← Назад

Главная Авиация ИнтервьюРаботать честно и по правилам

6 ноября 2012 года / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer

Мы «поставили на крыло», пусть и на тряпочное, тысячи людей. Воспитали сотни спортсменов, устанавливающих мировые рекорды, побеждающих на соревнованиях. И нам под силу воспитать и тысячи летчиков.

Хайтовский Дмитрий Валерьевич
Заместитель директора Авиационного Учебного Центра "Аэроград Коломна"

- «Аэроград Коломна» крупнейший аэроклуб России, во всяком случае, если говорить о прыжках с парашютом. У вас выполняется более 100 тысяч прыжков в год при общем количестве по России около 400 тысяч. Но вы продолжаете активно развивать инфраструктуру, создали учебный центр. Хочется большего?

- Ну конечно….На достигнутом точно не хочется останавливаться. Ведь мы «поставили на крыло», пусть и на тряпочное, как с сарказмом летчики называют парашюты, тысячи людей. Воспитали сотни спортсменов, устанавливающих мировые рекорды, побеждающих на соревнованиях. Мы  стремимся в перед .

- Создание Авиационного Учебного Центра это и есть результат такого стремления?

- Да, конечно.  Достаточно было просто посмотреть на то, что происходит в нашей, авиационной сфере. В девяностые закрывались  авиационные училища, а что уж говорить об аэроклубах. Самолеты старели, денег на топливо и ремонт становилось все меньше. Потребность в летчиках удовлетворяли еще советскими кадрами. Но, они, увы, не вечны. Как только «старая гвардия» начала уходить на пенсию все поняли – летать некому. Наступили «нулевые» годы и система маленьких аэроклубов начала понемногу возрождаться. Мы решили, что нам это под силу – конечно, не воспитать тысячи необходимых летчиков, но хотя бы сделать первый шаг в этом направлении. К тому же Коломна всегда была не только парашютным, но и авиационным клубом.

- Как открыть учебный центр? С чего начали вы?

- Начали с себя. Просто сами себе поставили условие – работать честно и по правилам. Не зря ведь говорят – в авиации все правила прописаны кровью. Потому совершенно не понятно, как можно нарушать то, от чего зависит жизнь и инструктора, и курсанта, а в будущем пилота. Я не буду скрывать, что иногда раздаются звонки и завуалированно с другого конца провода спрашивают – а нельзя ли ускорить процесс обучения или экстерном пройти теорию. Мы в этом случае всегда говорим, что звонящий, видимо, ошибся номером – мы занимаемся ОБУЧЕНИЕМ. Обычно на этом вопросы да и разговор заканчиваются. Мне вообще не понятно - ведь это так здорово учиться чему-то интересному, стремиться к своей цели. Кстати, мы постоянно анализируем работу конкурентов, тем более, что наше ново-рязанское направление это настоящий авиационный край. И поучиться есть чему. Вернее, есть к чему стремиться.

- Например?

- Например, материально-техническая база. Когда мы начинали, то основной упор делали на ЯК-18Т – воистину настоящая «школьная парта» большинства советских и пост-советских летчиков. Но время не стоит на месте, в отличии, к сожалению, от российского авиапрома. Ничего более интересного и отвечающего нашим нуждам наши авиастроители на свет пока не произвели. Решение проблемы было найдено быстро – уже в середине ноября у нас в строй будет введена первая Цессна, в начале следующего года еще две.

- Насколько я знаю, лишь одна модель этой компании сертифицирована в России и позволяет проводить на ней обучение?

- Именно так. Это Cessna 172SP S. Именно она сейчас и направляется к нам. Самолет очень «свежий». 2008-го года с очень маленьким налетом. В московском регионе он будет одним из самых «свежих». Он, как говорят в автомобильном бизнесе, в максимальной комплектации. «Glass Cockpit» («стеклянная кабина») - комплекс авионики G1000 – это два больших дисплея, на которые выводится вся информация о полете, навигации, топливе, работе двигателя. Кроме того в него  интегрирован автопилот. Ну и из «вкусностей» - кожаные кресла, если кто в воздухе будет скучать по салону своего автомобиля (смеется). Еще раз хочу сказать, что только этот тип самолета компании Cessna сертифицирован для первоначального летного обучения.

- Новый тип самолета – новые проблемы. Подготовка инструкторов, преподавателей, техников. Разработка программ обучения. У Вас с этим как?

- У нас с этим хорошо. А именно – мы в стадии завершения этого длительного подготовительного процесса. Инженеры и техники уже прошли соответствующее обучение. Инструкторский состав сейчас заканчивает программу подготовки в Санкт-Петербургском Университете Гражданской Авиации. Программы обучения и учебные пособия подготовлены. Вообще, что касается программ обучения, мы очень плотно сотрудничаем и с питерским университетом, и с Сасовским Летным Училищем Гражданской Авиации. Преподаватели Сасовского Летного Училища читают лекции нашим курсантам по нескольким дисциплинам. Учебные пособия также готовы и сейчас в типографии -каждый обучающийся на первой же лекции будет получать «курсантскую сумку» - удобную сумку с учебными пособиями, нашими фирменными канцелярскими принадлежностями и многим другим. Каждому будет бесплатно выдаваться диск с компьютерным тренажером комплекса авионики G1000 компании Garmin.

- Преподавание как в заокеанских летных школах - с использованием компьютерных технологий? 

- Конечно. Только так. Здесь не важно откуда пришел опыт – из за рубежа или, например, от наших соседей. Мы стараемся впитывать все лучшее, что уже наработано в РФ и мире. И совершенно ясно, что использование компьютерной техники в процессе обучения это необходимость сегодня. Как доказательство могу сказать, что мы уже закупили тренажер начального уровня американской фирмы Redbird Flight Simulators. Он сертифицирован FAA (Федеральной Авиационной Администрацией США) и даже позволяет зачесть до 10 часов реальных полетов. Правда, это в Америке, где авиационные правила более гибки. Надеюсь, что в скором времени так же будет и у нас. Пока же это тренажер позволит курсантам быстрее получать начальные навыки работы комплексом G1000, осваивать азы навигации и самолетовождения. И вообще, «втягиваться» в авиацию. Ведь многие приходят «с нуля».

- После получения свидетельства «Пилот-Любитель» или PPL, на американский манер, какие у ваших выпускников перспективы? Что они могут?

- Они могут все, но в рамках Федеральных Авиационных Правил (смеется). Если серьезно, то у них есть выбор – остановиться и наслаждаться полетами «для себя» или продолжить обучение и превратить авиацию в профессию – стать обладателем свидетельства «Пилота Коммерческой Авиации». Это позволит перевозить пассажиров, а проще говоря, со временем, перейти в «большую» авиацию. Сейчас, совместно с Сасовским Летным Училищем Гражданской Авиации, нами разработана программа, которая позволит после прохождения теоретического курса в Сасово и практического у нас, в «Аэрограде», в кратчайшие сроки получить свидетельство пилота коммерческой авиации. Кстати, это будет наверняка интересно многим, мечтавшим о профессии летчика с детства, но по тем или иным причинам, не пошедшим в летные училища. Программа позволит им пройти весь путь «с нуля» до «коммерческого» пилота. Надо лишь удовлетворять всем требованиям.

- Каким именно?

- После получения свидетельства «Пилот-Любитель» налетать еще как минимум 160 часов, иметь высшее техническое образование. Прослушать теоретический курс в СЛУГА, сдать экзамены и летные проверки. Ну и конечно пройти ВЛЭК и быть годным по здоровью.

- Дорогое ли это удовольствие?

- Путь в профессию получается недешевым. Сейчас я не готов назвать точную сумму. Могу сказать, что она будет сравнима с ценой на автомобиль премиум класса – чуть больше двух миллионов рублей. Но, давайте просто посчитаем. С нынешним спросом на пилотов в российской гражданской авиации зарплата второго пилота в крупных авиакомпаниях в среднем двести тысяч рублей в месяц. Таким образом затраты на обучение окупятся за пару лет нормальной, не впроголодь, жизни.

- Математика понятна, но деньги надо заплатить вперёд. Вы же не станете обучать в долг?

- С одним из дружественных банков мы разработали программу кредитования обучения. Это будет именно кредит на образовательные нужды. А значит, будет иметь отсрочку погашения на время обучения. Причем кредит будет выдаваться как для обучения полного цикла («с нуля» до «коммерческого»), так и для обучения по программе «Пилот - Любитель». Еще раз хочу заметить, что то, о чем я говорю это не «завлекалочка», не дешевая реклама, а реальная целевая кредитная программа для летного обучения. Уверен, что в конце октября мы сможем раскрыть все подробности.

- А дальше? Я знаю, что авиакомпании с подозрением относятся к выпускникам небольших, по сравнению с летными училищами, АУЦ?

- Мне сложно говорить за все авиакомпании, коих в России сейчас предостаточно. Возможно, что кто-то и не примет на работу нашего выпускника. Могу лишь сказать, что такие, как Аэрофлот, Нордвинд (Северный Ветер), и несколько других крупных компаний сотрудничают с нами и результатами, на сколько мне известно, довольны.

- Одним словом, в будущее смотрите с оптимизмом?

- А как же еще. Только так. Планы обширные. 17-го ноября по программе обучение на самолет Cessna 172 начинает заниматься первая группа слушателей. Формирование этой группы только началось, та что если есть желание – милости просим. Кроме этого, ожидаем еще два самолета той же марки. Параллельно строим большой авиационный ангар для хранения и обслуживания наших самолетов. На сегодняшний день у нас довольно большой флот – 4 самолета Л-410, вертолет Ми-8, самолет ЯК-18Т. В ноябре, как я уже говорил, прибывает первая Cessna. Так что «крыша над головами» нужна. После завершения строительства ангара возьмемся за классы – это будут просторные учебные помещения и мы уже не будем ограничены размерами нынешнего класса.  В заключение хочу вас пригласить к нам, в «Аэроград Коломна». Всю информацию о летной школе и аэроклубе вы сможете найти на сайте fs.aerograd.ru


Михаил Вахнеев


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2012/11/6/1664/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.