← Назад

Главная Авиация ОбзорСтратегический подход к развитию региональных авиаперевозок в Российской Федерации. Часть 3

Методология формирования моделей маршрутной сети и расчета оптимального парка воздушных судов. Развитие аэродромной инфраструктуры


4 октября 2013 года / Антон Корень / Aviation EXplorer

Антон Корень
Генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации.

Эксперт "Aviation EXplorer"

Авиационные власти Российской Федерации в последнее время большое внимание уделяют вопросам развития региональных перевозок с учетом возможности применения систем государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Реализуются дорожная карта развития региональных авиаперевозок, пилотный проект развития межрегиональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе, другие проекты. Многие считают, что успех развития региональной авиации задает выбранная стратегическая генеральная линия, но как рассмотрено в данной публикации, успех любого профессионального проекта и решения зависит от множества факторов и деталей.

В данной статье представлен обзор механизмов и инструментов профессионального стратегического планирования развития региональных авиаперевозок, освещены основные аспекты применения лучших международных практик.  Статья публикуется в нескольких частях. В данной части рассмотрены методология формирования моделей маршрутной сети и расчета оптимального парка воздушных судов, вопросы развития региональной аэропортовой инфраструктуры.

Методология формирования моделей маршрутной сети

Для формирования вариантов моделей маршрутной сети региональных авиаперевозок целесообразно реализовывать следующий алгоритм, который проверен экспертами ЦСР ГА на практике реализации десятков проектов:

  1. Формирование баз данных  по спросу на авиаперевозки для анализа с использованием специализированных программных комплексов и прогноз спроса в рамках макрорегиона.
  2. Анализ альтернативных видов транспорта на маршрутах и прогноз возможного перераспределения пассажиропотоков между видами транспорта.
  3. Анализ спроса и прогноз по направлениям региональных и местных авиаперевозок.
  4. Формирование проекта маршрутной сети региональных авиаперевозок.
  5. Анализ и прогноз тарифов на авиаперевозки с учетом альтернативных видов транспорта.
  6. Прогноз доходов, расходов и рентабельности маршрутов с учетом альтернативных видов транспорта в регионе.
  7. Оценка потребности в субсидировании региональных маршрутов.

Также необходимо решить ряд дополнительных задач, в том числе с заинтересованными органами федеральной и региональной власти определить институциональную схему реализации проекта, возможности бюджетного финансирования за счет средств бюджетов различного уровня, определить предварительную заинтересованность авиаперевозчиков в реализации проекта на предложенных условиях и другие задачи.

Рассмотрим в качестве примера выдержки из проекта, подготовленного ЦСР ГА, основные положения которого были презентованы на совещании в министерствах и у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева 07.08.2012г. и далее вошли в пилотный проект, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №1 от 16.01. 2013г и последующие акты.

1. Определены ключевые параметры формирования проекта. Также в рамках подготовки проекта впервые была обоснована целесообразность субсидирования не только социально значимых авиалиний, но и экономически значимых маршрутов. Было обосновано неприменение ограничений по возрасту и периоду субсидирования. 

2. С использованием эконометрических моделей отобраны 56 наиболее рациональных маршрутов, обеспечивающих максимальное удовлетворение населения и отраслей экономики в авиаперевозках, из 210 возможных

3. Разработана маршрутная сеть субсидируемых рейсов, включая прямые, транзитные и трансферные рейсы. Обеспечена экономия до 40% бюджетных средств за счет применения данных схем. 

4. Разработаны несколько вариантов институциональной реализации проекта, предложен наиболее рациональный. Для каждого варианта определены: последовательность принятия актов правительства и других ФОИВ, ответственность и действия различных министерств и ведомств.

5. Определены рыночные тарифы с учетом эластичности спроса и тарифов на альтернативные виды транспорта, определены затраты и доходы, выпадающие доходы с учетом рентабельности авиаперевозчиков, разработаны несколько вариантов субсидирования с использованием различных форм бюджетного финансирования.

6. Также, в рамках данного проекта, решались другие задачи, включая подготовку обоснования (пояснительной записки) к Постановлению Правительства Российской Федерации, распределение и согласование субсидий между регионами и другие.

Формирование парка ВС

Важной задачей при формировании проектов создания и развития региональных авиаперевозчиков, является определение оптимальных типов воздушных судов для первичного этапа раскрутки маршрутов и вторичных этапов при выходе маршрутов на плановые величины загрузки в каждом году проекта.

На основе расчетов, указанных выше, а именно на основе сформированных вариантов моделей маршрутной сети региональных авиаперевозок, включающих экономически обоснованные предложения по перечню маршрутов, частотам рейсов, классам воздушных судов, рассчитывается потребность в воздушных судах для авиаперевозок.

Для поточных региональных авиалиний в каждом последующем году, как правило, требуется воздушное судно большей вместимости, и это необходимо учитывать в проектах. 

В целом алгоритм, апробированный для практического применения авиакомпаниями, крупными лизинговыми компаниями, производителями авиационной техники, применяемый Центром стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), содержит следующие блоки:

  • Формирование подходящих баз данных по спросу на авиаперевозки и перевозки альтернативными видами транспорта.
  • Распределение объемов авиаперевозок по интересующим макрорегионам и регионам (или иным сегментам при сегментации не по географическому признаку) в разрезе участков полета.
  • Определение на основе макроэкономических показателей анализируемых регионов параметров влияющих на темпы роста авиаперевозок и прогноз темпов роста.
  • Некоторые подэтапы эконометрического анализа и экономического моделирования эксплуатации воздушных линий.
  • Определение условий перехода распределения прироста пассажиропотоков по рейсам и интервалам пассажировместимости.
  • Распределение потоков по расчетным интервалам пассажировместимости.
  • Расчет потребного количества воздушных судов через заданные экономические показатели.

Для успешной реализации проектов, с целью достижения качественного результата, необходимо производить анализ сотен тысяч записей по спросу на авиаперевозки (на практике с 1970-х - 1980-х годов по 2013 год) и другие виды транспорта, прогнозирование и оптимизацию парка ВС макрорегионам и регионам РФ (для МВЛ – с разбивкой по регионам мира), на долгосрочные периоды (например, до 2030 – 2040 гг.) в сжатые сроки, для этого применяются специализированные программные комплексы.

Подготовка аэропортовой инфраструктуры для проектов развития региональной авиации

Перед запуском проектов также необходимо проводить анализ аэропортовой инфраструктуры в части возможности обслуживания предложенной маршрутной сети региональных авиаперевозок на предмет технико-эксплуатационного состояния аэропортов и посадочных площадок. В комплексных проектах разрабатываются  механизмы финансирования их развития.

Важным аспектом при реализации проектов развития региональных авиаперевозок является поддержание рационального уровня аэропортовых сборов и стоимости услуг по наземному обслуживанию.

В себестоимости региональных и местных авиаперевозок около 35%  составляют расходы на уплату аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, пассажиров, почты и грузов.

Если аэропорт входит в список регулируемых ФСТ или регулирование передано на региональный уровень, то аэропортовые сборы должны согласовываться с регулятором. В данном случае максимальная величина скидок, которую удалось на данный момент согласовать региональным аэропортам, с целью обеспечить наибольшее благоприятствование развитию региональных авиаперевозок, составляет 60% от величины аэропортовых сборов.

В части услуг по наземному обслуживанию, в связи с тем, что они не регулируются, имеется гораздо большая возможность в предоставлении скидок.

Необходимо учитывать лучшие практики и рекомендации по наиболее рациональным подходам к снижению стоимости аэропортового обслуживания в части регулируемых и нерегулируемых услуг.

Долгожданным для отрасли является действенное снижение себестоимости услуг аэропортов за счет упрощения сертификационных требований к аэропортам региональных и местных воздушных линий с низкой интенсивностью полетов.

При этом необходимо учитывать, что снижение себестоимости не всегда ведет к снижению стоимости для потребителя, для решения данной задачи целесообразно применять государственные формы собственности и владения инфраструктурой аэропортов и посадочных площадок, или формы ГЧП, так как региональная авиация, при существующих экономических реалиях и платежеспособном спросе населения, остается социально значимым и инвестиционно непривлекательным бизнесом, требующим государственной поддержки.


Особую актуальность описанные в данной статье (части I – III) подходы к развитию региональных и местных маршрутов, к формированию региональной аэропортовой инфраструктуры обретают на фоне заявлений о необходимости снижения или отмены в части некоторых проектов затрат на субсидирование авиаперевозок за счет средств федерального бюджета.

Только описанный выше стратегический подход, без игнорирования деталей, позволит профессионально сформировать более совершенные и обоснованные программы развития региональных авиаперевозок, в том числе с учетом субсидирования.

Статья предоставлена для публикации авиационно-космическому интернет-порталу AVIA.RU Network и информационному порталу Aviation EXplorer Центром стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) в рамках реализации проекта Центра компетенции развития региональных авиаперевозок. Любое использование текста статьи возможно только с целью ознакомления. Текст статьи полностью или частично не может быть использован в коммерческих или некоммерческих целях без предварительного согласия ЦСР ГА и авторов статьи. 

Статья написана в соавторстве с Директором департамента развития
Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА)
Монаховой Ириной Борисовной.


Антон Корень


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2013/10/4/1892/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.