← Назад

Главная Авиация ДокладЭкономическое развитие воздушного транспорта

и Состояние отрасли в 2015 году


5 июля 2016 года / Boubacar Djibo / Aviation EXplorer

Доклад Директора Бюро воздушного транспорта ИКАО Бубакара Джибо

Чикагская конвенция, Преамбула: …… таким образом, нижеподписавшиеся государства соглашаются с определенными принципами и механизмами, чтобы международная гражданская авиация развивалась в безопасной и упорядоченной среде, а также дабы международные воздушные перевозки могли быть созданы на основе равенства возможностей и осуществлялись рационально и экономично.

Рост воздушного транспорта

Источник: Ежегодный отчет Совета ICAO.

Параметры отрасли в 2015 году

  • 3,5 млрд пассажиров
  • 51 млн тонн грузов
  • более 1 400 регулярных авиалиний
  • более 27 000 воздушных судов
  • более 4 130 аэропортов
  • 173 центра по организации воздушного движения.

Маршрутная сеть воздушного транспорта

Внутренний и международный пассажирооборот (млрд пкм)

Источник: Ежегодный отчет Совета ICAO.

Динамика ВВП и сдерживающие факторы

Мировая экономика зафиксировала рост реального ВВП на 2,4% в 2015 году, а пассажирооборот увеличился на 7,1%. Сдерживающие факторы: Теракт в аэропорту Брюсселя (проблема безопасности); Распространение вируса Зика (проблема здравоохранения).

Источник: ICAO, Всемирный банк.

Экономический эффект от авиации в 2015 году

слева: - Прямой экономический вклад авиационного сектора - 10 млн рабочих мест, поддерживаемых авиацией по всему миру

-        Прямой мировой экономический эффект - $718 млрд.

cправа: - Прямой, косвенный, индуцированный экономический вклад авиационного сектора, эффект от туризма - 63,5 млн рабочих мест, поддерживаемых авиацией по всему миру

-        Мировой экономический эффект - $2,7 трлн.

Пассажирооборот по регионам в 2015 году

Воздушный транспорт по регионам в 2015 году

Общие регулярные коммерческие перевозки (международные и внутренние)

справа: Самолетовылеты (млн), Пассажирооборот (млрд пкм).

слева: Перевезенные пассажиры (млн), Грузооборот (млрд ткм).

Источник: Ежегодный отчет Совета ICAO.

Распределение пассажирских перевозок  (внутренние  и международные)

Источник: Ежегодный отчет Совета ICAO.  

Распределение грузоперевозок (внутренние  и международные)

Источник: Ежегодный отчет Совета ICAO.  

Рейтинг перевозок 2014-2015

(оборот международных регулярных перевозок (тонно-километры)

Источник: международный совет аэропортов. 

Рост провозных емкостей, стимулирующий перевозки

слева: ТОП-20 роста провозных емкостей с точки зрения располагаемых кресло-километров (ASK)

справа: ТОП-20 новых маршрутов с точки зрения располагаемых кресло-километров (ASK) в 2015 году.

ТОП-25 аэропортов 2015 года по пассажиропотоку

Источник: Ежегодный отчет Совета ICAO.

ТОП-15 аэропортов 2015 года по грузоперевозкам

Источник: Ежегодный отчет Совета ICAO.

Более половины международных туристов путешествуют по воздуху

(въездной туризм по видам транспорта в 2014 году)

  • Расширение туризма в значительной степени зависит от воздушного транспорта, который  обеспечивает значительные экономические выгоды для тех, кто вовлечен в данную цепочку.
  • Политика в отношении воздушного транспорта и туризма отдельных секторов приводит к фундаментальным, иногда даже противоречивым, разногласиям, которые представляют собой жестокие ограничения в развитии сферы путешествий и туризма.

Источник: Всемирная туристическая организация.

Международный туризм

слева: Прилет международных туристов - 2015.

справа: Поступлений от международного туризма - 2015 (USD).

Источник:Всемирная туристическая организация.

Низкобюджетные перевозчики стимулируют перевозки (пассажиропоток лоукостеров растет ровно в два раза быстрее, по сравнению с другими перевозчиками)

слева: Доля пассажиров, перевезенных лоукостерами в 2015 году.

справа: Динамика роста пассажиропотока лоукостеров и других перевозчиков.

Международные грузоперевозки (одна треть мировой торговли перевозится по воздуху)

слева: Объем международных грузоперевозок.

справа: Значение международных грузоперевозок.

Межтранспортная конкуренция

  • Авиаперевозчики и судоходные компании осуществляют транспортировку грузов в похожих условиях, однако разница в цене заставляет отправителя выбирать море
  • Железнодорожная транспортировка грузов завоевывает все большую часть рынка. Поездом за 17 дней можно перевезти груз из Китая в Европу по более низкой стоимости, в отличие от перевозки по воздуху.

Электронная коммерция стимулирует воздушные грузоперевозки

слева: перевозки по видам товаров.

справа: Общий вес почтовых отправлений (в млн)

  • 2/3 почтовых отправлений осуществляется по воздуху
  • В мировом масштабе электронная коммерция B2C достигла $1,5 трл в 2015 году
  • Двузначный ежегодный рост рынка электронной коммерции
  • Высокая частота сделок в сфере электронной коммерции может улучшить коэффициент загрузки грузовых авиаперевозчиков

ICAO сотрудничает с UPU и UNICTAD для обмены данными и исследованиями в сфере электронной коммерции. 

Будущее воздушных грузоперевозок: Большие интернет-магазины? Дроны?

Amazon:

Гигант онлайн-магазинов Amazon взял в лизинг 40 грузовых воздушных судов: 20 у Atlas Air Worldwide Holdings, еще 20 у ATSG. Amazon зарегистрирован в США как договорный перевозчик, не располагающий судами (NVOCC), однако компания превратилась в полноценную транспортную

Alibaba:

Дочерняя логистическая компания Alibaba,  Cainiao Logistics, помогла Alibaba заработать $14,3 млрд за 24 часа в Singles Day в 2015 году 

  • Amazon объявила о своей программе по доставке грузов при помощи дронов Amazon Prime Air в декабре 2013 года. Amazon разработала дрон весом менее 55 фунтов, который может нести полезную нагрузку до 5 фунтов.
  • Производитель БПЛА (беспилотный летательный аппарат) Matternet объявила о партнерстве со Swiss WorldCargo и Swiss Post по проекту тестирования доставки дроном экспресс-почты малых размеров
  • Китайская S.F. Express раскрыла, что уже имеет флот БПЛА, который доставляет по 500 посылок в день в отдаленные районы, а также планирует наращивать мощности
  • Китайский интернет-магазин JD.com также протестировал доставку при помощи дронов в отдаленные районы.

Финансовые результаты авиаперевозчиков в 2015 году

Операционные результаты авиакомпаний в 2015 году:

  • 58 млрд операционной прибыли
  • 8% от операционного дохода

Авиакомпании Северной Америки сгенерировали более половины от общей операционной прибыли с 23,1% от общего количества перевозок.  ICAO прогнозирует $65 млрд операционной прибыли в 2016 году. 

Рентабельность по операционной прибыли авиакомпаний и цена на авиатопливо

(Низкие цены на авиатопливо помогают получить более высокий доход)

Стоимость авиатоплива снизилась на 43% в 2015 году.

Рентабельность по операционной прибыли авиакомпаний продолжила подниматься и достигла 8% от операционных доходов.

Операционные доходы авиакомпаний

слева: Взвешенный анализ операционных результатов (2015 в сравнении с 2014).

справа: Анализ разницы операционных расходов (2015 в сравнении с 2014).

Анализ разницы в составе операционных расходов (2015 в сравнении с 2014).

Чистое увеличение операционного результата.

Парк авиакомпаний (Развитие коммерческого воздушного флота)

Для 2-х крупнейших производителей самолетов (Airbus и Boeing) в 2015 году:

  • 1397 новых воздушных судов поставлено
  • Чистые заказы на 1948 воздушных судов

Величина отношения объёмов новых и выполненных заказов резко снизилась  с 2:1 в 2014 до 1.3:1 в 2015, что отражает замедление заказов на поставки. 

Долгосрочный прогноз рынка авиаперевозок - регулярные пассажирские авиаперевозки

справа: Планируемые ТОП-10 маршрутов к 2040 г.

Долгосрочный прогноз авиаперевозок  - регулярные международные грузоперевозки

Прогнозируемая схема международных грузовых перевозок по мнению Центра управления действиями авиации (AOC) к 2040 г. 

Изменение географического центра вылетающих / прилетающих пассажиров

Источники информации


Boubacar Djibo


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2016/7/5/2464/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.