Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация История успеха

10 лет «Первому полету»

27 октября 2019 года / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer
 

На днях авиационное сообщество нашей страны отметило 10-летие уникальной пилотажной группы «Первый полет» - единственной, выполняющей фигуры высшего пилотажа на поршневых самолетах. О том, как создавалась и развивалась пилотажная группа, про развитие малой авиации в нашей стране, про технологию печати в воздухе и о будущем «Первого полета» на пресс-конференции для журналистов рассказали сами виновники торжества.

Основателями «Первого полета» являются два беззаветно влюбленных в небо человека, ставшие мастерами спорта международного класса по самолетному спорту, Роман Овчинников и Дмитрий Самохвалов. По словам создателей группы, это была их мечта, для осуществления которой потребовалось много времени. В начале 2000-х годов, имея возле Москвы хороший аэродром, у будущих чемпионов была возможность приехать и попробовать полетать и создать в небе что-то новое. Так сложилось, что желания Романа и Дмитрия совпали и привели к созданию пилотажной группы.

Роман Овчинников - основатель пилотажной группы, президент Федерации самолетного спорта города Москвы, мастер спорта международного класса, золотой призер чемпионата Европы в классе Advanced 2019 года, абсолютный чемпион России в классе Advanced, абсолютный чемпион Европы в классе Advanced 2017 года: «Придя в далеком 2002 году на аэродром «Мячково» в аэроклуб «Фланкер», чтобы научиться летать, я познакомился с Дмитрием Самохваловым, и мы с ним решили организовать свой клуб, свою пилотажную группу. И в 2007 году планомерно пошли к этому: приобрели два первых самолета, с которых все начиналось, это Як-52. И так уже постепенно, в 2009 году мы уже создали свой аэроклуб и начали летать групповые полеты. Но до этого, конечно, выступали на соревнованиях по России по высшему пилотажу».

Дмитрий Самохвалов - основатель пилотажной группы «Первый полет», генеральный директор Федерации самолетного спорта города Москвы, мастер спорта международного класса, многократный чемпион мира и Европы в классе ЯК-52 и Advanced, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу в классе Advanced 2016 года: «Это был достаточно длинный путь – нашей группе десять лет, и, наверное, где-то десять лет до этого каждый месяц, каждую неделю мы делали к этому какие-то шаги. И мое личное удивление, что нам хватило терпения этим всем заниматься методично, планомерно и очень долго. Наверное, мы не такие усидчивые люди, как может показаться со стороны, но нам, действительно, это просто искренне нравится, и это приносит удовольствие. Наверное, по этой причине все у нас и получилось. И за прошедшие десять лет я понял, что не такие, как другие пилотажные группы. Это не говорит о том, что мы лучше или хуже, мы просто другие».

С течением времени, пилотажная группа росла не только в сложности показываемых элементов высшего пилотажа, но и по количеству самолетов и участников. Вслед за Романом и Дмитрием в группу «Первый полет» пришел Александр Михайлов, ставший, впоследствии, ведущим группы.

Александр Михайлов - ведущий группы «Первый полет», руководитель вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел», мастер спорта по автомобильному спорту: «Никогда не думал, что стану ведущим пилотажной группы, никогда не планировал этого. Знаете, как водят детей в детский сад? Вот так случайно я попал в группу. Вообще до 30 лет я думал, что летчиков делают в каких-то отдельных специальных пробирках, в отдельных роддомах, и что для простых смертных это недостижимо. И в 30 лет случайно узнал, что можно летать. Я пришел в авиацию  мастером спорта России по автомобильному спорту. И лет через пять, будучи уже опытным пилотом, имея за плечами полеты на многодвигательных самолетах, на гидросамолетах, и вообще на всяких разных самолетах, я случайно пролетал мимо аэродрома Большое Грызлово, где ребятам-спортсменам нужно было попасть в соседний город на выступление. И, пока мы летели до Ульяновска, Диме пришли в голову разные мысли о том, что мой самолет можно использовать в качестве ведущего группы. Они подлетали ко мне так близко, ставили на мне такие эксперименты, что у меня первый раз в жизни ножки поджимались».

С каждым годом количество поклонников и популярность пилотажной группы росли все сильнее. «Первый полет» стали завсегдатаями различных массовых мероприятий и авиационных фестивалей в нашей стране: Норильск, Краснодар, Ульяновск, Сургут, Геленджик, Сочи, Пущино, Иваново, Ярославль и др. Помимо России, «Первый полет» отметились выступлениями на Украине, в Китае.

В один прекрасный момент группа «Первый полет» оказалась и на самой главной авиационной площадке нашей страны – авиасалоне МАКС. Вот и 2019 год не стал исключением, и «Первый полет» с оглушительным успехом выступили на прошедшем этим летом авиасалоне в подмосковном Жуковском, на котором показала новую фигуру - «пропеллер». Это одно из главных правил группы – постоянно удивлять зрителей новыми фигурами. Все фигуры пилотажа придумываются и прорабатываются заранее еще на земле. Но бывает и так, что иногда новые фигуры пилотажа участники группы придумывают случайно.

Константин Боровик - мастер спорта, бронзовый призер чемпионата мира на ЯК-52 2017 года, серебряный призер чемпионата мира и России в классе Advanced в командных соревнованиях 2018 года. «У нас достаточно хорошая групповая слетанность, и нам достаточно всего нескольких тренировок перед самим выступлением. И дальше уже – авиашоу. Сейчас мы экспериментируем над разными фигурами, комбинациями фигур. Что будет получаться – увидим на следующих авиашоу. Я думаю, мы чем-то вас удивим. Это будет групповой пилотаж.

Несмотря на некоторую  скрытность относительно своих планов, некоторые карты участники группы, всё-таки, раскрыли. В частности специально для расширения показательной программы планируются выступления в вечернее и ночное время. Специально для этого Константин Боровик прошел обучение по работе с пиротехникой. В группе рассчитывают соединить пилотажные возможности самолета Piper и визуальные пиротехнические эффекты.

Также, помимо групповых полетов, «Первый полет» демонстрирует и сольные выступления. Одним из главных «солистов» группы является единственная в «Первом полете» представительница прекрасной половины человечества - мастер спорта по самолетному спорту Ирина Маркова.

Ирина Маркова - мастер спорта, многократный призер и победитель чемпионатов России по высшему пилотажу: «Мне очень комфортно работать в группе, с учетом того, что групповые полеты – очень сложные, поэтому самая сложная часть программы на мужских плечах, а у меня попроще программа, я солист. Чисто технически гораздо сложнее летать в группе, нежели летать одному, потому что в группе каждый пилот несет ответственность не только за себя, но и за того, кто рядом. А когда ты один в самолете – ты один на один с самолетом и с воздушным пространством, ты можешь делать все, что угодно».

В основном Ирина летает на самолете Як-54. Это достаточно серьезный самолет, который требует мужского характера и пилотирования, поэтому мужчины в «Первом полете» удивляются, как эта хрупкая девушка может делать такие фигуры. Самолет достаточно строгий, и на нем сложнее летать, чем на тех самолетах, на которых летают остальные участники группы.

Однако, несмотря на различия в самолетах, стилях пилотирования,   каждый из участников группы ставит своей целью не только развлекать зрителей, совершенствовать свое мастерство и выступать на соревнованиях, но и популяризировать самолетный спорт в нашей стране и обучать новых пилотов. Так, в следующем году исполняется 10 лет Федерации самолетного спорта Москвы. С помощью этой организации летчики получили дополнительную возможность заниматься развитием самолетного спорта и пропагандой своей авиационной философии.

«Лично мне очень хотелось бы, чтобы все к самолету относились все же как к средству передвижения, которое может перемещать тебя из одной точки в другую. А все остальное – спорт, демонстрационные полеты и какие-то дополнительные функции – это уже развитие. Но прямая обязанность нашей федерации – на территории Москвы заниматься именно подготовкой спортсменов. Одно дело, когда человек просто научился летать, но какие-то расширенные навыки по владению самолетом и технике пилотирования – это как раз уже наша история. Ежегодно у нас появляется от пяти до десяти новых спортсменов, которые пробуют себя в спорте. С каждым обратившимся к нам пилотом мы делимся всем тем опытом, который у нас есть. В целом, российская школа пилотажа, остается одной из ведущих в мире. И из поколения в поколение мы передаем свои знания. Техника пилотирования – это постоянный процесс обучения. К сожалению, этому невозможно один раз в жизни научиться и потом просто пользоваться. Навыки приходят и уходят. Я не открою секрет, но к нам приезжают даже летчики-испытатели, чтобы постоянно поддерживать свои навыки. У них есть возможность приехать к нам и даже получить ответы на какие-то вопросы», - рассказывает основатель группы, генеральный директор Федерации самолетного спорта города Москвы Дмитрий Самохвалов.

«Мы готовы делиться своим опытом и обучать людей, которые хотят научиться летать. Более того, мы планируем, наверное, набрать в группу новых молодых людей. «Первому полету»  нужен второй состав. Мы хотим привлечь молодых пилотов к показательным выступлениям, которые мы выполняем, к авиашоу, чтобы авиашоу в стране проходили чаще и в разных городах», - говорит Роман Овчинников.

«Учиться никогда не поздно. Неважно, пришли вы в двадцать, в тридцать, в пятьдесят или в шестьдесят лет. Путь и в малой авиации, и в большой во всем мире начинается с аэроклуба, с полета на первом вашем двухместном самолете», - считает Александр Михайлов.

У пилотажной группы есть опыт обучения не только российских, но и иностранных пилотов. В группе считают это направление также довольно перспективным.

«Хотелось бы, чтобы это продолжалось. Сейчас мы, к примеру, обучаем пилотированию гражданина Италии. Он увидел наши выступления на авиасалоне МАКС, вдохновился нашим уровнем и понял, что это то место, где его научат летать именно на Як-52, поскольку он приобрел такой самолет и является поклонником яковлевской техники», - рассказывает Ирина Маркова.

Самолет Як-52 считается самым массовым пилотажным самолетом в мире. Их выпущено более тысячи штук, поэтому на любом континенте можно найти этот самолет в достаточно больших количествах. И иногда это позволяет группе приехать с показом в какую-то страну и не перевозить свои самолеты. Это уникальный самолет, в мире аналогов ему нет. Он позволяет обучиться абсолютно всему – от простых полетов по кругу и маршрутных полетов, до всего спектра высшего пилотажа.

Нельзя не отметить не только успешные выступления ее участников на соревнованиях и красивые показательные полеты на авиашоу, но и использование современных технологий и программных продуктов. Результатом их симбиоза стала технология печати текста в воздухе дымами, которую назвали «авиационный принтер».

Дмитрий Самохвалов: «Действительно, у нас получился достаточно интересный эксперимент. Нас все время просили нарисовать что-то новое. Но, когда мы летаем низко, перед зрителями, дым достаточно быстро рассеивается – нужно было приподняться. Мы действительно разработали программное обеспечение, и возможности программирования безграничные. Мы будем и дальше экспериментировать в этом направлении. Возможно, когда-то мы сделаем печать текста не пятеркой самолетов, а шестеркой,  семеркой, и даже восьмеркой – чем больше самолетов, тем более детализированное изображение. То, что все видели – это только начало нашего пути.  Это в мире не ново, но в первый раз у нас в стране. И самое приятное, что и оборудование, и программное обеспечение, которое стоит очень дорого, полностью разработано нашими программистами, и сделано нашими инженерами. Все, что у нас стоит на бортах – это наш эксклюзив, отечественный, без применения каких-то «мозгов» извне».

В течение всего своего существования «Первый полет» демонстрирует зрителям не только возможности пилотирования легкомоторных самолетов, но и возможности человека, находящегося за ручкой их управления. Начав с обычных полетов и желания летать, за 10 лет пилотажная группа стала визитной карточкой российской авиации, наряду со знаменитыми «Стрижами» и «Русскими Витязями», являясь украшением не только отечественных, но и зарубежных авиасалонов.

Редакция AVIA*RU Network и Aviation EXplorer поздравляет пилотажную группу «Первый полет» с 10-летием и желает ее участникам здоровья, успехов, чистого неба, ярких выступлений и мягких посадок!


Михаил Вахнеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7YCR
Поклейка флизелиновых обоев - подробности на http://remont.youdo.com/facing/walls/wallpapering/non-woven/.
Объявление: http://courier.youdo.com/products-delivery/: подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer