Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Исторический обзор

Как спасали бельгийского принца в Антарктиде

25 декабря 2018 года / Виктор Сергеев / Aviation EXplorer
 

В декабре 1958 г. экипаж Полярной авиации под руководством Виктора Перова спас бельгийских полярников, чей самолет потерпел аварию в Антарктиде. Среди них находился принц Антуан де Линь. О спасательной эпопее рассказывает единственный ныне здравствующий участник тех событий, в то время бортмеханик самолета Ли-2, Виктор Михайлович Сергеев, которому сейчас 85 лет. Он окончил Егорьевское авиационно-техническое училище в 1955 г., позднее Киевский институт инженеров ГА. В Полярной авиации летал бортмехаником на самолетах Ли-2, Ан-2, Ил-12, Ил-14, Ан-12, а в дальнейшем – бортинженером на самолетах Ил-62, Ил-86.

Сергеев Виктор Михайлович
бортмеханик самолета Ли-2, участник операции по спасению бельгийских полярников в Антарктиде в декабре 1958 г.

На советской научной станции «Мирный» в Антарктиде сигнал бедствия получили 11 декабря 1958 г. с бельгийской станции «Король Бодуэн» через австралийскую станцию «Моусон». Информация без промедления и лишнего обсуждения была рассмотрена Е.К. Толстиковым, руководителем антарктической экспедиции, и В.М. Перовым, командиром летного отряда, как вопрос чрезвычайной важности. Без формальностей, по неписаному закону полярников, было решено оказать помощь без промедления, т. к. авария бельгийского самолета произошла 5 декабря, а сообщение получено лишь 11 декабря, т. е. шесть дней люди были во власти стихии в суровых условиях Антарктиды. Был сформирован экипаж самолета Ли-2: командир В.М. Перов, второй пилот В.В. Афонин, штурман Б.С. Бродкин, бортмеханик – В.М. Сергеев, второй бортмеханик Е.Н. Меньшиков, бортрадист Н.Г. Зорин, переводчик В.М. Мокушок.

12 декабря Виктор Михайлович Перов дал команду мне, бортмеханику «лыжного» самолета Ли-2 Н-495, быстро готовить самолет для полета по маршруту Мирный – Моусон – Сиова – Бодуэн (протяженность 3100 км). Из Москвы разрешение получили уже в полете. Плохой прогноз погоды ускорил подготовку экипажа и принятие решения в целом.

Самолет был загружен топливом до максимального веса 11,5 т. Взлет – при предельно малой видимости. Полет проходил вдоль прибрежной части материка в сложнейших метеоусловиях. Через 6 ч – посадка на станции «Моусон». Из-за плохой погоды на бельгийской станции экипаж отдохнул на австралийской, после чего вылетел на японскую законсервированную станцию «Сиова» (остались лишь собаки). Выгрузили бочку бензина 300 кг (на обратный путь) и через 7 ч полета произвели посадку на бельгийской станции «Король Бодуэн».

Заместитель начальника станции барон де Море не смог дать внятный ответ о месте нахождения пропавших людей: начальника станции «Король Бодуэн» барона де Жерлаш; летчика – принца Антуан де Линя; механика – Юльсхагена (он же водитель вездехода); геодезиста – Лоодтса (первый раз советские солдаты освободили его из концлагеря Освенцим в 1945 г.).

Отправились в первый полет без промедления, но возвратились из-за плохой погоды в районе поиска. Отдохнув, вылетели к ближней горе Трилинген на удалении 200 км, где был продовольственный склад зимовщиков и вертолет, на котором мог летать де Жерлаш.

Высота ледника над уровнем моря – 2500 м. Южнее ее был горный массив. Мы заметили ярко-красную точку, прямо в центре массива. После повторного пролета определили, что это маленький самолет, лежащий на левом крыле.

Произвели посадку на ледник, в целях безопасности это сделали около 2 км от самолета. К нему отправились пешком все члены экипажа, кроме меня, барон де Море и врач станции Ван Томпела. Путь занял около 2 ч, так как было очень скользко.

При осмотре самолета обнаружили, что левая лыжа вместе со стойкой оторвана, поломано левое крыло. В кабине оставлена записка о том, что 5 декабря при взлете были летчик и механик, а двое других (начальник станции и геодезист) ничего о происшедшем не знают и находятся от места взлета на расстоянии более 60-70 км.

Антуан де Линь принимает решение идти к месту, где были оставлены двое, которые, в свою очередь, решили идти к месту предполагаемого взлета. За сутки они могли преодолеть 25-30 км. Продовольствия у них было на 5 дней. Мы поняли их план: объединившись, они направятся к горе Триленген, где есть продукты и вертолет.

Взлетев и прочесывая этот участок, обнаружили брошенную палатку и другое имущество. Произвели посадку, но людей не было, хотя следы 4-х человек, идущих в сторону горы Триленген, имелись. Но где они теперь? Мы прилетели на станцию «Бодуэн» для дозаправки и после короткого отдыха взлетели и продолжили поиск.

Полет был по галсам шириной 10 км: и так 8 ч. На поверхности – тени от передувов, и мы их проскочили. Вернувшись на станцию, заправили все резервное топливо. Уже было 15 декабря. Наверняка, продукты у пропавших бельгийцев закончились. Идет четвертый день поиска, все на пределе. Решено повторить полет с шириной галсов 5 км, на высоте не более 200 м по радиовысотомеру над поверхностью.

Стоявший за креслом командира де Море толкнул его в плечо, указав пальцем под крыло. Стали в вираж, шла низовая метель, можно потерять точку. Произвели посадку, руление к палатке, в которой находились люди. Навстречу двигался человек, им оказался начальник станции де Жерлаш, первым сообщившим, что его коллеги в палатке, очень ослаблены. Встреча была трогательная со слезами радости. Спиртом обработали стертые ноги и обмороженные участки тела. Всех и все погрузили в самолет.

Для оценки взлета В.М. Перов отошел примерно на 100 м, и самолет исчез из поля видимости. Он вернулся со словами: «Так можно заблудиться». В Москву уже доложили, что все люди спасены.

Через полтора часа произвели посадку на станции «Король Бодуэн». Нас встречали все зимовщики – 13 человек. На красивом подносе лежали большие хромированные ножи по количеству членов экипажа – это дар победителям в знак признательности согласно старым традициям.

Встреча была трогательной, эмоциональной, со слезами на глазах у всех присутствующих около самолета. Было очевидно, что сил у спасенных бельгийцев не осталось, 15 декабря они смогли пройти лишь 2 км.

В целом спасенные полярники из 130 км от горы Сфинкс до горы Трилинген прошли только полпути (65 км). Маршрут они выдерживали правильно, но гололед и передувы не позволяли передвигаться, а отсутствие питания лишило их физических сил. Состояние людей было ужасным. Самым слабым был геодезист Лоодтс.

По этому случаю, повар бельгийской станции приготовил праздничный ужин, а мы, в свою очередь, украсили стол килограммовой банкой красной икры в фирменной упаковке. Обед был обильным и душевным. Восторгам не было предела, наша работоспособность их удивила.

На следующий день (17 декабря) командир В.М. Перов решил исполнить просьбу начальника бельгийской станции отвезти его к вертолету, но механик Юльсхаген отказался лететь из-за плохого самочувствия. Решили лететь без механика. На взлете самолет резко стало разворачивать влево. Взлет прекратили, было очевидно, что повреждена подошва левой лыжи (разрезана камнем). Эту проблему мы решили в течение 2-3 ч, выдолбив лед под лыжей, т. к. подъемников не было. Обшивку лыжи снизу (титан) отремонтировали. До Мирного можно лететь. Наша изобретательность бельгийским друзьям понравилась.

Итак, 17 декабря мы распрощались и благополучно стартовали. Через 7 ч мы были встречены австралийцами на станции «Моусон». Они также организовали банкет, но мы отказались, т. к. погода в Мирном была весьма сомнительной. К самолету подъехал трактор с санями с завернутыми разными закусками, напитками, посудой. Быстро погрузили все в самолет и взлетели курсом на Мирный.

В полете бортрадист Н.Г. Зорин обрадовал нас: все члены экипажа удостоены государственных наград.

В Мирном нас торжественно встречали все участники советской антарктической экспедиции. Поступило много поздравлений из разных городов СССР и из-за рубежа, в том числе от председателя Совета министров СССР Н.С. Хрущева; начальников Главсевморпути А.А. Афанасьева и Полярной авиации М.И. Шевелева.

Слова благодарности за спасение бельгийских полярников выразили Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову король Бельгии Бодуэн и королева Елизавета, которые просили передать глубочайшую благодарность всему славному экипажу самолета Ли-2. Самые теплые телеграммы приходили от семей спасенных бельгийцев.

По прибытии из Антарктиды после окончания экспедиции 27 апреля 1959 г. мы были приглашены в Кремль для получения наград. В этот же день состоялся прием нашего экипажа в бельгийском посольстве, где нам вручили ордена от короля Бельгии Бодуэн. В посольстве по этому случаю был дан большой прием.

Хотел бы особо выразить искреннюю благодарность членам бельгийской экспедиции в Антарктиде 1958 г. за то, что никогда не забывали этот благородный поступок экипажа В.М. Перова. Они всегда организовывали встречи в Москве, и наше руководство не препятствовали этому.

14 декабря 2008 г. в честь 50-летия спасения бельгийских полярников в резиденции военного атташе при посольстве Бельгии в Москве состоялся торжественный прием. На нем присутствовали: вдова В.М. Перова – Людмила Ивановна Горбунова, легендарный полярник А.Н. Чилингаров, автор этих строк, многие известные авиаторы, ветераны клуб «Экипаж».

Российской стороной также был организован прием в Музее техники в Архангельском (Красногорск), которое было выбрано не случайно: музей стал местом хранения спасенной от уничтожения коллекции истории ОКБ А.С. Яковлева. Автор этой статьи, выступая на приеме, отметил: «Россия всегда готова оказать помощь людям, терпящим бедствие. Бельгийцы на протяжении 50-ти лет помнили об этом и организовывали встречи с членами экипажа-спасителя под руководством Виктора Михайловича Перова.»

P. S. По традиции, в декабре 2018 г. в резиденции посла Бельгии в России также ожидается прием по случаю 60-летия спасения бельгийских исследователей. При возможности, информация об этом событии будет опубликована в журнале «АвиаСоюз» № 1 2019 года.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз".


Виктор Сергеев

комментарии (1):

denis22      25/12/2018 [07:57:47]#1
вылетел на японскую законсервированную станцию «Сиова» (остались лишь собаки)
---
вот это не понял








Материалы рубрики

Роман Гусаров
О ситуации с багажом в аэропорту Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за май 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-май 2019 г
Михаил Вахнеев
Звезды МАКС в «Зарядье»
AVIA*RU Network
Аэропорт Шереметьево имени А.С. Пушкина
Юлия Кузьмина
На одну улыбку дальше
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за апрель 2019 года
Махмут Яйла
Мы не говорим - пассажиры, мы говорим – гости!



Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-апрель 2019 г
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - март 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за март 2019 года
Михаил Вахнеев
Презентация грузового комплекса Шереметьево «Москва Карго» представителям китайского бизнеса
Сергей Минигулов
Россия должна летать на Авиации Общего Назначения
Александра Рогач
10 самолётных ливрей с национальными брендами
Елена Жданова
Одна интересная «таможенная история»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-февраль 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в январе/феврале 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2019 года
Aviation EХplorer
Росавиация: Итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г.
Экспертный совет в области ГА России
О необходимости принятия профессиональных управленческих решений
Мария Уваровская
Стать пилотом - осознанное решение
Ольга Зиновьева
Свой самолет выбирала как девочка - по экстерьеру
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России  в январе 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2019 года
Борис Елисеев
О претензиях транспортной прокуратуры к Троицкому авиационному колледжу
Роман Гусаров
Шереметьево – флагман «концессионного движения» России
Aviation EXplorer
Награждение победителей творческого и научного конкурсов
Aviation EXplorer
«NAIS – 2019»
Екатерина Сороковая
Китайский Новый год в Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г.
Игорь Чалик
О работе современного пилота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - декабрь 2018 г
Росавиация
Пассажиропоток аэропортов РФ за 11 месяцев
Вячеслав Грушин
Тенденции развития авиационного рынка России
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - ноябрь 2018 г
АЭВТ
Неутешительные итоги 2018 года
Аэрофлот
Стратегия Группы «Аэрофлот»: 100 млн пассажиров к 100-летию Аэрофлота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - октябрь 2018 г

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer