Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Юридическая консультация

Если вас шантажирует авиакомпания

не спешите отдавать деньги, обратитесь к юристу


2 сентября 2009 года / Олег Аксаментов / Aviation EXplorer
 

Олег Аксаментов
Директор Института воздушного и космического права AEROHELP

Эксперт "Aviation EXplorer" по правовым вопросам

В редакцию Aviation Explorer обратилась читательница с просьбой помочь ей решить неожиданно возникшую проблему. Если коротко, дело обстоит так: некая юридическая фирма, ссылаясь на полномочия, полученные от авиакомпании Air Berlin, требует с неё оплаты стоимости авиабилета, который она забронировала через Интернет, а затем аннулировала бронь. Ей пришлось это сделать, так как платёж с её кредитной карты не проходил. Мы обратились в представительство Air Berlin в России и нам пояснили, что в правилах бронирования сказано: при отказе от брони пассажир штрафуется на сумму равную 100% тарифа, и если она не погасит «долг», то авиакомпания обратится в германский суд и закроет ей въезд в Евросоюз навсегда. Как оказалось, это не единичный случай, Air Berlin периодически рассылает россиянам подобные угрозы. А что на этот счёт говорит закон?

Из изложенных обстоятельств дела возникают два вопроса: 1. Имеет ли перевозчик право требовать оплатить бронь в размере 100% от тарифа; 2. Возможно ли ограничить или закрыть доступ в Евросоюз.
 
Ответ на первый вопрос целиком и полностью лежит в области гражданского права. Вне зависимости от национальной принадлежности перевозчика, правовые нормы, регламентирующие правила заключения договора международной перевозки пассажира одинаковы во всех правопорядках. Договор воздушной перевозки пассажира является консенсуальным договором, что предполагает достижения согласия между сторонами по всем его существенным условиям, после чего договор считается заключенным.
 
Однако, при заключении договора воздушной перевозки пассажира необходимо совершить дополнительное юридическое действие – бронирование. При бронировании стороны обмениваются информацией о существенных условиях самого договора воздушной перевозки пассажира, как то: данные о пассажире, о маршруте, о цене. Завершение бронирования предполагает, что стороны согласовали существенные условия договора, после чего устанавливается некий период времени (Time limit), в течение которого договор должен быть заключен. Бронирование предполагает, что стороны могут заключить договор воздушной перевозки пассажира в будущем, то есть перевозчик держит место для будущего пассажира в течение Time limit. Заключение договора по существующей брони является обязанностью для перевозчика, но не для пассажира.
 
Заключение договора воздушной перевозки пассажира предполагает выписку билета, как на бумажном носителе, так и в электронном виде. И в том и в другом случае, форма билета считается письменной. Билет всегда выписывается после оплаты, поскольку выписка и фактическая выдача билета пассажиру означает, что пассажир выполнил свою обязанность по оплате перевозки. После выписки билета договор считается заключенным и, его возврат возможен в соответствии с национальным законодательством перевозчика. В этом случае, как например в России, помимо норм права, возможно применение внутренних правил применения тарифов перевозчика.
 
При бронировании, возникают некоторые трудности фактического характера. Например, при бронировании через Интернет невозможно идентифицировать личность пассажира. Заполнить необходимые для брони поля может любое лицо, обладающее необходимыми для заключения договора сведениями о пассажире. То есть, пассажир и лицо, бронирующее билет, могут не совпадать. Та же проблема возникает и при оформлении договора на бумажном носителе. Пассажир письменно нигде не дает свое согласие с условиями договора перевозки. Здесь действует предположение – оплачивая билет пассажир соглашается со всеми существенными условиями договора воздушной перевозки пассажира, что на наш взгляд достаточно спорно.
 
Принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что в описанной ситуации пассажиру не грозят никакие имущественные потери, поскольку факт бронирования перевозки еще не означает заключение договора воздушной перевозки пассажира. Вполне вероятно, что данный перевозчик в следующий раз может отказать данному пассажиру в заключении договора, хоть это будет и неправомерно, поскольку договор перевозки пассажира в любом правопорядке считается публичным договором, а следовательно, должен быть заключен с любым лицом обратившимся к перевозчику.
 
Что же касается второго вопроса, то на него ответ достаточно прост. Евросоюз пока еще не является образованием конфедеративного типа. Государственной границы Евросоюза, естественно, нет. Существуют правила визового контроля, что регулируется Шенгенским соглашением. Число стран Евросоюза (27) и стран-участников Шенгенского соглашения (25) не совпадает. Например, Англия не является участницей Шенгентского соглашения, но входит в Евросоюз.
 
Во всяком случае, если перевозчик и инициирует разбирательство, то данный спор будет носить имущественный характер. Доступ же в страны-участницы Шенгенского соглашения может быть ограничен только за нарушения публичного права (административные или уголовные). И даже в этом случае, ограничение на въезд невозможно во все страны Шенгена одновременно.
 
Таким образом, и по второму вопросу по нашему мнению пока нечего бояться. Рекомендуем не реагировать на выпады данного перевозчика. Однако, и запускать ситуацию не следует. Будьте в курсе действий перевозчика.

Олег Аксаментов


комментарии (0):










Материалы рубрики

РСПП
О необходимости развития конкуренции в аэропортах РФ
МАА
О возмещении гражданским аэропортам расходов по обслуживанию ВС государственной авиации
Aviation EXplorer
О бюрократических проблемах, препятствующих реконструкции северных аэропортов России
Aviation EXplorer
О коммерциализации деятельности АОН
Ольга Антонова
Российские студенты на международном конкурсе по воздушному праву
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-марте  2017-2018 годов
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - март 2018 г
Юлия Кузьмина
Авиакомпания «Россия» представила новое меню для пассажиров



Александр Фридлянд
Динамика авиатранспортного рынка, экономика и цены на авиаперевозки
Росавиация
Отчет Росавиации за 2017 год
Юлия Кузьмина
«Победа» стала самой быстро обслуживаемой авиакомпанией России
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - февраль 2018 г
Михаил Вахнеев
В Калугу на «Калуге»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2018 г
Олег Бочаров
О задачах по развитию региональных авиаперевозок
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Итоги Белавиа за 2017 год и планы на будущее
МАА
Об отмене льготы по НДС на услуги в аэропортах
AVIA.RU
Как воспринимают в профессиональном сообществе работу крупнейших аэропортов России
М.Вахнеев, Ю.Кузьмина
Небо начинается с земли. В Москве прошла 5-я выставка и форум NAIS-2018
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-декабрь 2017 гг
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-декабре  2016-2017 годов
Владислав Клочков
«Большие вызовы» для российской авиации
Никита Полонский
«Выход из зоны комфорта – это вызов времени»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-ноябрь 2017 гг
Михаил Вахнеев
«Аэропорты Регионов» - итоги, планы и ЧМ18
Aviation EXplorer
Предварительные результаты деятельности ГА РФ в 2017 году
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-октябрь 2017 гг
Вадим Волков
Аэропортам севера необходимы содействие и поддержка
Роман Гусаров
ФКП «Аэропорты Севера» - 10 лет
Юлия Кузьмина
«Платов» - начало большого движения вперед
Михаил Вахнеев
Hainan Airlines начинает полеты в Москву на Dreamliner
Д.Е. Куделькин
О необходимых мерах по минимизации кризисных явлений в ГА РФ
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-сентябрь 2017 гг
Юлия Кузьмина
Белавиа от кутюр
Илья Кабачник
Страховаться от невылета – дело исключительно добровольное
Александр Фридлянд
Текущая ситуация и тенденции на российском авиатранспортном рынке
Клуб "Опыт"
Заявление организаций ГА о намерении расформировать Общественный Совет при Росавиации
Роман Гусаров
О причинах "парада банкротств" авиакомпаний
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе - августе 2016-2017 годов
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-август 2017 гг

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Экстренная помощь в ремонте машины на дороге - рекомендуют на YouDo.
Смотрите здесь - эвакуатор недорого, смотреть здесь.
Смотрите тут - служба срочной доставки сапсан, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer