← Назад

Главная Авиация На заметку специалистуО необходимости развития конкуренции в аэропортах РФ

25 мая 2018 года / РСПП / Aviation EXplorer

23 мая 2018 года состоялось заседание Подкомиссии по авиации и авиационной инфраструктуре Комиссии по транспорту Российского Союза Промышленников и Предпринимателей, на котором был рассмотрен вопрос предоставления доступа к объектам инфраструктуры аэропортов независимым операторам и потребителям услуг. Как отметили участники заседания, в настоящее время наблюдается тенденция монополизации рынка аэропортовых услуг главными операторами аэропортов, являющихся субъектами естественной монополии, путем заключения соглашений на доступ к инфраструктуре с операторами по наземному обслуживанию и авиакомпаниям, а также по установлению условий их работы в аэропорту. Также, в отдельных аэропортах, при отсутствии нормативного правового регулирования, правого статуса и механизма регулирования, вводится инфраструктурный сбор, что приводит к появлению существенных финансовых рисков, и, как следствие, увеличению себестоимости услуг операторов (авиаперевозчиков).

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ АЭВТ

О необходимости внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах»

В настоящее время наблюдается тенденция монополизации рынка аэропортовых услуг главными операторами аэропортов являющихся субъектами естественной монополии, путем заключения соглашения на доступ к инфраструктуре операторам по наземному обслуживанию и авиакомпаниям, а также по установлению условий их работы в аэропорту.

В отдельных аэропортах, при отсутствии нормативного правового регулирования, правого статуса и механизма регулирования,  вводится инфраструктурный сбор, что приводит к появлению существенных финансовых рисков, и как следствие, увеличению себестоимости услуг операторов (авиаперевозчиков).

Темпы роста стоимости нерегулируемых аэропортовых услуг опережают инфляцию и динамику регулируемых сборов.

Главной причиной опережающего роста тарифов является ограниченный доступ альтернативных операторов к оказанию услуг на территориях аэропортов. Ограничения выражаются в отказах аэропортов альтернативным операторам в доступе к инфраструктуре по причине «отсутствия технической возможности», либо попыток введения сборов и платежей за доступ на территорию аэропортов.

Непрозрачность процедуры, отсутствие государственного регулирования порядка доступа альтернативных операторов и самообслуживающихся потребителей (авиаперевозчиков) к инфраструктуре аэропортов приводит к отсутствию реальной конкуренции в большинстве аэропортов, завышению стоимости аэропортовых услуг.

АЭВТ в течение 2017 года и в первого квартала 2018 года вела интенсивную работу в части касающейся:

  • правомерности применения инфраструктурного сбора;

  • усиления контроля за установлением ставок и сборов в аэропортах;

  • перевода ставок тарифов на услуги по наземному обслуживанию и оперативному техническому обслуживанию воздушных судов в рубли при расчетах перевозчика с оператором хэндлинга аэропорта.

АЭВТ неоднократно обращалась в ФАС России и  Минтранс России  с предложениями инициировать доработку постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» для реализации следующих принципов:

  • обеспечение бесплатного доступа к объектам инфраструктуры аэропортов;

  • наличие не менее 2-х операторов (в т.ч. как минимум одного независимого) по определенным видам услуг в аэропортах с годовым пассажирооборотом более 0,5 млн. пассажиров или грузооборотом более 12,5 тыс. тонн;

  • доступ к объектам инфраструктуры самообслуживающихся потребителей (авиакомпаний и аффилированных с ними организаций) без ограничений.

В соответствии с Протоколом от 7 декабря 2017 года Общего собрания членов некоммерческой организации «Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта» было проведено заседание Комитета по аэропортовому и наземному обслуживанию АЭВТ по итогам которого была сформирована рабочая группа, по разработке самостоятельного, отдельного проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке обеспечения доступа к объектам инфраструктуры в аэропортах» в целях обеспечения недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры в аэропортах.

В целях преодоления противоречий между авиакомпаниями и аэропортами в решении вопроса обеспечения доступа независимых операторов к объектам инфраструктуры в аэропортах, на площадке АЭВТ состоялась совместное совещание представителей авиакомпаний  и  аэропортов (ШРМ, Домодедово, Аэропорты-Регионов, Дирекция Международной Ассоциации Аэропортов).

 По итогам совещания было принято решение о создании совместной рабочей группы по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 599», в  части определения порядка доступа к объектам инфраструктуры в аэропортах.     Рабочей группой  такой проект  подготовлен.

На основании обращения АЭВТ к Помощнику Президента Российской Федерации И.Е.Левитину 14 мая 2018 года под председательством заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.А.Юрчика  состоялось совещание  по вопросу проблем нормативного правового регулирования, касающееся порядка доступа к инфраструктуре аэропортов для операторов по наземному обслуживанию, авиаперевозчиков и их подрядчиков, а также установления условий их работы в аэропортах.

На основании обращения АЭВТ к Помощнику Президента Российской Федерации И.Е.Левитину 14 мая 2018 года под председательством заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.А.Юрчика  состоялось совещание  по вопросу проблем нормативного правового регулирования, касающееся порядка доступа к инфраструктуре аэропортов для операторов по наземному обслуживанию, авиаперевозчиков и их подрядчиков, а также установления условий их работы в аэропортах.

По итогам совещания даны следующие поручения:

  1. ФАС России направить в АЭВТ разработанный ФАС России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 599», в  части определения порядка обеспечения доступа к объектам инфраструктуры в аэропортах в Минтранс России.
    Срок: до 18.05.2018

  2. Департаменту государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России направить в АЭВТ разработанный ФАС России проект постановления Правительства Российской «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 599».
    Срок: до 22.05.2018

  3. АЭВТ совместно  с Международной ассоциацией аэропортов и ассоциацией «Аэропорт ГА» в рамках созданной рабочей группы доработать, с учетом имеющихся предложений,  проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 599», в  части определения порядка доступа к объектам инфраструктуры в аэропортах и направить согласованную его редакцию в ФАС России и Минтранс России.
    Срок: до 15.06.2018


РСПП


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2018/5/25/2768/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.