Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Интервью

Ледниковый период Внуково

Об арктических перевозках из московского аэропорта Внуково и не только


21 октября 2009 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

Если следовать логике Станиславского, то любое путешествие начинается с чемодана. Что уж говорить о таком непростом мероприятии, как арктическая экспедиция или, тем более, обеспечение всем необходимым лагеря в Арктике. Реализовать такой проект день в день ну никак не получается, да и чемоданом здесь не ограничиться. Минимум три-четыре грузовые Ил-76, заполненные, до отказа (но при соблюдении Воздушного Кодекса РФ и всех правил безопасности) доставляют полярникам их нелегкий скарб. Хотя арктические экспедиции стартуют лишь в апреле, именно сегодня началась подготовка к весенней навигации на Северный полюс сезона 2010. Основная организационная работа проходит здесь - в ЗАО «Внуково-Терминал». Руководители этого авиапредприятия по роду деятельности - топ-менеджеры, а по призванию - полярники. Как им удалось в течение 11 лет успешно реализовывать арктический проект и о планах на будущее мы беседуем с генеральным директором ЗАО «Внуково Терминал» Леонидом Бакиным

Бакин Леонид Федорович
Родился в 1943 году в городе Унеча Брянской области. Окончил Брянское техническое училище, Московский автомобильно-дорожный институт. Специальность — инженер по строительству и эксплуатации аэропортов. С 1967 по 1970 год работал инженером, начальником аэродромной службы аэропорта «Черский» ЯАССР. С 1970 по 1973 год — старший инженер, начальник отдела Главного управления Минавтодора РФ. С 1973 по 1979 год — начальник службы, заместитель командира объединённого авиаотряда аэропорта «Черский» ЯАССР. С 1979 по 1988 год — заместитель начальника, начальник аэропорта «Внуково». С 1988 по февраль 1992 года — начальник управления Госавианадзора СССР. С 1992 по 1996 год — заместитель генерального директора АО «Аэрошер-Экспресс» (аэропорт «Шереметьево»). С мая 1996 года — генеральный директор ЗАО «Внуково Терминал». Женат, имеет сына, который продолжил династию и работает инженером по эксплуатации самолётов и двигателей

- Леонид Федорович, проект арктических перевозок требует как серьезных экономических вливаний, так и больших трудозатрат и опыта. Как вам удалось реализовать его и кто Вам помогает? 

- Мы все влюблены в Север. Я - почетный полярник. Председатель Совета директоров нашего авиапредприятия Александр Орлов - Советник специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член Ассоциации Полярников, бывший летчик с огромным опытом перевозок в районах Дальнего Севера.
 
Предприятие ЗАО «Внуково Терминал» работает с 1996 года. До этого времени грузовая служба в аэропорту была абсолютно убыточная. Поэтому ее нам отдали в аренду с большим удовольствием. Должен подчеркнуть, что арктические перевозки - это не профильный для нас род деятельности. Однако мы решили им заняться практически сразу. Не последнюю роль в этом решении сыграла такая легендарная личность как Артур Чилингаров. Судьба нас связала в далеком 1973 году, когда я работал в Черском, и по сей день я горжусь дружбой с уважаемым Артуром Николаевичем, чей 70-ти летний юбилей недавно так широко отмечался в нашей стране и за рубежом. Сейчас он специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике. Хочу ему выразить благодарность за то, что он сумел нас убедить в необходимости такой работы.
 

- Вам есть, чем гордиться сегодня, вам не только удалось «поднять» перевозки на Северный полюс, но и научиться создавать там аэродромы? 

- Это так. При содействии ФАВТ РФ ежегодно мы строим единственную в Арктике ВПП. При этом, безопасность полетов превыше всего. Росавиация контролирует этот процесс и выдает разрешение лишь после того, как мы предоставим, без преувеличения, целый фолиант документов. В ходе всего сооружения ВПП Красноярским управлением по надзору на транспорте ведется контроль за соблюдением всех норм строительства. Когда полоса готова, из Красноярского управления прилетает инспектор, который принимает и сертифицирует эту полосу. И лишь после осуществления технического рейса мы начинаем принимать самолеты с учеными, туристами и их грузами на бортах.
 

- Расскажите о возможностях такой полосы? Какие самолеты на нее способны приземляться? 

- Ил-76, конечно же, на нее не сядет. С его помощью мы осуществляем выброску необходимого для жизнеобеспечения оборудования, запасов топлива и питания. Ежегодно на заранее выбранную специалистами льдину мы сбрасываем около 120 тонн груза, где затем и организуем временный лагерь и ледовый аэродром. Называем мы его база Барнео. Находится она в непосредственной близости от точки Северного Полюса, порядка 80-100 км от нее.
 
Подчеркну, что мы работаем не только во Внуково. Наша логистика предполагает активное использование аэропорта Мурманска. Но всю погрузку там, с разрешения местных аэропортовых служб, мы контролируем самостоятельно, и она осуществляется по разработанной нами методике. На период подготовки ледовой базы Мурманск выделяет для нас отдельные помещения. Поскольку речь идет о парашютном сбросе, второй попытки у нас просто нет, поэтому, не в обиду мурманчанам, работать нам так спокойнее. Участники этих работ без преувеличения не только классные специалисты, но и хорошие наши товарищи, как и мы отчаянно влюбленные в Север. Они как никто другой понимают - ошибок Север не прощает.
 

- По сути, вы летаете на Северный полюс именно из Мурманска? 

- Частично да. Груз, в основном бочки для топлива, отправляем туда из Москвы на машинах. В Мурманске комплектуем их на платформы для сброса, заправляем керосином, помещаем в самолет. Делаем так 3-4 возвратных рейса.
 

- «Ильюшины» для Севера, своего рода палочки-выручалочки, как я понимаю. Так что отечественный авиапром не так уж плох? 

- Безусловно. Этот самолет проверен временем. Неприхотливая и надежная машина. Сегодня для наших нужд, да и для нужд Северных регионов России - незаменимая техника.
 

- Но, вернемся к характеристике полосы базы Барнео и тому, какие самолеты, все-таки, она принимает. 

 - Это полоса, длиной не более 1700 метров, наиболее оптимальна для Ан-74. В этом году мы хотели (но, увы, не получилось) принять и Ан-12. Не это произошло по субъективным причинам, хотя полоса позволяла, ее не ломало в течение всего месяца, и она была очень удачной. Если в следующем году будут такие же погодные условия, то попробуем начать принимать Ан-12 наших коллег и партнеров из авиакомпании «Космос».
 

- А что с иностранной техникой, ваша полоса способна ее обслужить? 

- С трудностями по приемке узкофюзеляжной техники малой вместимости мы не испытывали. В частности, речь идет о самолетах эксплуатируемых NCF (национальный научный фонд США). Ранее они использовали для этого винтовой Hawker. В течение нескольких лет я убеждал их, что наш Ан-74 гораздо лучше, чем их самолет. Теперь, когда они согласились со мной, то остались довольны. Говорят: «какое счастье, что мы стали летать с вами». У Ан-74, в сравнении с их техникой, есть возможность взять на борт больше полезной нагрузки, да и с точки зрения условий, предоставляемых полосой, он менее капризный. Объективно, на таких работах в условиях высоких широт, показатели у «Антонова» лучше.
 
Недавно наши американские коллеги полностью перевели базу из Канады в Лонгиир, где у ЗАО «Внуково Терминал» в аэропорту организован собственный склад. Причем, нам удалось выиграть тендер на оказание этих услуг в аэропорту Лонгиира. В нем участвовали двенадцать претендентов, мы были единственной российской компанией, выбрали именно нас. Те технологии, по которым мы работаем во «Внуково», были перенесены на новую базу. Прием, маркировка, консолидация груза, все делается по стандартам, выработанным нами во Внуково. До 2009 года мы полностью осуществляли весь цикл, связанный с перебрасыванием груза на Северный полюс. Однако сегодня, по причине ужесточения требований по безопасности, в этом процессе исключением стала лишь погрузка груза в самолет. Но и она проводится непосредственно под руководством оператора «Газпромавиа».
 

- Наверняка есть особые требования к летному составу, который перевозит пассажиров и грузы на Северный полюс? 

- Безусловно, это уникальные летчики, которых в стране немного. Практически все они (сотрудники «Газпромавиа») указом Президента России были награждены званиями «Заслуженный пилот», «Заслуженный штурман», «Заслуженный работник транспорта». Также, званием «Заслуженный пилот» награжден Александр Пленкин - вертолетчик, командир летного отряда авиакомпании «Таймыр», неоднократно участвующий в наших экспедициях. Безусловно, это штучные специалисты и уникальные люди.
 
Мне ли этого не знать. Так уж сложилось, что большинство из них - мои друзья и знакомые, учились и работали в Черском, когда я руководил там аэропортом.
 

- Какие ваши планы в области развития арктических перевозок?

 

- С постройкой нового грузового терминала для широкофюзеляжных самолетов во Внуково и реконструкцией здания, в котором мы сейчас находимся, мы надеемся стать одними из первых мире операторов, на ком бы замыкалась авиационная часть арктических и антарктических перевозок. Возможности для этого есть. Мы хотим организовать нечто подобное, что удалось сделать Национальной Антарктической Экспедиции США на их базе в аэропорту Крайстчерч (Новая Зеландия). Под эту деятельность мы планируем выделить часть терминала, который предстоит нам построить. Остальные его площади и ресурсы будут задействованы под грузовую деятельность во благо развития страны, Москвы и аэропорта Внуково.
 
Создав такую площадку, мы станем серьезно конкурировать с американцами. Общая площадь будущего сооружения - около 90 тыс. кв. метров. Почему я заговорил о площадях - оборудование, которое необходимо для таких экспедиций, - специфическое. Это тепловые пушки, средства жизнеобеспечения, средства спасения, хранения топлива, сброса и т.д. Это целая инфраструктура, которая должна обеспечить весь жизненный цикл полярников. Для обработки и подготовки всего необходимого оборудования к очередной отправке, требуется немалое собственное пространство.
 
Сегодня мы уверены, база Барнео необходима России. Напомню, что на встрече участников детской лыжной экспедиции Северный полюс 2009 Мэр Москвы Ю.М. Лужков предложил придать ей официальный статус и сделать одним из административных округов столицы. Не стоит объяснять, что сегмент перевозок на полюса Земного шара - это перспективное направление, престиж страны и вклад в будущее. Не случайно, контроль над ней ведется непосредственно аппаратом Президента РФ. Именно в Москву стекаются экспедиции, которые потом улетают в Арктику. Лишь небольшой поток идет через Санкт-Петербург, но основная авиационная база - здесь. Потому и потенциал развития ЗАО «Внуково Терминал» здесь огромен.
 
В этой связи так же важно отметить явно заметное оживление интереса международного сообщества к вопросам изучения и освоения северных широт. И это происходит не только в области изучения проблем глобального характера, таких как причины изменения климата на Земле, но и в практической области. Не секрет, что Север обладает колоссальными природными запасам, в том числе, и энергетическими ресурсами. Думаем, что рано или поздно Россия включится в гонку освоения ресурсов Севера. Мы будем рады в этой связи не только быть востребованными, но и за счет нашего опыта и наших ноу-хау, не дать руководству страны потерять драгоценное время на «раскачку», иногда, увы, так свойственную нам.  
 

- Вы упомянули о планах ЗАО «Внуково Терминал» постройки нового грузового терминала для широко фюзеляжных самолетов на территории Внуково. А как эти планы соотносятся с общим развитием самого аэропортового комплекса и планами Правительства Москвы. 

- Мы систематически информируем руководство Департамента транспорта и связи Москвы и руководство аэропортового комплекса Внуково о планах своего развития и о проектах с этим связанных. Так сегодня, например, мы работаем над внесением в концепцию развития Внуково трех из них. Два проекта планируем реализовать совместно с Авиакомпанией Правительства Москвы Атлант-Союз. Это проект строительства терминала бизнес авиации и проект строительства грузового комплекса с организацией непосредственно перед ним пяти мест стоянок для ВС типа В747.
 
Отдельным проектом мы планируем реконструировать действующий, арендуемый нами у ОАО «Аэропорт Внуково» грузовой терминал. Хотим переоборудовать его в Центр по обработке мелких партий грузов. Рынок экспресс-перевозок растет, рассчитываем, что такой терминал будет востребован его операторами. Наш оптимизм в этом проекте подкрепляется особой позицией руководства Внуково, уделяющего пристальное внимание росту и развитию грузовой составляющей аэропорта. В этой связи, хотелось бы выразить отдельную благодарность всему руководству аэропортового комплекса Внуково за поддержку и  понимание важности задач, которые ЗАО «Внуково Терминал» ставит перед собой и решает помимо своих основных функциональных обязанностей.
 
Так что мы работаем и с оптимизмом смотрим в будущее. Отдельно и более детально о наших проектах я готов вам рассказать в самом ближайшем будущем. А сейчас, мы вернемся к чемодану. Ведь с него, если следовать логике Станиславского, начинается любое путешествие. Путешествие на Северный Полюс не исключение. Предлагаем и Вам начать собирать свой и, пользуясь случаем, приглашаю вас и ваших читателей достичь северной вершины нашего Земного шара, места по истине уникального.

 


Екатерина Соболь


комментарии (0):








Материалы рубрики

Росавиация
Пассажиропоток аэропортов РФ за 11 месяцев
Вячеслав Грушин
Тенденции развития авиационного рынка России
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - ноябрь 2018 г
АЭВТ
Неутешительные итоги 2018 года
Аэрофлот
Стратегия Группы «Аэрофлот»: 100 млн пассажиров к 100-летию Аэрофлота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - октябрь 2018 г
Олег Клим
Региональная aвиация – системный элемент магистральной инфраструктуры
Чулпан Хаматова
Мили милосердия



Александр Фридлянд
Экономика региональной авиации и развитие авиапарка
Михаил Вахнеев
Об открытии грузового и строительстве второй очереди пассажирского терминала аэропорта "Жуковский"
Юлия Кузьмина
В Стамбуле строится крупнейший авиационный хаб в мире
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - сентябрь 2018 г
Халил Хуснутдинов
О совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности лёгкой авиации в Республике Казахстан
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-сентябре  2017-2018 годов
Пресс-служба президента РФ
Рабочая встреча руководителя Аэрофлота с Президентом России
Александр Фридлянд
О текущей ситуации в экономике авиатранспортного рынка России
Aviation EXplorer
РСПП: о доступе к аэропортовой инфраструктуре и росте цен на авиакеросин
Aviation EXplorer
За нашу «Победу»!
Эдуард Теплицкий
«Азимут» – первый год, полет нормальный
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - август 2018 г
Владимир Карнозов
Трагедия Ил-20
Владимир Горбунов
Анализ перспектив развития низкобюджетных авиакомпаний в современных условиях российской авиатранспортной системы
Павел Пермяков
Наш конек – региональные перевозки
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - июль 2018 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-июле  2017-2018 годов
Сердар Поллыев
Санитарная авиация нижегородской области в период ЧМ18
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - июнь 2018 г
Юлия Кузьмина
Ladies In Red: Новая форма Royal Flight
Андрей Александров
Главная задача – навести медицинский мост
Общественные представители
О ситуации по долгам ВИМ-АВИА
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - май 2018 г
Михаил Вахнеев
Новые объекты аэропорта Шереметьево к ЧМ-18
Юлия Кузьмина
Музыка полета
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - апрель 2018 г
РСПП
О необходимости развития конкуренции в аэропортах РФ
МАА
О возмещении гражданским аэропортам расходов по обслуживанию ВС государственной авиации
Aviation EXplorer
О бюрократических проблемах, препятствующих реконструкции северных аэропортов России
Aviation EXplorer
О коммерциализации деятельности АОН
Ольга Антонова
Российские студенты на международном конкурсе по воздушному праву
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-марте  2017-2018 годов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer