← Назад

Главная Авиация ОбращениеО возмещении гражданским аэропортам расходов по обслуживанию ВС государственной авиации

11 мая 2018 года / МАА / Aviation EXplorer

На протяжении последних нескольких лет Международная Ассоциация Аэропортов, объединяющая крупнейшие аэропорты Российской Федерации, поднимает вопрос о возмещении гражданским аэропортам недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги (Минобороны России, ФСБ России, ФТС России, Войска Национальной гвардии, МЧС России).

В настоящее время при формировании федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период Росавиации выделяется определенная сумма на предоставление операторам гражданских аэропортов соответствующих субсидий, правила предоставления которых утверждены постановлением Правительства Российской федерации от 27 декабря 2017 г. № 1665 и предусматривают выделение субсидий единовременно в порядке очередности поступления заявлений в Росавиацию.

Однако, в последние годы все чаще аэропорты получают от Росавиации отказ в предоставлении указанной субсидии, ввиду ограниченности лимита предусмотренных на указанные цели бюджетных ассигнований.

При ежегодной потребности более 500 млн. рублей бюджетных средств выделяется в 1,5-2 раза меньше требуемого объема. Так, в 2016 году объем предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета составил чуть более 315 млн. рублей, в 2017 году - 266,754 млн. рублей, а в 2018 году - только 253,164 млн. рублей.

В результате в 2016 году отказ в субсидировании получили 46 аэропортов России, а в 2018 году - уже более 70 аэропортов.

В частности, АО «Международный аэропорт Сочи» в 2016 году не получил возмещение недополученных доходов на сумму 26,53 млн. рублей, в 2017 году -47,17 млн. рублей, в 2018 году - 33,17 млн. рублей. Таким образом, за 3 года аэропортом Сочи недополучено 106,87 млн. рублей, которые планировалось направить на развитие и совершенствование аэропортовой инфраструктуры, в том числе, в рамках реализации программ подготовки и проведения в России Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Такая же ситуация сложилась и по многим другим российским аэропортам, что, по нашему мнению, требует принятия незамедлительных мер.

Наиболее простым решением может быть увеличение объема бюджетных средств, выделяемых на субсидирование, исходя из реальных затрат гражданских аэропортов на обслуживание государственной авиации. Однако понятны существующие сложности с формированием и наполнением федерального бюджета, а также необходимость обеспечения приоритетных статей расходования этого бюджета.

В этой связи полагаем целесообразным рассмотреть следующие наши предложения.

  1. Переход    на    полностью    платную    систему    оказания    услуг    по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов.
    данное предложение полностью корреспондируется с ранее высказанным предложением Минфина России о целесообразности перехода на платную систему оказания услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы, предполагающую оплату за такие услуги за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
    Реализация данного предложения позволит существенно упростить взаимодействие операторов аэропортов с потребителями их услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов, снизит финансовую нагрузку аэропортов, явится стимулом для оптимизации организации функционирования государственной авиации.
  2. Предусмотреть     в     законодательстве     обязательность     переноса непогашенного за счет субсидий в текущем году объема выпадающих доходов аэропортов на будущий и последующие финансовые годы.
    Реализация данного предложения решает проблему ограниченности лимита предусмотренных на указанные цели бюджетных ассигнований текущего года и обеспечивает полное возмещение гражданским аэропортам недополученных доходов с отсрочкой на год.
  3. Предусмотреть в законодательстве возможность отнесения непогашенного за счет субсидий в текущем году объема выпадающих доходов на себестоимость или на иное уменьшение налогооблагаемой базы аэропортов.
    В этом случае снимается проблема недостаточных лимитов бюджетных обязательств на известные цели.

Все вышеперечисленные варианты, кардинально решающие проблему, имеют свои плюсы и минусы, могут обсуждаться. Тем не менее, существенным для каждого из них является необходимость внесение изменений в законодательство Российской Федерации, что, в свою очередь, сопряжено со значительными временными затратами.

Поэтому, для обеспечения решения вопроса в 2019 году предлагаем оперативно реализовать следующее.

  1. При подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый  год и  на плановый  период Минтрансу России  и Росавиации формировать обоснования бюджетных ассигнований на возмещение гражданским аэропортам недополученных доходов с учетом реально понесенных аэропортами    расходов    в    предыдущем    2017    году,    а    также    с    учетом недополученной компенсации в текущем 2018 году.
  2. Изменить порядок предоставления субсидий (при недостаточности общего размера выделенных лимитов бюджетных обязательств), предоставляя ее не в порядке очередности подачи заявок, а пропорционально доле подлежащих компенсации выпадающих доходов по всем аэропортам, подавшим заявки, в пределах доведенной до Росавиации суммы бюджетных обязательств.
  3. Предусмотреть    обязанность    Росавиации     публично    раскрывать информацию    об    объеме    предоставленных    субсидий,    их    получателях    и очередности их предоставления.

Реализация приведенных «оперативных мер» потребует минимальных изменений нормативных правовых актов, снизит или исключит претензии аэропортов к Росавиации, вызванные предположениями о необъективности принятых решений о предоставлении субсидий, гарантирует каждому аэропорту получение хотя бы частичной компенсации.

С учетом изложенного, просим в кратчайшие сроки создать межведомственную рабочую группу по рассмотрению наших предложений и принятия необходимых решений с обеспечением их реализации, начиная с 2019 года.


МАА


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2018/5/11/2762/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.