Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Хранители литья «крылатых сплавов»

7 ноября 2018 года / Елена Ткаченко / Aviation EXplorer
 

«Авиация не терпит халатного отношения» - именно так, емко и лаконично сказал о специфике литейного производства титановых, магниевых и алюминиевых сплавов Олег Коровин, главный металлург ОАО «БЛМЗ» - предприятия, специализирующегося на серийном производстве авиационных колес, тормозов и агрегатов управления тормозными системами для самолетов Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Як-40, Як-42, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия» и вертолетов Ми-8, Ми-26, Ка-50 «Черная Акула». Сохранив высокую ответственность за результат своей работы, по многим сверхсложным видам изделий ОАО «БЛМЗ» был и остается единственным в мире поставщиком.

Почему «крылатые»

«Mg, Al, Ti – это элементы периодической таблицы Менделеева» - скажете Вы. И будете правы. После небольшой паузы, добавите – «Без этих металлов нельзя построить самолет». Все верно. Помимо прочих достоинств, у металлов этой тройки максимально легкий вес, что и определило их лидерство в самолетостроении. В режимах «взлета», «полета», «посадки» разные части конструктива самолета испытывают и общие, и «свои персональные» нагрузки: весовые, инерционные, термические, динамические, нагрузки от потоков воздуха. В зависимости от нагрузок и формируются требования к материалам конструктивных составляющих. Современная дозвуковая и сверхзвуковая авиация не может развиваться без «крылатых сплавов».

Укрощение титана

Титан с его уникальными свойствами стал незаменимым конструкционным материалом в самолетостроении. Высоконагруженные детали и узлы выполняют из этого легкого, прочного и очень твердого металла, который хорошо выдерживает агрессивные среды, высокие температуры, напряжения растяжения, сжатия и скручивания. Производство изделий из титана – дорогой и сверхсложный технологический процесс, вследствие высокой химической активности расплавов металла и сложности последующей обработки.  

Титановое производство на ОАО «БЛМЗ» - уникально по своим возможностям и габаритно-массовым характеристикам. Так первый в мире крупногабаритный памятник из титана - космонавту Юрию Гагарину в Москве, был сделан на ОАО «БЛМЗ».   Для скульптуры было изготовлено 238 литых фрагментов, один из которых, самый большой – лицо космонавта, весил более 300 кг. Сегодня завод является научно-производственной базой для разработки новых литейных титановых сплавов, научных исследований, тестирования новых процессов и оборудования.

Современное оборудование на ОАО «БЛМЗ» позволяет изготавливать отливки как для медицинских имплантатов весом 5 гр., так и изделий сложнейшей конфигурации из литых сегментов массой до 200 кг с толщиной стенки от 3-х мм и выше, диаметром до 0,6 метров и высотой до 0,8 метров. Титановый цех располагает технологиями литья в уплотняемые формы, по выплавляемым моделям, литье в оболочковые формы, литье в кокиль, литье в формы, изготовленные по полистрироловым моделям, литье по безмодельной технологии в формы, изготовляемые по 3D-моделям из графитовых блоков. При производстве отливок из титановых сплавов применяются вакуумные гарнисажные плавильно-заливочные установки. Технология подбирается так, чтобы получить максимально чистую поверхность и снизить потери ценного металла при дальнейшей механической обработки. Статистика ОАО «БЛМЗ» показывает, что основные заказчики фасонных отливок из титановых сплавов – это авиастроение, судостроение, машиностроение, медицина, космонавтика, предприятия нефтегазовой отрасли, ОПК.

«Капризный» Mg или коварное «цветение»

Магний – легковесный металл с высокой удельной прочностью.  Магниевые сплавы обладают высокой способностью погашать энергию удара и вибрационных колебаний, а изделия из них способны выдержать высокотемпературные нагрузки. Сплавы на основе магния незаменимы в кратковременно работающих конструкциях, таких как колеса и вилки шасси авиационных колес, шкивы, поршни, движущиеся каретки. Из магниевых сплавов ОАО «БЛМЗ» выпускает более ста видов изделий: корпуса, крышки, каркасы, шпангоуты, барабаны, реборды, блоки тормозных цилиндров авиационных колес, диски автомобильных и мотоциклетных колес, протекторы для анодной защиты разных конструкций (в основном газопроводов, трубопроводов, цистерн, котельного оборудования) от коррозии и т.д.

Высокая химическая активность магниевых сплавов и низкая сопротивляемость коррозии из-за сильного электроотрицательного потенциала затрудняют промышленную переработку одного из самого распространенных на земле металлов. Технологии литья и дальнейшей механической обработки магниевых сплавов на ОАО «БЛМЗ» строжайше регламентированы в соответствии с военными стандартами. Отливки выпускаются по двум технологиям: литьё в песчаные формы и литье в металлические формы (кокили). Так, во время плавки, повышенное внимание уделяется покрову флюса, который с одной стороны, надежно защищает расплавленный металл от контакта с воздухом, а с другой - способен окислятся, комковаться и твердеть, а при попадании в отливку способен вызвать флюсовую коррозию.  Еще очень важный момент, которым просто нельзя пренебречь – это химическая обработка магниевых отливок и технологические антикоррозионные мероприятия как в литейных цехах, так и в цехах механической обработки. Пренебрежение технологическими регламентами способно запустить необратимые процессы разрушения изделий. Есть даже специальный термин - «цветение (коррозия) магниевых сплавов». Очень коварная вещь. Особенно интенсивно коррозия магния протекает в присутствии влаги.  Детали, которые не были подвергнуты химической обработке в соответствии с технологическим регламентом, начинают разрушаться, появляются видимые и скрытые дефекты, иногда уже во время эксплуатации.

Рожденный летать

Можно долго рассуждать, что авиатехника сверхзвуковых скоростей становится титаноемкой, а алюминий может коррозировать с новыми легкими композитными материалами, доля которых в новой авиатехнике неуклонно растет.  Химический элемент с номером тринадцать -  с самой низкой стоимостью среди цветных металлов и своими удивительно разнообразными свойствами, остается основным конструкционным материалом в самолетостроении и не собирается сдавать свои лидерские позиции.  В общей сложности на долю алюминиевых сплавов в самолете приходится до 80% от его общей массы. В автомобилестроении, транспорте, производстве бытовой технике, электротехнике алюминий с успехом нередко конкурирует с изделиями из стали и заменяет другие металлы – свинец, цинк, медь.  Эксперты отрасли считают, что алюминий стал синонимом технического прогресса.

Из алюминиевого литья на ОАО «БЛМЗ» освоили выпуск более 400 наименований изделий для авиакосмической, автомобильной, судостроительной, нефтедобывающей, приборостроительной, химической отраслей промышленности. Это - обоймы, корпуса, цилиндры, крышки, детали колес, детали бензозаправщика в воздухе, корпуса редукторов для РЖД и другая продукция, для производства которой необходимы отливки весом от 0,5 до 300 кг из алюминиевых сплавов: АК5М, АК7ч, АК8л, АК9ч, АК12, ГОСТ 1583-93.  Метод литья в песчаные формы позволяет получить отливки размером (мм): 2000×1500×1000, при литье в кокиль - 1200×600×500 (мм).


Елена Ткаченко



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer