Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статистика

Динамика авиатранспортного рынка, экономика и цены на авиаперевозки

10 апреля 2018 года / Александр Фридлянд / Aviation EXplorer
 

Александр Фридлянд
Директор НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессор МГТУ ГА, д.э.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

По итогам 2017 г. отмечается интенсивный посткризисный восстановительный рост пассажирооборота авиапредприятий РФ (как в целом по рынку, так и в сегментах ВВЛ и МВЛ). В 2017 г. перевозки российских авиакомпаний, совершив посткризисный «отскок», впервые превысили 105 млн пасс. (но на МВЛ пока не восстановили достигнутых в 2014 году 46,9 млн. пасс.).

Пассажирооборот авиакомпаний рф (млрд. пасс-км) в 1993-2017 гг.

По итогам 2017 г. отмечается интенсивный посткризисный восстановительный рост пассажирооборота авиапредприятий РФ (как в целом по рынку, так и в сегментах ВВЛ и МВЛ)

Статистика российских авиакомпаний: динамика пассажиропотока и его структура (млн. пасс.)

В 2017 г. перевозки российских авиакомпаний, совершив посткризисный «отскок», впервые превысили 105 млн пасс. (но на МВЛ пока не восстановили достигнутых в 2014 году 46,9 млн. пасс.).

Темпы роста/снижения пассажирооборота ГА России,    помесячно, 2015 – фев. 2018 гг.  (МВЛ+ВВЛ, в %)

17 месяцев в РФ продолжается интенсивный восстановительный рост авиаперевозок

Долгосрочный прогноз пассажирских перевозок ГА РФ (ФГУП ГосНИИ ГА)

В долгосрочной перспективе, с учетом прогнозов роста российской экономики, ожидается не менее чем 5% среднегодовой рост авиатранспортного рынка.

Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок (ВВЛ+МВЛ) в ГА РФ, руб./ткм

Рост себестоимости воздушных перевозок после 2008 г., вследствие перевооружения парка ВС, существенно ( ~ в 2 раза за 2008 ÷ 2016 гг.) отстает от темпов инфляции в российской экономике.

Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок на ВВЛ в ГА РФ, руб./ткм

Себестоимость воздушных перевозок в сегменте ВВЛ в течение 2016 – 6 мес. 2017 г. находится на стабильном уровне – 50,8 ÷ 50,3 руб./ткм.

Динамика среднеотраслевой себестоимости воздушных перевозок на МВЛ в ГА РФ, руб./ткм

Резкий рост себестоимости воздушных перевозок в сегменте МВЛ (на фоне девальвации национальной валюты в кризисный период 2014-2015 гг.) стабилизировался в 2016 г., а по итогам  6 мес. 2017 г. себестоимость перевозок на МВЛ снизилась до 31,2 руб./ткм.

Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2004/2014/6 мес. 2017 г.

Изменение структуры себестоимости в период 2004 - 2017 гг. привело к росту удельного веса постоянных статей расходов на авиаперевозки, что повысило риски авиатранспортного бизнеса

Текущая структура себестоимости авиаперевозок (6 мес. 2017 г.) на ВВЛ+МВЛ

С учетом девальвации рубля в кризисные 2014-2015 гг., крупнейшей статьей расходов а/к стала аренда и лизинг ВС (за 2004 – 2014 гг. указанная статья выросла с 7% до 16% себестоимости перевозок, а в первом полугодии 2017 г. достигла 25,5%), ранее крупнейшей статьей в структуре себестоимости авиаперевозок неизменно оставалась авиаГСМ (за последние годы ее удельный вес снизился с 27% до 22,6%).

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ+МВЛ в ГА РФ (%)

С 2016 г. ГА восстановила (пока на незначительном уровне) в целом рентабельную деятельность, проведя оптимизацию авиапарка и маркетинговой стратегии и перейдя на НДС 10% по ВВЛ.

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на ВВЛ в ГА РФ (%)

Убыточность на ВВЛ с 2016 г. значительно снизилась, но остается высокой.

Средняя операционная рентабельность деятельности авиаперевозчиков на МВЛ в ГА РФ (%)

Деятельность ГА на МВЛ остается высокорентабельной, восстановление российского сегмента МВЛ стабилизирует экономику российского авиатранспортного рынка.

Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр (ВВЛ+МВЛ) в ГА РФ, руб./ткм

Начиная с 2011 г. среднеотраслевые расходы на авиаГСМ  находятся в диапазоне  8,1 ÷ 9,1 руб/т-км

Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр ВВЛ ГА РФ, руб./ткм

Наблюдается тенденция к росту удельной стоимости авиаГСМ на 1 т-км в сегменте ВВЛ.   Уже по итогам 6 мес. 2017 г.  данный показатель находится на наиболее высоком уровне после кризиса 2008 г.

Удельная стоимость авиаГСМ на один тонно-километр МВЛ ГА РФ, руб./ткм

Удельная стоимость авиаГСМ на 1 т-км в сегменте МВЛ находится на стабильном уровне в течение 2016 – 6 мес. 2017 г. и практически не отличается от данных 2011 г. (сказалось перевооружение авиапарка и снижения мировых цен на нефтяном рынке)

Динамика среднеотраслевой топливной эффективности российского авиапарка на транспортных перевозках, грамм/кр-км

За 2000÷2017 гг. среднеотраслевой расход авиаГСМ в грамм/кресло-км (топливная эффективность парка) снизился на 45%, перевооружение магистрального парка, в основном, завершено уже к 2014г., следующим прорывным этапом станет переход на новое поколение ВС (….neo, ..…max, МС-21)

Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс-км по МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Темп роста среднеотраслевого авиапассажирского тарифа ВВЛ (на 1 пасс-км) в 2011 ÷ 2017  гг. ~ в 1,5 раза отставал от темпов инфляции. С учетом снижения в этот период средней дальности полетов ВВЛ и ставки НДС рост среднего пассажирского тарифа (в руб/пасс) более чем в 2 раза отставал от темпов инфляции

Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс. по МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Отмечается снижение среднего тарифа на пассажира в сегменте МВЛ по итогам 9 мес. 2017 г.  к значениям 2016 г.  на 14,1%, при росте аналогичного показателя на ВВЛ примерно на 2% (т.е. на уровне официальной инфляции).

Динамика среднего тарифа на т-км груза и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Можно констатировать высокие (значительно опережающие инфляцию) темпы роста среднего тарифа на т-км перевозки грузов и почты  на ВВЛ – рост по итогам 9 мес. 2017 г. около 19%, в то время как на МВЛ аналогичный показатель за 9 мес. 2017 г. продемонстрировал снижение (около 8%).

Динамика среднего тарифа на перевозку 1 тонны грузов и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Аналогичную динамику демонстрируют показатели среднего тарифа перевозки 1 тн грузов и почты на МВЛ и ВВЛ. По итогам 9 мес. 2017 г. средний тариф на ВВЛ вырос на 18,4%, на МВЛ – снизился на 8,8%.

Динамика изменения средневзвешенной цены пасс-км на сегменте 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ (для стандартного экономического класса обслуживания)

      Результаты мониторинга средневзвешенного тарифа эконом. класса перевозки на сети 40 крупнейших ВВЛ РФ (65% рынка ВВЛ), в формате руб/пасс-км, за период 30.11.2016 – 19.04.2018. Ценовая выборка производится для стандартного эконом. класса обслуживания за 2-3 недели до даты вылета, билеты без скидок и спецпредложений, рекламных акций, с включенным в цену багажом.

      Данные мониторинга подтверждают близость ценовой политики авиакомпаний РФ в эконом. классе к ценам мировых лоукостеров, что отражается в высоком коэф-те занятости пассажирских кресел.

Рыночная доля ведущих российских авиакомпаний (по предлагаемому количеству кресел в неделю 16.04 – 22.04.2018 на 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ)

В сложившейся ситуации общий уровень цен во многом зависит от ценовой политики крупнейшего (доминирующего) авиаперевозчика, т.к. с учетом своей доли на рынке он имеет все возможности влиять на ценовую политику конкурентов.

СПРАВОЧНО

В опубликованной 25.09.2017 г. статье «Контрольная закупка: мифы и реалии цен на авиабилеты» авторы приводят сравнительный анализ ценовой политики авиакомпаний, осуществляющих свою деятельность в крупнейших регионах США и Европы в конце сентября 2017 г.         

По приведенным в статье данным среднемировой показатель экономически обоснованной стоимости авиаперевозки составляет не менее 10 центов на пасс-км. или около 5,76 руб./пасс-км). Аналогичный среднемировой минимальный показатель для низкобюджетных авиакомпаний составляет около 3,5 - 4,0 руб. на пасс-км, а для классических сетевых авиаперевозчиков – примерно 6,3- 6,9 руб. на пасс-км.

Из сопоставления данных ценового мониторинга на 40 крупнейших по пассажиропотоку ВВЛ РФ в 2017-2018 гг. (средний в годовом измерении тариф стандартного эконом-класса в РФ на 40 крупнейших ВВЛ с включенным в стоимость авиабилета багажом составляет около 4,31 руб/пкм с учетом динамического повышения цен в дни перед вылетом на линиях с высоким спросом) и среднемировых показателей стоимости авиаперевозки можно сделать вывод о том, что уровень цен на авиабилеты на ВВЛ РФ находится в диапазоне, близком к среднемировым ценам низкобюджетных авиакомпаний, что обусловлено низкой покупательной способностью населения РФ, вынуждающей российские авиакомпании переходить к гибридным бизнес-моделям, синтезирующим подходы «лоукостеров» и классических сетевых авиакомпаний.


Александр Фридлянд


комментарии (7):

Rothman-s      10/04/2018 [23:59:53]#1
"Результаты мониторинга средневзвешенного тарифа эконом. класса в формате руб/пасс-км". Зачем придумывать, что не подлежит придумыванию?
Конфуций советовал всякое важное дело начинать с «исправления имён», то есть с уточнения смысла используемых терминов.
https://sites.google.com/view/ ...

Обилие графиков вовсе дает ясность в объективности реальности, потому как есть отработанные показатели в международном стандарте, которые можно найти у ведущего поставщика финансовой информации https://www.bloomberg.com, уважающие себя авиакомпании сбрасывают туда оперативную и периодическую отчетность, под авторитет агенства туда идут за информацией и инвесторы.




Dynamo-MOW      11/04/2018 [09:52:00]#2
Блумберг здесь не помощник. Речь не о финансовых результатах компаний, предоставляющих отчетность по МСФО. Да и тогда вполне можно обойтись без Блумберга.

Михаил_К      13/04/2018 [10:37:54]#3
Красиво, но часть взятых цифр получена АК искусственно. Например, общее число перевезённых пассажиров завышено за счёт введения экономических стимулов для использования МАУ в качестве хаба вместо прямых рейсов на загруженных линиях (СПб - Адлер в высокий сезон) путём снижения в полтора раза стоимости билета в равных условиях на рейс с пересадкой в сравнении с прямым рейсом.

Dynamo-MOW      14/04/2018 [00:26:34]#4
Сегодня Питер-Адлер 5 рейсов.

Rothman-s      14/04/2018 [10:02:54]#5
Росстат не занимается статистикой по ГА они её отфутболили на Росавиацию . Рос авиация собирает и публикует информацию только по натуральным показателем, тут все ясно. (оборот пассажиропотока и др.)
Но вот если в показателях Уважаемого Директора НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессора МГТУ ГА, и даже д.э.н появляются показатели стоимостные типа "Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2004/2014/6 мес. 2017 г." там где присутствуют рублики, то возникает вопрос а откуда уважаемый проф. черпает информацию. Может быть АК щедрые на финансовую отчетность или запросы через налоговые. Или может выборка репрезентативная то все равно кто щедрый на ФО (коммерческой тайны)?

Dynamo-MOW      14/04/2018 [13:17:46]#6
Опять мимо. То Блумберга придумали, то есть налоговую почему-то. Данные по структуре себестоимости публикуют авиакомпании, форма собственности которых предусматривает публикацию отчетности и раскрытие информации. По компаниям со 100% участиемгосударства это тоже не проблема.

Al_Sib      25/05/2018 [23:47:23]#7
Очень интересный материал.
Хотелось бы немного вглубь:
1. Сравнение тарифов на МВЛ и ВВЛ не получилось (различная протяженность полетных участков или сегментов?, поэтому формально тариф на МВЛ выше, а в пересчете на пасс-км - ниже). Все-таки что дороже? МВЛ или ВВЛ?
2. С себестоимость тоже вопросы. Может быть лучше сравнивать маржинальную рентабельность? Доход с какой-то комбинацией релевантных издержек?









Материалы рубрики

Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-апрель 2020 года
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за март 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-март 2020 года
Роман Гусаров
Для нас это большой шанс выучить уроки
ООП ГА
О сохранении части средней заработной платы работникам авиакомпаний
ООП ГА
Предложение о внесении 13 авиакомпаний в список системообразующих предприятий России
ООП ГА
О мерах поддержки авиапредприятий



ООП ГА
О компенсации расходов авиакомпаний из-за роста стоимости авиатоплива
Роман Гусаров
ФАС предлагает «поддержать» авиакомпании увеличением аэропортовых сборов
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за февраль 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-февраль 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-февраль 2020 г
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)
Предложения АЭВТ по обеспечению устойчивой работы отечественных авиакомпаний
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2020 г
Александр Яковлев
Комментарий к профессиональному стандарту пилота коммерческих воздушных перевозок
Е.Пушкарский, Д.Волошин, В.Ахрамеев
Нужны ли отечественной авиации летчики-испытатели?
AVIA.RU
NAIS 2020 – ключевое событие стратегической отрасли России
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь-декабрь 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-декабрь 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-декабрь 2019 г
Роман Гусаров
Шереметьево С – инструкция по применению
В.Шапкин, Д.Ефанов
Цели и задачи моделирования современной отечественной авиатранспортной системы
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь-ноябрь 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-ноябрь 2019 г
IATA
IATA: 2019 год станет дном текущего экономического цикла
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь-октябрь 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2019 года
Светлана Антошкина
О создании Совета по профессиональным квалификациям
Андрей Панов
О пунктуальности выполнения полетов ПАО «Аэрофлот»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-октябрь 2019 г
Aviation EXplorer
Внуково наградил пунктуальные авиакомпании
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2019 года
Михаил Вахнеев
«Эйр Астана» начала полеты в аэропорт Домодедово
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-сентябрь 2019 г
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - август 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2019 года

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/electrician/outlet/network/, лучшие цены тут.
Услуги специалиста: http://perevozki.youdo.com/country/geo/novorossiysk/, отзывы.
Профессиональные услуги http://photo.youdo.com/photo/photoshoot/choose/staged/car/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer