← Назад

Главная Авиация ОчеркНазад в будущее

24 июля 2013 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Сегодня в средствах массовой информации много пишут о том, что наша авиационная промышленность нуждается в молодых квалифицированных инженерах, а гражданская авиация в подготовленных лётчиках. Однако в тени этих разговоров остался ещё один, не так заметный, но очень важный сегмент – потребность в специалистах по эксплуатации авиационной техники и, как это не парадоксально прозвучит, в грамотных руководителях предприятий гражданской авиации. Почти каждый знает, что для того чтобы стать пилотом, надо идти в лётное училище или ВУЗ, а авиаконструктором – например, в Московский авиационный институт. Но мало кто сходу ответит на вопрос: где готовят специалистов по управлению, скажем, авиакомпанией? Один из таких ВУЗов – Московский Государственный Технический университет Гражданской Авиации (МГТУ ГА).

Об этом ВУЗе не так часто пишут в прессе, хотя именно здесь куются, самые что ни на есть, главные кадры нашей Гражданской авиации. Выпускники университета работают не только в различных подразделениях авиакомпаний и аэропортов, в Госкорпорации ОрВД и в центрах ТОиР, но и в отраслевых государственных структурах управления. Чего там  «греха таить», некоторые руководители отрасли когда-то вышли в свет с дипломом специалиста именно из этих стен. Но об этом чуть позже.

Перед тем как напроситься на экскурсию по ВУЗу и поностальгировать о собственных студенческих годах, заглянул в справочник. Вот небольшая выдержка из него: «МГТУ ГА (бывший КНИИ ГА) был основан в 1971 году на базе существовавшего до этого более 20 лет  Московского заочного отделения КИИГА (киевского института инженеров ГА). Это решение было продиктовано быстрыми темпами роста Московского авиаузла и необходимостью увеличения численности и качества подготовки авиационных специалистов. Тогда в ВУЗе обучалось 2503 студентов и работало 77 штатных преподавателей. Сегодня МГТУ ГА является ведущим высшим учебным заведением России по подготовке авиационных специалистов эксплуатационного профиля для гражданской авиации. В его структуре 5 факультетов и 36 кафедр, 9 отраслевых научно-исследовательских лабораторий, центр переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта РФ, 2 филиала в Иркутске и Ростове-на-Дону, а также 5 авиационных технических колледжей в Егорьевске, Иркутске, Кирсанове, Рыльске и Троицке, где проходят обучение более 14 000 студентов. Всего в университете и его филиалах работают свыше 680 профессоров, доцентов и преподавателей, в том числе 56 докторов и 170 кандидатов наук, а также еще свыше 4000 человек учебно-вспомогательного и технического персонала.

Чтобы дальше не углубляться во внутреннюю структуру университета, скажу лишь, что МГТУ ГА – единственный специализированный ВУЗ в России, осуществляющий фундаментальную подготовку инженеров и технических специалистов в области эксплуатации авиационной техники для гражданской авиации. Университет готовит специалистов по управлению воздушным движением, по логистике воздушных перевозок, а также в области экономики и финансов гражданской авиации. Отдельно хочу обратить ваше внимание на факультет прикладной математики и вычислительной техники, где готовят программистов и специалистов по безопасности телекоммуникационных систем. На сайте ВУЗа прочитал очень емкое и великолепно сформулированное: «Цель МГТУ ГА: получение выпускниками компетенций, позволяющих эксплуатировать современную авиационную технику с обеспечением заданного уровня безопасности полетов». Пожалуй, точнее не скажешь.

По предварительной договоренности я предполагал пробыть в Университете не более 2-х часов. Однако моя «экскурсия» затянулась на все …. Дело в том, что МГТУ ГА это ещё и крупный научный центр, ведущий научные исследования по самым актуальным проблемам гражданской авиации в области эксплуатации авиационной техники и обеспечения безопасности полетов, управления воздушным движением и радионавигации, радиолокации и радиофизики, авионики и вычислительной техники, экономики и организации производства. Меня, как человека, когда-то окончившего технический ВУЗ, так затянула эта «святая-святых», что я не заметил, как пролетели 6 часов. Спасибо преподавателям и лаборантам, которые все это время терпеливо отвечали на мои вопросы и водили из лаборатории в лабораторию. Не знаю как вам, а для меня кураж научного поиска и решения задач – наивысшая степень самореализации для умного и образованного молодого человека. Жаль, что на самый активный период моей жизни пришлись годы  лихолетья. К счастью, теперь наука в ВУЗы возвращается.

И учебные классы университета сегодня оснащены по последнему слову техники. По-хорошему завидую нынешним студентам, в распоряжении которых все эти электронные доски, интерактивные лаборатории,  тренажерные классы. Научно-образовательный комплекс МГТУ ГА представляет собой инновационную форму сетевого взаимодействия отраслевой науки, образования и производства. В нем реализована концепция непрерывного обучения – «образование через всю жизнь». Гости из зарубежных ВУЗов, с которыми сотрудничает МГТУ ГА, с завистью замечают, что по методикам обучения и техническому оснащению московский университет их превосходит. К слову, ВУЗ является аккредитованным учебным заведением Международной организации гражданской авиации (ICAO), сотрудничает со многими зарубежными учебными заведениями и ведет обучение иностранных студентов из более чем 30 стран мира. Это означает, что его образовательные программы соответствуют современным международным стандартам, а диплом специалиста признается во всем мире. Выпускники   университета и его филиалов могут работать не только в системе гражданской авиации, но и на других видах транспорта и во многих отраслях промышленности  

В распоряжении студентов электронная библиотека, лаборатория компьютерной графики Компас-График, Компас 3D, AutoCAD, тренажерный диспетчерский комплекс, учебно-тренажерные лаборатории Airbus и многое другое. Ещё один интересный момент – в университете функционирует отдел профориентации и содействия трудоустройству, в котором имеется компьютерный банк вакансий для выпускников, и который оказывает выпускникам помощь в дальнейшем трудоустройстве. Впрочем, выпускники МГТУ ГА и так не остаются без работы. Отечественная гражданская авиация одна из самых динамично-развивающихся отраслей народного хозяйства. И квалифицированные кадры в отрасли сейчас очень ценятся, крайне востребованы и  будут востребованы и в будущем.

Ну и, конечно же, следует пару слов сказать и о том, без чего невозможно представить студенческую жизнь. В университете есть немало возможностей реализовать свои творческие таланты: работают театральные и танцевальные студии, в распоряжении которых современный киноконцертный зал и репетиционные помещения. Для желающих воплощать свои творческие идеи в металле есть студенческое конструкторское бюро, которое, в частности, успешно решает опытно-конструкторские задачи разработки и создания новых сверхлегких летательных аппаратов и их применения.  Разработанные здесь дельталеты «Поиск-06» можно встретить во всех уголках бывшего СССР, а также в ряде стран дальнего зарубежья. И, конечно же, спортивный комплекс университета, который располагает широчайшими возможностями. В университете работают спортивные секции по легкой атлетике, волейболу, футболу и минифутболу, баскетболу, плаванию, бадминтону, лыжному спорт, настольному теннису, атлетической гимнастике, аэробике, стрельбе и т.д. В подтверждение своих слов продемонстрирую вот такую историческую фотографию, подсмотренную мной в ВУЗовском музее:

А завершился этот день в кабинете ректора в обсуждении за чашкой чая всего увиденного мной. Говорили и о сегодняшней жизни университета, и о планах на будущее. Искренне благодарен ректору МГТУ ГА, профессору Борису Елисееву, начальнику пресс-службы Евгению Девятьярову и преподавателям университета за предоставленную возможность на один день мысленно вернуться в своё студенческое прошлое, и прикоснутся к чьему-то студенческому будущему.


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2013/7/24/1837/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.