Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Очерк

Назад в будущее

24 июля 2013 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Сегодня в средствах массовой информации много пишут о том, что наша авиационная промышленность нуждается в молодых квалифицированных инженерах, а гражданская авиация в подготовленных лётчиках. Однако в тени этих разговоров остался ещё один, не так заметный, но очень важный сегмент – потребность в специалистах по эксплуатации авиационной техники и, как это не парадоксально прозвучит, в грамотных руководителях предприятий гражданской авиации. Почти каждый знает, что для того чтобы стать пилотом, надо идти в лётное училище или ВУЗ, а авиаконструктором – например, в Московский авиационный институт. Но мало кто сходу ответит на вопрос: где готовят специалистов по управлению, скажем, авиакомпанией? Один из таких ВУЗов – Московский Государственный Технический университет Гражданской Авиации (МГТУ ГА).

Об этом ВУЗе не так часто пишут в прессе, хотя именно здесь куются, самые что ни на есть, главные кадры нашей Гражданской авиации. Выпускники университета работают не только в различных подразделениях авиакомпаний и аэропортов, в Госкорпорации ОрВД и в центрах ТОиР, но и в отраслевых государственных структурах управления. Чего там  «греха таить», некоторые руководители отрасли когда-то вышли в свет с дипломом специалиста именно из этих стен. Но об этом чуть позже.

Перед тем как напроситься на экскурсию по ВУЗу и поностальгировать о собственных студенческих годах, заглянул в справочник. Вот небольшая выдержка из него: «МГТУ ГА (бывший КНИИ ГА) был основан в 1971 году на базе существовавшего до этого более 20 лет  Московского заочного отделения КИИГА (киевского института инженеров ГА). Это решение было продиктовано быстрыми темпами роста Московского авиаузла и необходимостью увеличения численности и качества подготовки авиационных специалистов. Тогда в ВУЗе обучалось 2503 студентов и работало 77 штатных преподавателей. Сегодня МГТУ ГА является ведущим высшим учебным заведением России по подготовке авиационных специалистов эксплуатационного профиля для гражданской авиации. В его структуре 5 факультетов и 36 кафедр, 9 отраслевых научно-исследовательских лабораторий, центр переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта РФ, 2 филиала в Иркутске и Ростове-на-Дону, а также 5 авиационных технических колледжей в Егорьевске, Иркутске, Кирсанове, Рыльске и Троицке, где проходят обучение более 14 000 студентов. Всего в университете и его филиалах работают свыше 680 профессоров, доцентов и преподавателей, в том числе 56 докторов и 170 кандидатов наук, а также еще свыше 4000 человек учебно-вспомогательного и технического персонала.

Чтобы дальше не углубляться во внутреннюю структуру университета, скажу лишь, что МГТУ ГА – единственный специализированный ВУЗ в России, осуществляющий фундаментальную подготовку инженеров и технических специалистов в области эксплуатации авиационной техники для гражданской авиации. Университет готовит специалистов по управлению воздушным движением, по логистике воздушных перевозок, а также в области экономики и финансов гражданской авиации. Отдельно хочу обратить ваше внимание на факультет прикладной математики и вычислительной техники, где готовят программистов и специалистов по безопасности телекоммуникационных систем. На сайте ВУЗа прочитал очень емкое и великолепно сформулированное: «Цель МГТУ ГА: получение выпускниками компетенций, позволяющих эксплуатировать современную авиационную технику с обеспечением заданного уровня безопасности полетов». Пожалуй, точнее не скажешь.

По предварительной договоренности я предполагал пробыть в Университете не более 2-х часов. Однако моя «экскурсия» затянулась на все …. Дело в том, что МГТУ ГА это ещё и крупный научный центр, ведущий научные исследования по самым актуальным проблемам гражданской авиации в области эксплуатации авиационной техники и обеспечения безопасности полетов, управления воздушным движением и радионавигации, радиолокации и радиофизики, авионики и вычислительной техники, экономики и организации производства. Меня, как человека, когда-то окончившего технический ВУЗ, так затянула эта «святая-святых», что я не заметил, как пролетели 6 часов. Спасибо преподавателям и лаборантам, которые все это время терпеливо отвечали на мои вопросы и водили из лаборатории в лабораторию. Не знаю как вам, а для меня кураж научного поиска и решения задач – наивысшая степень самореализации для умного и образованного молодого человека. Жаль, что на самый активный период моей жизни пришлись годы  лихолетья. К счастью, теперь наука в ВУЗы возвращается.

И учебные классы университета сегодня оснащены по последнему слову техники. По-хорошему завидую нынешним студентам, в распоряжении которых все эти электронные доски, интерактивные лаборатории,  тренажерные классы. Научно-образовательный комплекс МГТУ ГА представляет собой инновационную форму сетевого взаимодействия отраслевой науки, образования и производства. В нем реализована концепция непрерывного обучения – «образование через всю жизнь». Гости из зарубежных ВУЗов, с которыми сотрудничает МГТУ ГА, с завистью замечают, что по методикам обучения и техническому оснащению московский университет их превосходит. К слову, ВУЗ является аккредитованным учебным заведением Международной организации гражданской авиации (ICAO), сотрудничает со многими зарубежными учебными заведениями и ведет обучение иностранных студентов из более чем 30 стран мира. Это означает, что его образовательные программы соответствуют современным международным стандартам, а диплом специалиста признается во всем мире. Выпускники   университета и его филиалов могут работать не только в системе гражданской авиации, но и на других видах транспорта и во многих отраслях промышленности  

В распоряжении студентов электронная библиотека, лаборатория компьютерной графики Компас-График, Компас 3D, AutoCAD, тренажерный диспетчерский комплекс, учебно-тренажерные лаборатории Airbus и многое другое. Ещё один интересный момент – в университете функционирует отдел профориентации и содействия трудоустройству, в котором имеется компьютерный банк вакансий для выпускников, и который оказывает выпускникам помощь в дальнейшем трудоустройстве. Впрочем, выпускники МГТУ ГА и так не остаются без работы. Отечественная гражданская авиация одна из самых динамично-развивающихся отраслей народного хозяйства. И квалифицированные кадры в отрасли сейчас очень ценятся, крайне востребованы и  будут востребованы и в будущем.

Ну и, конечно же, следует пару слов сказать и о том, без чего невозможно представить студенческую жизнь. В университете есть немало возможностей реализовать свои творческие таланты: работают театральные и танцевальные студии, в распоряжении которых современный киноконцертный зал и репетиционные помещения. Для желающих воплощать свои творческие идеи в металле есть студенческое конструкторское бюро, которое, в частности, успешно решает опытно-конструкторские задачи разработки и создания новых сверхлегких летательных аппаратов и их применения.  Разработанные здесь дельталеты «Поиск-06» можно встретить во всех уголках бывшего СССР, а также в ряде стран дальнего зарубежья. И, конечно же, спортивный комплекс университета, который располагает широчайшими возможностями. В университете работают спортивные секции по легкой атлетике, волейболу, футболу и минифутболу, баскетболу, плаванию, бадминтону, лыжному спорт, настольному теннису, атлетической гимнастике, аэробике, стрельбе и т.д. В подтверждение своих слов продемонстрирую вот такую историческую фотографию, подсмотренную мной в ВУЗовском музее:

А завершился этот день в кабинете ректора в обсуждении за чашкой чая всего увиденного мной. Говорили и о сегодняшней жизни университета, и о планах на будущее. Искренне благодарен ректору МГТУ ГА, профессору Борису Елисееву, начальнику пресс-службы Евгению Девятьярову и преподавателям университета за предоставленную возможность на один день мысленно вернуться в своё студенческое прошлое, и прикоснутся к чьему-то студенческому будущему.


Роман Гусаров


комментарии (15):

AlexVor      24/07/2013 [20:18:46]#1
Хороший репортаж, но..... Что просто покоробило:
"Жаль, что на самый активный период моей жизни пришлись годы лихолетья.
К счастью, теперь наука в ВУЗы возвращается."
ПМСМ, этот термин "лихолетья" был лишним.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      24/07/2013 [20:42:37]#2
А как ещё можно назвать 90-е годы, когда на рынках стояли и торговали китайским барахлом доктора наук или кандидаты - через одного :(

AlexVor      24/07/2013 [22:36:21]#3
Все республики бывшего СССР тогда переживали тяжелые времена.
Просто я бы написал иначе: "в мое время такого не было", "когда я учился, такого не было". Мягче-:))))
А я уже и забыл про существование в то время Московского заочного отделения КИИГА. Я КИИГА заканчивал в 1973 году.
Вот просто интересно - есть реальный спрос на выпускников МГТУ ГА?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      24/07/2013 [23:37:25]#4
Когда я учился (в СССР) было ещё много чего, кое-что и покруче (я о фундаментальной науке). А вот потом ...

Заочное отделение КНИИГА было с 48-го по 71-й.
А спрос на выпускников высокий. Их практически разбирают ещё в процессе обучения.

AlexVor      24/07/2013 [23:53:24]#5
Обратил внимание на техническое оснащение ВУЗа. Думаю, что и знания у выпускников должны быть на уровне. Поэтому просто интересно, а на какой уровень ЗП они могут рассчитыватьв н.в.? В среднем, конечно.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/07/2013 [02:18:57]#6
Вот один из вчерашних комментариев к сообщению в новостной ленте об окончании приема документов:

Paz:
Я сам выпускник этого ВУЗа и мы переодически общаемся с одногрупниками которые проживают в других регионах. Все те кто хотел, устроились в различные АК или компании связанные с авиацией. Понятно что не на должности Деректоров деректоратов, но сейчас все уже на нормальных должностях и получают нормальную ЗП. Так что было бы желание и стремление....

a_koz      25/07/2013 [08:01:46]#7
В советские времена КАК ПРАВИЛО хорошие спортсмены были никакими студентами и номинально числились в ВВУЗе для улучшения его всяких общественно-спортивно-комсомольских-самодеятельных показателей.

AlexVor      25/07/2013 [09:22:30]#8
2 a_koz
В советские времена КАК ПРАВИЛО хорошие спортсмены были никакими студентами
и номинально числились в ВВУЗе для улучшения его всяких общественно-спортивно-
комсомольских-самодеятельных показателей.

Было и такое, не спорю. Было и обратное. По нашему выпуску. Один из регбистов
стал генерал-майором авиации (это по сведениям десятилетней давности).
Другой, красный диплом, так и ходил в инженерах до пенсии.
Нет явной корреляции между понятием "никакой студент" и его дальнейшей судьбой.
Ваш покорный слуга тоже был , с точки зрения начальства, "никаким студентом" и будучи командиром группы доставил немало хлопот. Молодость, понимаешь ли -:)))))
Тем не менее , в 37 лет был уже лауреатом госпремии в области науки и техники.
Так что - все относительно в этой жизни.

instructor Эксперт «Aviation EXplorer»      25/07/2013 [16:46:13]#9
А как сейчас обстоят дела с филиалами МГТУ ГА? Ведь на одного инженера ГА надо готовить минимум с десяток специалистов средне-технического звена. С Уважением, ВАФ.

quafodil      25/07/2013 [17:26:13]#10
А что такое КНИИ ГА? Вроде МИИГА организовывался как филиал КИИГА. Правда в советское время он конечно с КИИГА не мог конкурировать ни по базе ни по престижу, а после распада СССР Киевсий ГАФ потихоньку загнулся как центр подготовки специалистов ГА союза, как и летные училища в ближнем зарубежье...
Желаю успехов этому ВУЗУ в подготовке высококвалифицированных кадров, чтоб он смог повторить успех советского КИИГА, если конечно на качество подготовки не будут влиять общероссийские взяткодальческие тенденции

quafodil      25/07/2013 [17:44:31]#11
А что сделали с КИИГА, такое даже в страшном сне не могло приснится в свое время Шевчуку В.С., что по коридорам авиационнго института будут ходить студенты таких факультетов:
"Национальный авиационный университет — авиационный университет в городе Киеве. В НАУ учится более 35000 студентов из многих стран мира. Мощные научно-педагогические школы дают возможность готовить не только специалистов инженерного профиля, но и экономистов, юристов, экологов, переводчиков, психологов, социологов, венерологов, сексопатологов и т. п."
Не желаю МИИГА повторить такую же судьбу, хотя с таким упором впихиваемые нам бобики и арбузы скорее всего к этому и приведут...

AlexVor      25/07/2013 [18:38:45]#12
2 quafodil
Правда в советское время он конечно с КИИГА не мог конкурировать ни по базе ни по престижу, а после распада СССР Киевсий ГАФ потихоньку загнулся как центр подготовки специалистов ГА союза, как и летные училища в ближнем зарубежье...

Это верно. КИИГА превратился в КНАУ:
http://nau.edu.ua/ru/
и начал всякой фигней заниматься:
http://nau.edu.ua/ru/menu/obuc ...

До КИИГА времен СССР нынешнему КНАУ "как отсюда и до канадской границы".
Увы и ах...

a_koz      25/07/2013 [20:07:40]#13
Было и такое, не спорю. Было и обратное. По нашему выпуску. Один из регбистов
стал генерал-майором авиации (это по сведениям десятилетней давности).
Другой, красный диплом, так и ходил в инженерах до пенсии.
Нет явной корреляции между понятием "никакой студент" и его дальнейшей судьбой.
Ваш покорный слуга тоже был , с точки зрения начальства, "никаким студентом" и будучи командиром группы доставил немало хлопот. Молодость, понимаешь ли -:)))))
Тем не менее , в 37 лет был уже лауреатом госпремии в области науки и техники.
Так что - все относительно в этой жизни.

Корреляция как раз очень даже существенная. Построенная сейчас, да и десять-пятнадцать и даже двадцать лет назад, система "отбирает" как раз худшие с профессиональной точки зрения кадры, надеюсь не надо объяснять почему. Без привязки к конкретным личностям, но абсолютно точно знаю как 10 лет назад становились генералами, кандидатами наук, руководителями и т.п. Именно "отрицательный" отбор. А инженер с красным дипломом, я так полагаю, просто был честным и порядочным человеком. Хотя везде, конечно, есть исключения. Извиняюсь за отступление от темы.

SPACE      25/07/2013 [21:22:50]#14
о современном образовании
https://www.youtube.com/watch? ...

andrei      26/07/2013 [07:50:47]#15
Пожелаем МГТУ ГА не загнутся как Киев.
А Шевчук с удовольствием поработал-бы в спаринге с нынешним руководством что сейчас зовется НАУ. Такой ВУЗ (КИИГА) развалили! :)





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer