Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Доклад

О Гражданской авиации России и деятельности АЭВТ

Тезисы к докладу на 20-ом Общем собрании АЭВТ 3 декабря 2009г.


13 декабря 2009 года / Чибирев Е.Е. / Aviation EXplorer
 

Евгений Чибирев
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)

Эксперт "Aviation EXplorer"

Когда речь заходит о состоянии отечественной гражданской авиации, ключевым фактором должен быть реализм. Поэтому хотел бы начать своё сообщение с по возможности откровенного обзора положения дел в отрасли. Собственно об этом в последнее время сказано более, чем достаточно. И на разных уровнях, с разной степенью глубины и масштаба. Не могу сказать, что ситуация меняется каждый день, однако изменения происходят. А значит, происходит накопление ранее заявленных тенденций.

Общая характеристика. Гражданская авиация России из кризиса не вышла. Во всяком случае, именно об этом говорят показатели состояния авиаперевозок. Вряд ли можно с гордостью заявлять о снижении темпов падения объёмов перевозок, они продолжают в разы превосходить аналогичные показатели в развитых странах.
 
Примерно такое же, видимо, положение с финансовыми результатами. Точные данные имеются только за первое полугодие. Но думаю, они достаточно характерны.
 
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы от перевозок снизились на 8,3%, расходы – на 7,9%, убыток от перевозочной деятельности составил 3,8 млрд. рублей. Отмечено снижение расходов по статье «Затраты на авиа ГСМ». В то же время возросли затраты на аэропортовое обслуживание, аренду и лизинг ВС, ТОиР. И хотя, вроде бы, топливо подешевело, на самом деле это преобразовалось в повышение стоимости услуг по заправке.
 
Себестоимость 1 ткм составила 31,6 рубля, рост 6,7%. Это показатели первых 6 месяцев. Наверное, сейчас они другие. Вопрос в том, лучше или хуже. Но никаких поводов для оптимизма сегодняшняя ситуация не даёт, хотя бы потому, что авиакомпании, стремясь сохранить своё положение на рынке, демонстрируют радикальное снижение тарифов. Последствия примерно понятны.
 
Продолжает оставаться реальной недоступность кредитов. У крупных авиаперевозчиков (> 1 млн. пассажиров за 11 мес. 2008г.) были надежды на расширение возможностей кредитования в соответствии с Постановлением Правительства от 20 декабря 2008 года № 964 «О порядке предоставления из федерального бюджета в 2008-2009 годах коммерческим банкам субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам кредитования авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленного по договору залога в обеспечение кредита». В июне 2009 года срок его действия продлён до 01.12.10. Однако немногие крупные авиакомпании сумели им воспользоваться. О перевозчиках другого порядка я уже не говорю. Вообще стоимость денег, возросшая за последний год, как минимум, в 3 раза, нанесла серьёзный удар по отрасли. Доходность бизнеса авиакомпаний не позволяет обслуживать дорогие кредиты.
 
Систему реально тряхнуло в прошлом году, налицо стабильность отложенных платежей. По результатам выборочного обследования, проведённого Научно-консалтинговым центром «Аэропрогресс», около 50% перевозчиков находятся в финансово неустойчивом или даже кризисном состоянии, порядка 25% ведут высокоубыточную деятельность.
 
Таможенные пошлины на наиболее востребованные самолёты не изменяются. Справедливости ради следует отметить установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на самолёты вместимостью более 300 и менее 50 мест. Хотя вряд ли это можно признать достаточным для обеспечения конкурентоспособности российских авиакомпаний.
 
В то же время, номенклатура отечественного парка уже давно не обновляется. Ряд авиакомпаний останавливает эксплуатацию российских ВС.
 
Налицо деградация региональных и местных воздушных линий. Тем самым разрушается фундамент авиационных перевозок на громадных территориях. Количество аэродромов достигло минимально критического значения. Растёт концентрация полётов в МАУ.
 
Качество услуг, предоставляемых субъектами естественных и квази монополий, низкое. Административно регулируемые и постоянно растущие в этом секторе цены являются своеобразным аналогом затратных цен плановой экономики. Главным недостатком практики их регулирования является методика учитываемых затрат. Фактические цены в монопольном секторе формируются не на основе функциональных математических моделей (как это принято в других странах), а экспертным путём, на основе расчётов и аргументов самих монополистов.
 
Несмотря на многочисленные заявления, нет заметного продвижения в повышении уровня подготовки кадров.
 
Трудно объективно оценить результативность действительно имевших место изменений в воздушном законодательстве, так как расхождения со стандартами и рекомендуемой практикой ICAO продолжают оставаться весьма значительными.
 
Остаётся высокой, а точнее, наращивается бюрократическая составляющая бизнеса. За последний год это стало особенно заметным. Давление на авиакомпании со стороны органов авиационной администрации существенно увеличилось.
 
Всё чаще от регуляторов слышатся призывы к усилению нерыночных мер воздействия, подавлению конкурентных механизмов, предлагаются неадекватные затратам меры финансового обеспечения. Правильная оценка состояния и насущных проблем перевозчиков, оказание им практической и реальной помощи, к сожалению, не стали предметом повседневной заботы различных ветвей авиационной власти.
 
Общий вывод: выживание отечественного воздушного транспорта находится в зоне высокого риска. Предпринимаемые меры пока не способны решить задачи уменьшения этого риска.
 
А теперь несколько подробнее о наших действиях на этих и других направлениях. Итак, действия и результаты. Выделю, на мой взгляд, главные моменты.
 
1. В текущем году после многолетних усилий, по инициативе и при активном участии авиакомпаний АЭВТ, а также во взаимодействии с ДГП ГА МТ РФ приняты важные документы, связанные с обеспечением безопасности полётов:
-                     ФАП «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации» (приказ МТ РФ от 31.07.09  № 128);
-                     приказ МТ РФ от 06.11.09  № 198 «О признании утратившими силу и не подлежащими применению на территории Российской Федерации ведомственных нормативных правовых актов»;
-                     изменения в приказ МТ РФ от 23.11.05  № 139 «О режиме рабочего времени и времени отдыха лётного состава» (приказ МТ РФ от 15.05.09  № 76).
 
2. Председателю Государственной Думы ФС РФ Грызлову Б.В. направлен одобренный Правлением АЭВТ проект новой редакции ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации», подготовленный совместно ОАО «Аэрофлот» и Институтом государства и права РАН. Проект был направлен в Минздравсоцразвития РФ. Буквально позавчера мы получили из Госдумы ответ Минздравсоцразвития, в котором нас информируют, что предложения АЭВТ министерством не поддерживаются. Ответ ведомства направлен в АК АЭВТ. Над обоснованностью позиции и приведёнными в её защиту аргументами надо подумать.
 
3. По инициативе и целевому обращению АЭВТ в Правительство РФ подвергнут существенной переработке в интересах пользователей проект Федеральных правил использования воздушного пространства. В настоящее время работа над ФП ИВП находится в стадии завершения.
 
4. Активная работа авиакомпаний АЭВТ с ФАС России способствовала завершению подготовки и принятию Постановления Правительства РФ от 22 июля 2009г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».
 
5. Росавиацией сделана попытка (распоряжение от 08.06.2009г. № ГК-100) ограничить возможности авиакомпаний, эксплуатирующих зарубежную авиатехнику, выполнять полёты с отложенными дефектами по перечню минимального оборудования (MEL). По настоянию авиакомпаний АЭВТ решение подверглось переработке.
 
6. Не меньший резонанс в сообществе вызвало распоряжение Росавиации от 20.05.09 № ГК-85 об оборудовании до 01.02.10 всех воздушных судов с максимальной взлётной массой более 5700 кг системами предупреждения столкновений в воздухе. Вследствие многочисленных обращение авиакомпаний АЭВТ, эксплуатирующих советскую авиационную технику, реализация требования перенесена на 01.01.12. Решение по этому вопросу (приказ МТ РФ от 09.11.09  № 199) принято. Идёт завершение его регистрации в Минюсте.
 
7. Выработана и утверждена Правлением Позиция АЭВТ относительно проекта ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни пассажирам». Текст Позиции направлен в Госдуму, аппарат Правительства, Минфин, Минтранс, а так же в СМИ. При поддержке РААКС удалось устранить основные противоречия. В случае реализации законопроекта, по мнению экспертов профильного Комитета АЭВТ, никаких неприемлемых неожиданностей для авиаперевозчиков по сравнению с требованиями 133 статьи ВК РФ пока не предвидится.
 
8. Очень сложные отношения сложились у авиакомпаний с подразделениями ФТС России в части производства таможенного оформления ВС, запасных частей и оборудования, необходимых для проведения ремонта. Многочисленные обращения, как правило, результатов не давали. Однако появление в октябре с.г. письма руководителя ФТС России Бельянинова А.Ю. «О применении положений приказа ФТС России от 19 сентября 2008 года № 1151» дают некоторые основания для предположения, что обстановка, кажется, меняется. Хотя на этот счёт есть разные мнения.
 
9. После обращения в Минтранс России в АЭВТ стали поступать государственные письма ICAO, связанные с необходимостью доведения их требований до эксплуатантов. В настоящее время главный вопрос в том, как эти рекомендации ICAO, одобренные российскими представителями в ней, будут реализованы в национальных правилах.
 
10. После очередного утверждения Перечня воздушных трасс Российской Федерации АЭВТ проинформировала Минтранс России, что пользователи воздушного пространства систематически отмечают недостатки и неудобства при работе из-за несовершенства используемой формы таблиц и ограниченного объёма публикуемой информации. Мы просили при очередном переиздании таблиц Перечня привести формы таблиц в соответствие с АИП РФ и внести в него изменения. Руководство ДГП ГА МТ РФ сообщило нам, что предложения АЭВТ Росаэронавигация планирует реализовать к ноябрю 2009 года. Однако в октябре утверждён новый Перечень, в котором предложения АЭВТ проигнорированы. В настоящее время мы готовим очередное обращение по этому весьма важному вопросу.
 
11. Направлено обращение в Минтранс России о необходимости совершенствования законодательства в отношении недисциплинированных пассажиров. Сейчас поправки в КоАП рассматриваются в ГД ФС РФ. И мы не теряем надежды, что наши предложения будут учтены.
 
12. Новацией этого года явилась подготовка аналитического обзора состояния авиационной безопасности в гражданской авиации. Документ представлен в ГД ФС РФ и Минтранс.
 
13. Не могу не остановиться ещё на одном вопросе.
Речь идёт о создании механизма помощи авиапассажирам, пострадавшим от финансовой несостоятельности авиаперевозчиков.
По оценкам экспертов АЭВТ, сегодня на международном уровне нет никакой действующей нормативно-правовой базы, непосредственно касающейся практической реализации этого вопроса. Известны несколько вариантов поиска средств финансового обеспечения авиаперевозок.
Авиакомпании АЭВТ считают нецелесообразным внесение изменений в законодательство РФ в части введения дополнительной финансовой ответственности авиаперевозчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки, так как ответственность авиаперевозчика уже определена нормами действующего законодательства и вытекает из заключённых договоров на авиаперевозку. Соответствующее Заявление приняло Правление АЭВТ.  
Следует особо подчеркнуть, что вывод из оборота любых сумм в любое время, а в период кризиса особенно, резко снижает финансовую устойчивость большинства российских авиакомпаний.
В последнее время появился ряд новых проектов, предусматривающих изменения в ВК РФ. Суть их сводится к созданию Фонда страхования ответственности, содержащегося на средства авиакомпаний. В принципе это мало чем отличается от предложенного ранее.
Однако почему-то совершенно игнорируется предложение о внесении изменений в главу IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которые будут отражать процедуры банкротства авиапредприятий по аналогии с разделом защиты от кредиторов Кодекса о банкротстве США. Ими воспользовались крупнейшие американские авиакомпании. Суть – любая авиакомпания может расплатиться с долгами, только продолжая полёты. Приостановка её деятельности спровоцирует резкое увеличение общей суммы задолженности.
 
14. В текущем году увеличился объём экспертной работы в Комитетах АЭВТ, рассмотрены и внесены в соответствующие органы замечания и предложения по целому ряду нормативных актов. Это подробно изложено в розданных справочных материалах в разделах «Хроника основных событий АЭВТ» и «Работа Комитетов и Советов Ассоциации».
 
Из материалов видно, что авиационные власти стали больше использовать экспертную базу АЭВТ. Это говорит об изменении отношений между бизнесом и авиационной администрацией. Но только с некоторыми из её ветвей.
 
Вместе с тем, появляются новые структуры, новые люди, которые приносят с собой новые идеи, являющиеся скорее всего отработанным материалом хорошо забытого старого. Но есть и абсолютно свежие идеи. На сайте Росавиации еженедельно вывешиваются сведения о задержках рейсов, где нарушения расписания, судя по всему, относятся к разделу «по вине авиакомпании». Кстати, остаются неясными методика и источники этой информации. Там же размещён рейтинг российских авиакомпаний на соответствие требований SAFA по данным EASA (за период с 24.10.08 по 25.10.09). Рейтинг немедленно стал объектом комментариев различных СМИ. Таким образом, забота о пассажирах на самом деле превращается в антиконкурентную акцию, в кампанию по снижению репутационного капитала авиаперевозчиков. Странная позиция для госоргана, который отвечает за состояние и развитие воздушного транспорта. По мнению авиакомпаний АЭВТ, подобные акции не соответствуют традициям и реалиям мировой (да и отечественной) гражданской авиации.
Продолжаются многолетние рассуждения о консолидации и укрупнении перевозчиков. Уже кажется, сама жизнь доказала, что громадная территория требует значительного количества авиакомпаний. Больших, средних, малых. Только тогда начинает по-настоящему развиваться инфраструктура.
 
В уходящем году исполнительный орган АЭВТ значительно расширил информационное поле, что, собственно, создаёт дополнительные сложности этому докладу. Информационный поток в авиакомпании увеличился, количество респондентов растёт, анализ работы АЭВТ впервые делается каждые полгода, каждый месяц при помощи ТКП (за что наша благодарность) мы даём комментарий к таблицам итогов работы отрасли.
 
Мы традиционно размещаем свои материалы в бюллетене «Авиационный рынок», усилили взаимодействие с журналом «Авиатранспортное обозрение», порталами avia.ru и ato.ru.
 
По ключевым вопросам и проблемам деятельности воздушного транспорта от имени АЭВТ вносятся конкретные предложения в органы законодательной и исполнительной власти. За год в Правительство РФ отправлено 7 обращений, в Госдуму –6, Минтранс – 44, а также в Росавиацию, Росаэронавигацию, ФСНСТ, ФАС, ФСТ и т.д.
 
За год, прошедший со дня предыдущего собрания, в авиакомпании АЭВТ направлено почти 460 электронных сообщений. Они становятся достоянием всех причастных к проблемам.
 
Сегодня мы не можем убедительно спрогнозировать, что готовит нам 2010 год. Ясно одно - он будет для большинства российских авиакомпаний не проще уходящего.
 
Мы надеемся, что авиабизнесу будет оказана реальная поддержка. И не только избранным.
 
Мы надеемся, что никто не будет пропагандировать ликвидацию конкуренции и переход к административным методам регулирования.
Мы надеемся, что предстоящая зима покажет, что запредельные пошлины на наиболее востребованные самолёты – это архаика, не имеющая никакого отношения к технологической модернизации (и модернизации вообще); что исключительные сложности растаможивания - это нонсенс; что формирование цен естественных монополистов нельзя фактически поручать им самим.
 
Мы увеличим усилия по защите интересов эксплуатантов на всех уровнях государственной власти.
 
Мы примем меры по повышению уровня экспертизы проектов новых нормативных актов.
 
Мы должны обеспечить создание благоприятного климата для объединения интеллектуальных возможностей специалистов авиакомпаний.
 
Закончить своё сообщение хочу цитатой из статьи И. Юргенса, председателя Правления Института современного развития, в «Российской газете» за 24 ноября.
 
«Горизонтальная модернизация, то есть прорыв в конкретных отраслях, конечно, в наших условиях дело непростое. Она связана с поиском средств, налогами, расходами бюджета. Однако вертикальная модернизация – снятие административных барьеров, улучшение условий для развития всего бизнеса - не требует дополнительных денег. Её можно запустить хоть завтра».

Чибирев Е.Е.



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3qSd
Здесь http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/dlv/nedorogo/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer