Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Юридическая консультация

Если вас шантажирует авиакомпания

не спешите отдавать деньги, обратитесь к юристу


2 сентября 2009 года / Олег Аксаментов / Aviation EXplorer
 

Олег Аксаментов
Директор Института воздушного и космического права AEROHELP

Эксперт "Aviation EXplorer" по правовым вопросам

В редакцию Aviation Explorer обратилась читательница с просьбой помочь ей решить неожиданно возникшую проблему. Если коротко, дело обстоит так: некая юридическая фирма, ссылаясь на полномочия, полученные от авиакомпании Air Berlin, требует с неё оплаты стоимости авиабилета, который она забронировала через Интернет, а затем аннулировала бронь. Ей пришлось это сделать, так как платёж с её кредитной карты не проходил. Мы обратились в представительство Air Berlin в России и нам пояснили, что в правилах бронирования сказано: при отказе от брони пассажир штрафуется на сумму равную 100% тарифа, и если она не погасит «долг», то авиакомпания обратится в германский суд и закроет ей въезд в Евросоюз навсегда. Как оказалось, это не единичный случай, Air Berlin периодически рассылает россиянам подобные угрозы. А что на этот счёт говорит закон?

Из изложенных обстоятельств дела возникают два вопроса: 1. Имеет ли перевозчик право требовать оплатить бронь в размере 100% от тарифа; 2. Возможно ли ограничить или закрыть доступ в Евросоюз.
 
Ответ на первый вопрос целиком и полностью лежит в области гражданского права. Вне зависимости от национальной принадлежности перевозчика, правовые нормы, регламентирующие правила заключения договора международной перевозки пассажира одинаковы во всех правопорядках. Договор воздушной перевозки пассажира является консенсуальным договором, что предполагает достижения согласия между сторонами по всем его существенным условиям, после чего договор считается заключенным.
 
Однако, при заключении договора воздушной перевозки пассажира необходимо совершить дополнительное юридическое действие – бронирование. При бронировании стороны обмениваются информацией о существенных условиях самого договора воздушной перевозки пассажира, как то: данные о пассажире, о маршруте, о цене. Завершение бронирования предполагает, что стороны согласовали существенные условия договора, после чего устанавливается некий период времени (Time limit), в течение которого договор должен быть заключен. Бронирование предполагает, что стороны могут заключить договор воздушной перевозки пассажира в будущем, то есть перевозчик держит место для будущего пассажира в течение Time limit. Заключение договора по существующей брони является обязанностью для перевозчика, но не для пассажира.
 
Заключение договора воздушной перевозки пассажира предполагает выписку билета, как на бумажном носителе, так и в электронном виде. И в том и в другом случае, форма билета считается письменной. Билет всегда выписывается после оплаты, поскольку выписка и фактическая выдача билета пассажиру означает, что пассажир выполнил свою обязанность по оплате перевозки. После выписки билета договор считается заключенным и, его возврат возможен в соответствии с национальным законодательством перевозчика. В этом случае, как например в России, помимо норм права, возможно применение внутренних правил применения тарифов перевозчика.
 
При бронировании, возникают некоторые трудности фактического характера. Например, при бронировании через Интернет невозможно идентифицировать личность пассажира. Заполнить необходимые для брони поля может любое лицо, обладающее необходимыми для заключения договора сведениями о пассажире. То есть, пассажир и лицо, бронирующее билет, могут не совпадать. Та же проблема возникает и при оформлении договора на бумажном носителе. Пассажир письменно нигде не дает свое согласие с условиями договора перевозки. Здесь действует предположение – оплачивая билет пассажир соглашается со всеми существенными условиями договора воздушной перевозки пассажира, что на наш взгляд достаточно спорно.
 
Принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что в описанной ситуации пассажиру не грозят никакие имущественные потери, поскольку факт бронирования перевозки еще не означает заключение договора воздушной перевозки пассажира. Вполне вероятно, что данный перевозчик в следующий раз может отказать данному пассажиру в заключении договора, хоть это будет и неправомерно, поскольку договор перевозки пассажира в любом правопорядке считается публичным договором, а следовательно, должен быть заключен с любым лицом обратившимся к перевозчику.
 
Что же касается второго вопроса, то на него ответ достаточно прост. Евросоюз пока еще не является образованием конфедеративного типа. Государственной границы Евросоюза, естественно, нет. Существуют правила визового контроля, что регулируется Шенгенским соглашением. Число стран Евросоюза (27) и стран-участников Шенгенского соглашения (25) не совпадает. Например, Англия не является участницей Шенгентского соглашения, но входит в Евросоюз.
 
Во всяком случае, если перевозчик и инициирует разбирательство, то данный спор будет носить имущественный характер. Доступ же в страны-участницы Шенгенского соглашения может быть ограничен только за нарушения публичного права (административные или уголовные). И даже в этом случае, ограничение на въезд невозможно во все страны Шенгена одновременно.
 
Таким образом, и по второму вопросу по нашему мнению пока нечего бояться. Рекомендуем не реагировать на выпады данного перевозчика. Однако, и запускать ситуацию не следует. Будьте в курсе действий перевозчика.

Олег Аксаментов


комментарии (0):











Материалы рубрики

Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - август 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-август 2019 г
Роман Гусаров, Юлия Кузьмина
В аэропорту Шереметьево открыта третья ВПП
Александр Фридлянд
Цены на авиаперевозки: реальная динамика и воздействующие на нее факторы
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-июль 2019 г
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
На МАКС-2019 на воздушной «маршрутке»
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Новый аэропорт Саратова «Гагарин» приступил к обслуживанию пассажиров



Сердар Поллыев
Как устроена санитарная авиация в Московской области
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - июнь 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-июнь 2019 г
Роман Гусаров
О ситуации с багажом в аэропорту Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за май 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-май 2019 г
Михаил Вахнеев
Звезды МАКС в «Зарядье»
AVIA*RU Network
Аэропорт Шереметьево имени А.С. Пушкина
Юлия Кузьмина
На одну улыбку дальше
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за апрель 2019 года
Махмут Яйла
Мы не говорим - пассажиры, мы говорим – гости!
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-апрель 2019 г
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - март 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за март 2019 года
Михаил Вахнеев
Презентация грузового комплекса Шереметьево «Москва Карго» представителям китайского бизнеса
Сергей Минигулов
Россия должна летать на Авиации Общего Назначения
Александра Рогач
10 самолётных ливрей с национальными брендами
Елена Жданова
Одна интересная «таможенная история»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-февраль 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в январе/феврале 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2019 года
Aviation EХplorer
Росавиация: Итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г.
Экспертный совет в области ГА России
О необходимости принятия профессиональных управленческих решений
Мария Уваровская
Стать пилотом - осознанное решение
Ольга Зиновьева
Свой самолет выбирала как девочка - по экстерьеру
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России  в январе 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2019 года
Борис Елисеев
О претензиях транспортной прокуратуры к Троицкому авиационному колледжу
Роман Гусаров
Шереметьево – флагман «концессионного движения» России
Aviation EXplorer
Награждение победителей творческого и научного конкурсов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Экстренная помощь в ремонте машины на дороге - рекомендуют на YouDo.
Смотрите здесь - эвакуатор недорого, смотреть здесь.
Смотрите тут - служба срочной доставки сапсан, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer