Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Доклад

О совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности лёгкой авиации в Республике Казахстан

29 октября 2018 года / Халил Хуснутдинов / Aviation EXplorer
 

Доклад директора Авиационного учебного центра Объединения юридических лиц «Казахстанская ассоциация малой авиации» (ОЮЛ «КАМА») Халила Хуснутдинова на 49 заседании Клуба Командиров авиапроизводства России, 23.10.2018г., «Об опыте работы «КАМА» Республики Казахстан по совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения деятельности лёгкой и сверхлёгкой авиации в современных условиях»

Уважаемые коллеги! Позвольте от имени Казахстанской ассоциации малой авиации Республики Казахстан передать приветствие всем членам и гостям Клуба командиров авиапроизводства.

Хочу поделиться опытом работы нашей Ассоциации по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности сверхлёгкой и лёгкой авиации, правового обеспечения деятельности эксплуатантов.

Слайд № 1


Приоритетом деятельности Ассоциации, созданной в феврале 2002 года, является совершенствование нормативно-правовой базы деятельности сверхлёгкой и лёгкой авиации, правового обеспечения деятельности эксплуатантов.

Именно 15 лет назад удалось сохранить для субъектов малой авиации право выбора любой формы собственности, когда проявились попытки малую авиацию ограничить путём введения единственной формы собственности авиакомпании в виде акционерного общества.

С 2002 года началось упорядочение деятельности сверхлёгкой авиации с введением понятия СЛА. Ассоциация доказала государственным чиновникам необходимость ввода всей бывшей авиации ДОСААФ в систему гражданской авиации, которая потеряла какую-либо подведомственность, не относясь ни к Министерству обороны, ни к Министерству транспорта и коммуникаций. Сложившаяся ситуация к лету 2002 года привела к тому, что более 120 ВС СЛА практически бесконтрольно со стороны государства заняли небольшую тогда нишу авиахимработ, а уровень безопасности полётов выражался одной цифрой: в среднем ежегодно погибало 7 человек.

После принятия в 2002 году пакета документов, регламентирующих деятельность СЛА, авиационные происшествия значительно сократились.

Дальнейшее участие Ассоциации в разработке нормативно-правовых актов в сфере гражданской авиации помогло хоть как-то сохранить потенциал малой авиации, оставшийся от СССР.

Слайд № 2

Согласно приказу Министра транспорта и коммуникаций №577 от 21 декабря 2010 года Ассоциация является членом экспертного совета по вопросам частного предпринимательства и в настоящее время остаётся им при нынешнем Министерстве по инвестициям и развитию, а также аккредитована в «Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен».

На данной платформе ОЮЛ «КАМА» провела совместно с уполномоченным органом гражданской авиации в лице Комитета ГА огромную работу по приведению авиационной законодательной базы в соответствие с требованиями ИКАО и международной практики в области деятельности лёгкой и сверхлёгкой авиации для её развития и обеспечения безопасности полётов.

В частности, КАМА провела с 2015 года экспертизу по внесению изменений в Налоговый кодекс РК, так как применяемые налоговым кодексом ставки сборов до 2016 года являлись одним из главных сдерживающих факторов развития малой авиации.

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Большая работа Ассоциацией проведена по проведению экспертизы и инициированию внесения изменений и дополнений в Закон об ИВП и подзаконные акты, создающих эксплуатантам малой авиации в настоящий момент иметь более человеческие условия для эксплуатации воздушных судов и преодоления бюрократических барьеров.

Остановлюсь подробнее:

  1. Внесено в Закон об ИВП дополнение, которое дало право «На безвозмездной основе» осуществлять услуги аэронавигационного обслуживания внутренних полётов воздушных судов, не занятых в коммерческих воздушных перевозках, выполняющих полёты в нижнем воздушном пространстве по правилам визуальных полётов в соответствии с «Основными правилами полётов в воздушном пространстве Республики Казахстан».

Слайд № 10

  1. Внесено в Закон об ИВП дополнение, которое дало право постановки в план полётов по уведомительной системе.

Слайд № 11

  1. Внесено дополнение в Закон об ИВП и введены «Правила допуска к полётам эксплуатантов авиации общего назначения» (Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1522), дающее определение и право АОН на выполнение авиационных работ.

Слайд № 12

  1. Вступила в силу инициированная Ассоциацией поправка в Закон об ИВП, которая позволяет некоммерческой организации участвовать в сертификации экземпляра ВС лёгкой и сверхлёгкой авиации, не участвующих в коммерческих перевозках.

Слайд № 13

  1. 12 октября 2014 года вступила в силу инициированная Ассоциацией поправка в Закон об ИВП, которая позволяет некоммерческой организации участвовать в сертификации ВС лёгкой авиации, не участвующих в коммерческих перевозках.

КАМА совместно с Комитетом ГА подготовлены и внесены поправки в Правила выдачи сертификатов лётной годности и Правила сертификации в сфере лёгкой авиации, где, во-первых, предусматривается выдача на бессрочной основе сертификатов лётной годности ВС, не занятых в коммерческих воздушных перевозках. Это касается всех Ан-2 и вертолётов. Предусматривается ежегодную процедуру по поддержанию лётной годности передать в постоянно действующую техническую комиссию некоммерческих организаций, объединяющих эксплуатантов лёгкой и сверхлёгкой авиации.

Слайд № 14

Слайд № 15

  1. Вступила в силу инициированная Ассоциацией поправка в Закон об ИВП, которая позволяет некоммерческой организации участвовать в определении квалификационного уровня и внесении квалификационных и специальных отметок в свидетельства авиационного персонала лёгкой и сверхлёгкой авиации, не участвующей в коммерческих перевозках.

Слайд № 16

  1. Вступили в силу инициированные Ассоциацией дополнения в Закон об ИВП и Правила медицинского освидетельствования  и осмотра в гражданской авиации Республики Казахстан, которые позволяют пилотам лёгкой и сверхлёгкой авиации проходить обследования по менее жёстким медицинским критериям, и увеличивают сроки прохождения в зависимости от возраста, а также введён институт авиационных медицинских экспертов для упрощения прохождения медицинского освидетельствования (по принципу одного окна) в соответствии с международной практикой.

Слайд № 17

Слайд № 18

  1. КАМА совместно с Комитетом ГА внесли изменения в Правила сертификации эксплуатантов для допуска к авиационным работам, где предусматривается выдача свидетельств на авиационные работы на бессрочной основе, а также упрощение структуры авиакомпании, предусматривающее 2 службы: по лётной и технической эксплуатации с назначением взаимозамещающих должностей.
    Прорабатывается вопрос изменения сертификационных требований к эксплуатантам воздушных судов (для малого бизнеса) о снятии ограничения на назначение ответственного руководителя только в одну авиакомпанию с целью создания одной качественной управляющей компании для нескольких юридических лиц по регионам и в центральном офисе Ассоциации.

Слайд № 19

  1. КАМА совместно с Комитетом ГА отработали внесение в нормы лётной годности спутниковых устройств зависимого наблюдения глобального позиционирования вместо существующих АРМ, неудовлетворительная эффективность которых доказана в ходе расследования авиационных событий. Это, во-первых, позволит эксплуатанту, аэроклубу, Ассоциации реально обеспечивать аварийное оповещение при полётах в неконтролируемом пространстве, видеть расстановку ВС на авиахимработах, и в конечном итоге сэкономить деньги.
  2. КАМА совместно с Комитетом ГА внесены поправки в Квалификационные требования к авиаперсоналу, в Программы подготовки авиаперсонала и Правила выдачи свидетельств авиаперсонала. Этими документами предусмотрено следующее.
    1. Квалификационные требования к АП. Пр. МТК № 362 от 13.06.2011 г. (с изм. и доп. Пр. № 470 от 14.07.2017)
    2. Правила выдачи свидетельств АП. Пр. МТК № 750 от 26.09.2013 г. (с изм. и доп. Пр. МИР № 484 от 13.09.2017)
    3. Типовые программы профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полётов. Пр. МТК № 764 от 28.09.2013 г. (с изм. Пр. № 431 от 5.06.2018)

В РК на базе национального законодательства вводится новое свидетельство пилота лёгкого негерметичного поршневого самолёта (LAPL) и сверхлёгких воздушных судов ULAPL, что позволит:

  • уйти от проблем несоответствия международным стандартам обладателям CPL (пилоты СЛА);
  • даст возможность более широкого вовлечения в авиацию молодежи с возможностью работы после получения определённого опыта и дальнейшего окончания модульного курса подготовки на CPL;
  • даст возможность обладателям LAPL после соответствующей подготовки выполнять полёты в качестве пилота самолёта Ан-2 без оглядки на ИКАО.
  • даёт возможность получать свидетельство пилотам мотодельтаплана, автожира, тепловоздушных шаров и пилотам планеристам с правом работы.

Также внесена поправка, позволяющая иностранным гражданам стать обладателем свидетельства авиационного персонала РК.

Для специалистов по техническому обслуживанию вводится внутреннее свидетельство специалиста по ТОиР лёгких и сверхлёгких ВС с категорией В3 по видам ВС – B3(An-2), B3(A), B3(MHG), B3(AG), B3(S) и B3(B).

Вот краткий перечень нововведений, которые с большим трудом приходилось проталкивать, постоянно натыкаясь на недопонимание и неприятие специалистов в уполномоченных органах государства, обделённых производственным опытом.


В Республике Казахстан государственная политика в области авиации направлена на решение глобальных задач перевозок коммерческих пассажиров и грузов, не позволяет решить многие проблемы по эффективной реализации всех возможностей малой авиации.

Во всех нормальных странах сам отраслевой регулятор в лице министерства регулирует цены, у нас же регулирует забюрократизированный орган, который не заинтересован напрямую в развитии отрасли.

Недооценивается роль малой авиации в создании кадрового резерва для гражданской авиации.

Как никогда становится актуальным вопрос соответствия действующего законодательства требованиям времени, присутствие в структуре уполномоченного органа подразделения, которое напрямую будет оказывать услуги и продвигать интересы малой авиации.

Отсутствие такого органа в Казахстане сохраняет положение малой авиации как падчерицы в большой семье, называемой гражданской авиацией.

По существующему Положению о Комитете ГА не прописана обязанность Комитета развивать отрасль, нет прямой зависимости результатов деятельности Комитета от индикаторов роста отрасли.

Казахстан – единственная из стран СНГ, ликвидировавшая в лице ДОСААФ какую-либо прямую государственную поддержку авиации. Поэтому большая работа, ранее проводимая в целях военно-патриотического воспитания, развития авиационных видов спорта, создания кадрового резерва авиационной отрасли, сейчас носит альтруистический и бессистемный характер.

Громадная территория страны позволяет говорить о перспективах развития именно в целях авиации общего назначения, которая, например, в США приносит до 150 млрд. долларов в бюджет.

Сегодня малая авиация как никогда близко в своём развитии подошла к возможности организации собственного производства воздушных судов. Все это весьма актуально для промышленного потенциала Республики Казахстан, реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития страны.

В госреестре ГВС РК насчитывается 585 единиц воздушных судов малой авиации, в том числе 313 Ан-2, ВС СЛА – 151, вертолётов и самолётов 3 и 4 класса западного производства – 65, вертолётов и самолётов 3 и 4 класса советского производства – 56. В стране зарегистрированы 26 основных и с десяток региональных (райцентры) аэропортов.

Нарастают проблемы по дальнейшей эксплуатации, уже в категории исторических, самолётов Ан-2, которым до сих пор нет полноценной замены, и не делается упор на перенос ответственности в основном на самих эксплуатантов, как того требует ИКАО.

И в этой обстановке необходимо всем субъектам малой авиации наконец-то сплотиться вокруг действующей бизнес–ассоциации в лице «Казахстанской ассоциации малой авиации».

КАМА по отношению к малой авиации отработала концепцию внесения изменений и дополнений в Закон об ИВП, которым в частности предусматривается:

Обязательность членства в бизнес–ассоциации отрасли гражданской авиации. Вы знаете, в соответствии с Законом о Национальной палате предпринимателей (НПП) каждый хозяйствующий частный субъект предпринимательства должен быть членом НПП с обязательными взносами в размере как минимум 300000 тенге в зависимости от оборотов. В этом же законе есть норма: в случае наличия в отраслевом законе нормы об обязательном членстве в отраслевой бизнес–ассоциации, членом НПП быть не обязательно. Это даёт возможность экономии финансовых средств, укрепления статуса и жизнедеятельности самой Ассоциации, тем более что в действующем законе об ИВП РК уже есть нормы о привлечении некоммерческой организации к процедурам технического освидетельствования воздушных судов и внесения специальных и особых отметок в свидетельства авиационного персонала лёгкой и сверхлёгкой авиации.

Наше государство проводит практически беспрецедентные меры по развитию МСБ, одним из путей которого является передача определённых государственных функций бизнес–ассоциациям.

Могу это заявить с полным основанием, потому что в Правительстве и в НПП подготовлен проект закона о саморегулируемой организации (СРО), где предусматривается вдобавок передача даже некоторых функций по осуществлению надзора и контроля. Естественно, этим повышаются требования к самой организации, к её руководящим должностным лицам, к отсутствию по результатам деятельности конфликта интересов между членами организации.

Практически все эти требования на данный момент соблюдаются нашей Ассоциацией в ходе многолетней деятельности.


Халил Хуснутдинов


комментарии (0):









Материалы рубрики

Юлия Кузьмина
В Стамбуле строится крупнейший авиационный хаб в мире
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - сентябрь 2018 г
Халил Хуснутдинов
О совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности лёгкой авиации в Республике Казахстан
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-сентябре  2017-2018 годов
Пресс-служба президента РФ
Рабочая встреча руководителя Аэрофлота с Президентом России
Александр Фридлянд
О текущей ситуации в экономике авиатранспортного рынка России
Aviation EXplorer
РСПП: о доступе к аэропортовой инфраструктуре и росте цен на авиакеросин
Aviation EXplorer
За нашу «Победу»!



Эдуард Теплицкий
«Азимут» – первый год, полет нормальный
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - август 2018 г
Владимир Карнозов
Трагедия Ил-20
Владимир Горбунов
Анализ перспектив развития низкобюджетных авиакомпаний в современных условиях российской авиатранспортной системы
Павел Пермяков
Наш конек – региональные перевозки
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - июль 2018 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-июле  2017-2018 годов
Сердар Поллыев
Санитарная авиация нижегородской области в период ЧМ18
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - июнь 2018 г
Юлия Кузьмина
Ladies In Red: Новая форма Royal Flight
Андрей Александров
Главная задача – навести медицинский мост
Общественные представители
О ситуации по долгам ВИМ-АВИА
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - май 2018 г
Михаил Вахнеев
Новые объекты аэропорта Шереметьево к ЧМ-18
Юлия Кузьмина
Музыка полета
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - апрель 2018 г
РСПП
О необходимости развития конкуренции в аэропортах РФ
МАА
О возмещении гражданским аэропортам расходов по обслуживанию ВС государственной авиации
Aviation EXplorer
О бюрократических проблемах, препятствующих реконструкции северных аэропортов России
Aviation EXplorer
О коммерциализации деятельности АОН
Ольга Антонова
Российские студенты на международном конкурсе по воздушному праву
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-марте  2017-2018 годов
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - март 2018 г
Юлия Кузьмина
Авиакомпания «Россия» представила новое меню для пассажиров
Александр Фридлянд
Динамика авиатранспортного рынка, экономика и цены на авиаперевозки
Росавиация
Отчет Росавиации за 2017 год
Юлия Кузьмина
«Победа» стала самой быстро обслуживаемой авиакомпанией России
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - февраль 2018 г
Михаил Вахнеев
В Калугу на «Калуге»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2018 г
Олег Бочаров
О задачах по развитию региональных авиаперевозок
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Итоги Белавиа за 2017 год и планы на будущее

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer