← Назад

Главная Авиация Экспертное мнениеСколько стоит вылет санитарного вертолета

27 ноября 2009 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

В последнее время в обществе активно обсуждается тема возрождения санитарной авиации. В начале ноября российские СМИ распространили радостную весть, в рамках комплексной программы «Обеспечение авиационно-спасательных подразделений МЧС России вертолетной техникой» ОАО «Вертолеты России» поставят к 2020 г. МЧС 185 вертолетов. На первом этапе будет создана группировка из 24 легких вертолетов, на втором – наращивание сил на 80 средних вертолетов и на третьем – окончание формирования за счет приобретения еще 43 средних и 38 легких вертолетов. Всего же по оценке МЧС на создание сети медицинской помощи по всей России нужно около 350 машин.

Неужели наконец-то появилась большая, серьезная программа? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим только три аспекта: унификация парка; масса и габариты воздушных судов; внедрение и эффективность использования.
 
1. Унификация. Сегодня вертолетный парк МЧС включает: 6 Ми-26, 40 Ми-8, 6 Ка-32 и 4 Eurocopter (3 BO105 и ВК117). На 56 единиц техники – пять типов вертолетов. В результате реализации программы  мы получим: на 241 вертолет уже 9 типов (без учета модификаций), 7 производителей вертолетов и 5 производителей двигателей (см. таблицу 1).
 
Таблица 1

Тип вертолета/
двигателя
Взлетная масса, кг./
Диаметр НВ, м.
Производитель вертолета
Производитель
двигателя
ВО105/RR250
2600/9,84
Eurocopter
Rolce-Royce
AW109/Arrius/ PW207C
2850/11
AgustaWestland
Turbomeca
Pratt&Whitney Canada
ВК117/Arriel
3200/11
Eurocopter
Turbomeca
Ансат/PW207K
3300/11,5
КВЗ
Pratt&Whitney Canada
Ка-226Т/Arrius
3400/13
КумАПП, Оренбург
Turbomeca
AW139/PT6C
6400/13,8
AgustaWestland
Pratt&Whitney Canada
Ка-32/ТВ3/ВК2500
11000/15,6
КумАПП
Motor Sic, Климов
Ми-8/ТВ3/ВК2500
13000/21,3
КВЗ, УУАЗ
Motor Sic, Климов
Ми-26/Д-136
49600/32
Роствертол
Motor Sic
Итого производителей: вертолетов – 7, двигателей – 5

Прим. В таблицу попали также AW109 и AW139, МЧС уже обращалось по вопросу приобретения этих вертолетов. 
 
Девять типов – это много или мало? На примере главного редуктора: 9 типов вертолетов – это 9 главных редукторов. Для каждого из них: свои поставщики, своя конструкция (своя кинематика, своя система смазки,  своя система охлаждения), свои особенности эксплуатации, свои наземные средства и приспособления для подъема (без специальной траверсы редуктор ни снять, ни поднять), транспортирования, хранения, обслуживания, ремонта и диагностирования, своя документация (включая электронные продукты) по эксплуатации, учету, нормам расхода, надежности, технологичности и т.д. Автономность базирования (использование санитарных вертолетов предполагается небольшими группами в отрыве от основных баз), вынуждает умножить эти объемы, как минимум, в 1,5 раза.
 
В итоге, все это многообразие свалится и на рядовой персонал, и на руководство. Одним – нужно знать, в какую сторону «гайки крутить», а другим – найти единственно верное решение о восстановлении работоспособности той или иной машины. Отсюда не вынужденные ошибки персонала, неразбериха, перегруженность ненужным ЗИП и простой в ожидании нужных запасных частей и т.д.
 
На вертолетах не только разные главные редукторы и двигатели, но и пневматики, полозья шасси, авионика, специальное оборудование и снаряжение. Даже винты вращаются в разные стороны, командиры сидят на разных креслах (у нас – слева,  у них – справа), различается состав и расположение органов  управления и представления информации и т.д. 
 
У каждого разработчика своя идеология  эксплуатации, то, что можно делать на Ми-8 («все простит»), нельзя делать на AW109 («ничего не простит») и наоборот.
 
Кроме воздушных судов, нужно готовить учебную базу, персонал (переподготовка в десятках центрах подготовки), начальный запас ЗИП, ГСМ, расходных материалов и инфраструктуру. О какой унификации может идти речь? С учетом агрегатов и оборудования, а также ремонтных предприятий число контрагентов возрастает в геометрической прогрессии.
 
Такого количества типов не может себе позволить ни один из видов вооруженных сил США, даже с их-то бюджетом.   
 

Сложная многофакторная задача построения санитарной авиации, усложненная разнотипностью вертолетов, в конечном итоге, неминуемо приведет к необоснованному расходованию бюджетных средств и росту аварийности.

 
2. Массы и габариты. В рамках программы будет поставлено 62 легких вертолета (Ансат и Ка-226Т) и 123 средних (Ми-8 и Ка-32). Ни одного однодвигательного вертолета и ни одного вертолета массой менее 3000 кг. У нас сложилось устойчивое мнение, что у однодвигательных вертолетов аварийность выше, чем у двух двигательных. Изучая статистику безопасности полетов за последние 10 лет гражданских вертолетов США, где однодвигательные вертолеты активно используются в интересах службы медицинской помощи, такой вывод не напрашивается. Среди основных причин гибели медицинских вертолетов далеко не число двигателей силовой установки.  
 
Справка. Независимая научно-исследовательская организация провела опрос 276 медицинских программ в США, Канаде, Европе и Австралии. Из 148 респондентов, которые эксплуатировали 299 вертолетов (99 – однодвигательные, 200 – двух двигательные), 61% использовали только многодвигательные вертолеты, 23% - только однодвигательные и 16% - те и другие.
 
Средняя масса вертолета нашей программы 9080 кг. Для сравнения,  Польша закупает 23 вертолета для санитарной службы (средняя масса 2835 кг.). У нас в 3,2 раза тяжелее! Это значит, польский налогоплательщик не только заплатит в 3 раза меньше за приобретение, но и в течение всего срока службы будет в разы платить меньше за эксплуатацию (содержание и эксплуатация вертолетов обходится в несколько раз дороже, чем их приобретение).
        
Если увеличение взлетной массы потребует увеличения прочности покрытия посадочных площадок, то увеличение габаритных размеров вдвое (диаметр несущего винта Ми-8 – 21,3, ЕС135 – 10,5) ведет к увеличению площади площадки уже в 4 раза, а вместе с увеличением массы топлива (Ми-8 – 2000 л. ЕС135 – 200 л.)  к росту тяжести последствий в случае грубой посадки или аварии.
 
3. Внедрение и эффективность использования. Четырехкратное увеличение численности парка вертолетов ведомства (с 56 до 241) – это более чем серьезная задача. Представьте себе, что из одного полка нужно сформировать сразу четыре. Столь крупные структурные преобразования вместе с появлением новой техники и формированием уже забытого вида вертолетных перевозок потребует притока новых людей, что чревато повышением уровня человеческих ошибок и ростом аварийности. На подготовку летного состава, способного выполнять столь специфические задачи в СМУ, а также технического и управленческого персонала в новом информационном пространстве потребуется несколько лет. Кроме того, столь резкий рост в одном ведомстве на фоне сокращений в другом (армейская авиация должна сократиться на треть) смотрится не столь очевидно. Быть может,  проще и менее болезненнее передавать задачи, а не людей, силы и средства.
 
Что касается инфраструктуры, это самая дорогостоящая составляющая, которая потребует дополнительного расходования немалых средств. На западе стоимость вертолетной площадки (ВП) на крыше госпиталя – 2 млн. евро плюс ежегодные расходы на ее техническое обслуживание и ремонт 26000 евро, наземная ВП обойдется соответственно в 256000 и 1025. В итоге стоимость стандартной программы 1-й транспортной задачи (вылет на место происшествия) составляет 2,6 млн. евро и 3,0 млн. евро ежегодно, программа 2-й задачи (межгоспитальных перевозок) обойдется соответственно в 11,5 млн. евро и 4,1 млн. евро.  
 
Эффективность использования, рассмотрим на примере оренбургского Ка-226. В текущем году выполнено: 81 вылетов, перевезено 37 пациентов. Около 40 часов налета (при условии средняя продолжительность вылета 30 мин.) – это  слишком мало. Коэффициент использования не выше 25%. Вертолет практически простоял на земле. Стоимость перевозки одного пациента (с учетом расходов на амортизацию, техническое обслуживание, расходы на экипаж) не менее 150000 рублей. Низкий налет санитарных вертолетов приводит к увеличению расходов на содержание. Санитарный вертолет должен летать, а не стоять.  Основные показатели использования медицинских вертолетов (см. таблицу 2)
 
Таблица 2 

Наименование
Значение
Среднее число вылетов в год на вертолет
715
Доля вылетов на место происшествия (1-я задача), %
27
Доля вылетов межгоспитальных перевозок (2-я задача), %
73
Средний налет в год на вертолет, ч. 
412
Налет в месяц, ч.
63,4
Доля налета в ночное время, %
35
Среднее время реакции (с момента получения вызова до взлета), мин.
7,6
Средняя дальность полета на задание, км.
77

Мне могут возразить, сама идея использования аварийно-спасательных вертолетов, предполагает упор на дежурство, чем непосредственно на полеты. И, тем не менее, никакая скорость реакции не отменяет законов экономики. Итоги работы зарубежных аварийно-спасательных, медицинских вертолетов разных стран существенно выше (см. таблицу 3).

 Таблица 3

Страна
Число операторов
Число вылетов в 2008 г.
Австрия
4
19227
Нидерланды
4
4092
Германия
8
98445
Чешская Республика
2
3637
Италия
нет данных
Около 40000
США
нет данных
Около 400000

Интенсивность использования вертолетов различается. Если у немецкой ADAC почти 900 вылетов в год на вертолет, то у чешской Delta Systems Air – 250. Однако в Австрии, где этот показатель на уровне 500 вылетов на вертолет,  поднимается вопрос о сокращении с численности аварийно-спасательных вертолетов с 38 до 16!   От лозунгов «даже если мы спасли жизнь одного человека, затраты окупились», нужно как можно быстрее переходить к методикам оценки сравнения воздушного и наземного способов доставки пострадавших, основанные на конечном результате, не на скорости доставки, а на скорости выздоровления пострадавшего, доставленного тем или иным способом. 
 
Повышение эффективности использования вертолетов аварийно-спасательных служб затрагивают не только государственные интересы, но и интересы бизнеса, когда государственная авиация «не отнимает хлеб» у частных компаний (туша пожары в Греции). Кто сказал, что санитарная авиация должна быть заботой государства и за все должен расплачиваться бюджет? Где использование различных форм собственности? Почему вся нагрузка должна ложиться на бюджет, в том числе и неграмотное использование винтокрылой техники?
 
Справка. финансирование медицинских программ: в США – на средства частных госпиталей; в Англии – частные пожертвования (в Лондоне плюс еще крупные спонсоры); в Шотландии и Канаде – государственное финансирование; в Швейцарии – Красный Крест.  
    
Санитарная авиация – забота всего общества. Богатые владельцы вертолетов могли бы оплатить право использования воздушного пространства своим участием в программе санитарной авиации. К сожалению, среди голосов, активно ратующих сегодня за открытие воздушного пространства, не слышно ни одного «воздушного волонтера».
    

В результате реализации программы мы получим разнотипную, тяжелую и потому дорогую технику с высокими государственными расходами на эксплуатацию, необоснованной интенсивностью использования и достаточно болезненным этапом внедрения в эксплуатацию.

 
На мой взгляд, ведомственная авиация должна эксплуатировать не более трех типов вертолётной техники. Аварийно-спасательная служба не предназначена для покрытия всей линейки взлетных масс до 50 тонн (Ми-26) включительно. Частные инвесторы и компании могут приобрести любой вертолет хоть Explorer, хоть Chinook и катать пациентов, а вот бюджетная организация обязана считать деньги налогоплательщиков.
 
Более того, в рамках любой государственной программы закупок, нам необходимо иметь специальную программу унификации техники и программу снижения расходов на эксплуатацию. Программа должна быть построена не по срокам разработки и сертификации нового типа, а по срокам службы (что будем делать с вертолетами, когда начнет падать эффективность использования или заканчиваться срок эксплуатации), т.е. покупая вертолеты, надо думать о механизме ротации будущего парка, системе управления закупками, расходами, страхованием и т.д. Причем программы отдельных ведомств должны быть увязаны словно «сообщающиеся сосуды» (вертолеты в МЧС могут поступать из МО и наоборот),  и не только вертолеты, но и средства ТОиР и обучения, запасы ЗИП и т.д.
 
А пока мы имеем декларацию о намерениях. Однако даже самые благие намерения не освобождают от глубины проработки и широты обсуждения реальной программы. Кроме производителя и будущего владельца/эксплуатанта необходимо привлекать и тех, ради кого все это затевается – заказчика вертолетных услуг. Заказчика не интересует, сколько закупают вертолетов, его интересует сколько стоит каждый вылет! Без стоимости вылета программа приобретения санитарных вертолетов – программа без конечного результата.
 

Евгений Матвеев


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2009/11/27/876/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.