Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Очерк

Назад в будущее

24 июля 2013 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Сегодня в средствах массовой информации много пишут о том, что наша авиационная промышленность нуждается в молодых квалифицированных инженерах, а гражданская авиация в подготовленных лётчиках. Однако в тени этих разговоров остался ещё один, не так заметный, но очень важный сегмент – потребность в специалистах по эксплуатации авиационной техники и, как это не парадоксально прозвучит, в грамотных руководителях предприятий гражданской авиации. Почти каждый знает, что для того чтобы стать пилотом, надо идти в лётное училище или ВУЗ, а авиаконструктором – например, в Московский авиационный институт. Но мало кто сходу ответит на вопрос: где готовят специалистов по управлению, скажем, авиакомпанией? Один из таких ВУЗов – Московский Государственный Технический университет Гражданской Авиации (МГТУ ГА).

Об этом ВУЗе не так часто пишут в прессе, хотя именно здесь куются, самые что ни на есть, главные кадры нашей Гражданской авиации. Выпускники университета работают не только в различных подразделениях авиакомпаний и аэропортов, в Госкорпорации ОрВД и в центрах ТОиР, но и в отраслевых государственных структурах управления. Чего там  «греха таить», некоторые руководители отрасли когда-то вышли в свет с дипломом специалиста именно из этих стен. Но об этом чуть позже.

Перед тем как напроситься на экскурсию по ВУЗу и поностальгировать о собственных студенческих годах, заглянул в справочник. Вот небольшая выдержка из него: «МГТУ ГА (бывший КНИИ ГА) был основан в 1971 году на базе существовавшего до этого более 20 лет  Московского заочного отделения КИИГА (киевского института инженеров ГА). Это решение было продиктовано быстрыми темпами роста Московского авиаузла и необходимостью увеличения численности и качества подготовки авиационных специалистов. Тогда в ВУЗе обучалось 2503 студентов и работало 77 штатных преподавателей. Сегодня МГТУ ГА является ведущим высшим учебным заведением России по подготовке авиационных специалистов эксплуатационного профиля для гражданской авиации. В его структуре 5 факультетов и 36 кафедр, 9 отраслевых научно-исследовательских лабораторий, центр переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта РФ, 2 филиала в Иркутске и Ростове-на-Дону, а также 5 авиационных технических колледжей в Егорьевске, Иркутске, Кирсанове, Рыльске и Троицке, где проходят обучение более 14 000 студентов. Всего в университете и его филиалах работают свыше 680 профессоров, доцентов и преподавателей, в том числе 56 докторов и 170 кандидатов наук, а также еще свыше 4000 человек учебно-вспомогательного и технического персонала.

Чтобы дальше не углубляться во внутреннюю структуру университета, скажу лишь, что МГТУ ГА – единственный специализированный ВУЗ в России, осуществляющий фундаментальную подготовку инженеров и технических специалистов в области эксплуатации авиационной техники для гражданской авиации. Университет готовит специалистов по управлению воздушным движением, по логистике воздушных перевозок, а также в области экономики и финансов гражданской авиации. Отдельно хочу обратить ваше внимание на факультет прикладной математики и вычислительной техники, где готовят программистов и специалистов по безопасности телекоммуникационных систем. На сайте ВУЗа прочитал очень емкое и великолепно сформулированное: «Цель МГТУ ГА: получение выпускниками компетенций, позволяющих эксплуатировать современную авиационную технику с обеспечением заданного уровня безопасности полетов». Пожалуй, точнее не скажешь.

По предварительной договоренности я предполагал пробыть в Университете не более 2-х часов. Однако моя «экскурсия» затянулась на все …. Дело в том, что МГТУ ГА это ещё и крупный научный центр, ведущий научные исследования по самым актуальным проблемам гражданской авиации в области эксплуатации авиационной техники и обеспечения безопасности полетов, управления воздушным движением и радионавигации, радиолокации и радиофизики, авионики и вычислительной техники, экономики и организации производства. Меня, как человека, когда-то окончившего технический ВУЗ, так затянула эта «святая-святых», что я не заметил, как пролетели 6 часов. Спасибо преподавателям и лаборантам, которые все это время терпеливо отвечали на мои вопросы и водили из лаборатории в лабораторию. Не знаю как вам, а для меня кураж научного поиска и решения задач – наивысшая степень самореализации для умного и образованного молодого человека. Жаль, что на самый активный период моей жизни пришлись годы  лихолетья. К счастью, теперь наука в ВУЗы возвращается.

И учебные классы университета сегодня оснащены по последнему слову техники. По-хорошему завидую нынешним студентам, в распоряжении которых все эти электронные доски, интерактивные лаборатории,  тренажерные классы. Научно-образовательный комплекс МГТУ ГА представляет собой инновационную форму сетевого взаимодействия отраслевой науки, образования и производства. В нем реализована концепция непрерывного обучения – «образование через всю жизнь». Гости из зарубежных ВУЗов, с которыми сотрудничает МГТУ ГА, с завистью замечают, что по методикам обучения и техническому оснащению московский университет их превосходит. К слову, ВУЗ является аккредитованным учебным заведением Международной организации гражданской авиации (ICAO), сотрудничает со многими зарубежными учебными заведениями и ведет обучение иностранных студентов из более чем 30 стран мира. Это означает, что его образовательные программы соответствуют современным международным стандартам, а диплом специалиста признается во всем мире. Выпускники   университета и его филиалов могут работать не только в системе гражданской авиации, но и на других видах транспорта и во многих отраслях промышленности  

В распоряжении студентов электронная библиотека, лаборатория компьютерной графики Компас-График, Компас 3D, AutoCAD, тренажерный диспетчерский комплекс, учебно-тренажерные лаборатории Airbus и многое другое. Ещё один интересный момент – в университете функционирует отдел профориентации и содействия трудоустройству, в котором имеется компьютерный банк вакансий для выпускников, и который оказывает выпускникам помощь в дальнейшем трудоустройстве. Впрочем, выпускники МГТУ ГА и так не остаются без работы. Отечественная гражданская авиация одна из самых динамично-развивающихся отраслей народного хозяйства. И квалифицированные кадры в отрасли сейчас очень ценятся, крайне востребованы и  будут востребованы и в будущем.

Ну и, конечно же, следует пару слов сказать и о том, без чего невозможно представить студенческую жизнь. В университете есть немало возможностей реализовать свои творческие таланты: работают театральные и танцевальные студии, в распоряжении которых современный киноконцертный зал и репетиционные помещения. Для желающих воплощать свои творческие идеи в металле есть студенческое конструкторское бюро, которое, в частности, успешно решает опытно-конструкторские задачи разработки и создания новых сверхлегких летательных аппаратов и их применения.  Разработанные здесь дельталеты «Поиск-06» можно встретить во всех уголках бывшего СССР, а также в ряде стран дальнего зарубежья. И, конечно же, спортивный комплекс университета, который располагает широчайшими возможностями. В университете работают спортивные секции по легкой атлетике, волейболу, футболу и минифутболу, баскетболу, плаванию, бадминтону, лыжному спорт, настольному теннису, атлетической гимнастике, аэробике, стрельбе и т.д. В подтверждение своих слов продемонстрирую вот такую историческую фотографию, подсмотренную мной в ВУЗовском музее:

А завершился этот день в кабинете ректора в обсуждении за чашкой чая всего увиденного мной. Говорили и о сегодняшней жизни университета, и о планах на будущее. Искренне благодарен ректору МГТУ ГА, профессору Борису Елисееву, начальнику пресс-службы Евгению Девятьярову и преподавателям университета за предоставленную возможность на один день мысленно вернуться в своё студенческое прошлое, и прикоснутся к чьему-то студенческому будущему.


Роман Гусаров

комментарии (15):

AlexVor      24/07/2013 [20:18:46]#1
Хороший репортаж, но..... Что просто покоробило:
"Жаль, что на самый активный период моей жизни пришлись годы лихолетья.
К счастью, теперь наука в ВУЗы возвращается."
ПМСМ, этот термин "лихолетья" был лишним.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      24/07/2013 [20:42:37]#2
А как ещё можно назвать 90-е годы, когда на рынках стояли и торговали китайским барахлом доктора наук или кандидаты - через одного :(

AlexVor      24/07/2013 [22:36:21]#3
Все республики бывшего СССР тогда переживали тяжелые времена.
Просто я бы написал иначе: "в мое время такого не было", "когда я учился, такого не было". Мягче-:))))
А я уже и забыл про существование в то время Московского заочного отделения КИИГА. Я КИИГА заканчивал в 1973 году.
Вот просто интересно - есть реальный спрос на выпускников МГТУ ГА?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      24/07/2013 [23:37:25]#4
Когда я учился (в СССР) было ещё много чего, кое-что и покруче (я о фундаментальной науке). А вот потом ...

Заочное отделение КНИИГА было с 48-го по 71-й.
А спрос на выпускников высокий. Их практически разбирают ещё в процессе обучения.

AlexVor      24/07/2013 [23:53:24]#5
Обратил внимание на техническое оснащение ВУЗа. Думаю, что и знания у выпускников должны быть на уровне. Поэтому просто интересно, а на какой уровень ЗП они могут рассчитыватьв н.в.? В среднем, конечно.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/07/2013 [02:18:57]#6
Вот один из вчерашних комментариев к сообщению в новостной ленте об окончании приема документов:

Paz:
Я сам выпускник этого ВУЗа и мы переодически общаемся с одногрупниками которые проживают в других регионах. Все те кто хотел, устроились в различные АК или компании связанные с авиацией. Понятно что не на должности Деректоров деректоратов, но сейчас все уже на нормальных должностях и получают нормальную ЗП. Так что было бы желание и стремление....

a_koz      25/07/2013 [08:01:46]#7
В советские времена КАК ПРАВИЛО хорошие спортсмены были никакими студентами и номинально числились в ВВУЗе для улучшения его всяких общественно-спортивно-комсомольских-самодеятельных показателей.

AlexVor      25/07/2013 [09:22:30]#8
2 a_koz
В советские времена КАК ПРАВИЛО хорошие спортсмены были никакими студентами
и номинально числились в ВВУЗе для улучшения его всяких общественно-спортивно-
комсомольских-самодеятельных показателей.

Было и такое, не спорю. Было и обратное. По нашему выпуску. Один из регбистов
стал генерал-майором авиации (это по сведениям десятилетней давности).
Другой, красный диплом, так и ходил в инженерах до пенсии.
Нет явной корреляции между понятием "никакой студент" и его дальнейшей судьбой.
Ваш покорный слуга тоже был , с точки зрения начальства, "никаким студентом" и будучи командиром группы доставил немало хлопот. Молодость, понимаешь ли -:)))))
Тем не менее , в 37 лет был уже лауреатом госпремии в области науки и техники.
Так что - все относительно в этой жизни.

instructor Эксперт «Aviation EXplorer»      25/07/2013 [16:46:13]#9
А как сейчас обстоят дела с филиалами МГТУ ГА? Ведь на одного инженера ГА надо готовить минимум с десяток специалистов средне-технического звена. С Уважением, ВАФ.

quafodil      25/07/2013 [17:26:13]#10
А что такое КНИИ ГА? Вроде МИИГА организовывался как филиал КИИГА. Правда в советское время он конечно с КИИГА не мог конкурировать ни по базе ни по престижу, а после распада СССР Киевсий ГАФ потихоньку загнулся как центр подготовки специалистов ГА союза, как и летные училища в ближнем зарубежье...
Желаю успехов этому ВУЗУ в подготовке высококвалифицированных кадров, чтоб он смог повторить успех советского КИИГА, если конечно на качество подготовки не будут влиять общероссийские взяткодальческие тенденции

quafodil      25/07/2013 [17:44:31]#11
А что сделали с КИИГА, такое даже в страшном сне не могло приснится в свое время Шевчуку В.С., что по коридорам авиационнго института будут ходить студенты таких факультетов:
"Национальный авиационный университет — авиационный университет в городе Киеве. В НАУ учится более 35000 студентов из многих стран мира. Мощные научно-педагогические школы дают возможность готовить не только специалистов инженерного профиля, но и экономистов, юристов, экологов, переводчиков, психологов, социологов, венерологов, сексопатологов и т. п."
Не желаю МИИГА повторить такую же судьбу, хотя с таким упором впихиваемые нам бобики и арбузы скорее всего к этому и приведут...

AlexVor      25/07/2013 [18:38:45]#12
2 quafodil
Правда в советское время он конечно с КИИГА не мог конкурировать ни по базе ни по престижу, а после распада СССР Киевсий ГАФ потихоньку загнулся как центр подготовки специалистов ГА союза, как и летные училища в ближнем зарубежье...

Это верно. КИИГА превратился в КНАУ:
http://nau.edu.ua/ru/
и начал всякой фигней заниматься:
http://nau.edu.ua/ru/menu/obuc ...

До КИИГА времен СССР нынешнему КНАУ "как отсюда и до канадской границы".
Увы и ах...

a_koz      25/07/2013 [20:07:40]#13
Было и такое, не спорю. Было и обратное. По нашему выпуску. Один из регбистов
стал генерал-майором авиации (это по сведениям десятилетней давности).
Другой, красный диплом, так и ходил в инженерах до пенсии.
Нет явной корреляции между понятием "никакой студент" и его дальнейшей судьбой.
Ваш покорный слуга тоже был , с точки зрения начальства, "никаким студентом" и будучи командиром группы доставил немало хлопот. Молодость, понимаешь ли -:)))))
Тем не менее , в 37 лет был уже лауреатом госпремии в области науки и техники.
Так что - все относительно в этой жизни.

Корреляция как раз очень даже существенная. Построенная сейчас, да и десять-пятнадцать и даже двадцать лет назад, система "отбирает" как раз худшие с профессиональной точки зрения кадры, надеюсь не надо объяснять почему. Без привязки к конкретным личностям, но абсолютно точно знаю как 10 лет назад становились генералами, кандидатами наук, руководителями и т.п. Именно "отрицательный" отбор. А инженер с красным дипломом, я так полагаю, просто был честным и порядочным человеком. Хотя везде, конечно, есть исключения. Извиняюсь за отступление от темы.

SPACE      25/07/2013 [21:22:50]#14
о современном образовании
https://www.youtube.com/watch? ...

andrei      26/07/2013 [07:50:47]#15
Пожелаем МГТУ ГА не загнутся как Киев.
А Шевчук с удовольствием поработал-бы в спаринге с нынешним руководством что сейчас зовется НАУ. Такой ВУЗ (КИИГА) развалили! :)









Материалы рубрики

Юлия Кузьмина
В Стамбуле строится крупнейший авиационный хаб в мире
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - сентябрь 2018 г
Халил Хуснутдинов
О совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности лёгкой авиации в Республике Казахстан
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-сентябре  2017-2018 годов
Пресс-служба президента РФ
Рабочая встреча руководителя Аэрофлота с Президентом России
Александр Фридлянд
О текущей ситуации в экономике авиатранспортного рынка России
Aviation EXplorer
РСПП: о доступе к аэропортовой инфраструктуре и росте цен на авиакеросин
Aviation EXplorer
За нашу «Победу»!



Эдуард Теплицкий
«Азимут» – первый год, полет нормальный
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - август 2018 г
Владимир Карнозов
Трагедия Ил-20
Владимир Горбунов
Анализ перспектив развития низкобюджетных авиакомпаний в современных условиях российской авиатранспортной системы
Павел Пермяков
Наш конек – региональные перевозки
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - июль 2018 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-июле  2017-2018 годов
Сердар Поллыев
Санитарная авиация нижегородской области в период ЧМ18
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - июнь 2018 г
Юлия Кузьмина
Ladies In Red: Новая форма Royal Flight
Андрей Александров
Главная задача – навести медицинский мост
Общественные представители
О ситуации по долгам ВИМ-АВИА
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - май 2018 г
Михаил Вахнеев
Новые объекты аэропорта Шереметьево к ЧМ-18
Юлия Кузьмина
Музыка полета
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - апрель 2018 г
РСПП
О необходимости развития конкуренции в аэропортах РФ
МАА
О возмещении гражданским аэропортам расходов по обслуживанию ВС государственной авиации
Aviation EXplorer
О бюрократических проблемах, препятствующих реконструкции северных аэропортов России
Aviation EXplorer
О коммерциализации деятельности АОН
Ольга Антонова
Российские студенты на международном конкурсе по воздушному праву
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-марте  2017-2018 годов
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - март 2018 г
Юлия Кузьмина
Авиакомпания «Россия» представила новое меню для пассажиров
Александр Фридлянд
Динамика авиатранспортного рынка, экономика и цены на авиаперевозки
Росавиация
Отчет Росавиации за 2017 год
Юлия Кузьмина
«Победа» стала самой быстро обслуживаемой авиакомпанией России
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - февраль 2018 г
Михаил Вахнеев
В Калугу на «Калуге»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2018 г
Олег Бочаров
О задачах по развитию региональных авиаперевозок
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Итоги Белавиа за 2017 год и планы на будущее

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Курьер на час: http://courier.youdo.com/food-delivery/restaurant/aziatskaya/, лучшие цены.
По ссылке http://courier.youdo.com/products-delivery/, описание.
Смотрите тут - https://youdo.com/auto/auxiliaryequipment/caralarm/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer