← Назад

Главная Авиация РепортажФКП «Аэропорты Севера» - 10 лет

20 ноября 2017 года / Р.Гусаров, Ю.Кузьмина / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


Федеральное Казенное Предприятие «Аэропорты Севера» отметило свой 10-летний юбилей. Это событие стало не только поводом для торжественных речей и поздравлений, но и для подведения промежуточных итогов деятельности предприятия. А для редакции портала AVIA.RU предлогом познакомиться поближе с жизнью северных портов России и рассказать об этом своим читателям.

2 ноября 2007 года вышло распоряжение Правительства РФ о создании ФКП «Аэропорты Севера», в результате чего малые аэропорты Якутии получили гарантированный государством источник финансирования. Сегодня предприятие объединяет 31 аэропорт и 2 авиационные площадки Якутии и Магаданской области, рассредоточенные на 1/5 территории нашей страны, равной 1/3 Европы.

Аэропорты расположены на больших расстояниях друг от друга. Часть из них - за полярным кругом. При этом, плотность населения в этом регионе очень низкая, что исключает возможность использования магистральных самолетов. Суровые климатические и геологические условия делают поддержание авиационной инфраструктуры задачей крайне сложной, но и авиацию - безальтернативным видом транспорта в течение большей части года. О сложностях, с которыми сталкивается предприятие в процессе эксплуатации и модернизации аэропортов нам рассказал Генеральный директор ФКП «Аэропорты Севера» Вадим Валерьевич Волков (читайте эксклюзивное интервью: Аэропортам севера необходимы содействие и поддержка)

С момента создания предприятия началась реализация программы возрождения и реконструкции северных аэропортов. По словам Вадима Волкова, Без аэропортов здесь невозможно выжить никак: «У нас 17 портов находятся за полярным кругом. В большинство поселков по земле можно добраться только по зимнику, который открывается на 2 месяца в году. Закрыть аэропорты означает – обречь людей на гибель». Чтобы проиллюстрировать, что такое Якутия, скажем лишь о том, что в дни нашего пребывания в Якутске, а это начало ноября, температура по ночам опускалась до отметки минус 33 градуса по Цельсию. И это всего лишь юг Республики Саха. Но, несмотря на суровость климата и множество иных сложностей, в ряде аэропортов идет реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и пассажирских терминалов. Так, в рамках федеральных целевых программ заключены государственные контракты и производятся работы по реконструкции аэропортов Чокурдах, Саккырыр, Тикси и Среднеколымск. До конца текущего года ожидается и положительное заключение по проекту реконструкции аэропорта Нерюнгри.

Помимо этого, в 2016-2017 годах был проведен текущий ремонт зданий и сооружений,  включая строительство нового служебно-пассажирского здания в аэропорту Жиганск и здания СПЗ, на сумму 306 млн. рублей. Растут и производственные показатели, объемы перевозок пассажиров, зарплаты сотрудников. В целях расширения географии полетов авиакомпаний, проведена работа по обеспечению допуска 22-х аэропортов к приему современных самолетов Bombardier Q300. В 2016-2017 годах для обеспечения аэропортов было закуплено 47 единиц специальной техники, плюс 6 единиц безвозмездно получены от Росимущества. Своевременно и в достаточном объеме приобретается различное технологическое оборудование и запасные части. В рамках реализации общероссийской программы «Доступная среда», для обеспечения доступа пассажиров с ограниченной подвижностью в 2016-2017 годах закуплено и направлено в филиалы 9 подъемных устройств, до конца года запланировано приобретение еще 9. Также, приобретена и направлена в филиалы тактильная лента для ориентации в пространстве слепых и слабовидящих людей.

Дирекция предприятия располагается в 12 км от Якутска в аэропорту «Маган». Аэропорт обеспечивает самолётное и вертолётное авиасообщение с райцентрами Якутии, а также является запасным аэродромом для рейсов, следующих в Международный аэропорт Якутск. Авиакомпании на северных аэродромах эксплуатируют, в основном, Ан-24, Ан-26 и L-410, Bombardier Q300, а также вертолеты семейства Ми-8. Почти все аэродромы с грунтовыми ВПП, что накладывает свои сложности на их эксплуатацию  в этих климатических условиях. Весной аэродромы страдают от паводка, летом полоса раскисает и также становится непригодна для полетов. На постоянное восстановление аэродромной инфраструктуры и ее поддержание затрачивается немалое количество сил и средств, а в отсутствие дорог доставка материалов и спецтехники усложнена и возможна лишь в течение короткого календарного периода.

Утром 2 ноября в аэропорту Маган началось с производственного совещания, в котором принял участие руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Васильевич Нерадько. Руководитель Росавиации поблагодарил работников предприятия за то, что они в этих непростых суровых условиях работают самоотверженно: «Создание  ФКП «Аэропорты Севера» помогло сохранить аэродромы региона. Более того, тот опыт, который получен вашим предприятием, затем был распространен и на другие регионы страны и другие ФКП. Идея субсидирования северных аэропортов заключается в том, чтобы компенсировать расходную часть и сохранить стоимость авиаперевозок на приемлемом уровне. Конечно же, хочется более динамичного роста зарплаты, новой техники, новой инфраструктуры аэродромов. Но в гражданской авиации за все платит пассажир. И в бюджете сейчас нет средств на увеличение содержания казенных предприятий. Поэтому необходимо искать разумный компромисс между развитием аэропортов и сдерживанием роста стоимости авиаперевозок. Понимая, насколько острая ситуация в Якутии с транспортным сообщением, Росавиация полностью поддерживает все ваши инициативы, по оптимизации требований к инфраструктуре малых аэропортов».

Именно вопросам оптимизации, повышению эффективности и производительности была посвящена основная часть совещания. Так, новая технология по обеспечению хранения авиакеросина и заправки воздушных судов позволила экономить около 7 млн. рублей в год. Установка приборов учета тепловой и электро-энергий снизила затраты  на их покупку у поставщиков на 15-20%. Реализуется масштабная программа замены осветительных приборов на экономичные светодиодные с длительным сроком службы. К сожалению, значительная часть расходов предприятия приходится на меры по обеспечению Транспортной безопасности, которые, для данной категории аэропортов в совершенно изолированных населенных пунктах очевидно излишни. В частности, это касается обустройства периметрового ограждения, строительства патрульных дорог, установки систем видеонаблюдения и многого другого. В связи с этим на предприятии проводится работа по снижению большинству аэропортов категории степени угрозы и возможных последствий, в случае совершения актов незаконного вмешательства в деятельности объектов транспортной инфраструктуры с 4-й на 5-ю. Ещё в начале 2015 года все аэропорты ФКП были отнесены к 4 категории. На сегодняшний день 17 аэропортам присвоена четвертая категория, 14 – пятая, снижены нормативные требования и, как следствие, уменьшены текущие расходы.

Одним из основных условий успешного функционирования аэропортов на Крайнем севере является своевременное обеспечение товарно-материальными ценностями, топливом. В течение 2016-2017 годов обеспечена доставка более 4600 тонн грузов и 42 единиц техники, необходимых для бесперебойной работы аэропортов. В 2018 году планируется доставка порядка 2000 тонн топлива, 500 тонн сборного груза и 7 единиц техники. В результате проводимого в 2017 году тщательного отбора поставщиков уменьшена средняя стоимость товарно-материальных ценностей более чем на 15% относительно 2016 года.

Но главный актив предприятия это кадры. Не каждый сможет работать в столь суровых условиях, и зимой, и летом, готовить грунтовые полосы к приему воздушных судов, восстанавливать аэродромы после паводка, обслуживать аэродромную технику и воздушные суда.  На сегодняшний день в структуре предприятия работает 1921 человек. Предприятие держит курс на повышение производительности труда, снижение среднесписочной численности персонала путем перераспределения функций убывающих по естественным причинам сотрудников между персоналом подразделений, с учетом соблюдения требований безопасности полетов. За счет ежегодной индексации заработной платы, а также проведенным мероприятиям по увеличению размера выплат за совмещение и выплаты квартальных премий, удается планомерно увеличивать среднюю заработную плату работников.  В планах предприятия в 2020 году повысить среднюю заработную плату на предприятии до уровня средней заработной платы по Республики Саха (Якутия).

Помимо уже озвученного роста средней заработной платы, предприятием предоставляются работникам все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством и коллективным договором. Оказывается материальная помощь, возмещаются расходы по оплате санаторно-оздоровительных путевок, предоставляется проезд к месту отдыха и обратно. Количество работников, воспользовавшихся в 2017 году северным или авиационным проездом выросло более чем на 30%. Внедренное централизованное приобретение проездных документов позволяет уменьшить финансовую нагрузку на сотрудников предприятия, желающих отбыть в отпуск. В 2018 году планируется обеспечить северным и авиационным проездом порядка 2000 человек, в которые входит 1300 работников и около 700 членов их семей.

В 2016 году был создан собственный учебный центр, который имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по очной и дистанционной формам обучения по более чем 20 программам подготовки, переподготовке и повышению квалификации специалистов аэропорта и авиационного персонала Гражданской авиации. Создание Учебного центра позволило увеличить количество обученного персонала в 3 раза, при этом расходы на это обучение снизить в 2 раза. Проводимое учебным центром дистанционное обучение также позволило уменьшить стоимость ученического договора с работниками. Если ранее затраты по обучению складывались из стоимости обучения, перелетов, проживания и составляли в среднем 60 тыс. рублей на человека, то при дистанционном обучении они составляют всего 2 - 3 тыс. рублей.

Все это лишь часть тех масштабных преобразований, которые сегодня происходят в далеком от комфортной Москвы суровом крае. 1921 сотрудник предприятия обеспечивают работу 31 аэродрома в крайне тяжелых условиях, обслуживая более полумиллиона пассажиров и обеспечивая доставку более 7 тысяч тонн жизненно необходимых грузов. А это 16,5 тыс. взлет-посадок в год. Многие специалисты отдали этим аэродромам всю свою жизнь. По тому, как страстно и, зачастую, бескомпромиссно они обсуждали текущие вопросы в ходе совещания, и как потом дружно праздновали юбилей предприятия в одном из театров Якутска, можно с уверенностью сказать, что эти люди искренне болеют за свое дело, живут проблемами своего предприятия, и все вместе являются единой командой единомышленников – большой семьей под названием Аэропорты Севера.

Фото: Юлия Кузьмина


Р.Гусаров, Ю.Кузьмина


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2017/11/20/2685/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.