Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Юридическая консультация

Последствия неправильного оформления перевозки опасного груза

Ответ на письмо в редакцию Aviation EXplorer


19 сентября 2009 года / Аксаментов Олег / Aviation EXplorer
 

Олег Аксаментов
Директор Института воздушного и космического права AEROHELP

Эксперт "Aviation EXplorer" по правовым вопросам

Транспортно-экспедиционная компания, как клиент, сдает агенту авиакомпании опасный груз (наличие зажигалок) под видом обычного, при этом службы аэропорта вылета по каким-то причинам данный груз принимают к перевозке. В аэропорту прилета зажигалки взрываются при выгрузке, без последствий, но явный факт нарушения. Какие стороны могут быть привлечены к ответственности и, какие могут быть последствия для них, в рамках законодательства?

Из условий описанной ситуации следуют два вопроса: 1. Кто из сторон должен быть привлечен к ответственности и, 2. Какие последствия ожидают правонарушителя. Два поставленных вопроса связаны между собой, причем ответ на второй вопрос возможен только после ответа на первый.
 
Так, отношения, которые возникают между сторонами по доставке груза из пункта отправления в пункт назначения, по своей правовой природе являются имущественными, а, следовательно, подлежат регулированию нормами гражданского права.
 
Из описанной ситуации видно, что в данных отношениях участвуют как минимум семь сторон, каждая из которых обладает соответствующими правами и обязанностями. Отношения между разными сторонами опосредуются соответствующим им гражданско-правовым договором. Для наглядности, обозначим каждую из сторон буквой:
 
П – Грузоотправитель;
О – Экспедитор;
Р – Агент перевозчика;
Я – Аэропорт пункта отправления;
Д – Перевозчик;
О – Аэропорт пункта назначения;
К – Грузополучатель.
 
Таким образом, динамика движения груза может быть представлена следующим образом: П–О–Р–Я–Д–О–К. Фактическая проблема возникла на участке Д–О (в аэропорту прилета зажигалки взрываются при выгрузке). Однако, причиной этого может быть ненадлежащее исполнение своих обязанностей стороной по любому из договоров, опосредующих отношения с момента сдачи груза Грузоотправителем до начала выгрузки груза в Аэропорту пункта назначения. Разберем их.
 
П–О: договор транспортной экспедиции;
О–Р: договор воздушной перевозки груза. Юридически же возникают отношения О–Д, поскольку Агент действует от имени и за счет Перевозчика;
Р–Я: возможен договор возмездного оказания услуг по обработке груза. Но, как правило, прямых юридических связей между фактическим отправителем и аэропортом, нет. Эти отношения могут быть составной частью отношений Я–Д.
 
Из описанной ситуации видно, что опасный груз был сдан Экспедитором Агенту перевозчика под видом обычного. Экспедитор, в данном случае будет Грузоотправителем – стороной по договору воздушной перевозки груза, а Агент перевозчика – заключает от имени и за счет Перевозчика договор воздушной перевозки груза (отношения О–Р).
 
В соответствии со ст.121 ВК РФ, Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем. Налицо неисполнение Грузоотправителем своей обязанности сообщить Перевозчику сведения о характере груза.
 
Зажигалки (легковоспламеняющиеся предметы), сданные к перевозке воздушным транспортом, являются опасным грузом, а, следовательно, требует особых условий транспортировки. Помимо ст.113 ВК РФ, в Российской Федерации действуют Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации, утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 05.09.2008 №141, детализирующие порядок перевозки данной категории груза (требования к упаковке, маркировке и т.п.) (далее – Правила).
 
По общему правилу, перевозка опасных грузов воздушными судами запрещена, за исключением случаев, указанных в настоящих Правилах и Технических инструкциях (п.13 Правил). Как и большинство норм Правил, данная норма сконструирована по принципу отсылочной нормы.
 
Для перевозки опасного груза требуется дополнительно, помимо грузовой авианакладной, оформить Декларацию грузоотправителя на опасный груз. Лицо, предоставляющее опасные грузы для перевозки воздушными судами, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях, составляет, подписывает и передает эксплуатанту декларацию грузоотправителя на опасный груз, которая содержит информацию, предусмотренную Техническими инструкциями (п.29 Правил).
 
В случае надлежащего исполнения своей обязанности Грузоотправителем по договору в отношениях О–Р (юридически О–Д), возможно было бы предупредить возникшую ситуацию на участке Д–О. Перед вылетом воздушного судна с опасным грузом эксплуатант информирует аэропорт назначения о наличии опасного груза на борту воздушного груза (п.49 Правил).
 
В данном случае, перевозчик, как и Аэропорт пункта назначения, не были извещены надлежащим образом (не знали и(или) не должны были знать) о фактическом характере перевозимого груза.
 
Таким образом, отвечая на первый вопрос, и опираясь исключительно на представленные читателем сведения, приходим к выводу о том, что виновным лицом будет представивший недостоверную информацию о характере сдаваемого к перевозке груза воздушным транспортом - Грузоотправитель (по условиям задачи – Транспортно-экспедиционная компания).
 
Отвечая на второй вопрос, необходимо различать виды юридической ответственности. Для привлечения лица к юридической ответственности, необходимо установить состав правонарушения, как то:
 
- установить факт противоправного действия;
- наличие противоправного результата (причиненного вреда);
- причинная связь между совершенным действием и наступившим результатом;
- вина лица, причинившего вред.
 
Если будет причинен имущественный вред, то лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности по иску потерпевшего. Потерпевшими в этом случае могут оказаться помимо владельца груза, также Перевозчик и Аэропорт пункта назначения.
 
Если же противоправное действие повлечет наступление общественно-опасных последствий, то в данной ситуации допустимо говорить о привлечении лица к административной или к уголовной ответственности. В этом случае необходимы сведения обо всех обстоятельствах дела, дабы избежать ошибки в юридической квалификации состава правонарушения.

Аксаментов Олег



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»



Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8ENq
https://youdo.com/auto/tireservice/rollingdrives/ - лучшие цены по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer