← Назад

Главная Авиация ДокладПолитика России в сфере грузовых авиаперевозок: Развитие мультимодальной логистики

28 августа 2012 года / Валерий Окулов / Aviation EXplorer

Доклад заместителя министра транспорта В.М.Окулова на конференции «Грузовые авиаперевозки – главный тренд глобальной логистики» в рамках Международного авиатранспортного форума МАТФ-2012.

Уважаемые коллеги!

От имени Минтранса России и от себя лично приветствую и поздравляю всех участников с началом работы конференции «Грузовые авиаперевозки – главный тренд глобальной логистики».

В первую очередь хочу отметить, что Президент и Правительство Российской Федерации уделяют значительное внимание развитие грузовых перевозок на всех видах транспорта.

Реализуемые в настоящее время Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года и Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России 2010 – 2015 годы» направлены, прежде всего,  на решение задачи сбалансированного развития всех видов транспорта и превращение географических особенностей России в её конкурентные преимущества.

В 2011 году Минтрансом России в рамках реализации своих полномочий разработана «Концепция развития грузовых авиаперевозок в Российской Федерации», целями которой являются реализация транзитного потенциала нашей страны и развитие внутреннего спроса на грузовые авиаперевозки путем повышения конкурентоспособности услуг воздушного транспорта Российской Федерации.

Для достижения целей Концепции Минтрансом России сформулировано 12 (двенадцать) инициатив, реализация которых приведет к значительному увеличению объемов грузовых перевозок воздушным транспортом. 
Учитывая тему сегодняшней конференции, хотелось бы остановиться только на одной из таких инициатив -  Развитие мультимодальных перевозок на базе аэропортов – грузовых хабов (прежде всего, на основе бизнес-моделей «авиа–авиа» и «авто–авиа»), а также выработка государственной политики в сфере нормативно-правового регулирования деятельности логистических операторов.

Фактически любой аэропорт является мультимодальным центром,  поскольку предлагает как минимум услуги двух видов транспорта – воздушного и автомобильного, но только логистический оператор, контролирующий всю грузовую цепочку, комбинирует перевозку таким образом, чтобы максимально удовлетворить грузоотправителя и грузополучателя.
Поэтому именно логистические операторы сегодня определяют ключевой тренд развития грузовых перевозок на всех видах транспорта – мультимодальность.

В 2011 году мировой грузопоток составил 90,8 млн. тонн, 30 % из которых было обслужено всего лишь 10 (десятью) крупнейшими аэропортами.
Большинство указанных аэропортов являются мультимодальными хабами, существенная роль, в развитии которых принадлежит логистическим операторам в интересах которых аэропорты развивали инфраструктуры и благодаря которым удалось привлечь крупнейших грузовых перевозчиков.

В программе сегодняшней конференции предусмотрены выступления представителей крупных международных грузовых хабов, поэтому в рамках настоящего выступления хотелось бы остановить на нескольких успешных бизнес-кейсах, которые могли бы быть использованы российскими аэропортами для развития грузовых перевозок.

Аэропорт Гонгконг на протяжении нескольких лет, занимающий первое место в мире по объему грузопотока максимально используя все преимущества мультимодальности сделал ставку на развитие передовых IT-технологий.

В настоящее время является одним из немногих аэропортов предлагающих весь спектр технологий программы e-Cargo, в том числе таможенное оформление до прибытия рейса, функцию «приоритетных грузов».
Наличие на территории аэропорта 8 (восьми) грузовых хендлеров обеспечило конкурентоспособность как по цене, так и по качеству предоставляемых услуг.

Аэропорт Дубаи, преимущественная грузооборота которого складывается из обслуживания транзитного груза, максимально использовал преимущества географического положения благодаря крупному логистическому оператору (DNATA), который переориентировал грузовые потоки таким образом, чтобы аэропорт Дубаи, необходимость строительства которого долгое время была под вопросом, менее чем за 10 лет вошёл в десятку крупнейших грузовых аэропортов мира.

Аэропорт Лейпциг с момента открытия грузового хаба DHL в 2008 году, в течение всего четырех лет стал одним из крупнейших грузовых хабов Европы.
В 2011 году с грузопотоком более 760 000 тонн (рост 14,7 процента в сравнении с 2010 годом) занимает второе место среди аэропортов Германии по грузупотоку и входит в десятку крупнейших аэропортов Европы по грузопотоку.

Ключевые факторы успеха – максимальное использование преимуществ географического положения и сотрудничество с крупнейшим логистическим оператором мира (DHL).

Крупнейшие логистические операторы работают в сегменте так называемой 3pl-логистики и предоставляют своим клиентам услугу по перевозке по схеме «от двери-до двери».
Сегмент 3pl-логистики является в настоящий момент самым интенсивно развивающимся и интересен грузоотправителям и грузополучателям благодаря тому, что позволяет максимально использовать мультимодальную и иную инфраструктуру аэропорта (все виды транспорта, складские площади, склады временного хранения, грузовые терминалы для всех видов груза) в зависимости от поставленной ими цели: экономия времени или экономия денег при перевозке грузов.

На российском рынке грузовых авиаперевозок лидируют аэропорты Московского авиационного узла, которые также используют преимущества мультимодальной логистики во взаимодействии с логистическими операторами. Мультимодальность зачастую представлена моделью «авто-авиа», реже используется модель «авто-авиа-жд».

Аэропорты Московского авиационного узла обслуживают более 50 % совокупного грузопотока России.

Такая тенденция обусловлена как объективными причинами:
- близость к производственным мощностям крупных международных компаний, формирующих авиационный грузопоток;
- маршрутная сеть пассажирских авиаперевозок, позволяющая осуществлять оперативную отправку преимущественной части грузов в багажных отсеках грузовых ВС;
- основная причина: отсутствие или неразвитость логистических операторов в регионах;

Так и объективными причинами – отсутствие конкурентоспособного предложения со стороны региональных аэропортов как по инфраструктуре, так и по технологиям.

Существующая схема организации грузовых перевозок приводит не только к дисбалансу в экономическом развитии столицы и регионов, но и не позволяет России привлекать транзитные грузопотоки, поскольку уже сейчас Московские аэропорты испытывают дефицит пропускной способности.

Общие проблемы, мешающие развитию грузовых перевозок:
- Отсутствие крупных логистических операторов, способных организовывать грузовые перевозки с минимальной стоимостью за счет мультимодальности.
- Отсутствие в аэропортах необходимой инфраструктуры для обслуживания мультимодальных перевозок.
- Проблемы стыковки между видами транспорта (в том числе в части таможенного оформления и проведения иных видов государственного контроля, отсутствие законодательства по внутритаможенному транзиту).
- Негибкая ценовая политика региональных аэропортов.
- Ценовая конкуренция с другими видами транспорта не позволяет формировать объем авиационного груза, достаточный для развития инфраструктуры аэропортов.
- Законодательные проблемы регулирования, как рынка грузовых авиаперевозок, так и логистической деятельности.
- Отсутствие технологии е-Cargo.

В результате российские транспортные услуги по ряду показателей  занимают не самые высокие позиции в международных рейтингах в области стоимости перевозки грузов, скорости таможенного оформления, наличия административных барьеров.
Президентом России поставлена задача о повышении позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году, поэтому работа по повышению конкурентоспособности российских транспортных услуг на мировых рынках ведется на всех уровнях государственной власти.

e-Freight – международный стандарт электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок, разработанный и рекомендованный Международной ассоциацией воздушного транспорта ИАТА, подразумевает безбумажный (электронный) обмен документами, осуществляемый участниками грузовой авиаперевозки между собой и с представителями контрольно-надзорных органов государственной власти на воздушных пунктах пропуска по маршруту следования груза.

Внедрение стандарта e-Freight осуществляется в рамках международной отраслевой Программы IATA «Simplifying the Business» и предполагает не только перевод бумажного документооборота в электронный, но и упрощение и унификацию самой процедуры оформления авиационных грузовых перевозок.
По состоянию на июль 2012 года e-Freight внедрили 42 страны, 322 аэропорта, 46 авиакомпаний, 2162 экспедитора.
В соответствии с планами IATA Стандарт e-Freight должен быть внедрен к концу 2014 года во всех странах мира, обслуживающих грузовые авиаперевозки.

В настоящее время проект внедрения стандарта e-Freight находится на этапе практической реализации.

До конца 2012 г. планируется подготовка (разработка технологий, информационных систем и необходимых изменений в нормативные акты) и реализация пилотного проекта (тестовые рейсы) в части внедрения стандарта e-Freight для обслуживания обычного груза, в том числе оформления трансфера, импорта и экспорта грузов.
В 2013 г. планируется подготовка и реализация пилотного проекта в части внедрения стандарта e-Freight для обслуживания специальных грузов, в том числе опасных грузов, скоропортящихся грузов, живых животных.
В 2014 году планируется внедрение стандарта e-Freight для оформления перевозки грузов на внутренних воздушных линиях.

Протоколом Правительственной комиссии по транспорту и связи в ноябре 2011 года были даны поручения Минтрансу России, ФТС России и другим федеральным органам исполнительной власти о внедрении в Российской Федерации стандарта e-Freight и принято решение о проведении в 2012-2014 годах Пилотного проекта по внедрению Российской Федерации международного стандарта e-Freight, также была создана межведомственная рабочая группа.

В 2011 году Минтрансом России проведена научно-исследовательская работа, в результате которой была определена методология внедрения стандарта e-Freight  в России и осуществлен анализ нормативных правовых актов, которые должны быть изменены или вновь приняты в связи с внедрением стандарта e-Freight.

В ноябре 2011 года Правительственной комиссией по транспорту и связи было принято решение о проведении пилотного проекта.

С января 2012 года реализуется первый этап Пилотного проекта - оформление международного транзита, реализация процесса грузового трансфера, в котором участвуют аэропорты Шереметьево, Домодедово, Толмачево, Емельяново, авиакомпании «Аэрофлот» и «ЭйрБриджКарго» (план-график реализации Пилотного проекта прилагается).
В июле-августе 2012 года было выполнена целая серия тестовых рейсов с использованием электронных документов в рамках стандарта e-Freight. Тестовые рейсы будут осуществляться до середины сентября 2012 года, что позволит перейти на опытную эксплуатацию.
По итогам проведения тестовых рейсов будет проведен анализ, по результатам которого будут внесены корректировки в технологии и информационные системы.

В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что реализация инициатив Минтранса России в части развития логистической деятельности наряду с внедрением стандарта e-Freight позволит реализовать транзитный потенциал Российской Федерации, обеспечить конкурентоспособность воздушного транспорта,  создать благоприятные условия для развития грузовых авиаперевозок.
От имени Минтранса России хочу еще раз поблагодарить участников конференции и пожелать успешной плодотворной работы.

 


Валерий Окулов


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2012/8/28/1625/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.