы постоянно «сверяем часы» с ее развитием.

Залогом высококвалифицированной подготовки является тесное сотрудничество с ведущими компаниями нашей страны. Специалисты предприятий приезжают в Университет с лекциями и мастер-классами, студенты проходят практики в авиакомпаниях «Аэрофлот», S7, «Азимут», «ЮТэйр», в центрах ТОиР «А-Техникс», S7 Engineering, аэропортах Шереметьево, Домодедово и Внуково, региональных хабах, например, в Платове, в Госкорпорации ОрВД. Список наших партнеров по всей России очень длинный, ведь мы прекрасно понимаем, что обучить современного авиационного инженера можно только дав ему возможность непосредственно принять участие в рабочем процессе.

Например, открылся аэропорт Платов в Ростове-на-Дону – в Ростовском филиале МГТУ ГА мы открыли очное обучение по программам подготовки высшего образования. Трендом современного мира стали БПЛА – мы открыли Технопарк беспилотных летательных аппаратов и уже упомянутую выше программу подготовки «Эксплуатация беспилотных систем», причем не только в Москве, но и в трех филиалах-колледжах. Совсем недавно, в ноябре 2022 г., Управлением летной эксплуатации Росавиации утверждена первая в России программа подготовки специалистов авиационного персонала (внешних пилотов) по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Эта программа была разработана в МГТУ ГА.

Начнется серийное производство МС-21 с отечественными двигателями ПД-14 – к этому времени мы готовы будем обучать инженеров по работе с новыми машинами. Получен доступ к технической документации этого воздушного судна, на 2023 г. запланирован выпуск целого перечня учебно-методических пособий.

Появятся электрические самолеты в нашей стране или альтернативные авиаГСМ – кафедры эксплуатации электросистем и авиатопливообеспечения будут готовы приступить к работе.

- Борис Петрович, какие проблемы в системе подготовки авиаци-онных специалистов требуют решений на федеральном уровне?

В первую очередь, мы сталкиваемся при реализации новых задач с несовершенством федерального законодательства. То есть, мы готовы обучать студентов, а юридическая система еще не обновила нормы, регулирующие подготовку. Статьи 85-85.1 Закона «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 52-55 Воздушного кодекса Российской Федерации не соотносятся друг с другом. Отсутствие комплексно-юридической корреляции де-юре порождает перераспределение функций в системе исполнительной власти де-факто. Это, в свою очередь, находит отражение в подзаконных и ведомственных актах. Для нас, авиаторов, первичны федеральные авиационные правила. Но существуют акты Минобрнауки и Минпросвещения. Попробуй, не выполни что-либо, тут же подключится Рособрнадзор! Так мы работаем под дождем циркуляров, «между струйками», как в известной шутке. Система транспортного образования вообще, и авиационного в частности, основана и давно работает на четких принципах иерархии и субординации.

Знаете ли, я давно прекратил посещать разного рода семинары-посиделки ректоров вузов Минобрнауки. Надоело слушать рассуждения о «полезности» сотрудничества с работодателями и «необходимости» дополнительного образования. Это всегда было и остается ежедневной практикой для организации учебного процесса в любом учебном заведении гражданской авиации. В частности, в МИИГА–МГТУ ГА – уже более 50-ти лет.

А сейчас «идеологами» от высшего образования предлагается радикально переформатировать систему подготовки. Более того, эти научные изыскания щедро субсидируются! Предлагается: два года – «общий» бакалавриат, два года – «углубленный», два года – магистратура. Интересно, как в рамках программы «общего» бакалавриата «Аэронавигация» два года готовить специалиста по входящим в нее различным профилям «Организация бизнес-процессов на воздушном транспорте», «Управление воздушным движением» или «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»? Учебные планы профилей могут совпадать от силы на 25-30%, не более. Есть еще одна «новелла» – «индивидуальная образовательная траектория»: студент может посещать те занятия в рамках образовательной программы, которые ему больше нравятся. Какого специалиста можно получить на выходе? Комментарии здесь, как говорится, излишни…

Мы могли бы ускорить развитие Университета и еще больше повысить качество подготовки специалистов, однако для этого требуется помощь государства и авиапредприятий в обновлении материально-технической базы, более четкое прогнозирование потребностей рынка кадров и, исходя из этого, конкретные запросы на подготовку инженеров того или иного профиля.

- Борис Петрович, благодарю Вас за содержательное и информативное интервью.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"


Илья Вайсберг


URL: http://www.aex.ru/docs/1/2022/12/22/3403/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.