← Назад

Главная Авиация Прямая речьКому такое «творение» надо?

или как выполняется Постановление Правительства № 670 от 06.08.2013


21 апреля 2014 года / Виктор Агафонов / Aviation EXplorer

Виктор Агафонов
Независимый эксперт

Эксперт "Aviation EXplorer"

Минтрансом РФ издан приказ №56 от 27.02.2014 «Об утверждении Перечня и содержания вопросов для проведения проверки знаний кандидата на получение свидетельства диспетчера управления воздушным движением».

В нём, в соответствии с  разъяснениями Минтранса России, от 21.03.2014  №01-05-03/1086 и указаниями и.о. начальника ЗСМТУ ВТ ФАВТ от 25.03.2014    применять «Перечень» для тестирования персонала ОВД в случаях, предусмотренных пунктом 35 «Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка  допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала», утвержденного приказом Минтранса России от 14.04.2010  №93.  

Коллективом преподавателей Сибирского филиала Института аэронавигации проведён анализ этого Перечня вопросов.

Основные замечания следующие:  

  •  часть вопросов не актуальна, составлена без учёта  применения их в работе диспетчера УВД;
  • большинство вопросов и ответов составлено в некорректной редакции;
  • некоторые вопросы составлены по отменённым документам;
  • в части вопросов варианты правильных ответов отсутствуют или не соответствуют действующей редакции нормативного документа. Обеспечение безопасности полетов, человеческий фактор

Приводить  все примеры не представляется возможным из-за большого объёма. Вот только  небольшая часть из Единой базы контрольных вопросов.

Основы воздушного законодательства

В вопросах  №9, 12, 22  нет правильных ответов

Обслуживание воздушного движения

1)  Вопросы № 88, 119, 124, 133-135, 154, 162, 175 – Некорректная редакция вопросов по ФАП ОрВД.

2)  Вопросы  № 109, 115, 126, 162 – Ответы  не соответствует п.5.3.14 ФАП ОрВД.

Правила радиообмена

Вопросы №2, 18, 32, 47 - Нет правильных ответов.  Редакция правильного ответа не соответствует ПОРС ВП РФ.

Обеспечение безопасности полетов, человеческий фактор

1)   В вопросе  №16 из 3-х вариантов нет правильного ответа.

2)  В названии дисциплины есть человеческий фактор, а в перечне вопросов нет ни одного вопроса по ЧФ.

Метеорологическое обеспечение

Много некорректных вопросов или нет правильных ответов. Присутствуют ответы не соответствующие НМО ГА-95.

Основы аэродинамики, ЛТХ ВС

 1) Вопросы  №110 - 111 включён вертолёт Ми – 6 (снят с эксплуатации в 2004г.)

 2)  Вопрос № 179 включён самолет М-50 – музейный экспонат (произведён в единственном экземпляре)

3) В вопросах № 109, 180, 182 в предлагаемых вариантах ответов нет правильного.

4) Вопросы № 167 – 178 (вертикальные скорости набора и снижения самолётов) являются некорректными с точки зрения их практического применения диспетчерами УВД). Например: Вопрос №177 - Самолет Gulfstream IV. Вертикальная скорость снижения (м/с). Ответы: 20, 15, 17, 25.

Трудно представить себе такую ситуацию, когда бы диспетчер начал раздавать команды: «Снижайтесь с вертикальной скоростью 20, 15, 17 или 25 м/с».

  5)  25 (!) вопросов касаются знания класса ВС по максимальной взлётной массе, но в настоящее время нет документа, который определял бы ВС по классам (Это было в НПП ГА – 85г.).

  6)  21 (!) вопрос касаются категорий ВС по дальности полёта, такой классификации тоже нет в действующих документах.

Радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов

Из 88 вопросов в 45 присутствуют некорректные формулировки вопросов или неполные ответы. Есть вопросы, которые относятся к устаревшему и снятому с эксплуатации оборудованию.

Вопрос 75 относится к компетенции ИТС служб ЭРТОС.

Замечания по «Навигации»

  1. Вопрос №1 -  УС при УВ 181град - 359 град имеет знак

Зачем это надо знать диспетчеру? Диспетчеры УВД (со стажем работы 25-35 лет) дружно заявляют, что им это абсолютно «по барабану».

  1. Вопрос 4:  Заход на посадку с прямой применяется, когда направление подхода к аэродрому совпадает с направлением посадки или отличается от него на угол, не более

Ответы: 35 гр., 40 гр., 45 гр.

Ни один из ответов не соответствует Doc. 8168 ИКАО:

Заход на посадку с прямой – это заход, при котором угол между линией конечного этапа захода на посадку и осевой линией ВПП не превышает 30 градусов для ВС категорий А и В и 15 градусов для ВС других категорий.

  1. Вопрос №23 - Заход на посадку по большому прямоугольному маршруту применяется

Такого захода на посадку (по большому, по малому, по «коробочке») нет ни в наших ФАП, ни в документах ИКАО.

  1. Вопрос  №23 - Заход на посадку с обратного направления применяется

 Такого захода на посадку нет ни в наших ФАП, ни в документах ИКАО.

  1. Вопрос 8 - Магнитным курсом называется угол, заключенный между

Ни один ответ не соответствует определению в ФАП Ор ВД.

  1. Вопрос 9 - Барометрической называется высота полета, измеряемая относительно

Ни один ответ не соответствует определению в ФАП Ор ВД

 

Количество замечаний (вопросы и ответы) по дисциплинам:

1.Основы воздушного законодательства – 5

2. Обеспечение безопасности полётов, человеческий фактор – из 20 – ти вопросов нет ни одного по человеческому фактору.

3. Обслуживание воздушного движения – 12.

4. Правила радиообмена – 5.

5. Метеорологическое обеспечение – 11.

6. Основы аэродинамики, ЛТХ ВС  –      21/45.

7. Радиотехническое и светотехническое обеспечение полётов – 45.

8. Навигационное (штурманское) обеспечение полётов – 6.

 

Подведём итог: всяческих откровенных «ляпов» в сумме набежало - 116.

Анализ «Перечня и содержания вопросов» и предлагаемых к ним вариантов ответов выявил ряд существенных  замечаний по всем дисциплинам и соответственно, нежелательности их применения в таком виде,  и необходимости  их детальной переработки.

Вызывает удивление то, что такой документ был подан на утверждение в самые высокие инстанции, оказался утверждённым и прошёл согласование на всех уровнях.

Вот уж действительно прозорлив был А.С. Пушкин, когда в «Евгении Онегине» написал: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь!».


Виктор Агафонов


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2014/4/21/2023/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.