Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Не играйте с государством в азартные игры

13 декабря 2010 года Государственная корпорация "Ростехнологии" подала два иска в арбитражный суд города Москвы к ОАО "Авиакомпания Москва" на сумму 2,85 млрд. руб.


14 декабря 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

Давайте представим ситуацию: вы останавливаете такси, оно доставляет вас в пункт назначения, а по прибытии вы заявляете таксисту, что он вам должен заплатить за перевозку 500 рублей. Таксист возмущается, зовёт милиционера, а тот говорит – да, всё верно, таксист должен заплатить вам 500 рублей. На первый взгляд, звучит абсурдно. Но в нашем государстве любая, даже самая нелепая и нелогичная ситуация вполне может обрести реальные и, что самое странное, законные очертания.

По сообщению Арбитражного суда города Москвы, 13 декабря 2010 года Государственная корпорация "Ростехнологии" подала два иска в арбитражный суд к ОАО "Авиакомпания Москва" на сумму 2,85 млрд. рублей (2,36 млрд и 493,1 млн. рублей). Вид спора: экономические споры по гражданским правоотношениям. Ранее (в ноябре месяце) был зарегистрирован другой иск «Ростехнологий» на 169,64 млн. руб. по кредиту Газпромбанка к тому же ответчику. Эксперты отрасли, однако, не торопятся с выводами. С одной стороны, инициаторы процесса утверждают, что речь идёт всего лишь  формальной бюрократической процедуре, с другой, все обращают внимание на совпадение по времени подачи данного иска с началом рассмотрения вопроса продажи перевозчика правительством Москвы. 

В «Ростехнологиях» соглашаются, что само наличие таких исков к «Москве» выглядит некорректно. Средства, которые фигурируют в исковых заявлениях изначально были  выделены из бюджета страны и предназначались не госкорпорации, а именно «Атлант-Союзу». Однако ввиду юридических коллизий, авиакомпания из получателя этих средств превратилась в их заемщика. Да, получается, что авиакомпания «задолжала» госкорпорации деньги за работу, которую сама же для неё и выполнила.

Чтобы понять, каким образом сформировалась эта абсурдная задолженность авиакомпании «Москва» (бывшая «Атлант-Союз») перед «Ростехнологиями», обратимся к истории вопроса.

В 2008 году авиакомпания «Атлант-Союз» взяла на себя обязательства рухнувшего альянса «Эйр Юнион» по перевозке пассажиров по уже проданным ранее билетам, и, тем самым, помогла государству избежать социального взрыва в нескольких крупных регионах страны. В апреле 2010 года генеральный директор компании Евгений Бачурин  докладывал Директору Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Соколову М.Ю. о том, что, на основании принятых в Правительстве РФ решений, в целях обеспечения перевозки пассажиров авиакомпаний альянса «Эйр Юнион», авиакомпании «Атлант-Союз» в порядке временного заимствования и под поручительство ГК «Ростехнологи» было выделено 24 тыс.тонн топлива. Вследствие этого (в соответствии с условиями договора с Росрезервом) у Авиакомпании возникли обязательства по уплате за заимствование и возврату указанного объема топлива до 01.08.2009 года. Однако по истечении оговоренных в документах сроков, ни авиакомпания (поскольку ожидала компенсации расходов от Правительства РФ), ни «Ростехнологии» долг не погасили.

В результате «Росрезерв» обратился в суд с исковым заявлением о принуждении упомянутых субъектов погасить долг в 123 млн. руб. и 24 тыс. тонн топлива. Предписание суда было исполнено Ростехнологиями (поручителем), в результате чего теперь уже они превратились в кредитора «Атлант-Союза». Таким же образом «Ростехнологии» погасили и другие долги а/к, возникшие в результате перевозки пассажиров авиакомпании альянса банкрота - AiRUnion (всего порядка 3,6 млрд. рублей).

Частично средства на погашение этих долгов были переведены в Ростехнологии из бюджета РФ. Ответ на вопрос, почему они пошли именно в госкорпорацию, а не «Атлант-Союзу», тоже очевиден – именно «Ростехнологиям» были переданы в управление компании альянса AiRUnion, и именно им было поручено «разруливать» ситуацию с их долгами.

Не лишним будет напомнить и другой немаловажный факт - на тот момент структуры Правительства Москвы и «Ростехнологий» активно взаимодействовали в области создания нового альянса «Росавиа». Предполагалось объеденить авиакомпанию «Атлант-Союз» с авиационными активы Ростеха, поэтому вопрос возможности возникновения долгов одних перед другими в расчет не брался. Когда же проект был признан несостоявшимся, авиакомпании «Атлант-Союз» от несчастливого союза остались существенные долги.

По данным на апрель 2010 года, общий долг Авиакомпании Правительства Москвы, возникший в связи с урегулированием ситуации с альянсом «Эйр Юнион», составляет порядка 5,8 млрд.руб, из которых: 4,4 млрд .руб. подтверждены актами арбитражных судов; 563,2 млн.руб. - проценты по привлеченным кредитам; 200 млн.руб.- выплата заработной платы; 638,9 млн.руб. - оплата лизинговых платежей за ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии». Общий объем обязательств Авиакомпании перед Госкорпорацией «Ростехнологии» составляет 2,8 млрд. руб. без учета задолженности по погашению топливного займа, выданного Росрезервом. После погашения обязательств Авиакомпании Корпорацией в порядке поручительства из денежных средств, выделенных Правительством РФ, сумма непокрытых расходов Правительства Москвы составит около 2,2 млрд. руб. 1,8 млрд. были погашены непосредственно московским правительством. Помимо этого, в обеспечение платежей были выплачены собственные средства «Атлант-Союза» (порядка 0,5 млрд. рублей). Возмещать эти средства Минтранс РФ и Минэкономразвития отказались с формулировкой: отсутствие  «фактически обоснованного подтверждения компенсации израсходованных дополнительных средств».

Юрий Лужков, правда, не терял надежды на возврат денег московского бюджета и намеревался вернуть чуть менее 2 млрд. рублей. С этой просьбой («решить вопрос о компенсации денежных средств в размере 1,8 млрд. рублей, выделенных из бюджета города») он обращался непосредственно к председателю правительства России Владимиру Путину. Интересно, что данные средства Правительство Москвы обещало потратить на закупку самолетов отечественного производства для авиакомпании (напомним, контракт по Ту-204 СМ и Ан-148 с «Ильюшин Финанс Ко.» так и не был окончательно подтвержден). 

 Таким образом, город и авиакомпания Москва не только потратили значительные средства на возмещение долгов AiRUnion , но и оказались в серьезном проигрыше. А авиакомпания Москва и того более - на грани разорения. Ведь если брать в расчет претензии «Ростехнологий», то долги перевозчика сегодня составляют порядка 11 млрд. рублей при годовом обороте в 8 млрд. рублей.

Тем не менее, в госкорпорации не склонны сгущать краски. По словам источника в «Ростехнологиях»: «При формировании годовой отчетности корпорация обязана показать работу с дебиторами. Поэтому иск имеет формальный характер. То есть госкорпорация покажет, что это не «висячая дебиторка». Никто не собирается забирать авиакомпанию за долги. Всем абсолютно понятно, что деньги, которые Ростехнологии внесли за «Атлант – Союз», были получены в качестве госпомощи».

«Проблема заключается в том, что российское законодательство не предусматривает возможность прощения долга, аннулировать долг можно лишь за какие-либо отступные, которые устанавливают стороны. Аннуляция долга должна была быть проведена с использованием ряда финансовых инструментов. Процесс был начат, но не был завершен из-за нерасторопности московского правительства и перестановок в нем», - уточняет спикер. 

И, действительно, в переписке чиновников фигурирует следующее решение - «передать ГК «Ростехнологии» в порядке ст. 409 ГК РФ в виде отступного долги перед ОАО «АК «Атлант-Союз» с целью ликвидации задолженности ОАО «АК «Атлант-Союз» по обязательствам, возникшим в связи с банкротством авиакомпаний альянса «Эйр Юнион».

То есть фактически многомиллиардная задолженность «Москвы» ничто иное, как «кредит» обанкротившемуся альянсу, а, на поверку - «Ростехнологиям», которым и были переданы активы AiRUnion.

«Согласно указанной статье ГК, по соглашению сторон, обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами. В качестве отступного для прекращения обязательств ОАО «Авиакомпания «Атлант-Союз» перед Государственной корпорацией «Ростехнологии» может быть использовано право требования ОАО Авиакомпания «Атлант-Союз» к авиакомпаниям альянса «ЭйрЮнион», - говорится в письме заместителя Министра Транспорта РФ Валерия Окулова на имя вице-премьера Кудрина в ответ на его запрос о ситуации вокруг долгов авиакомпании «Атлант-Союз».

Похоже, в правительстве понимают всю абсурдность ситуации и именно на это и указывает Владимир Путин в своём поручении от 9 июня 2010 года, направленном Сергею Чемезову. В поручение есть четкое указание: «Прошу обеспечить решение вопроса по урегулированию вопроса задолженности ОАО «Авиационная компания «Атлант-Союз» перед государственной корпорацией «Ростехнологии». Учитывая четкую позицию премьера, в начале следующего года, заверил источник в «Ростехнологиях», работа по аннуляции долга продолжится.

 

P.S. С момента краха альянса AiRUnion, который стал предвестником кризисных процессов в авиаперевозках в России, минуло уже два года. Это происшествие до сих пор аукается авиационной отрасли. В результате, огромное количество квалифицированных сотрудников оказались «на улице», целые регионы лишились базовых перевозчиков, закрылись до этого вполне состоятельные компании (например, Самара). Правительство из бюджета все еще возмещает долги «нерадивых» топ-менеджеров альянса. Субъекты взаимодействия с авиационным альянсом не могут договориться об урегулировании его задолженностей и, мягко говоря, грызутся друг с другом. В настоящий момент имеет место тяжба между аэропортом «Внуково» и «Домодедово» о возмещении последнему порядка 1 млрд. рублей за AiRUnion. Теперь под угрозой закрытия и авиакомпания, которая за свой счёт перевозила пассажиров рухнувшего альянса.

И пока лучшие государственные умы решают «что делать», те, «кто виноват» в крахе альянса AiRUnion, до сих пор активно занимаются авиационным бизнесом, в частности, являются теневыми акционерами другой российской авиакомпании. Поговаривают, что  даже готовят очередной прорыв - теперь уже на Юге России.


Екатерина Соболь


комментарии (1):

супер бывалый      17/12/2010 [09:08:18]#1
странно другое, что государство избирательно подходит к ворам, КОТОРЫЕ "ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ". БРАТЬЯ АБРАМОВИЧИ ОТДЕЛАЛИСЬ ЛЕГКИМ ИСПУГОМ, А ТЫСЯЧИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОКАЗАЛИСЬ ЗА УЛИЦЕ БЕЗ СРЕДСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYwVf
Курьер на час: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/, лучшие цены.
Юду: https://youdo.com/lawyer/realestate/ownershipright/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer