← Назад

Главная Авиация ОчеркОдин день с «ЮТэйр»

4 марта 2010 года / Максим Белов / Aviation EXplorer

Максим Белов
Пилот

Эксперт "Aviation EXplorer"

Я заинтересовался деятельностью авиакомпании «ЮТэйр», когда слетал в Марсель на первый публичный полет новейшего вертолета ЕС-175 концерна Eurocopter. "ЮТэйр" выступила одним из основных заказчиков этой машины. Компания разместила заказ на 15 EC-175 с опционом еще на 15 вертолетов, опередив по количеству законтрактованных машин таких крупных мировых игроков, как Bristow Helicopters и VIH Helicopters. Таким образом "ЮТэйр" получила статус первого покупателя (launch customer). Более того, при разработке ЕС-175 изначально учитывались пожелания российского оператора, что, безусловно, является беспрецедентным для нашей страны.


 



Eurocopter ЕС-175

Признаться, масштаб деятельности компании меня поразил и обрадовал. То, что "ЮТэйр" – крупнейший в стране эксплуатант вертолетной техники, я, конечно, знал. Но, оказывается, парк компании вместе с дочерними структурами, занимающимися эксплуатацией вертолетов в 14 странах мира, насчитывает аж 270 машин! Из них 50 – крупнейшие в мире вертолеты Ми-26. И еще одна немаловажная вещь: "ЮТэйр" - чуть ли не единственная российская авиакомпания, которой в кризисный 2009 г. удалось продемонстрировать уверенный рост, как пассажиропотока, так и доходности. Так что, я с удовольствием принял предложение генерального директора «Ютэйр» Андрея Зарменовича Мартиросова приехать в головной офис компании в Тюмени, на все самому посмотреть и самому все «пощупать».

В Тюмени за один день мне удалось очень многое: пообщаться с руководством и сотрудниками авиакомпании, а также ее дочерних предприятий, на самом различном уровне, познакомится с процессом обслуживания самолетов и вертолетов в компаниях «ЮТэйр-Техник» и «ЮТэйр-Инжиниринг», побывать в учебном и тренажерных центрах. Но обо всем по порядку.

Безусловно, одной из причин рыночного успеха компании является вдумчивый подход к формированию маршрутной сети и воздушного флота. Что касается маршрутов, то "ЮТэйр" чуть ли не каждую неделю открывает что-то новое, совершая сейчас уже более 200 рейсов в день. Большое число полетов, конечно, совершается из Москвы, где компания очень много вкладывала в развитие аэропорта «Внуково», создавая для себя московский «хаб». Из «Внуково» сейчас совершаются рейсы в более чем 50 городов России и зарубежья. В 2009 году было введено ещё 16 новых маршрутов: Барнаул, Омск, Пермь, Мурманск, Ульяновск, Томск, Новосибирск, Красноярск и др. Множество рейсов выполняется и из различных региональных центров (таких как: Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Сыктывкар, Екатеринбург, Уфа, Самара), где ЮТэйр" рационально пытается захватить ниши, не занятые другими крупными авиаперевозчиками. А с декабря прошлого года приступила к выполнению полетов и ООО «Авиакомпания «ЮТэйр-Украина».

В отношении авиапарка у руководства компании тоже есть своя политика, которая мне весьма импонирует. В «ЮТэйр» не поддались повальной моде немедленно выводить из своего флота всю технику отечественного производства и придерживаются стратегии ее сочетания со вновь закупаемыми иностранными самолетами. В общем, как сказал Мартиросов: «Никакого фанатизма!». Так, в «ЮТэйр» сейчас уже 16 самолетов Boeing 737-500. В планах компании на 2010 г, пополнить этот парк еще пятью машинами и четырьмя современными В 737NG. Но в месте с боингами успешно эксплуатируются и 18 заслуженных Ту-154М, с которыми распрощались и в «Аэрофлоте», и в «S7». По словам руководства авиакомпании, если цена на топливо не будет радикально меняться, самолеты Ту-154М останутся в составе флота еще 5-6 лет.

А вот с лайнерами Ту-134 и Ан-24 в «ЮТэйр» планируют расстаться куда быстрее. Уже сейчас компания успешно использует 17 самолетов ATR-42/72, планово выводя 24-ые. В прошлом году, после основательного анализа рынка, компания заключила договор лизинга на 15 самолетов Bombardier CRJ-200 для постепенной замены Ту-134. Но при этом значительную часть из 32-х имеющихся сейчас «свистков» и даже 7 «истребителей керосина» Як-40, планируется оставить в резерве, поддерживая их летную годность. Случаи ведь бывают разные (40-градусные морозы, например, когда импортные самолеты не всегда хотят работать), и старая добрая отечественная техника может пригодиться. Не так мало заказов находится и для транспортников «ЮТэйр-Карго»: Ан-26, Ан-74, и даже для ветеранов Ан-2.

Похожая ситуация и с вертолетным парком. В «ЮТэйр» взяли курс на тесное сотрудничество с европейским концерном Eurocopter, и кроме упомянутого заказа на ЕС-175, уже сейчас успешно используют AS-350, AS-355, Bo-105. Но при этом, все равно, основу вертолетного флота компании составляет отечественна техника, среди которой только вертолетов Ми-8 различных модификаций около 200. Находится применение даже такому уникальному «динозавру» как Ми-10К. Более того, в прошлом году заключен крупнейший контракт с Улан-Удэнским авиационным заводом на поставку 40 вертолетов Ми-171. Новые вертолёты из первой партии я увидел на покраске в «ЮТэйр-Инжиниринг».

Второй составляющей успеха компании, на мой взгляд, несомненно, явилось стремление создать полную цепочку от эксплуатации авиационной техники до ее технического обслуживания и ремонта (ТОиР) на собственных мощностях, а также организация у себя же полномасштабного обучения летного, технического и обслуживающего персонала.

Для организации ТОиР в «ЮТэйр» создали две дочерние структуры – «ЮТэйр-Техник» и «ЮТэйр-Инжиниринг». Первая базируется в аэропорту Рощино и занимается обслуживанием всего парка самолетов, имеющихся в распоряжении компании (за исключением разве Ан-2). В просторном ангаре компании я обнаружил несколько плотно «упакованных» туда совершенно разных самолетов. Вокруг суетились техники, работа явно спорилась. По словам генерального директора ООО «ЮТэйр-Техник», Сергея Гловнина, они умеют делать все виды работ, включая «тяжелые» формы на всей линейке отечественных самолетов, использующихся в компании, и выполнять обслуживание до C-check на В-737 и ATR-42/72.

ЗАО «ЮТэйр-Инжиниринг» базируется в другом тюменском аэропорту – Плеханово, и основной задачей компании является организация ТОиР вертолетного парка. Здесь же в Плеханово базируется и обслуживается принадлежащий «ЮТэйр» флот (на сегодняшний день без малого 40 единиц) самолетов Ан-2. Экскурсия по цехам «ЮТэйр-Инжиниринг» и беседа с его руководством была, пожалуй, одной из наиболее интересных частей программы моего пребывания в Тюмени. 

Основной интерес представляло то, что в Плеханово начат процесс организации авторизированного центра ТОиР для вертолетов производства Eurocopter. Центр будет использовать один из имеющихся ангаров, в котором одновременно можно обслуживать четыре вертолета. Уже получено одобрение российских властей на обслуживание вертолетов Bо-105 и практически всего семейства Ecureuil (AS-350, AS-355). Вообще, у «ЮТэйр-Инжиниринг» есть линейные станции в аэропортах Сургута, Ханты-Мансийска, Нефтеюганска и Березово, но большинство периодических форм обслуживания проводится в Тюмени. Компания уже провела две «тяжелые» инспекции на вертолетах Bо-105 и AS-355. Для официального открытия авторизованного сервисного центра, «мощности» в Тюмени должны получить одобрение со стороны Eurocopter. Приезд аудиторов из Eurocopter намечен на март-апрель текущего года. В настоящее время полным ходом идут подготовительные работы. Для технического обслуживания европейских вертолетов ремонтируется ангар, закупается необходимый инструментарий, наземное и тестовое оборудование, идет подготовка дополнительного персонала. Правда, глядя на полупустой ангар, мне сложно было понять, как здесь через несколько месяцев будет работать сертифицированный сервисный центр Eurocopter. Но тут, наверное: «глаза боятся, руки делают».

Кроме ремонта собственной техники авиакомпании «ЮТэйр», «ЮТэйр-Инжиниринг» сможет предлагать услуги по техническому обслуживанию другим российским операторам, которые эксплуатируют более 30 машин семейства Ecureuil и около десятка Bо-105. К слову, вертолеты отечественного производства сторонних компаний в Плеханово ремонтируют уже давно.

По словам первого заместителя генерального директора «ЮТэйр-Инжиниринг» Рашида Фараджаева, сделать компанию самоокупаемой и независящей от объемов своего холдинга одна из его основных задач. Заявки уже поступают из Владивостока, Иркутска, Сочи, Абакана. А ведь раньше российские эксплуатанты вертолетов Eurocopter могли выбирать лишь между авторизованными сервисными центрами, находящимися за пределами страны. Однако ремонт за рубежом – дело хлопотное, к тому же и более затратное. А в планах «ЮТэйр-Инжиниринг» уже стоит расширение спектра обслуживаемых машин. Компания рассчитывает освоить ремонт моделей ЕС-130, EC-135, EC-145 и конечно EC-175, а также получить одобрение на самостоятельное проведение “тяжелых” инспекций. Кроме того, в данный момент идет процесс сертификации по техническому обслуживанию американских вертолетов Robinson.

Не менее интересным было для меня посещение тренажерного и учебного центров компании. Во-первых, мне удалось подробно познакомится с вполне современными тренажерами, находящимися в распоряжении «ЮТэйр» и даже немного «полетать» на Ми-8. Должен отметить прекрасный инструкторский состав тренажерного комплекса. Великолепные, действительно, заслуженные летчики и при этом очень радушные, доброжелательные люди, которые с душой относятся к своему делу. Во-вторых, я осмотрел учебный центр компании, что было немаловажно. Ведь на его базе также запланирована организация центра по обучению летно-технического состава для обслуживания и эксплуатации винтокрылых машин производства Eurocopter. Времени уже оставалось немного, по учебным корпусам я бегал галопом, но впечатление все равно осталось достойное. 

Сегодня ЮТэйр располагает одним из крупнейших учебных центров в стране. Здесь расположены тренажёры 3-го поколения вертолётов Ми-8Т и Ми-8МТВ и самолётов: Ту-154, Ту-134, Ан-26, Як-40 Ан-2. Заказаны: тренажёр ATR-42 (поставка в мае 2010г.) , тренажёр двери самолёта Boeing 737 для аварийно-спасательной подготовки, первый в мире тренажёр вертолёта Ми-26, который также будет установлен в этом году.             

На сладкое нам с главным редактором «Avia.ru» Романом Гусаровым удалось часа полтора основательно «потрясти» Андрея Зарменовича Мартиросова. Разговор получился очень интересным и, я думаю, это тема для отдельной статьи.


генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов

Улетал я из Тюмени под большим впечатлением от увиденного. Действительно, очевидно, что «ЮТэйр» находится на подъеме, что все в компании здорово организовано, что отлично подобраны кадры. Практически не к чему было придраться. Разве что, разговаривая с сотрудниками и руководством «ЮТэйр», у меня сложилось впечатление, что фирменная программа поощрения частолетающих пассажиров, «Статус», пока работает не очень эффективно. Даже персонал компании пользуется картами «Аэрофлот-бонус». Жаль. Мировая практика показывает, что это не самый последний способ увеличения пассажиропотока. Видимо, не дошли еще руки вплотную заняться этой программой, или менеджера толкового не нашлось. 

Но для придирок это, наверное, слишком «мелко», статистика все же, красноречивее моих слов. В 2009 г. пассажирооборот «ЮТэйр» вырос на 15%, число перевезенных пассажиров самолетами – на 9%, вертолетами – на 15%. Убедительно выглядит и рост доходности компании. И это в условиях финансового кризиса, когда остальные игроки на рынке все больше демонстрируют падение объемов и подсчитывают убытки.

Что ж, остается пожелать компании «ЮТэйр» дальнейших успехов. Постараюсь приехать к ним летом, познакомиться с новым центром ТОиР Eurocopter и посмотреть на CRJ-200.

фото: Р.Гусаров, М.Белов

17 февраля, Тюмень.


Максим Белов


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2010/3/4/976/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.