Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Экспертное мнение

Общественный Совет при Росавиации за сохранение существующей системы подготовки кадров

Протокол заседания Общественного Совета при Федеральном Агентстве воздушного транспорта от 29 сентября 2016 года о Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года.


11 октября 2016 года / Общественный совет ФАВТ / Aviation EXplorer
 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА


29 сентября 2016 г. № 4

Председательствовали:

Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - Общественный совет) П.С. Дейнекин
Заместитель руководителя Росавиации О.О. Клим

Присутствовали:

Члены Общественного совета при Росавиации, заместители руководителя Росавиации, начальники управлений центрального аппарата Росавиации, начальники межрегиональных территориальных управлений Росавиации, ректоры вузов гражданской авиации, представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Министерства образования и науки Российской Федерации, представители авиапредприятий и общественных организаций гражданской авиации.
 
ПОВЕСТКА ДНЯ:

Рассмотрение проекта Концепции развития образования в сфере
гражданской авиации до 2030 года

 
1. С докладом по повестке дня выступил начальник Управления государственной службы и кадров Росавиации В.М. Ашихмин.

2. С информацией по проекту Концепции выступили ректоры ВУЗов ГА: Б.П. Елисеев (МГТУ ГА), М.Ю. Смуров (СПбГУ ГА), С.И. Краснов (УИ ГА имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева А.А.), М.М. Терещенко (председатель Экспертного совета в области гражданской авиации России); О.В. Семина (заместитель директора аэропорта Домодедово по персоналу); доктор юридических наук, профессор МГТУ ГА, эксперт комитета Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту В.Д. Бордунов; члены общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта: О.М. Смирнов, В.И. Масенков, В.В. Горлов, Е.И. Шапошников, Ю.П. Дарымов, Р.Р. Сулейманов, А.М. Горяшко, В.Н. Тасун, В.Н. Очиров.

В обсуждении проекта Концепции приняли участие и выступили: председатель общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации М.Я. Блинкин, начальник Управления государственных услуг Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации С.А. Банников.

В целях исполнения раздела 3 протокола заседания Координационного совета по транспортному образованию при Министерстве транспорта Российской Федерации от 12.04.2016 № 25 и протокола совещания у Статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова от 21.07.2016 № СА-23 рабочей группой, созданной приказом Росавиации от 28.07.2016 № 35/т, разработан проект Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года (далее - проект Концепции). Проект Концепции подготовлен в соответствии с предложенной Минтрансом России структурой разделов, единой для всех видов транспорта.

В соответствии с принятой терминологией Концепция определяет понимание и алгоритмы решения поставленных задач, стратегию действий для достижения целей. Для ВУЗов гражданской авиации - это решение задач по дальнейшему развитию образования в сфере гражданской авиации, повышению качества подготовки авиационных специалистов, соответствующих мировому уровню.

Учеными Советами ВУЗов ГА разработаны и утверждены Стратегии развития каждого из них до 2030 года, которые стали основой разработки проекта Концепции.

В основу проекта положены такие программные документы, как: «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», утвержденные Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 года, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также рекомендации Международной организации ИКАО.

При подготовке проекта Концепции учитывались: возрастающее значение авиации для решения социально-экономических, военно-политических и оборонных задач, развития науки, техники и технологий. Учитывался также рост потребности в воздушных перевозках пассажиров и грузов, особенно в отдаленных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой (где отсутствуют другие виды транспорта, кроме воздушного), обострение конкуренции авиатранспортных компаний на мировом рынке. Основой отечественной системы подготовки авиационных специалистов является тесный контакт учебных заведений с производственными предприятиями и территориальными органами ГА. Учебные заведения ГА готовят специалистов эксплуатационной направленности в интересах производственных предприятий ГА. Этот принцип положен в основу проекта Концепции.

Росавиация выступает в роли учредителя в отношении трех подведомственных учебных заведений высшего образования (Московский государственный технический университет гражданской авиации (ФГБОУ ВО МГТУ ГА), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (ФГБОУ ВО СПбГУ ГА), Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного Маршала авиации Б.П. Бугаева (ФГБОУ ВО УИ ГА). В состав ВУЗов ГА в качестве филиалов входят средние специальные учебные заведения ГА, которые осуществляют подготовку авиационных специалистов по широкому спектру специальностей для авиапредприятий, расположенных на всей территории России.

Создание и поддержание кадрового потенциала на мировом уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность является объективной необходимостью для государства и одним из важнейших условий обеспечения его безопасности.

Составной частью авиационного потенциала Российской Федерации, как указано Президентом Российской Федерации являются: «гражданская авиация; единая система организации воздушного движения; образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации; профессионально подготовленные кадры» («Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года»).

Одной из главных целей Росавиации при организации и обеспечении подготовки авиационных специалистов в учебных заведениях ГА, отраженной в проекте Концепции, является повышение авиационной безопасности и уровня безопасности полетов воздушных судов с учетом требований международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО). 

Основные квалификационные требования, включающие содержание программ подготовки, уровень владения английским языком, требования к элементам специализированной авиационной терминологии, требования к элементам медицинского освидетельствования авиационного персонала изложены в международном стандарте - Приложении 1 к Чикагской Конвенции ИКАО «Выдача свидетельств авиационному персоналу». Инструктивный материал ИКАО содержится в «Руководстве по управлению безопасностью полетов». Документами ИКАО в квалификационной системе подготовки авиационных специалистов для гражданской авиации договаривающихся стран, предусмотрена прямая подотчетность за качество и соответствие этой подготовки полномочному органу по выдаче свидетельств авиационному персоналу. Полномочным органом по выдаче свидетельств авиационному персоналу в Российской Федерации является Росавиация, которая законодательно определена учредителем учебных заведений ГА. Учебные заведения ГА включены в перечень ИКАО, как учебные заведения по подготовке кадров для гражданской авиации, представляющие Российскую Федерацию. При проведении проверок ИКАО, смена учредителя отечественных учебных заведений ГА может быть отнесена к числу существенных недостатков в вопросах подготовки и выдачи свидетельств авиационному персоналу. Это может быть расценено, как отклонение от положений статьи 33 Чикагской Конвенции, в части обеспечения принципа взаимного международного признания свидетельств и удостоверений авиационного персонала.

Отечественные учебные заведения ГА являются участниками программы международной организации гражданской авиации ИКАО ТRAINAIR PLUS (ТРР). В рамках этой программы осуществляется оценка авиационных учебных организаций и программ подготовки на предмет их соответствия требованиям ИКАО. Участие в этой программе способствует распространению передового опыта в области подготовки авиационного персонала, имеет положительный коммерческий эффект в результате чего повышается доверие к качеству образовательного процесса со стороны потенциальных клиентов. В настоящее время указанная программа объединяет более 60 учебных заведений по всему миру, имеющих высокий международный рейтинг государств - членов ИКАО. Среди участников программы ТRAINAIR РLUS, а также ни в одном государстве из членов ИКАО нет ни одной учебной организации, совмещающей подготовку специалистов для авиации и различных видов транспорта.

Подготовка специалистов в области гражданской авиации сопряжена с серьезной профессиональной спецификой, когда образовательное учреждение является механизмом, обеспечивающим функционирование всей авиационной инфраструктуры, задействованной в образовательном процессе и тесно связана с производственными предприятиями. Все учебные заведения располагают аэродромами и объектами аэродромной инфраструктуры, средствами управления воздушным движением, объектами по техническому обслуживанию воздушных судов, средствами их заправки, радиотехническим и светотехническим оборудованием, парком аэродромных специальных машин. Неотъемлемой частью их материально-технической базы являются самолеты, вертолеты различных модификаций, в том числе и зарубежные образцы. Учебное заведение обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Помимо учебных корпусов с учебными классами, лабораториями, компьютерными классами, электрифицированными стендами, имеются тренажерные центры, оборудованными современными дорогостоящими (стоимостью десятки миллионов рублей) тренажерами для подготовки пилотов, диспетчеров УВД и инженерно-технических специалистов.

В процессе подготовки кадров для ГА участвуют категории специалистов, отсутствующие в других образовательных организациях Минобрнауки России. Это командно-летный, летно-инструкторский, инструкторско-диспетчерский состав, инженерно-технический персонал. Летный и инструкторский состав, диспетчерский персонал, занятый в процессе обучения, имеет международные действующие свидетельства, проходит повышение квалификации и подтверждение профессиональных навыков в соответствии с требованиями, действующими в гражданской авиации, а также периодическое медицинское освидетельствование во ВЛЭК. Программы по летным и основным эксплуатационным техническим направлениям, специальностям, а также методики обучения реализуются с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО, поэтому дипломы выпускников российских учебных заведений гражданской авиации высоко котируются в зарубежных странах.

В проекте Концепции нашли отражение направления дальнейшего развития образования в сфере гражданской авиации: укрепление и развитие учебноматериальной и технической баз в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для гражданской авиации; развитие тренажерной базы для подготовки и повышения квалификации авиационного персонала по эксплуатации авиационной техники российского производства; развитие системы высшего и среднего профессионального образования; сохранение приоритета подготовки инженеров с квалификацией «специалист»; подготовка авиационного персонала в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО; расширение системы подготовки специалистов на основе прямых договоров, заключаемых авиационными организациями с учебными заведениями.

Проектом Концепции предполагается планирование необходимых финансовых средств для строительства, реконструкции, ремонта общежитий, с целью создания современных благоприятных условий для проживания и отдыха студентов и курсантов, обеспечения их эффективной самостоятельной работы.

Важнейшей составной частью авиационного образования и подготовки кадров, отраженной в проекте Концепции, является воспитание многонациональной молодежи.

Это: патриотическое воспитание, привитие чувства преданности и гордости за Отечество, изучение истории Российского государства, популяризация культурного и исторического его наследия, истории развития отечественной авиации, народных национальных традиций, традиций многих поколений отечественных авиаторов, привитие молодежи чувства гордости за принадлежность к гражданам России, бережного отношения к русскому и национальным языкам народов России; привитие чувства товарищества и взаимовыручки, развитие физкультуры и спорта. Важным направлением развития образования в сфере гражданской авиации является дальнейшее укрепление системы подготовки авиационных специалистов со средним специальным образованием, которые непосредственно участвуют в обеспечении безопасности полетов ВС и являются основной категорией для обеспечения производственной деятельности авиапредприятий, что особенно важно для развития региональной авиации, авиации местных воздушных линий, малой авиации, авиакомпаний и аэропортов, расположенных в труднодоступных регионах и районах России, где кроме авиации нет других видов транспорта.

Это в первую очередь относится к авиапредприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Якутии, Чукотки, Камчатки. Дислокация учебных заведений гражданской авиации в полной мере учитывает потребности в специалистах гражданской авиации в масштабах всей страны, включая отдаленные районы.

Учебные заведения ГА включены в перечень образовательных организаций Международной организации ИКАО. Ежегодно стабильно повышается привлекательность отечественных учебных заведений Г А для получения авиационного образования представителями зарубежных стран. В них подготовлены и продолжается подготовка авиационных специалистов для более 40 стран мира (для Кубы, Вьетнама, Монголии, Венесуэлы, Мозамбика, Индии, Перу, Мадагаскара и др.).

Продолжает развиваться подготовка специалистов для стран СНГ (Беларуси, Туркмении, Таджикистана, Армении, Казахстана и др.). Проектом Концепции предусмотрена дальнейшая деятельность учебных заведений ГА в этом направлении. Учебные заведения ГА способны самостоятельно, под непосредственным руководством учредителя в лице Росавиации, в тесном контакте с авиапредприятиями решать поставленные перед ними задачами по качественной подготовке авиационных кадров для гражданской авиации, с учетом требований и рекомендаций международной организации ИКАО, без какого-либо объединения с
другими ВУЗами транспортной отрасли.

Целесообразно, по аналогии с подготовкой специалистов в области военной авиации Минобороны России, сохранить и совершенствовать существующую систему подготовки специалистов для гражданской авиации в системе Федерального агентства воздушного транспорта, а также восстановить систему военной подготовки в учебных заведениях ГА.

Заслушав информацию по проекту Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года, обсудив и проанализировав предложения по данному вопросу, Общественный совет постановляет:

1. Одобрить проект Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года, разработанный рабочей группой уполномоченных представителей профессорско-преподавательского состава ВУЗов ГА с привлечением работодателей, в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

2. Подтвердить целесообразность и необходимость:
 
- сохранения существующей системы подготовки кадров для гражданской авиации, как самостоятельного направления системы образования в транспортном комплексе;
- ведомственной принадлежности образовательных учреждений гражданской авиации к Росавиации и сохранения ее статуса - учредителя образовательных учреждений ГА;
- сохранения трех профильных ВУЗов ГА, представляющих собой университетские комплексы непрерывного обучения и повышения квалификации специалистов для гражданской авиации эксплуатационной направленности.

3. Отметить, что образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов для гражданской авиации, являются составной частью авиационного потенциала Российской Федерации, сохранение которого является важнейшим условием ее безопасности, на что обращено внимание Президентом Российской Федерации в «Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», утвержденных 1 апреля 2012 года.

4. Дополнить проект Концепции необходимостью восстановления военной подготовки авиационных специалистов в учебных заведениях гражданской авиации, в качестве профессионального мобилизационного резерва Минобороны России.

5. Протокол заседания Общественного совета направить:

- Министру транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколову, председателю Координационного совета по транспортному образованию;
- Министру образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой;
- Руководителю Экспертного совета при Правительстве РФ М.А. Абызову;
- Председателю общественного совета при Минтранса России М.Я. Блинкину;
- Секретарю Общественной палаты Российской Федерации А.В. Бречалову;
- В Министерство обороны Российской Федерации.

Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Заслуженный военный летчик СССР, Герой России П.С. Дейнекин

 
Приложение 1

Положения документов ИКАО в отношении
профессионально-технического образования авиационных
специалистов гражданской авиации


Международный, трансграничный и экстерриториальный характер деятельности гражданской авиации предопределяет принцип взаимного признания удостоверений о годности к полётам и удостоверений /свидетельств о квалификации авиационного персонала/ Этот принцип закреплён в статье 33 "Признание удостоверений и свидетельств” Главы IV «Меры содействия аэронавигации" Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года):

«Удостоверения о годности к полётам и удостоверения о квалификации, а также свидетельства, которые выданы или которым придана сипа Договаривающимся государством, где зарегистрировано воздушное судно, признаются действительными другими Договаривающимися государствами при условии, что туебования, в соответствии с которыми такие удостоверения или свидетельства выданы или которым придана сила, соответствуют минимальным стандартам, которые время от времени могут устанавливаться в соответствии с настоящей Конвенцией, или превышают их».

Одним из основополагающих элементов при заключении межгосударственных двусторонних или многосторонних соглашений о воздушном сообщении является принцип взаимного признания. Таким образом, выполнение Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО (SARPs) в отношении условий выдачи удостоверений/свидетельств о квалификации авиационных специалистов фактически носит обязывающий характер для государств, участвующих в выполнении и/или обеспечении международных полётов гражданских воздушных судов.

Основные квалификационные требования, включая содержания программ подготовки, уровня владения английским языком с учётом знания специализированной авиационной терминологии, требования к элементам медицинского освидетельствования авиационного персонала изложены в Приложении 1 Выдача свидетельств авиационному персоналу к Конвенции о международной гражданской авиации. Этим же Приложением вводится следующее понятие "утверждённой учебной организации":

«Организация, утверждённая Договаривающимся государством и функционирующая под его контролем в соответствии с требованиями Приложения 1 для проведения подготовки по утверждённой программе».

В Приложении 19 к Чикагской конвенции «Управление безопасностью полётов» содержатся положения в отношении условий утверждения учебной организации, которая в ходе предоставления своих услуг сталкивается с рисками для безопасности полётов при производстве полётов воздушных судов. Дополнительный инструктивный материал содержится в Руководстве по управлению безопасностью полётов (РУБП) (Dос 9859). 

Инструктивный материал, касающийся порядка утверждения организаций, осуществляющих подготовку авиационных специалистов, содержится в Руководстве по утверждению организаций по подготовке персонала (Dос 9841), целью которого является предоставление полномочному органу по выдаче свидетельств информацию и рекомендации относительно выполнения Стандартов Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу”, касающихся утверждения учебных организаций.

Развёрнутые требования к квалификационной системе подготовки и оценки авиационных специалистов, включая специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, по организации воздушного движения (ОрВД), по электронным средствам для обеспечения безопасности воздушного движения (АТSЕР), диспетчеров УВД, персонала аэродрома и других авиационных специалистов изложены в Правилах аэронавигационного обслуживания (РАNS-Training) «Подготовка персонала» (Бос 9868).

Примечательно, что концептуально в квалификационной системе подготовки специалистов предусмотрена прямая подотчётность за качество и соответствие проводимой подготовки установленным требованиям полномочному органу государства по выдачи свидетельств. Так, например, в США в проведении выпускного экзамена в утверждённой учебной организации принимают участие, как минимум, два штатных инспектора Федеральной авиационной администрации США, имеющих соответствующую профессиональную квалификацию. Результаты такого независимого освидетельствования, проводимые в соответствии с утверждённой государством методикой, являются определяющими при выдаче удостоверения/свидетельства авиационного специалиста.

В пункте 1.1.1. ранее упомянутого Doc 9841 сказано следующее: «УУО (Утверждённая Учебная Организация) - это организаиия, утверждённая полномочным органом по выдаче свидетельств для проведения обучения авиаиионного персонала по конкретным утверждённым учебным программам в целях выдачи свидетельств. В качестве необходимого, условия для прохождения прогресса утверждения эта организация должна продемонстрировать, что имеющиеся в её распоряжении кадровые и финансовые ресурсы и оборудование, а также порядок работы способствуют достижению соответствия требуемым стандартам...».

При проведении проверок ИКАО в рамках механизма непрерывного мониторинга Универсальной программы проверок организации контроля за обеспечением безопасности полётов (МНМ-УППКБП) отклонение от процедуры утверждения учебных организаций относится к числу существенных недостатков, имеющих отношение к порядку выдачи свидетельств 'авиационному персоналу (РЕL), что в свою очередь, расценивается как отклонение от положений статьи 33 Чикагской конвенции в части обеспечения принципа взаимного признания.

В частности, комиссией ИКАО, осуществлявшей проверку Российской Федерации в 2015 - 2016 гг. в рамках МНМ-УППКБП, в числе «наивысших приоритетов» по разделу РЕL проверки была записана рекомендация: «8) Установить и внедрить эффективную программу надзора для контроля за работой экзаменаторов и преподавателей утверждённых учебных организаций».

К числу «прочих приоритетов» комиссия ИКАО отнесла:

«6) Разработать подробный порядок утверждения национальных и иностранных учебных организаций.
7) Разработать детальные процедуры и инструктивные указания в отношении содержания учебных и процедурных руководств национальных и иностранных учебных организаций.
8) Ввести детальные процедуры и инструктивные указания в отношении системы управления качеством для национальных и иностранных учебных организаций».


В этой связи уместно упомянуть статью 37 «Принятие международных стандартов и процедур» Чикагской конвенции, где сказано:

«Каждое Договаривающееся государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касаюгцихся воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать её».

В резолюции Ассамблеи ИКАО А37-1 подчернуто, что «...взаимное доверие между государствами, а также уверенность общественности в безопасности воздушных перевозок зависят от доступа к адекватной информации, касающейся внедрения международных SARPS. ..»

1 января 2014 года с целью реализации положений добавления D резолюции Ассамблеи ИКАО АЗ8-12 в ИКАО был создан Международный информсщионный-координационный центр подготовки авиационного персонала (GАТ), который отвечает за планирование, организацию и координацию всех мероприятий ИКАО по подготовке авиационного персонала для обеспечения действенной, эффективной и унифицированной реализации политики в области обучения авиационных специалистов.

GАТ состоит из трёх подразделений, ответственных за:

- реализацию программы TRAINAIR PLUS (ТРР);
- разработку и структуру программ подготовки (ТDD);
- оценки и консалтинговые услуги в области подготовки (ТАС).

Среди прочего, в рамках программы TRAINAIR PLUS осуществляется оценка авиационных учебных организаций и программ подготовки на предмет их соответствия требованиям SARPS ИКАО. Организации, соответствующие таким требованиям, получают признание в качестве участников программы TRAINAIR PLUS.

Несмотря на отсутствие обязательных требований в отношении такой оценки, сам факт участия в программе TRAINAIR PLUS способствует не только распространению передового опыта в области подготовки авиационного персонала, но и имеет положительный коммерческий эффект в силу фактора повышения доверия к качеству образовательного процесса со стороны потенциальных клиентов. В настоящее время ТРР включает около 70 высоко зарекомендовавших себя учебных заведений по всему миру, и её осуществление полностью отвечает потребностям участвующих в ней сторон. ТРР быстро и стабильно развивается, что демонстрирует интерес авиационного образовательного сообщества к этому подходу.

Как среди участников программы TRAINAIR PLUS, так и в государствах-членах ИКАО не существует ни одной учебной организации, совмещаемой подготовку специалистов для различных видов транспорта.

Безусловно, любое государство-член ИКАО суверенно в своих решениях относительно выбора подходов к подготовке авиационных специалистов. Однако отход от международных Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО очевидно ограничит возможности государства по взаимовыгодному обмену передовой практикой, что в свою очередь снизит коммерческую привлекательность его учебных заведений, ставя под угрозу существующие и будущие соглашения о воздушном сообщении с другими странами в силу неисполнения условий для соблюдения принципа взаимного признания. Все эти факторы будут способствовать снижению уровня безопасности полётов и коммерческих показателей отрасли в целом.

Общественный совет ФАВТ

комментарии (1):

супер бывалый      24/10/2016 [08:19:43]#1
да угомонитесь наконец!

ХВАТИТ ВЫПЯЧИВАТЬ СВОЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ. ничего страшного не произошло и не произойдет, тем более что такие, как миига-весьма посредственные вузы.

и не надо лезть в минобороны-это совсем другая песня.










Материалы рубрики

Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
На МАКС-2019 на воздушной «маршрутке»
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Новый аэропорт Саратова «Гагарин» приступил к обслуживанию пассажиров
Сердар Поллыев
Как устроена санитарная авиация в Московской области
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - июнь 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-июнь 2019 г
Роман Гусаров
О ситуации с багажом в аэропорту Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за май 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-май 2019 г



Михаил Вахнеев
Звезды МАКС в «Зарядье»
AVIA*RU Network
Аэропорт Шереметьево имени А.С. Пушкина
Юлия Кузьмина
На одну улыбку дальше
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за апрель 2019 года
Махмут Яйла
Мы не говорим - пассажиры, мы говорим – гости!
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-апрель 2019 г
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - март 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за март 2019 года
Михаил Вахнеев
Презентация грузового комплекса Шереметьево «Москва Карго» представителям китайского бизнеса
Сергей Минигулов
Россия должна летать на Авиации Общего Назначения
Александра Рогач
10 самолётных ливрей с национальными брендами
Елена Жданова
Одна интересная «таможенная история»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-февраль 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в январе/феврале 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2019 года
Aviation EХplorer
Росавиация: Итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г.
Экспертный совет в области ГА России
О необходимости принятия профессиональных управленческих решений
Мария Уваровская
Стать пилотом - осознанное решение
Ольга Зиновьева
Свой самолет выбирала как девочка - по экстерьеру
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России  в январе 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2019 года
Борис Елисеев
О претензиях транспортной прокуратуры к Троицкому авиационному колледжу
Роман Гусаров
Шереметьево – флагман «концессионного движения» России
Aviation EXplorer
Награждение победителей творческого и научного конкурсов
Aviation EXplorer
«NAIS – 2019»
Екатерина Сороковая
Китайский Новый год в Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г.
Игорь Чалик
О работе современного пилота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - декабрь 2018 г
Росавиация
Пассажиропоток аэропортов РФ за 11 месяцев

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Рекомендуем: ремонт входных металлических дверей, смотреть тут.
Сколько стоит уложить 1 кв.м. ламината на http://remont.youdo.com/facing/floor/laminate/order/other/cost/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer