← Назад

Главная Авиация КомментарийСтавки сделаны, господа!

16 февраля 2012 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer

Комментарии к Приказу Минэкономразвития РФ №597 от 26.10.2011 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов».

26.10.2011 Минэкономразвития России подписан Приказ РФ №597 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов», подготовленный при участии Минтранса России.

01.11.2011 Приказ направлен на государственную регистрацию в Минюст России.07.12.2011 Приказ возвращен в Минэкономразвития России без государственной регистрации и направлен на доработку.

19.01.2012 в Минтранс России состоялось совещание под руководством В.М. Окулова с участием представителей Минэкономразвития России, ФАВТ, Росимущества, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», Международной ассоциации руководителей авиапредприятий, Ассоциации вертолетной индустрии, ФГУП «ГОСНИИ ГА», «Инновационного Центра гражданской авиации», ФГУП «Госкорпорации ОрВД» и ряда аэропортов. В соответствии с протоколом, «по результатам обсуждения решено признать целесообразным и необходимым в возможно короткий срок Минэкономразвития России утвердить данный Приказ».

В настоящее время Приказ находится на регистрации в Минюсте России. Поскольку от его скорейшего вступления в силу и утверждения новых арендных ставок зависит начало реализации федеральных целевых программ в части развития аэропортовой инфраструктуры, ряд аэропортов высказался в его поддержку. В этой связи мы решили дать развернутый комментарий по данному документу на основе материалов, предоставленных его разработчиками.

Цель подготовки Приказа

Как следует из официальных документов, Приказ Минэкономразвития РФ№597 от 26.10.2011  разработан в соответствии с п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 и во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ С.Б.Иванова на совещании от 09.02.2011 «О мерах по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних рейсах». (Копия протокола совещания есть в редакции).Таким образом, основной целью совместной работы Минэкономразвития России и Минтранса России по данному поручению является снижение финансовой нагрузки на российские аэропорты (и как следствие – снижение стоимости перевозок).

С другой стороны, важнейшим аспектом деятельности аэропортов является своевременная реализация федеральных целевых программ, что неразрывно связано с оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки, предназначенные для строительства. Иными словами, без оформления соответствующих договорных отношений по оплате аренды занимаемых земельных участков невозможно ни утвердить проектную документацию, ни получить разрешение на строительство, ни ввести объект в эксплуатацию(пп.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ). В этой связи срочное изменение ставок в отношении земель, занимаемых аэропортами, в сторону уменьшения, предусмотренное Приказом Минэкономразвития России РФ№597,признано необходимой мерой для снижения финансовой нагрузки на аэропорты и их поддержки при реализации ФЦП.

Сфера действия Приказа

Действие Приказа Минэкономразвития РФ №597  от 26.10.2011 распространяется только на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения аэродромов и аэропортов. (По земельным участкам, находящимся в региональной и местной собственности, Минэкономразвития России не имеет полномочий на установление ставок арендной платы). 

История вопроса: почему аэропорты платят за землю?

Ранее земельные участки, занимаемые под аэропорты/аэродромы, предоставлялись на праве безвозмездного бессрочного пользования.  Однако впоследствии форма использования этих земель была изменена. В настоящее время в  соответствии с п. 1  ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям и другим юридическим лицам, приведенным в п.1 ст. 20  ЗК РФ. Аэропорты не входят в данный перечень, и соответственно обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.

В связи с этим возник вопрос о методике расчета арендной платы за использование земель, находящихся в федеральной собственности и занятых под аэропорты (аэродромы). В настоящее время на основе Постановления Правительства РФ №582 от 16.07.2009 г. арендная плата взимается из расчета 1,5% от кадастровой стоимости данных земель. Данные платежи признаны сегодня чрезмерно высокими для российских аэропортов, а методика их расчета – экономически необоснованной. Приказом же Минэкономразвития РФ №597 предусмотрены не только иные ставки, но и принципиально иная методика их расчета.

Кто готовил Приказ

В разработке Приказа Минэкономразвития РФ №597приняли участие представители Минэкономразвития России, Минтранса России, ФАВТ, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и эксперты «Инновационного центра гражданской авиации» –разработчики новой методики расчета ставок аренды на земельные участки, занимаемые аэропортами. В её основу положены экономические показатели аэропортов. В качестве основания для классификации используется величина пассажиропотока, определяемая в соответствии с данными отраслевой статистической формы отчетности 15-ГА, утвержденной Росстатом. Так, все аэропорты подразделяются на три группы: с пассажиропотоком более 5 млн. человек в год, с пассажиропотоком от 1 до 5 млн. человек в год и пассажиропотоком менее 1 млн. пассажиров в год. Для каждой группы установлены соответствующие ставки арендной платы, обеспечивающие снижение сегодняшних арендных платежей в десятки раз. Наиболее существенное снижение арендных платежей произойдет для аэропортов с пассажиропотоком до 1 млн. чел. в силу их повышенной социальной значимости для регионов.

По мнению экспертов рынка, принятая мера, наряду с решением вопроса по реализации ФЦП, положительно отразится на формировании стоимости авиаперевозок, поскольку снижение доли затрат на аренду  земельных участков, занятых аэропортами (аэродромами), должно привести и к снижению ставки сбора за взлет-посадку.

Комментирует президент ООО «Инновационный Центр гражданской авиации» Рано Джураева:

«По данным отраслевой статистической отчетности «Форма 67-ГА», деятельность порядка 80% операторов российских аэропортов, обслуживающих взлетно-посадочные операции, нерентабельна. При вступлении в силу Приказа Минэкономразвития РФ №597 доля арендной платы в ставке сбора за взлет-посадку снизится с 11,45% до 1,13%%, а доля арендной платы в среднем пассажирском тарифе – с 0,38% до 0,04%,по оценкам наших экспертов.

Когда к нам обратились за консультацией по разработке методики расчета арендных ставок на земли, занимаемые аэропортами, мы предложили не связывать их с рыночной оценкой кадастровой стоимости земель в регионах, не имеющей отраслевой привязки, а оттолкнуться от экономических показателей аэропортов. Поскольку в основе доходности аэропорта лежит его пассажиропоток, мы разделили аэропорты на три категории и соответствующим образом дифференцировали арендные ставки, обеспечив их максимальное снижение для аэропортов всех категорий. Поскольку сократить арендную плату до нуля не в нашей власти, мы постарались ее снизить, насколько возможно.

Первоначально мы предложили совершенно символические ставки: по первой категории (свыше 5 млн. пассажиров в год)это было 0,88 руб./м2 для аэродромов и 0,308 руб./м2для аэропортов; по второй – 0,054 и 0,189 соответственно; по третьей мы предложили ввести единую ставку0,015 руб./ м2. К сожалению, Минэкономразвития и Минфин не утвердили столь низкие ставки, поскольку данные платежи поступают непосредственно в государственный бюджет.

Тем не менее, новые ставки, предусмотренные готовящимся к выходу Приказом, все равно снижают расходы аэропортов в десятки раз. Приведу сравнительный расчет арендной платы по ряду аэродромов на основе ставок согласно Приказу в сравнении с ныне действующими (на основе данных Росземкадастра). Сравнение весьма показательно. Очевидно, что аэропорты, на которые будет распространяться действие Приказа, ждут его скорейшего вступления в силу.

Комментирует В.Е.Александров, генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково»:

«Аэропорт «Внуково» заинтересован в скорейшем введении в действие Приказа Минэкономразвития РФ №597 от 26.10.2011, который позволит снизить арендную плату за пользование аэродромным комплексом в десятки раз. В связи с задержкой вступления в силу данного Приказа арендная плата на занимаемые аэропортом земли определяется из расчета 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка на основании Постановления Правительства РФ № 582 от 16.07.2011. По аэродромному комплексу «Внуково» она составляет 343 538 120 руб., а в соответствии с готовящимся Приказом она составила бы 11 560 500 руб. Отвлечение столь существенных финансовых средств, предусмотренных ныне действующим Постановлением, негативно отразится на финансово-экономическом состоянии аэропорта «Внуково» и повлечет за собой увеличение ставки аэропортового сбора за взлет-посадку. Срочное установление новых ставок арендной платы обусловлено, прежде всего, необходимостью оформления разрешений на строительство объектов, расположенных на территории аэропорта Внуково, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ».

Комментирует М.М. Василенко, генеральный директор аэропорта ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»:

«Мы поддерживаем принятие Приказа Минэкономразвития РФ№597 от 26.10.2011. В настоящее время ОАО «МАШ» уплачивает арендную плату за используемый земельный участок из расчета 1,5% его кадастровой стоимости. При этом в ближайшее время, по нашей собственной информации, кадастровая стоимость земель транспорта в Московской области может вырасти вдвое, что в свою очередь удвоит и текущую арендную плату. А при вступлении в силу Приказа Минэкономразвития РФ№597 арендная плата для ОАО «МАШ» уменьшится в несколько раз.

Если же сравнить предлагаемые Минэкономразвития ставки аренды с ныне действующими в среднем по России, то для аэродромов с пассажиропотоком свыше 5 млн. пассажиров в год они уменьшатся примерно в четыре раза. А для аэродромов с пассажиропотоком до 1 млн. в год и от 1 до 5 млн. пассажиров в год снижение будет в 84 и 168 раз соответственно! Для этих категорий аэродромов Приказом установлено 0,05 и 0,1 руб. за кв. метр в год соответственно, что фактически является символической платой, обусловленной только возмездным характером договоров аренды. В этой связи мы считаем вступление в силу данного Приказа необходимой мерой, направленной на скорейшее освобождение от избыточной финансовой нагрузки всех аэропортов России, находящихся в федеральной собственности, независимо от объемов их пассажиропотока».

Комментирует М.Ю. Смирнов, генеральный директор ООО «Новапорт»:

«Специалисты ООО «Новапорт» совместно со специалистами всех аэропортов, входящих в сеть Новапорт (Новосибирск, Томск, Барнаул, Челябинск, Волгоград, Астрахань, Чита) поддерживают скорейшее принятие Приказа Минэкономразвития РФ№597. На наш взгляд, предусмотренные данным Приказом ставки арендной платы в полной мере соответствуют задаче снижения стоимости обслуживания воздушных судов аэропортах Российской Федерации в целях развития авиационных перевозок. При вступлении данного Приказа в силу снизятся ставки аренды аэродромов, которые складываются в том числе из ставок аренды федеральной земли под аэродромами, что в свою очередь снизит стоимость обслуживания самолетов и в конченом итоге – стоимость перевозок. Во-вторых, вступление в силу данного приказа создаст равные конкурентные условия на аэропортовом рынке. Стоимость аренды земельного участка будет зависеть не от его близости к городу, а от пассажиропотока аэропорта».

Комментирует О.В. Даукшес, и.о. генерального директора ОАО «Омский аэропорт»:

«В силу отсутствия сведений об официальном опубликовании текста Приказа Минэкономразвития РФ№597 от 26.10.2011, равно как о его государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, и с учетом чрезвычайной остроты вопроса оформления арендных отношений на федеральные земли, занимаемые ОАО «Омский аэропорт», ожидаем скорейшей информации о регистрации и вступлении в силу данного Приказа».


Aviation EXplorer


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2012/2/16/1514/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.