Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Аналитический обзор

К старым проблемам прибавились новые

Тезисы к вступительному слову на 7-м форуме «Крылья России», 7 октября 2009 года


10 октября 2009 года / Чибирев Е.Е. / Aviation EXplorer
 

Евгений Чибирев
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)

Эксперт "Aviation EXplorer"

Мы проводим этот форум в 7-й раз. Но за все семь лет обстановка в гражданской авиации России никогда не была столь сложной. Решение старых проблем затянулось, а к ним прибавились и новые:

- уровень модернизации отрасли неоправданно низок.
- запредельные таможенные пошлины на наиболее востребованные самолеты зарубежного производства остались прежними.
- номенклатура отечественного парка не пополняется. Уже в этом году многие авиакомпании остановят эксплуатацию российских ВС.
- количество аэропортов неуклонно, из года в год, снижается.
- концентрация полетов в МАУ продолжает расти.
- государственные инвестиции в основном сосредоточены всего лишь в нескольких аэропортах.
- механизм привлечения частных инвестиций не отработан. Отсюда деградация сети региональных и местных воздушных перевозок.
- качество услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий, падает, а стоимость их растет. И уж во всяком случае, практика поиска компромиссов между производителями монопольных услуг и их потребителями отсутствует (в то время как весь остальной авиационный мир ею активно пользуется).
- уровень подготовки кадров обеспечивающих профессий из года в год снижается. Рост производительности труда сдерживается — нередко искусственно или по недоразумению.

Все это в целом делает почти незаметной успешную реализацию интересных и очень нужных для гражданской авиации проектов. Собственно, для подсчета успешных проектов за годы рыночных преобразований достаточно пальцев одной руки. А все остальные либо провалились, что мы можем наблюдать в последние два года, либо успешное завершение их реализации под большим вопросом.
 
Причем у нас нет проблем с описанием происходящих (или происшедших) событий. У нас проблемы с их анализом. То есть, нет ответа на главные вопросы: почему и что помешало, что делать дальше.
 
Недавно я получил приглашение поучаствовать в одной дискуссии. Была предложена тема для выступления. Звучит она примерно так: что для кого — бизнес для бизнеса, или бизнес для клиента? Не думаю, что подобная альтернатива актуальна для конкурентной части отечественной гражданской авиации. А вот вопрос что для кого: чиновник для бизнеса или бизнес для чиновника и в последнее время повысил свою значимость.
 
Справедливости ради, хотелось бы обратить внимание на положительную, на наш взгляд и в этом смысле, позицию департамента госполитики в области ГА МТ РФ. Именно она позволила провести в жизнь два (по меньшей мере) очень важных нормативных акта: ФАП «Подготовка и выполнение полетов» и наиболее приближенную к вызовам времени редакцию приказа МТ № 139 « О режиме рабочего времени и времени отдыха летного состава». Однако и здесь не обошлось без огрехов. Сейчас в авиакомпаниях по инициативе ДГП ГА идет активная экспертная работа по отбору документов прошлых лет, необходимость в отмене которых назрела (или перезрела). В принципе налицо отказ от косметически-вербальной имитации реформ. Посмотрим, что будет дальше.

Всё вышеупомянутое в значительно меньшей степени относится к практике работы аппаратов Росавиации и Росаэронавигации. Хотя и здесь возможны изменения. Однако в целом необходимо отметить, что во многом потеряна энергия того «драйва», который был характерен для аппаратов Федеральной авиационной службы и ФСВТ.

 
Я специально не останавливаюсь на конкретных вопросах состояния авиаперевозок. Оно шокирующее. Это факт. Уровень спада в разы превышает аналогичные показатели в развитых странах. Надо прямо сказать, что отрасль находится на грани выживания. В последнее время АЭВТ систематически публикует, в том числе на сайте ATO.RU и в бюллетене «Авиационный рынок», обзоры по этой тематике: за 2008 г., за первую половину 2009 г., комментарии к итогам работы за 7 мес. Намереваемся делать что-то подобное ежемесячно. Однако к одному вопросу я хотел бы привлечь внимание участников нашего заседания.

Речь идет о создании механизма помощи авиапассажирам, пострадавшим от финансовой несостоятельности авиаперевозчиков. По оценкам экспертов АЭВТ, сегодня на международном уровне нет никакой действующей нормативно-правовой базы, непосредственно касающейся практической реализации этого вопроса. Правда, опять же справедливости ради, надо отметить, что известны несколько вариантов поиска (всего лишь поиска) эффективных средств финансового обеспечения авиаперевозок.

 
Авиакомпании АЭВТ считают нецелесообразным внесение изменений в законодательство РФ в части введения дополнительной финансовой ответственности авиаперевозчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки, так как ответственность авиаперевозчика уже определена нормами действующего законодательства и вытекает из заключенных договоров на авиаперевозку. Следует особо подчеркнуть, что вывод из оборота любых сумм в любое время, а в период кризиса особенно, является неразумным, поскольку резко снижает финансовую устойчивость большинства российских авиакомпаний.
 
В то же время и у авиакомпаний АЭВТ нет единого мнения относительно имеющих место предложений, в т.ч. и Минтранса. В каком-то далеко не обязательном смысле, как вариант страхования ответственности, ими высказывается компромиссная идея введения государственного централизованного комиссионного сбора с каждого проданного билета и перечисление денежных средств в бюджет или в крайнем случае на счет специально создаваемого фонда. Последнее является менее предпочтительным в силу неясности функций и сложности управления средствами. По нашему мнению в реальных условиях вполне достаточно мер, предусмотренных приказом Минтранса от 13.01.09 № 4.

Вместе с тем, для того чтобы не допустить причинения ущерба пассажирам, при ухудшении финансового положения авиакомпаний можно воспользоваться мировым опытом прохождения финансового оздоровления в рамках процедуры банкротства. Для этого необходимо внести в главу IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изменение, отражающие процедуры банкротства авиапредприятий по аналогии с разделом «Защита от кредиторов» Кодекса о банкротстве США, которым воспользовались ряд ведущих американских авиакомпаний. Суть — любая авиакомпания может расплатиться с долгами, только продолжая полеты. Приостановка ее деятельности спровоцирует резкое увеличение общей суммы задолженности. Безусловно, авиакомпаниям нужна финансовая поддержка, но не в меньшей степени им требуется свобода коммерческих операций, повышающих эффективность их работы.

В период глобального кризиса авиаперевозки находятся в зоне повышенного риска. Правильная оценка его уровня, адекватность антикризисных мер затратам, борьба с кризисом, а не его пережидание — вот что сегодня выходит на первый план. Хочется, чтобы именно этим насущным проблемам и были посвящены доклады и сообщения участников форума. Желаю Вам всем успехов.
 

Чибирев Е.Е.



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer