Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Юридическая консультация

Последствия неправильного оформления перевозки опасного груза

Ответ на письмо в редакцию Aviation EXplorer


19 сентября 2009 года / Аксаментов Олег / Aviation EXplorer
 

Олег Аксаментов
Директор Института воздушного и космического права AEROHELP

Эксперт "Aviation EXplorer" по правовым вопросам

Транспортно-экспедиционная компания, как клиент, сдает агенту авиакомпании опасный груз (наличие зажигалок) под видом обычного, при этом службы аэропорта вылета по каким-то причинам данный груз принимают к перевозке. В аэропорту прилета зажигалки взрываются при выгрузке, без последствий, но явный факт нарушения. Какие стороны могут быть привлечены к ответственности и, какие могут быть последствия для них, в рамках законодательства?

Из условий описанной ситуации следуют два вопроса: 1. Кто из сторон должен быть привлечен к ответственности и, 2. Какие последствия ожидают правонарушителя. Два поставленных вопроса связаны между собой, причем ответ на второй вопрос возможен только после ответа на первый.
 
Так, отношения, которые возникают между сторонами по доставке груза из пункта отправления в пункт назначения, по своей правовой природе являются имущественными, а, следовательно, подлежат регулированию нормами гражданского права.
 
Из описанной ситуации видно, что в данных отношениях участвуют как минимум семь сторон, каждая из которых обладает соответствующими правами и обязанностями. Отношения между разными сторонами опосредуются соответствующим им гражданско-правовым договором. Для наглядности, обозначим каждую из сторон буквой:
 
П – Грузоотправитель;
О – Экспедитор;
Р – Агент перевозчика;
Я – Аэропорт пункта отправления;
Д – Перевозчик;
О – Аэропорт пункта назначения;
К – Грузополучатель.
 
Таким образом, динамика движения груза может быть представлена следующим образом: П–О–Р–Я–Д–О–К. Фактическая проблема возникла на участке Д–О (в аэропорту прилета зажигалки взрываются при выгрузке). Однако, причиной этого может быть ненадлежащее исполнение своих обязанностей стороной по любому из договоров, опосредующих отношения с момента сдачи груза Грузоотправителем до начала выгрузки груза в Аэропорту пункта назначения. Разберем их.
 
П–О: договор транспортной экспедиции;
О–Р: договор воздушной перевозки груза. Юридически же возникают отношения О–Д, поскольку Агент действует от имени и за счет Перевозчика;
Р–Я: возможен договор возмездного оказания услуг по обработке груза. Но, как правило, прямых юридических связей между фактическим отправителем и аэропортом, нет. Эти отношения могут быть составной частью отношений Я–Д.
 
Из описанной ситуации видно, что опасный груз был сдан Экспедитором Агенту перевозчика под видом обычного. Экспедитор, в данном случае будет Грузоотправителем – стороной по договору воздушной перевозки груза, а Агент перевозчика – заключает от имени и за счет Перевозчика договор воздушной перевозки груза (отношения О–Р).
 
В соответствии со ст.121 ВК РФ, Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем. Налицо неисполнение Грузоотправителем своей обязанности сообщить Перевозчику сведения о характере груза.
 
Зажигалки (легковоспламеняющиеся предметы), сданные к перевозке воздушным транспортом, являются опасным грузом, а, следовательно, требует особых условий транспортировки. Помимо ст.113 ВК РФ, в Российской Федерации действуют Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации, утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 05.09.2008 №141, детализирующие порядок перевозки данной категории груза (требования к упаковке, маркировке и т.п.) (далее – Правила).
 
По общему правилу, перевозка опасных грузов воздушными судами запрещена, за исключением случаев, указанных в настоящих Правилах и Технических инструкциях (п.13 Правил). Как и большинство норм Правил, данная норма сконструирована по принципу отсылочной нормы.
 
Для перевозки опасного груза требуется дополнительно, помимо грузовой авианакладной, оформить Декларацию грузоотправителя на опасный груз. Лицо, предоставляющее опасные грузы для перевозки воздушными судами, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях, составляет, подписывает и передает эксплуатанту декларацию грузоотправителя на опасный груз, которая содержит информацию, предусмотренную Техническими инструкциями (п.29 Правил).
 
В случае надлежащего исполнения своей обязанности Грузоотправителем по договору в отношениях О–Р (юридически О–Д), возможно было бы предупредить возникшую ситуацию на участке Д–О. Перед вылетом воздушного судна с опасным грузом эксплуатант информирует аэропорт назначения о наличии опасного груза на борту воздушного груза (п.49 Правил).
 
В данном случае, перевозчик, как и Аэропорт пункта назначения, не были извещены надлежащим образом (не знали и(или) не должны были знать) о фактическом характере перевозимого груза.
 
Таким образом, отвечая на первый вопрос, и опираясь исключительно на представленные читателем сведения, приходим к выводу о том, что виновным лицом будет представивший недостоверную информацию о характере сдаваемого к перевозке груза воздушным транспортом - Грузоотправитель (по условиям задачи – Транспортно-экспедиционная компания).
 
Отвечая на второй вопрос, необходимо различать виды юридической ответственности. Для привлечения лица к юридической ответственности, необходимо установить состав правонарушения, как то:
 
- установить факт противоправного действия;
- наличие противоправного результата (причиненного вреда);
- причинная связь между совершенным действием и наступившим результатом;
- вина лица, причинившего вред.
 
Если будет причинен имущественный вред, то лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности по иску потерпевшего. Потерпевшими в этом случае могут оказаться помимо владельца груза, также Перевозчик и Аэропорт пункта назначения.
 
Если же противоправное действие повлечет наступление общественно-опасных последствий, то в данной ситуации допустимо говорить о привлечении лица к административной или к уголовной ответственности. В этом случае необходимы сведения обо всех обстоятельствах дела, дабы избежать ошибки в юридической квалификации состава правонарушения.

Аксаментов Олег


комментарии (0):








Материалы рубрики

Aviation EХplorer
Росавиация: Итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г.
Экспертный совет в области ГА России
О необходимости принятия профессиональных управленческих решений
Мария Уваровская
Стать пилотом - осознанное решение
Ольга Зиновьева
Свой самолет выбирала как девочка - по экстерьеру
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России  в январе 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2019 года
Борис Елисеев
О претензиях транспортной прокуратуры к Троицкому авиационному колледжу



Роман Гусаров
Шереметьево – флагман «концессионного движения» России
Aviation EXplorer
Награждение победителей творческого и научного конкурсов
Aviation EXplorer
«NAIS – 2019»
Екатерина Сороковая
Китайский Новый год в Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г.
Игорь Чалик
О работе современного пилота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - декабрь 2018 г
Росавиация
Пассажиропоток аэропортов РФ за 11 месяцев
Вячеслав Грушин
Тенденции развития авиационного рынка России
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - ноябрь 2018 г
АЭВТ
Неутешительные итоги 2018 года
Аэрофлот
Стратегия Группы «Аэрофлот»: 100 млн пассажиров к 100-летию Аэрофлота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - октябрь 2018 г
Олег Клим
Региональная aвиация – системный элемент магистральной инфраструктуры
Чулпан Хаматова
Мили милосердия
Александр Фридлянд
Экономика региональной авиации и развитие авиапарка
Михаил Вахнеев
Об открытии грузового и строительстве второй очереди пассажирского терминала аэропорта "Жуковский"
Юлия Кузьмина
В Стамбуле строится крупнейший авиационный хаб в мире
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - сентябрь 2018 г
Халил Хуснутдинов
О совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности лёгкой авиации в Республике Казахстан
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-сентябре  2017-2018 годов
Пресс-служба президента РФ
Рабочая встреча руководителя Аэрофлота с Президентом России
Александр Фридлянд
О текущей ситуации в экономике авиатранспортного рынка России
Aviation EXplorer
РСПП: о доступе к аэропортовой инфраструктуре и росте цен на авиакеросин
Aviation EXplorer
За нашу «Победу»!
Эдуард Теплицкий
«Азимут» – первый год, полет нормальный
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - август 2018 г
Владимир Карнозов
Трагедия Ил-20
Владимир Горбунов
Анализ перспектив развития низкобюджетных авиакомпаний в современных условиях российской авиатранспортной системы
Павел Пермяков
Наш конек – региональные перевозки
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - июль 2018 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-июле  2017-2018 годов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer