Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Доклад

Финансовая нагрузка на авиаперевозчиков

Финансовая нагрузка на авиаперевозчиков и нормативное регулирование деятельности гражданской авиации


19 ноября 2012 года / Александр Фридлянд / Aviation EXplorer
 

Александр Фридлянд
Директор НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессор МГТУ ГА, д.э.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

Доклад на круглом столе «Административные, законодательные и технологические меры по повышению конкурентоспособности авиационного транспорта и в частности региональной и местной авиации» в рамках Всероссийском съезде транспортников, 30 октября 2012 года, Москва

Текущая ситуация на авиатранспортном рынке характеризуется высокими темпами восстановительного роста авиаперевозок и, соответственно, быстрым ростом доходов участников рынка (рис. 1 – 2).

Операционная выручка от авиатранспортной деятельности авиакомпаний РФ в 2010-2011 годах

Операционная выручка от авиатранспортной деятельности авиакомпаний РФ за 6 месяцев 2011 года и 6 месяцев 2012 года

При этом в целом по рынку (в среднем) в силу высокой конкуренции средняя себестоимость перевозки (в расчете на единицу транспортной продукции – 1 тонн-км) растет относительно умеренными темпами (рис. 3).

Средняя себестоимость авиаперевозок на ВВЛ+МВЛ в ГА РФ (руб./ткм)

В то же время, несмотря на высокие темпы роста, общая операционная рентабельность авиаперевозок, в целом по отрасли, с учетом полетов как по международным воздушным линиям (МВЛ), так и по внутренним воздушным линиям (ВВЛ), в последние годы либо существенно отрицательна (как это имело место в 2008, 2009 и 2011 гг.) либо незначительно выше нуля – 2010 год и первая половина 2012 года (рис. 4)

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ+МВЛ в ГА РФ (%)

Динамика изменения самой крупной статьи расходов авиаперевозчиков – расходы на авиаГСМ – приведена на рис. 5, в ней четко видны позитивные последствия массированного перевооружения магистрального парка авиакомпаний в 2009 – 2010 гг.

Удельные затраты по авиаГСМ на ВВЛ+МВЛ в ГА РФ в 2003 гОДУ – 6 мес. 2012 года (руб./ткм)

При этом статистика четко указывает на существенные различия в экономике авиакомпаний в сегментах МВЛ и ВВЛ (рис. 6 – 9):

–  операционная деятельность авиакомпаний на МВЛ в целом по отрасли высокоприбыльна, а на ВВЛ высокоубыточна;

–  себестоимость (на единицу транспортной работы – 1 тонн-км) авиаперевозок на внутренних линиях существенно (более чем на 60% в среднем) превышает себестоимость авиаперевозок на международных авиалиниях, причем указанный разрыв, несмотря на предпринимаемые государством усилия, не снижается.

Также из рис. 6, 8 видно, что себестоимость авиаперевозок в последнее время на МВЛ стабилизировалась (несмотря на инфляционные тенденции), а на ВВЛ интенсивно растет.

Средняя себестоимость авиаперевозок на ВВЛ в ГА РФ (руб./ткм)

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ в ГА РФ (%)

Средняя себестоимость авиаперевозок на МВЛ в ГА РФ (руб./ткм)

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на МВЛ в ГА РФ (%)

На рис. 10 – 12 видно, что основными (быстрорастущими) статьями расходов авиакомпаний (в особенности на ВВЛ) в последнее время стали авиаГСМ, заработная плата с начислениями и аэропортовое обслуживание, т.е. те направления, где в наибольшей мере сказывается влияние государственной фискальной политики и монополистов – поставщиков услуг и ресурсов.

Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок на ВВЛ+МВЛ в ГА РФ

Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок на ВВЛ в ГА РФ

Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок на МВЛ в ГА РФ

Можно констатировать, что деятельность авиакомпаний на внутренних авиалиниях протекает в неблагоприятных экономических и институциональных условиях, которые несмотря на принимаемые государством в этой сфере меры (субсидирование и пр.) продолжают негативно влиять на себестоимость внутренних перевозок и поддерживают их высокую убыточность (особенно негативно это проявляется в сегменте местных ВЛ).

В то же время наша отрасль в значительной мере имеет все черты рыночной, и руководители авиационного бизнеса, и потребители очень чутко и оперативно реагируют на посылаемые регулятором (государство) и рынком сигналы: рис. 13 показывает позитивную реакцию рынка на снятие ввозных пошлин на 50-местные региональные самолеты, а рис. 14 – 16 показывают негативную реакцию внутреннего рынка (существенное замедление темпов роста на ВВЛ – рис. 16) вследствие роста себестоимости перевозок и соответствующего вынужденного роста цен на внутрироссийском авиатранспортном рынке.

Производственный налет часов на региональных ВС пассажировместимостью 41-80 мест в 2009-2011 гг.

Помесячная динамика перевозок пассажиров ГА РФ на МВЛ+ВВЛ в 2012 году (%)

Помесячная динамика перевозок пассажиров ГА РФ на МВЛ в 2012 году (%)

Помесячная динамика перевозок пассажиров ГА РФ на ВВЛ в 2012 году (%)

Таким образом, анализ текущих отраслевых рыночных тенденций и «сигналов», поступающих «от рынка» через динамику отраслевой рыночной статистики приводит к следующим основным выводам по текущей ситуации на авиатранспортном рынке – рис. 17 – 18 (в первую очередь – в сегменте внутренних авиаперевозок):

–  экономическая эффективность (операционная рентабельность, а фактически, на внутренних авиалиниях, убыточность) авиакомпаний, достигаемая в текущих конкурентных условиях, неадекватна высоким темпам роста отрасли, поддержанным потребительским спросом;

–  система государственного регулирования авиатранспортного рынка, с учетом в первую очередь сферы регулирования на межведомственном уровне, не успевает адекватно адаптировать институциональную среду деятельности ГА к современным условиям быстрорастущего рынка.

Текущая ситуация на авиатранспортном рынке

Основные проблемные факторы

Основные проблемные факторы в отмеченной сфере сводятся к следующему:

–  нормотворческие возможности авиационных властей в сегодняшней структуре государственного управления (с учетом необходимых согласований на межведомственном уровне) не соответствуют требованиям эффективного развития отрасли, так как не позволяют добиваться давно назревших решений, что в итоге существенно «утяжеляет» экономику авиапредприятий;

–  практическое отсутствие профессиональной независимой экономической экспертизы решений, принимаемых при выпуске нормативных актов в сфере регулирования ГА, препятствует объективному «представительству» отраслевой проблематики на межведомственном уровне.

Отмеченные факторы (наряду с объективно имевшим место недофинансированием решения отраслевых задач в предшествующие годы) и являются, на наш взгляд, главными причинами проявляющейся на авиатранспортном рынке избыточной финансовой нагрузки на авиаперевозчиков. На рис. 19 (в качестве иллюстративного примера) приведены лишь часть проблемных вопросов в сфере государственного регулирования, формирующих избыточную финансовую нагрузку на авиаперевозчиков.

Проблемные вопросы в сфере госрегулирования, формирующие избыточную финансовую нагрузку на авиаперевозчиков

 


Александр Фридлянд


комментарии (1):

Shmel-aviator      25/12/2012 [19:04:04]#1
Хороший доклад, только перечисленные проблемы стояли перед отраслью и 10-12 лет назад. Получается за эти годы более менее разобрались только с проблемой стареющего и экономически неэффективного авиапарка. И то не путем развития собственного авиапрома, а, я так понимаю, путем смягчения протекционистских мер под грузом обстоятельств. Отрадно, что сразу несколько проблемных вопросов в сфере госрегулирования, изложенных в этом докладе, планируется решить, исходя из доклада заместителя министра транспорта РФ В.М.Окулова. Правда, хотелось бы, конечно, услышать какие-то предложения от гос. органов в плане налогов и ГСМ.









Материалы рубрики

Ассоциация "Аэропорт" ГА
О мерах поддержки аэропортов
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за апрель 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-апрель 2020 года
РВС
Проверка на силу духа и верность профессии
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-апрель 2020 года
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за март 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-март 2020 года



Роман Гусаров
Для нас это большой шанс выучить уроки
ООП ГА
О сохранении части средней заработной платы работникам авиакомпаний
ООП ГА
Предложение о внесении 13 авиакомпаний в список системообразующих предприятий России
ООП ГА
О мерах поддержки авиапредприятий
ООП ГА
О компенсации расходов авиакомпаний из-за роста стоимости авиатоплива
Роман Гусаров
ФАС предлагает «поддержать» авиакомпании увеличением аэропортовых сборов
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за февраль 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-февраль 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-февраль 2020 г
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)
Предложения АЭВТ по обеспечению устойчивой работы отечественных авиакомпаний
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2020 г
Александр Яковлев
Комментарий к профессиональному стандарту пилота коммерческих воздушных перевозок
Е.Пушкарский, Д.Волошин, В.Ахрамеев
Нужны ли отечественной авиации летчики-испытатели?
AVIA.RU
NAIS 2020 – ключевое событие стратегической отрасли России
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь-декабрь 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-декабрь 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-декабрь 2019 г
Роман Гусаров
Шереметьево С – инструкция по применению
В.Шапкин, Д.Ефанов
Цели и задачи моделирования современной отечественной авиатранспортной системы
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь-ноябрь 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-ноябрь 2019 г
IATA
IATA: 2019 год станет дном текущего экономического цикла
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь-октябрь 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2019 года
Светлана Антошкина
О создании Совета по профессиональным квалификациям
Андрей Панов
О пунктуальности выполнения полетов ПАО «Аэрофлот»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-октябрь 2019 г
Aviation EXplorer
Внуково наградил пунктуальные авиакомпании
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2019 года

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/documents-delivery/, подробнее >>
Снятие секреток в Бутырском районе: подробная http://perevozki.youdo.com/butyrskiy/roadhelp/sekretki/.
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/roadhelp/starting/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer