← Назад

Главная Авиация СтатьяТу-154 - ностальгический полет

Или легко ли летчику летать пассажиром.


23 февраля 2010 года / Максим Белов / Aviation EXplorer

Максим Белов
Пилот

Эксперт "Aviation EXplorer"

Мне предстояло лететь в Тюмень, лететь рейсом авиакомпании «ЮТэйр». В общем-то, уже было любопытно, до этого мне с «ЮТэйр» никогда перемещаться не приходилось. Нет, пассажиром я летаю сравнительно часто. Но все-таки чаще приходится ездить зарубеж, поэтому я преимущественно пользуюсь услугами «Аэрофлота» и крупных западных компаний. Таким образом, летаю я все больше на продукции компаний Airbus и Boeing, реже - Fokker или Embraer. Это пассажиром. Пилотом мне, конечно, еще приходится садиться в кабину старой доброй советской техники, но тоже все реже и реже.

Даже в легкомоторной авиации в России Cessna, Piper или Robinson все больше вытесняют Яки и Ми. Каково же летается на Туполях (а лететь предстояло на Ту-154) я вообще порядком подзабыл. Так что, во Внуково я ехал с интересом и каким-то труднообъяснимым ностальгическим ожиданием, подогретым периодически возникающими сейчас публикациями в прессе и обсуждениями на форумах о том, что все авиакомпании выводят из эксплуатации Ту-154.
 
Об обслуживании в аэропорту особенно рассказывать не имеет смысла. В самолет я попал без каких-либо проблем и дискомфорта. Внуково теперь достаточно современные «воздушные ворота» Москвы, и аэропорт хоть и имеет известные минусы, но в целом вполне комфортен. Кстати, «ЮТэйр» крайние (летчику употреблять слово «последний» как-то уж совсем не пристало) годы много вкладывала в развитие «Внуково», создавая для себя московский «хаб».
 
Да, салон, ЮТэйровской Тушки, конечно, не салон новенького Airbus! Потертая темно-синяя кожа кресел в бизнес-классе и не слишком ровные панели внутренней обшивки отчетливо говорили о возрасте самолета. Аэрофлотовские Ту-154 после капитального ремонта салона выглядели куда наряднее, а просторные кресла (я опять же про Бизнес) -  поудобнее. Но и в «Ютэйр» Туполь не был некомфортным, а шаг кресел даст фору большинству самолетов с салонами в современной компоновке, где экономия места все чаще довлеет над комфортом.
 
            - Борщ будете?
 
Этот вопрос стюардессы, после традиционного предложения напитков, признаться, меня огорошил. Никак не ожидал увидеть первое блюдо в меню на рейсе продолжительностью меньше трех часов, да еще поздно вечером. Вообще, бортовое питание в «ЮТэйр» для меня было, пожалуй, наибольшим откровением. Кормят в этой компании просто на убой, что так сильно разнится с изысканным, но вовсе не обильным, питанием в «Аэрофлоте» и уж тем более с какими-нибудь двумя дежурными сэндвичами в KLM. Нет, ничего суперособенного в еде не было, но все – вкусно и как-то по-домашнему. Мне потом генеральный директор компании Андрей Мартиросов объяснял: «Вы куда летели!? В Сибирь!? Значит, кормить должны борщом с пампушками и пельменями!».
 
Кстати, что касается напитков, то и здесь все было на уровне. Попросив, например, рюмку коньяку, я получил вполне приемлемый напиток – Hennessy V.S.O.P. Это, конечно, не элитный Hine или Delamain, которым могут потчевать в Emirates, но и далеко не «почерневший от стыда» Аист, которым «Аэрофлот» поил своих бизнес-пассажиров на внутренних рейсах.
 
Единственное, что несколько напрягало – это поведение стюардессы. Нет, симпатичная девушка все делала хорошо, была вежливой и услужливой. Но почему-то ее лицо представляло из себя неприступный айсберг, растопить который не получалось даже вполне безобидной шуткой. Может быть, конечно, день у человека не задался, устала или проблемы в личной жизни. Но, разговаривая с руководством различных авиакомпаний, я много раз слышал, что бортпроводников на многочисленных тренингах учат оставлять все личные проблемы за бортом самолета, а в салон к пассажирам входить «натянув» на лицо приветливую улыбку. Тем боле, это касается бизнес-класса. И если где-нибудь в British Airways такая улыбка, действительно, выглядит натянутой, то радушие стюардесс в нашем «Аэрофлоте» кажется абсолютно настоящим. Я подумал бы, что девушка просто не очень опытная и слишком волнуется, но, опять же, в бизнес-класс попадают уже достаточно проработавшие в компании и зарекомендовавшие себя с лучшей стороны проводники. Позже, в учебном центре «ЮТэйр», мне рассказали о том, как компания обучает и готовит бортпроводников, что они проходят достаточно строгий кастинг при приеме на работу (к внешним данным девчонок, действительно, нет никаких претензий), и все нужные тренинги. Но, по всей видимости, еще есть, над чем работать.
 
За обильным ужином время полета прошло незаметно. Подлетели к Тюмени. Погода была неважная. Шел снег. Ветер. Нижняя кромка облачности вряд ли была выше двухсот метров. Самолет продолжал снижаться. Чувствовалось, как КВС уверенно вел Туполь по глиссаде знакомого аэропорта. Характерно стукнули вставшие на замки выпущенные шасси. Клянусь, мне казалось, что сидя на втором ряду, я слышал переговоры в кабине.
 
Привычный вопрос второго пилота:
- Решение?
И спокойный ответ командира:
- Садимся.
А потом монотонный голос штурмана, отсчитывающего высоту:
- Пять метров,
- Четыре, три, два…
- Малый газ!
- Один, один …
 
И тяжелый Туполь незаметно и плавно покатился по полосе. Как же я уже отвык от таких высококлассных посадок! Да, теперь autoland современного «компьютерного» самолета «бросает» его на полосу с метровой высоты. Да, по современным методикам и пилотов учат более жестким посадкам, обеспечивающим лучшее сцепление колес с полосой и снижающим риск скольжения и аквапланирования. Но такие мягкие посадки, когда колеса буквально раскручиваются о ВПП, для меня по-прежнему остаются незыблемым показателем высокого уровня пилотирования.
 
Нет, я, конечно, не мог слышать кабинные переговоры. Это мое сознание перенесло меня в привычное пилотское кресло, я, наверное, и руками в воздухе ловил привычный черный потертый штурвал. Мои видения прервал голос командира корабля, который объявил о прибытии в Тюмень и поблагодарил за полет. И голос у, очевидно, пожилого КВС звучал под стать Туполю, так же надежно и уверенно и как-то тепло, как у старого приятеля.
 
Ту-154 застыл на перроне. Подкатили трап. Выходя из самолета, мне захотелось зайти в пилотскую кабину и просто пожать руку этому «старому приятелю» командиру и всему экипажу, поблагодарить за полет, за отличную мастерскую посадку, за подаренные мне ностальгические ощущения. Но дверь была закрыта. Я пошел вниз. Спустившись по трапу, я остановился и посмотрел снизу на самолет. Как же все-таки красив Ту-154! В свете прожекторов ночного аэропорта и на фоне икрящихся хлопьев снега он выглядел особенно величественно.
 
Конечно, прогресс не остановить. Но, как же жаль, что этот самолет уходит. А вместе с ним уходит целая эпоха, эпоха российского авиастроения, эпоха советской подготовки пилотов.
 
Какой-то комок подкатил к горлу. Мне опять нестерпимо захотелось забежать по трапу в самолет, расталкивая спускающихся пассажиров, все-таки поговорить с командиром или хотя бы погладить рукой обшивку Тушки, попрощаться с ним, как со старым другом …
 
Я развернулся и пошел к автобусу.
 
 
P.S. По словам руководства авиакомпании «ЮТэйр», если цена на авиатопливо не будет радикально меняться, самолеты Ту-154М останутся в составе флота компании еще 5-6 лет.
 
P.S.S. Обратно в Москву мы летели уже на «маленькой Тушке» (Ту-134). Бортпроводницы были настолько веселыми и улыбчивыми, что некоторый «осадок» от первого полета стерся окончательно.

Максим Белов


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2010/2/23/951/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.