Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Статистика

Динамика авиатранспортного рынка, экономика и цены на авиаперевозки

10 апреля 2018 года / Александр Фридлянд / Aviation EXplorer
 

Александр Фридлянд
Директор НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессор МГТУ ГА, д.э.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

По итогам 2017 г. отмечается интенсивный посткризисный восстановительный рост пассажирооборота авиапредприятий РФ (как в целом по рынку, так и в сегментах ВВЛ и МВЛ). В 2017 г. перевозки российских авиакомпаний, совершив посткризисный «отскок», впервые превысили 105 млн пасс. (но на МВЛ пока не восстановили достигнутых в 2014 году 46,9 млн. пасс.).

Пассажирооборот авиакомпаний рф (млрд. пасс-км) в 1993-2017 гг.

По итогам 2017 г. отмечается интенсивный посткризисный восстановительный рост пассажирооборота авиапредприятий РФ (как в целом по рынку, так и в сегментах ВВЛ и МВЛ)

Статистика российских авиакомпаний: динамика пассажиропотока и его структура (млн. пасс.)

В 2017 г. перевозки российских авиакомпаний, совершив посткризисный «отскок», впервые превысили 105 млн пасс. (но на МВЛ пока не восстановили достигнутых в 2014 году 46,9 млн. пасс.).

Темпы роста/снижения пассажирооборота ГА России,    помесячно, 2015 – фев. 2018 гг.  (МВЛ+ВВЛ, в %)

17 месяцев в РФ продолжается интенсивный восстановительный рост авиаперевозок

Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок ГА РФ (ФГУП ГосНИИ ГА)

В долгосрочной перспективе, с учетом прогнозов роста российской экономики, ожидается не менее чем 5% среднегодовой рост авиатранспортного рынка.

Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок (ВВЛ+МВЛ) в ГА РФ, руб./ткм

Рост себестоимости воздушных перевозок после 2008 г., вследствие перевооружения парка ВС, существенно ( ~ в 2 раза за 2008 ÷ 2016 гг.) отстает от темпов инфляции в российской экономике.

Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок на ВВЛ в ГА РФ, руб./ткм

Себестоимость воздушных перевозок в сегменте ВВЛ в течение 2016 – 6 мес. 2017 г. находится на стабильном уровне – 50,8 ÷ 50,3 руб./ткм.

Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок на МВЛ в ГА РФ, руб./ткм

Резкий рост себестоимости воздушных перевозок в сегменте МВЛ (на фоне девальвации национальной валюты в кризисный период 2014-2015 гг.) стабилизировался в 2016 г., а по итогам  6 мес. 2017 г. себестоимость перевозок на МВЛ снизилась до 31,2 руб./ткм.

Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2004/2014/6 мес. 2017 г.

Изменение структуры себестоимости в период 2004 - 2017 гг. привело к росту удельного веса постоянных статей расходов на авиаперевозки, что повысило риски авиатранспортного бизнеса

Текущая структура себестоимости авиаперевозок (6 мес. 2017 г.) на ВВЛ+МВЛ

С учетом девальвации рубля в кризисные 2014-2015 гг., крупнейшей статьей расходов а/к стала аренда и лизинг ВС (за 2004 – 2014 гг. указанная статья выросла с 7% до 16% себестоимости перевозок, а в первом полугодии 2017 г. достигла 25,5%), ранее крупнейшей статьей в структуре себестоимости авиаперевозок неизменно оставалась авиаГСМ (за последние годы ее удельный вес снизился с 27% до 22,6%).

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ+МВЛ в ГА РФ (%)

С 2016 г. ГА восстановила (пока на незначительном уровне) в целом рентабельную деятельность, проведя оптимизацию авиапарка и маркетинговой стратегии и перейдя на НДС 10% по ВВЛ.

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ в ГА РФ (%)

Убыточность на ВВЛ с 2016 г. значительно снизилась, но остается высокой.

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на МВЛ в ГА РФ (%)

Деятельность ГА на МВЛ остается высокорентабельной, восстановление российского сегмента МВЛ стабилизирует экономику российского авиатранспортного рынка.

Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр (ВВЛ+МВЛ) в ГА РФ, руб./ткм

Начиная с 2011 г. среднеотраслевые расходы на авиаГСМ  находятся в диапазоне  8,1 ÷ 9,1 руб/т-км

Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр ВВЛ ГА РФ, руб./ткм

Наблюдается тенденция к росту удельной стоимости авиаГСМ на 1 т-км в сегменте ВВЛ.   Уже по итогам 6 мес. 2017 г.  данный показатель находится на наиболее высоком уровне после кризиса 2008 г.

Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр МВЛ ГА РФ, руб./ткм

Удельная стоимость авиаГСМ на 1 т-км в сегменте МВЛ находится на стабильном уровне в течение 2016 – 6 мес. 2017 г. и практически не отличается от данных 2011 г. (сказалось перевооружение авиапарка и снижения мировых цен на нефтяном рынке)

Динамика среднеотраслевой топливной эффективности российского авиапарка на транспортных перевозках, грамм/кр-км

За 2000÷2017 гг. среднеотраслевой расход авиаГСМ в грамм/кресло-км (топливная эффективность парка) снизился на 45%, перевооружение магистрального парка, в основном, завершено уже к 2014г., следующим прорывным этапом станет переход на новое поколение ВС (….neo, ..…max, МС-21)

Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс-км по МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Темп роста среднеотраслевого авиапассажирского тарифа ВВЛ (на 1 пасс-км) в 2011 ÷ 2017  гг. ~ в 1,5 раза отставал от темпов инфляции. С учетом снижения в этот период средней дальности полетов ВВЛ и ставки НДС рост среднего пассажирского тарифа (в руб/пасс) более чем в 2 раза отставал от темпов инфляции

Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс. по МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Отмечается снижение среднего тарифа на пассажира в сегменте МВЛ по итогам 9 мес. 2017 г.  к значениям 2016 г.  на 14,1%, при росте аналогичного показателя на ВВЛ примерно на 2% (т.е. на уровне официальной инфляции).

Динамика среднего тарифа на т-км груза и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Можно констатировать высокие (значительно опережающие инфляцию) темпы роста среднего тарифа на т-км перевозки грузов и почты  на ВВЛ – рост по итогам 9 мес. 2017 г. около 19%, в то время как на МВЛ аналогичный показатель за 9 мес. 2017 г. продемонстрировал снижение (около 8%).

Динамика среднего тарифа на перевозку 1 тонны грузов и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Аналогичную динамику демонстрируют показатели среднего тарифа перевозки 1 тн грузов и почты на МВЛ и ВВЛ. По итогам 9 мес. 2017 г. средний тариф на ВВЛ вырос на 18,4%, на МВЛ – снизился на 8,8%.

Динамика изменения средневзвешенной цены пасс-км на сегменте 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ (для стандартного экономического класса обслуживания)

      Результаты мониторинга средневзвешенного тарифа эконом. класса перевозки на сети 40 крупнейших ВВЛ РФ (65% рынка ВВЛ), в формате руб/пасс-км, за период 30.11.2016 – 19.04.2018. Ценовая выборка производится для стандартного эконом. класса обслуживания за 2-3 недели до даты вылета, билеты без скидок и спецпредложений, рекламных акций, с включенным в цену багажом.

      Данные мониторинга подтверждают близость ценовой политики авиакомпаний РФ в эконом. классе к ценам мировых лоукостеров, что отражается в высоком коэф-те занятости пассажирских кресел.

Рыночная доля ведущих российских авиакомпаний (по предлагаемому количеству кресел в неделю 16.04 – 22.04.2018 на 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ)

В сложившейся ситуации общий уровень цен во многом зависит от ценовой политики крупнейшего (доминирующего) авиаперевозчика, т.к. с учетом своей доли на рынке он имеет все возможности влиять на ценовую политику конкурентов.

СПРАВОЧНО

В опубликованной 25.09.2017 г. статье «Контрольная закупка: мифы и реалии цен на авиабилеты» авторы приводят сравнительный анализ ценовой политики авиакомпаний, осуществляющих свою деятельность в крупнейших регионах США и Европы в конце сентября 2017 г.         

По приведенным в статье данным среднемировой показатель экономически обоснованной стоимости авиаперевозки составляет не менее 10 центов на пасс-км. или около 5,76 руб./пасс-км). Аналогичный среднемировой минимальный показатель для низкобюджетных авиакомпаний составляет около 3,5 - 4,0 руб. на пасс-км, а для классических сетевых авиаперевозчиков – примерно 6,3- 6,9 руб. на пасс-км.

Из сопоставления данных ценового мониторинга на 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ РФ в 2017-2018 гг. (средний в годовом измерении тариф стандартного эконом-класса в РФ на 40 крупнейших ВВЛ с включенным в стоимость авиабилета багажом составляет около 4,31 руб/пкм с учетом динамического повышения цен в дни перед вылетом на линиях с высоким спросом) и среднемировых показателей стоимости авиаперевозки можно сделать вывод о том, что уровень цен на авиабилеты на ВВЛ РФ находится в диапазоне, близком к среднемировым ценам низкобюджетных авиакомпаний, что обусловлено низкой покупательной способностью населения РФ, вынуждающей российские авиакомпании переходить к гибридным бизнес-моделям, синтезирующим подходы «лоукостеров» и классических сетевых авиакомпаний.


Александр Фридлянд

комментарии (7):

Rothman-s      10/04/2018 [23:59:53]#1
"Результаты мониторинга средневзвешенного тарифа эконом. класса в формате руб/пасс-км". Зачем придумывать, что не подлежит придумыванию?
Конфуций советовал всякое важное дело начинать с «исправления имён», то есть с уточнения смысла используемых терминов.
https://sites.google.com/view/ ...

Обилие графиков вовсе дает ясность в объективности реальности, потому как есть отработанные показатели в международном стандарте, которые можно найти у ведущего поставщика финансовой информации https://www.bloomberg.com, уважающие себя авиакомпании сбрасывают туда оперативную и периодическую отчетность, под авторитет агенства туда идут за информацией и инвесторы.




Dynamo-MOW      11/04/2018 [09:52:00]#2
Блумберг здесь не помощник. Речь не о финансовых результатах компаний, предоставляющих отчетность по МСФО. Да и тогда вполне можно обойтись без Блумберга.

Михаил_К      13/04/2018 [10:37:54]#3
Красиво, но часть взятых цифр получена АК искусственно. Например, общее число перевезённых пассажиров завышено за счёт введения экономических стимулов для использования МАУ в качестве хаба вместо прямых рейсов на загруженных линиях (СПб - Адлер в высокий сезон) путём снижения в полтора раза стоимости билета в равных условиях на рейс с пересадкой в сравнении с прямым рейсом.

Dynamo-MOW      14/04/2018 [00:26:34]#4
Сегодня Питер-Адлер 5 рейсов.

Rothman-s      14/04/2018 [10:02:54]#5
Росстат не занимается статистикой по ГА они её отфутболили на Росавиацию . Рос авиация собирает и публикует информацию только по натуральным показателем, тут все ясно. (оборот пассажиропотока и др.)
Но вот если в показателях Уважаемого Директора НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессора МГТУ ГА, и даже д.э.н появляются показатели стоимостные типа "Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2004/2014/6 мес. 2017 г." там где присутствуют рублики, то возникает вопрос а откуда уважаемый проф. черпает информацию. Может быть АК щедрые на финансовую отчетность или запросы через налоговые. Или может выборка репрезентативная то все равно кто щедрый на ФО (коммерческой тайны)?

Dynamo-MOW      14/04/2018 [13:17:46]#6
Опять мимо. То Блумберга придумали, то есть налоговую почему-то. Данные по структуре себестоимости публикуют авиакомпании, форма собственности которых предусматривает публикацию отчетности и раскрытие информации. По компаниям со 100% участиемгосударства это тоже не проблема.

Al_Sib      25/05/2018 [23:47:23]#7
Очень интересный материал.
Хотелось бы немного вглубь:
1. Сравнение тарифов на МВЛ и ВВЛ не получилось (различная протяженность полетных участков или сегментов?, поэтому формально тариф на МВЛ выше, а в пересчете на пасс-км - ниже). Все-таки что дороже? МВЛ или ВВЛ?
2. С себестоимость тоже вопросы. Может быть лучше сравнивать маржинальную рентабельность? Доход с какой-то комбинацией релевантных издержек?








Материалы рубрики

Михаил Вахнеев
Звезды МАКС в «Зарядье»
AVIA*RU Network
Аэропорт Шереметьево имени А.С. Пушкина
Юлия Кузьмина
На одну улыбку дальше
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за апрель 2019 года
Махмут Яйла
Мы не говорим - пассажиры, мы говорим – гости!
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-апрель 2019 г
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - март 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2019 г



Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за март 2019 года
Михаил Вахнеев
Презентация грузового комплекса Шереметьево «Москва Карго» представителям китайского бизнеса
Сергей Минигулов
Россия должна летать на Авиации Общего Назначения
Александра Рогач
10 самолётных ливрей с национальными брендами
Елена Жданова
Одна интересная «таможенная история»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-февраль 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в январе/феврале 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2019 года
Aviation EХplorer
Росавиация: Итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г.
Экспертный совет в области ГА России
О необходимости принятия профессиональных управленческих решений
Мария Уваровская
Стать пилотом - осознанное решение
Ольга Зиновьева
Свой самолет выбирала как девочка - по экстерьеру
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России  в январе 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2019 года
Борис Елисеев
О претензиях транспортной прокуратуры к Троицкому авиационному колледжу
Роман Гусаров
Шереметьево – флагман «концессионного движения» России
Aviation EXplorer
Награждение победителей творческого и научного конкурсов
Aviation EXplorer
«NAIS – 2019»
Екатерина Сороковая
Китайский Новый год в Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г.
Игорь Чалик
О работе современного пилота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - декабрь 2018 г
Росавиация
Пассажиропоток аэропортов РФ за 11 месяцев
Вячеслав Грушин
Тенденции развития авиационного рынка России
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - ноябрь 2018 г
АЭВТ
Неутешительные итоги 2018 года
Аэрофлот
Стратегия Группы «Аэрофлот»: 100 млн пассажиров к 100-летию Аэрофлота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - октябрь 2018 г
Олег Клим
Региональная aвиация – системный элемент магистральной инфраструктуры
Чулпан Хаматова
Мили милосердия
Александр Фридлянд
Экономика региональной авиации и развитие авиапарка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Смотрите здесь - подключение сетевой розетки rj-45 к двум портам, лучшие цены тут.
Услуги специалиста: заказ лимузинов ночью в спб, отзывы.
Профессиональные услуги сколько стоит фотосессия на ретро машине можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer