Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Доклад

О совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности лёгкой авиации в Республике Казахстан

29 октября 2018 года / Халил Хуснутдинов / Aviation EXplorer
 

Доклад директора Авиационного учебного центра Объединения юридических лиц «Казахстанская ассоциация малой авиации» (ОЮЛ «КАМА») Халила Хуснутдинова на 49 заседании Клуба Командиров авиапроизводства России, 23.10.2018г., «Об опыте работы «КАМА» Республики Казахстан по совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения деятельности лёгкой и сверхлёгкой авиации в современных условиях»

Уважаемые коллеги! Позвольте от имени Казахстанской ассоциации малой авиации Республики Казахстан передать приветствие всем членам и гостям Клуба командиров авиапроизводства.

Хочу поделиться опытом работы нашей Ассоциации по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности сверхлёгкой и лёгкой авиации, правового обеспечения деятельности эксплуатантов.

Слайд № 1


Приоритетом деятельности Ассоциации, созданной в феврале 2002 года, является совершенствование нормативно-правовой базы деятельности сверхлёгкой и лёгкой авиации, правового обеспечения деятельности эксплуатантов.

Именно 15 лет назад удалось сохранить для субъектов малой авиации право выбора любой формы собственности, когда проявились попытки малую авиацию ограничить путём введения единственной формы собственности авиакомпании в виде акционерного общества.

С 2002 года началось упорядочение деятельности сверхлёгкой авиации с введением понятия СЛА. Ассоциация доказала государственным чиновникам необходимость ввода всей бывшей авиации ДОСААФ в систему гражданской авиации, которая потеряла какую-либо подведомственность, не относясь ни к Министерству обороны, ни к Министерству транспорта и коммуникаций. Сложившаяся ситуация к лету 2002 года привела к тому, что более 120 ВС СЛА практически бесконтрольно со стороны государства заняли небольшую тогда нишу авиахимработ, а уровень безопасности полётов выражался одной цифрой: в среднем ежегодно погибало 7 человек.

После принятия в 2002 году пакета документов, регламентирующих деятельность СЛА, авиационные происшествия значительно сократились.

Дальнейшее участие Ассоциации в разработке нормативно-правовых актов в сфере гражданской авиации помогло хоть как-то сохранить потенциал малой авиации, оставшийся от СССР.

Слайд № 2

Согласно приказу Министра транспорта и коммуникаций №577 от 21 декабря 2010 года Ассоциация является членом экспертного совета по вопросам частного предпринимательства и в настоящее время остаётся им при нынешнем Министерстве по инвестициям и развитию, а также аккредитована в «Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен».

На данной платформе ОЮЛ «КАМА» провела совместно с уполномоченным органом гражданской авиации в лице Комитета ГА огромную работу по приведению авиационной законодательной базы в соответствие с требованиями ИКАО и международной практики в области деятельности лёгкой и сверхлёгкой авиации для её развития и обеспечения безопасности полётов.

В частности, КАМА провела с 2015 года экспертизу по внесению изменений в Налоговый кодекс РК, так как применяемые налоговым кодексом ставки сборов до 2016 года являлись одним из главных сдерживающих факторов развития малой авиации.

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Большая работа Ассоциацией проведена по проведению экспертизы и инициированию внесения изменений и дополнений в Закон об ИВП и подзаконные акты, создающих эксплуатантам малой авиации в настоящий момент иметь более человеческие условия для эксплуатации воздушных судов и преодоления бюрократических барьеров.

Остановлюсь подробнее:

  1. Внесено в Закон об ИВП дополнение, которое дало право «На безвозмездной основе» осуществлять услуги аэронавигационного обслуживания внутренних полётов воздушных судов, не занятых в коммерческих воздушных перевозках, выполняющих полёты в нижнем воздушном пространстве по правилам визуальных полётов в соответствии с «Основными правилами полётов в воздушном пространстве Республики Казахстан».

Слайд № 10

  1. Внесено в Закон об ИВП дополнение, которое дало право постановки в план полётов по уведомительной системе.

Слайд № 11

  1. Внесено дополнение в Закон об ИВП и введены «Правила допуска к полётам эксплуатантов авиации общего назначения» (Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1522), дающее определение и право АОН на выполнение авиационных работ.

Слайд № 12

  1. Вступила в силу инициированная Ассоциацией поправка в Закон об ИВП, которая позволяет некоммерческой организации участвовать в сертификации экземпляра ВС лёгкой и сверхлёгкой авиации, не участвующих в коммерческих перевозках.

Слайд № 13

  1. 12 октября 2014 года вступила в силу инициированная Ассоциацией поправка в Закон об ИВП, которая позволяет некоммерческой организации участвовать в сертификации ВС лёгкой авиации, не участвующих в коммерческих перевозках.

КАМА совместно с Комитетом ГА подготовлены и внесены поправки в Правила выдачи сертификатов лётной годности и Правила сертификации в сфере лёгкой авиации, где, во-первых, предусматривается выдача на бессрочной основе сертификатов лётной годности ВС, не занятых в коммерческих воздушных перевозках. Это касается всех Ан-2 и вертолётов. Предусматривается ежегодную процедуру по поддержанию лётной годности передать в постоянно действующую техническую комиссию некоммерческих организаций, объединяющих эксплуатантов лёгкой и сверхлёгкой авиации.

Слайд № 14

Слайд № 15

  1. Вступила в силу инициированная Ассоциацией поправка в Закон об ИВП, которая позволяет некоммерческой организации участвовать в определении квалификационного уровня и внесении квалификационных и специальных отметок в свидетельства авиационного персонала лёгкой и сверхлёгкой авиации, не участвующей в коммерческих перевозках.

Слайд № 16

  1. Вступили в силу инициированные Ассоциацией дополнения в Закон об ИВП и Правила медицинского освидетельствования  и осмотра в гражданской авиации Республики Казахстан, которые позволяют пилотам лёгкой и сверхлёгкой авиации проходить обследования по менее жёстким медицинским критериям, и увеличивают сроки прохождения в зависимости от возраста, а также введён институт авиационных медицинских экспертов для упрощения прохождения медицинского освидетельствования (по принципу одного окна) в соответствии с международной практикой.

Слайд № 17

Слайд № 18

  1. КАМА совместно с Комитетом ГА внесли изменения в Правила сертификации эксплуатантов для допуска к авиационным работам, где предусматривается выдача свидетельств на авиационные работы на бессрочной основе, а также упрощение структуры авиакомпании, предусматривающее 2 службы: по лётной и технической эксплуатации с назначением взаимозамещающих должностей.
    Прорабатывается вопрос изменения сертификационных требований к эксплуатантам воздушных судов (для малого бизнеса) о снятии ограничения на назначение ответственного руководителя только в одну авиакомпанию с целью создания одной качественной управляющей компании для нескольких юридических лиц по регионам и в центральном офисе Ассоциации.

Слайд № 19

  1. КАМА совместно с Комитетом ГА отработали внесение в нормы лётной годности спутниковых устройств зависимого наблюдения глобального позиционирования вместо существующих АРМ, неудовлетворительная эффективность которых доказана в ходе расследования авиационных событий. Это, во-первых, позволит эксплуатанту, аэроклубу, Ассоциации реально обеспечивать аварийное оповещение при полётах в неконтролируемом пространстве, видеть расстановку ВС на авиахимработах, и в конечном итоге сэкономить деньги.
  2. КАМА совместно с Комитетом ГА внесены поправки в Квалификационные требования к авиаперсоналу, в Программы подготовки авиаперсонала и Правила выдачи свидетельств авиаперсонала. Этими документами предусмотрено следующее.
    1. Квалификационные требования к АП. Пр. МТК № 362 от 13.06.2011 г. (с изм. и доп. Пр. № 470 от 14.07.2017)
    2. Правила выдачи свидетельств АП. Пр. МТК № 750 от 26.09.2013 г. (с изм. и доп. Пр. МИР № 484 от 13.09.2017)
    3. Типовые программы профессиональной подготовки авиационного персонала, участвующего в обеспечении безопасности полётов. Пр. МТК № 764 от 28.09.2013 г. (с изм. Пр. № 431 от 5.06.2018)

В РК на базе национального законодательства вводится новое свидетельство пилота лёгкого негерметичного поршневого самолёта (LAPL) и сверхлёгких воздушных судов ULAPL, что позволит:

  • уйти от проблем несоответствия международным стандартам обладателям CPL (пилоты СЛА);
  • даст возможность более широкого вовлечения в авиацию молодежи с возможностью работы после получения определённого опыта и дальнейшего окончания модульного курса подготовки на CPL;
  • даст возможность обладателям LAPL после соответствующей подготовки выполнять полёты в качестве пилота самолёта Ан-2 без оглядки на ИКАО.
  • даёт возможность получать свидетельство пилотам мотодельтаплана, автожира, тепловоздушных шаров и пилотам планеристам с правом работы.

Также внесена поправка, позволяющая иностранным гражданам стать обладателем свидетельства авиационного персонала РК.

Для специалистов по техническому обслуживанию вводится внутреннее свидетельство специалиста по ТОиР лёгких и сверхлёгких ВС с категорией В3 по видам ВС – B3(An-2), B3(A), B3(MHG), B3(AG), B3(S) и B3(B).

Вот краткий перечень нововведений, которые с большим трудом приходилось проталкивать, постоянно натыкаясь на недопонимание и неприятие специалистов в уполномоченных органах государства, обделённых производственным опытом.


В Республике Казахстан государственная политика в области авиации направлена на решение глобальных задач перевозок коммерческих пассажиров и грузов, не позволяет решить многие проблемы по эффективной реализации всех возможностей малой авиации.

Во всех нормальных странах сам отраслевой регулятор в лице министерства регулирует цены, у нас же регулирует забюрократизированный орган, который не заинтересован напрямую в развитии отрасли.

Недооценивается роль малой авиации в создании кадрового резерва для гражданской авиации.

Как никогда становится актуальным вопрос соответствия действующего законодательства требованиям времени, присутствие в структуре уполномоченного органа подразделения, которое напрямую будет оказывать услуги и продвигать интересы малой авиации.

Отсутствие такого органа в Казахстане сохраняет положение малой авиации как падчерицы в большой семье, называемой гражданской авиацией.

По существующему Положению о Комитете ГА не прописана обязанность Комитета развивать отрасль, нет прямой зависимости результатов деятельности Комитета от индикаторов роста отрасли.

Казахстан – единственная из стран СНГ, ликвидировавшая в лице ДОСААФ какую-либо прямую государственную поддержку авиации. Поэтому большая работа, ранее проводимая в целях военно-патриотического воспитания, развития авиационных видов спорта, создания кадрового резерва авиационной отрасли, сейчас носит альтруистический и бессистемный характер.

Громадная территория страны позволяет говорить о перспективах развития именно в целях авиации общего назначения, которая, например, в США приносит до 150 млрд. долларов в бюджет.

Сегодня малая авиация как никогда близко в своём развитии подошла к возможности организации собственного производства воздушных судов. Все это весьма актуально для промышленного потенциала Республики Казахстан, реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития страны.

В госреестре ГВС РК насчитывается 585 единиц воздушных судов малой авиации, в том числе 313 Ан-2, ВС СЛА – 151, вертолётов и самолётов 3 и 4 класса западного производства – 65, вертолётов и самолётов 3 и 4 класса советского производства – 56. В стране зарегистрированы 26 основных и с десяток региональных (райцентры) аэропортов.

Нарастают проблемы по дальнейшей эксплуатации, уже в категории исторических, самолётов Ан-2, которым до сих пор нет полноценной замены, и не делается упор на перенос ответственности в основном на самих эксплуатантов, как того требует ИКАО.

И в этой обстановке необходимо всем субъектам малой авиации наконец-то сплотиться вокруг действующей бизнес–ассоциации в лице «Казахстанской ассоциации малой авиации».

КАМА по отношению к малой авиации отработала концепцию внесения изменений и дополнений в Закон об ИВП, которым в частности предусматривается:

Обязательность членства в бизнес–ассоциации отрасли гражданской авиации. Вы знаете, в соответствии с Законом о Национальной палате предпринимателей (НПП) каждый хозяйствующий частный субъект предпринимательства должен быть членом НПП с обязательными взносами в размере как минимум 300000 тенге в зависимости от оборотов. В этом же законе есть норма: в случае наличия в отраслевом законе нормы об обязательном членстве в отраслевой бизнес–ассоциации, членом НПП быть не обязательно. Это даёт возможность экономии финансовых средств, укрепления статуса и жизнедеятельности самой Ассоциации, тем более что в действующем законе об ИВП РК уже есть нормы о привлечении некоммерческой организации к процедурам технического освидетельствования воздушных судов и внесения специальных и особых отметок в свидетельства авиационного персонала лёгкой и сверхлёгкой авиации.

Наше государство проводит практически беспрецедентные меры по развитию МСБ, одним из путей которого является передача определённых государственных функций бизнес–ассоциациям.

Могу это заявить с полным основанием, потому что в Правительстве и в НПП подготовлен проект закона о саморегулируемой организации (СРО), где предусматривается вдобавок передача даже некоторых функций по осуществлению надзора и контроля. Естественно, этим повышаются требования к самой организации, к её руководящим должностным лицам, к отсутствию по результатам деятельности конфликта интересов между членами организации.

Практически все эти требования на данный момент соблюдаются нашей Ассоциацией в ходе многолетней деятельности.


Халил Хуснутдинов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer