Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Доклад

Итоги работы Росавиации за 2008 год и планы на 2009 год

5 марта 2009 года / Курзенков Г.К. / Aviation EXplorer
 

Доклад Руководителя Росавиации Курзенкова Г.К. на расширенном заседании коллегии Федерального агентства воздушного транспорта по итогам работы за 2008 год и планам на 2009 год

В 2008 году основные усилия в работе Росавиации были направлены на выполнение Федеральных целевых программ, поручений Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта. Мероприятия в рамках функций Агентства, обеспеченные финансовыми ресурсами, выполнены полностью.
 
Осуществляя функции по оказанию государственных услуг Агентство воздушного транспорта содействовало гармонизации интересов общества, авиационного бизнеса и государства по созданию позитивного имиджа отечественной гражданской авиации внутри страны и за рубежом.
 
В 2008 году отечественными авиаперевозчиками перевезено 49,8 миллионов пассажиров, что на 10,4% больше чем в 2007 году.
 
 
Следует отметить, что 54% всего объема перевозок пассажиров выполнили пять авиакомпаний: Аэрофлот, Сибирь, Трансаэро, ГТК Россия, ЮТэйр.
 
 
Объем  перевозок  почты  и  грузов  возрос на  6,4% и составил 779 тысяч тонн.
 

Основной объем грузовых перевозок (65%) выполнен семью авиакомпаниями: Волга-Днепр, ЭйрБриджКарго, Аэрофлот-РА, Аэрофлот-Карго, Сибирь, Полет, Трансаэро.

Вместе с тем, 67% перевозок грузов приходится на долю международных перевозок.

Рост объемов пассажирских и грузовых перевозок связан с появлением новых воздушных линий и увеличением интенсивности полетов на уже существующих маршрутах. В ходе межправительственных переговоров в 2008 году достигнуты существенные успехи в вопросах развития воздушного сообщения между Россией и Китаем, Турцией, Израилем, Украиной, Тунисом, Таджикистаном, Италией, Швейцарией.

Вместе с тем, темпы роста авиаперевозок с января 2009 года замедлились: пассажирских - на 16,7%, а грузовых – на 34,7%.
 
Основными причинами сложившейся ситуации являются:

Во-первых, крайне высокие темпы роста цен на авиатопливо в прошедшем году. Рост составил более 40 % по сравнению с январем 2008 года. Это привело к резкому повышению удельной составляющей цены авиатоплива в себестоимости авиаперевозок и ухудшению финансового положения авиакомпаний.

Сравнение основных показателей работы гражданской авиации январь 2008-2009г.:

Перевозка пассажиров 5 ведущими перевозчиками:Перевозка пассажиров 5 ведущими перевозчиками:

 
Авиапредпрпятие
январь

% к предущему периоду

2008 г.
2009 г.
1

Аэрофлот- российские авиалинии

633 835

636 090

0,4%
2
ТРАНСАЭРО

269 301

250 288

-7,1%
3
Сибирь

425 782

264 024

-38,0%
4
Россия

189 384

169 024

-10,8%
5
ЮТэйр

205 398

169 023

-17,7%
 

Итого по 5 авиакомпаниям

1 723 700

1488 449

-13,60%
 

Уд. вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА,%

55,2%
57,3%
3,70%

Всего по ГА:

Показатель работы по видам сообщений

январь 2008 г.

январь 2009 г.

% роста к соответст. периоду прошлого года
Перевозки пассажиров (чел.)
3 121603
2 599 552
-16,70%
В том числе:
 
 
 

Международные перевозки

1 474 541
1 246 445
-15,5%
Внутренние перевозки
1 647 062
1 353 107
-17,8%
Перевозки грузов и почты (тонн)
55 353,01
36 118,98
-34,70%
В том числе:
 
 
 

Международные перевозки

40 498,58
23 984,87
40,8%
Внутренние перевозки
14 854,43
12 134,11
-18,3%
 

 
Сбои в обеспечении топливом в аэропортах привели к задержкам в отправке нескольких тысяч пассажиров.

Во-вторых, проблемная ситуация с авиакомпаниями альянса Air Union, рядом других авиакомпаний спровоцировала крайне жесткое поведение поставщиков авиатоплива и аэропортов по отношению к авиаперевозчикам. Поставщики выдвигают требования полного погашения имеющейся задолженности авиакомпаний и перехода на работу по предоплате. Данная позиция ставит под угрозу экономику предприятий. Предупреждения от руководства аэропортов об остановке рейсов сегодня становятся стандартной практикой рынка, а это ставит под угрозу стабильность авиаперевозок. Нести ответственность перед пассажирами должны все организации, в том числе и руководство аэропортов. Разбираться по долгам необходимо не в залах ожидания для пассажиров, а на совещаниях в Росавиации, заранее уведомляя о своих проблемах авиационные власти, а также в судах.

Динамика средней стоимости авиакеросина в 2008 году:

(Источник: http://www.favt.ru/ap/ap_gsm/)

В-третьих, сложившаяся ситуация на финансовых рынках практически полностью лишила предприятия отрасли кредитных ресурсов. Авиаперевозки во всем мире являются капиталоемкой отраслью и, в значительной степени, зависят от заемного финансирования. Проводимая ведущими авиакомпаниями страны модернизация парка воздушных судов требовала от них дополнительных ресурсов, которые привлекались в виде банковских кредитов, облигационных займов и других инструментов. Возможности рефинансирования облигационных займов и банковских кредитов на сегодня у авиакомпаний нет, вывод таких средств из текущей производственной деятельности авиакомпаний невозможен. Финансовая ситуация в компаниях сложная. Кризис взаимных неплатежей катастрофически нарастает и здесь необходимо отметить одну деталь. Высокий спрос на авиаперевозки в последние годы, прирост в объеме 18-20% создали некую иллюзию, что это будет продолжаться бесконечно долго. Многие предприятия попали в ловушку, когда желание развиваться в условиях растущего рынка привело к проведению рискованной политики существенного роста заимствований финансовых ресурсов в кредитных учреждениях. В результате произошло опасное, несбалансированное сочетание заемных и собственных средств, что в конечном итоге привело к сегодняшней ситуации.

В тоже время ряд авиакомпаний: «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Якутия» проводили осторожную, взвешенную финансовую политику и не имеют больших задолженностей. Министром транспорта Российской Федерации на совещаниях неоднократно обращалось внимание руководителей авиакомпаний на необходимость обеспечения операционной деятельности, сохранения дееспособной системы в ее нынешнем виде, перехода к методам антикризисного управления.

В целях урегулирования сложившейся ситуации по инициативе Министерства транспорта в Правительстве был проведен ряд совещаний, в работе которых, в том числе, принимали участие руководители предприятий гражданской авиации. По итогам работы совещаний разработан комплекс мер по стабилизации обстановки на предприятиях, осуществляющих пассажирские авиаперевозки.

Часть мер реализована, другая - требует решения Правительства, а остальные, к сожалению, представлены только в поручениях.

Опыт выполнения авиационных перевозок, в том числе и международный, показывает, что рынок сам по себе не способен решить такие проблемы отрасли как ценообразование, затраты и эксплуатационные запросы. Здесь нужна помощь государства. Авиакомпаниям приходится работать в условиях перекошенного баланса спроса и предложения. Ряд предприятий в неконтролируемой конкурентной борьбе с желанием защитить свои маршрутные сети продают билеты по заниженным ценам, увеличивая при этом свои долги.

Уважаемые руководители авиакомпаний и аэропортов, мы все ответственны перед пассажирами. Пора признать, что авиаперевозчики на самом деле скорее являются службами общественного пользования, чем коммерческими компаниями. Нездоровая конкуренция никому не идет на пользу. Мы должны гарантировать пассажирам безопасность, вежливое и своевременное обслуживание и не допустить «кошмара» в перевозках, который наблюдался в процессе выполнения полетов в рамках летнего расписания 2008 года. Так в августе прошлого года практически одновременно было задержано более 20 рейсов. В общей сложности в аэропорту Домодедово отправки ожидали около 2,5 тысячи пассажиров, а еще около тысячи находились в региональных аэропортах.

К сожалению, задержки рейсов продолжаются и в 2009 году. Только за январь текущего года их было 104.

Виновниками задержек являются как авиакомпании, так и аэропорты. Зачастую аэропорты подтверждают авиакомпаниям слоты без учета возможности своевременного обслуживания воздушных судов, а также без учета пропускной способности.

Основными причинами задержек со стороны авиакомпаний стали: неисправность воздушного судна, отсутствие резервного воздушного судна и решение руководства авиакомпании.

В целях сокращения числа задержек, а также предотвращения сбойных ситуаций при формировании регулярных и чартерных полетов, Росавиация дополнительно требует от авиаперевозчиков предоставлять:

 - скорректированные программы с графиком оборота и резервирования воздушных судов;

 - порядок действий в сбойной ситуации с указанием ответственных лиц и привлекаемых дежурных средств;

Кроме того, в заявках на допуск к выполнению международных чартерных программ учитывается количество полетов, выполняемых авиакомпаниями по регулярному расписанию.

Росавиация постоянно осуществляет контроль за деятельностью авиаперевозчиков. Так в течение года были организованы и проведены инспекционные проверки, а также осуществлен инспекционный контроль по различным направлениям деятельности авиакомпаний:

По результатам проведенных Росавиацией проверок у 12 авиаперевозчиков были аннулированы сертификаты эксплуатантов.

 Основными причинами аннулирования сертификатов явились: неспособность эксплуатантов своевременно принимать меры по поддержанию летной годности воздушных судов, нарушения требований по организации их технического обслуживания и ремонта, неудовлетворительная организация летной работы, нарушение эксплуатационных ограничений по перевозке пассажиров, багажа и грузов, неудовлетворительное финансово-экономическое состояние.

Предприятия отрасли продолжают работать в условиях старения парка воздушных судов российского производства. В настоящее время в авиакомпаниях такие воздушные суда составляют 60%.

В условиях отсутствия поступлений современных типов воздушных судов продолжается эксплуатация авиационной техники с продленными ресурсами. Для безопасной эксплуатации таких воздушных судов Росавиацией вводятся ограничения. Введены ограничения на продление ресурсов вертолета Ми-2. Причинами приостановки работ по индивидуальному продлению ресурсов и сроков службы вертолетов Ми-2 являются:

- отсутствие сопровождения эксплуатации вертолетов со стороны изготовителя;

- низкая надежность двигателей;

- проблемы по эксплуатации сигнализаторов противообледенительной системы.

Российские воздушные суда существенно отстают от зарубежных аналогов по технико-экономическим характеристикам, что обуславливает простаивание значительной части российского парка и низкую интенсивность его эксплуатации.

 
Из парка магистральных и региональных самолетов и вертолетов, только 51 воздушное судно российского производства нового поколения. Численность парка воздушных судов иностранного производства составляет 390 единиц. Однако именно на них выполняется более 50% объема перевозок пассажиров.

Объединенная авиастроительная корпорация реализует планы по восстановлению серийного производства современных воздушных судов, но пока темпы строительства новой отечественной авиационной техники остаются низкими и не удовлетворяют спрос авиаперевозчиков.

В 2008 году Росавиацией  организованы и проведены инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности. По результатам инспектирований выписано более 100 инспекторских предписаний. Наиболее серьёзными нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются:

- нарушение  технологической  дисциплины  и  требований технического обслуживания;

-  нарушение межремонтных сроков.

Государственный реестр гражданских ВС России включает более 6 500 ВС,
2 991 из них включены в свидетельства эксплуатантов;

Кроме того, проведены инспекционные проверки организаций технического обслуживания и ремонта авиационной техники. По результатам этих проверок выдано 317 сертификатов соответствия, а сфера деятельности 2 организаций была ограничена.

Принятие мер воздействия к указанному количеству авиаперевозчиков, организаций технического обслуживания воздушных судов и ремонта авиационной техники наглядно показывает, что не все предприятия отрасли работают добросовестно.

Состояние безопасности полетов в Российской Федерации можно охарактеризовать как нестабильное. Всего в 2008 году произошло 14 катастроф, в которых погибло 140 человек. В коммерческой авиации было 8 катастроф, число погибших составило 129 человек, а в авиации общего назначения - 6 катастроф, погибло 11 человек.

 
Одним из объективных показателей уровня безопасности полетов в государстве является сравнение количества катастроф с налетом воздушных судов авиакомпаний.
 
Авиационные происшествия 2008 года:
 
Эксплуатант
Класс события

Тип ВС

Борт, №
Дата
Жертвы эк./пас
ООО «Мурманская авиационная компания»
авария
Ми-2
RA-14094
01.02.2008
0/0
ЗАО «Авиакомпания С парк»
катастрофа
Ми-8МТ
RA-06152
30.03.2008
2/1
ОАО «КДАвиа»
авария
В-737
EI-DON
01.10.2008
0/0
ООО Авиакомпания “ВЕРТИКАЛЬ-Т”
катастрофа
В-737
RA-27019
03.03.2008
3/11
Пермский филиал ООО «Авиапредпиятие «Газпромавиа»
катастрофа
Ми-2а
RA-15732
16.04.2008
2/1
ОАО авиакомпания «Московия»
катастрофа

Курзенков Г.К.



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer