Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Как сделать противопожарный Ил-76 еще более эффективным

18.12.19 13:49 / Николай Таликов / Aviation EXplorer
 

В 2019 г. в России снова горели леса в Сибири, в труднодоступных районах Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкалья, Якутии... И до какого-то времени на это власть не обращала внимания: горит себе и горит. Решения не тушить огонь принимаются на региональном уровне благодаря приказу Минприроды 2015 г.

Таликов Николай Дмитриевич
Главный конструктор ПАО «Ил». Родился в мае 1945 года в Новосибирске. Работает в ОКБ им Ильюшина с 1968 года после окончания Московского авиационного технологического института. Прошел путь от техника-конструктора до главного конструктора. Принимал участие в создании военно-транспортного самолета Ил-76 как конструктор, представитель КБ на летных испытаниях, начальник комплексного отдела по самолету. Принимал участие в решении сложных вопросах боевого применения Ил-76 и его модификаций в части десантно-транспортного оборудования самолета с обеспечением десантирования личного состава, воинских грузов и техники. Принимал участие в создании модификаций самолета Ил-76 – пожарный, поисково-спасательный, самолеты-лаборатории. Принимал личное участие в реализации на практике своих конструкторских решений: руководил сбросами грузов на дрейфующие станции «Северный Полюс», участвовал в тушении пожаров на воинских складах боеприпасов в Ереване и Владивостоке с применением самолета-пожарного Ил-76П, трижды участвовал в уникальных и сложных рейсах самолета Ил-76МД-ТД в Антарктиду на станции «Беллинсгаузен», «Молодежная» и «Новолазаревская». В 1987 году назначен Заместителем Главного конструктора, а затем Главным конструктором по работам над турбовинтовым пассажирским самолетом Ил-114 и его модификациями. В 1993 году назначен начальником ОКБ. В 2004 назначен заместителем Генерального директора – Генерального конструктора. Автор многих статей и четырех книг по истории авиации. Награжден орденами «Знак Почета», «За личное мужество», медалями.

Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Донской (не попал в состав Правительства в 2018 г.) несколько лет назад подписал приказ об изменениях в правила тушения лесных пожаров. Региональные комиссии по чрезвычайным ситуациям (ЧС) получили возможность не бороться с огнем, если он не угрожает поселениям, объектам экономики, и если «прогнозируемые затраты на тушение превышают прогнозируемый вред». При этом именно на федеральном уровне установлены территории, на которых можно не тушить пожары. Это примерно треть Иркутской области и большая часть Красноярского края. И возможный вред от огня и средства на ликвидацию пожаров определяют региональные комиссии по ЧС. Пожар не тушат, если потенциальный ущерб может быть меньше, чем расходы на борьбу с ним.

В Красноярском крае по состоянию на вечер 26 июля 2019 г. горели леса площадью 927 тыс. га, из них не тушили 920 тыс. га. Из базы данных ИСДМ-Гослесхоз следует, что большинство возгораний обнаруживали, когда они охватывали всего несколько гектаров леса. Но буквально через неделю изначально небольшой пожар разросся в десятки тысяч раз.

Во времена СССР пожары на удаленных и труднодоступных территориях тушились силами авиационной охраны лесов, от которой сейчас, к сожалению, остались лишь название и бледная тень былой мощи. В такой ситуации единственное, что остается районам – спасать от огня населенные пункты и объекты инфраструктуры.

Пожары в Сибири, согласно последним новостям июля 2019 г., грозили масштабами экологической катастрофы.

Лесные пожары наносят непоправимый ущерб не только экономической ситуации в стране. Они негативно влияют и на экологическую обстановку в пострадавших регионах и близлежащих территориях.

Сейчас площадь поверхности земли, охваченная пожарами, достигла отметки в 3 млн га, жители регионов задыхаются от смога. У людей зачастую сдавали нервы.

В интернете появилось довольно много гневных откликов на создавшуюся ситуацию. Вот одно из них. Журналист новосибирского государственного телеканала Николай Сальников на фоне города в смоге в резкой форме обратился к властям: «Нам говорят, что тушить красноярскую тайгу экономически не выгодно... Да вы там что, в своей Москве, совсем здравый рассудок утратили? Вы не забыли, кто вытащил ваш зад из лап фашистов в декабре 1941 г.? Мы, сибиряки, требуем начала полномасштабной операции по тушению наших лесов, задействуйте все силы МЧС и Министерства обороны».

Я не думаю, что именно эти слова повлияли на решение Президента РФ привлечь Минобороны России к тушению пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке. Но такое решение было принято 31 июля 2019 г. К тушению пожаров дополнительно привлекли 10 самолетов Ил-76МД Минобороны (Военно-транспортной авиации). Эти самолеты на своих бортах имеют соответствующее оборудование – выливной авиационный прибор (ВАП-2) – для тушения пожаров емкостью 42 т огнегасящего состава.

Наше ОКБ заинтересовалось проблемой борьбы с лесными пожарами где-то с 1988 г. Тогда, наблюдая за борьбой американцев с помощью самолетов С-130 со специальным оборудованием с лесными пожарами, особенно в Калифорнии, мы решили в инициативном (подчеркиваю – в инициативном) порядке посмотреть: можно ли к этой проблеме приспособить транспортный самолет Ил-76ТД. Их в нашей стране было в то время в достаточном количестве в различных управлениях гражданской авиации.

Проработка вопроса дала положительные результаты. Мы создали свое отечественное оборудование, которое устанавливается в самолете Ил-76 без каких-либо его доработок. Это, с нашей точки зрения, дает существенный положительный эффект при решении данной проблемы. К тушению пожаров можно привлекать любой самолет Ил-76ТД или Ил-76М (МД), установив внутри его специальное съемное оборудование и обучив экипажи выполнять полеты со сбросом огнегасящего состава, залитого в съемное оборудование ВАП.

Результаты работы были защищены несколькими авторскими свидетельствами. В настоящее время проводится работа по оформлению патентов на наши разработки.

При проведении работ по созданию противопожарного варианта самолета Ил-76ТД мы консультировались о проблемах тушения лесных пожаров со специалистами «Авиалесоохраны». Получили от профессионалов много полезных советов, которые мы использовали в дальнейших работах, но при этом столкнулись и с неожиданным их мнением: «Лучше средства, которые вы тратите на эту работу, отдайте нам. При возникновении пожаров мы кликнем БИЧей, они вылезут на деньги из лесов, и с их помощью потушим пожары. Мы так делали всегда, это помогало».
Но мы не обратили на эти повествования никакого внимания и продолжили работу.

Летом 1988 г. был создан первый экспериментальный комплект выливного авиационного прибора (ВАП), емкость которого составила 31 т огнегасящего состава. После проведения наземных и летных испытаний было решено попробовать его на тушении реальных лесных пожаров.

Испытания провели на реальных лесных пожарах в Красноярском крае летом 1989 г. Получили положительный результат, но так как работы проводились за собственный счет нашего предприятия, а власти не проявили интерес к результатам испытаний, то они на этом были приостановлены.

В апреле 1992 г. под Ереваном сложилась чрезвычайная ситуация. Произошло возгорание воинских складов с боеприпасами. О нас и наших работах по тушению пожаров в мае 1992 г. вспомнило Министерство по чрезвычайным ситуациям. По личной договоренности министра С.Шойгу и генерального конструктора Г.Новожилова экипаж ОКБ под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР И.Закирова вылетел для выполнения важного задания. Оно было выполнено за два полета с положительным результатом.

Не прошло двух недель, и аналогичная ситуация возникла под Владивостоком. И вновь наш экипаж уже под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза С.Близнюка блестяще выполнил поставленную задачу за семь полетов, хотя она была намного сложнее и опаснее, чем под Ереваном.

Итогом этих работ стал контракт на постройку пяти комплектов ВАП-2 емкостью 42 т огнегасящего состава для самолетов МЧС. На протяжении следующих 18 лет самолеты МЧС с противопожарным оборудованием ВАП-2 использовались для тушения лесных и площадных пожаров как в нашей стране, так и за ее пределами. Самолеты применялись не только для тушения лесных пожаров, но и для ликвидации пожаров, возникших в результате техногенных катастроф, как например, тушение пожаров в Турции на нефтеперерабатывающем заводе в Измире. При этом нашей задачей была поддержание оборудования в исправности и готовности к применению в любой момент.

Оборудование, которое создали специалисты нашего ОКБ, получило весьма неожиданную высокую оценку у тех, кто профессионально занимается тушением пожаров с применением авиационных средств.

Например, в статье Н.Коршунова «Авиационное тушение лесных пожаров: эффективность репортажей и эффективность технологий» встретились такие строки: «С одной стороны, удалось создать по-настоящему уникальный самолет. Прибор ВАП значительно превышает зарубежные аналоги (например, систему MAFFS для самолетов С-130) по характеристикам и красоте конструктивных решений».

Эти строки для нас, конструкторов, создавших ВАП-2, дорогого стоят.

Наступило жаркое лето 2010 г. По всей России бушевали пожары лесов, сопровождавшиеся небывалым смогом в ряде городов и регионов. Дым от пожаров захватил большую территорию России, долетел до Арктики и Северной Америки. В воздухе был отчетливый запах гари. Видимость в Москве была такой плохой, что трудно стало рассмотреть даже соседние дома. Это привело к огромному экономическому и экологическому ущербу: сгорело более 2,5 тыс. домов, огонь уничтожил восемь населенных пунктов, а также только в огне погибли 60 человек. По продолжительности и степени последствий жара не имела аналогов за более чем вековую историю наблюдений погоды в нашей стране.

В тушении пожаров были задействованы все имеющиеся средства. Тысячи людей боролись с огнем, используя любую технику, включая автомобильную и инженерную технику. С огнем боролись сотни вертолетов и самолетов, в том числе Бе-200 и пять Ил-76ТД авиации МЧС с противопожарным оборудованием ВАП-2 на борту.

По результатам разбора ситуации Правительством РФ за № 3912 П-4 от 2 августа 2010 г. было принято решение изготовить дополнительно двенадцать комплектов ВАП-2 и установить их на самолетах Военно-транспортной авиации, авиации МВД и ФСБ.

Это задание выполнено в 2011-2012 гг. В 2011 г. было изготовлено три комплекта ВАП-2, из которых два переданы в авиацию МВД РФ и один в авиацию МЧС. В 2012 г. выпущены еще девять комплектов ВАП-2 для Военно-транспортной авиации.

Также были обучены экипажи различных ведомств работе по тушению пожаров с использованием самолетов Ил-76ТД, Ил-76МД. Это позволило в последующие годы в зависимости от обстановки иметь возможность наращивать группировки авиационных средств для тушения пожаров.

Наше предприятие выпустило отчет (исх. № 21-7/11 от 28 января 2013 г.) по результатам работ по тушению пожаров за 2010-2012 гг., в котором предложило мероприятия по повышению эффективности этих работ, и направило его в МЧС РФ. В ответ мы получили письмо с предложением продолжить работы на безвозмездной основе и только потом принять решение об использовании наших наработок в практике пожаротушения. То есть, особой заинтересованности МЧС РФ в своих предложениях мы не увидели.

Что могут еще предложить специалисты ПАО «Ил» для повышения эффективности тушения лесных пожаров с помощью применения самолетов типа Ил-76?

Первое. В настоящее время на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП» налажен серийный выпуск модифицированного транспортного самолета Ил-76МД-90А. Его грузоподъемность увеличена до 60 т. Исходя из этого, нами проработан вопрос об увеличении емкости пожарного оборудования ВАП-3 до ~55 т огнегасящей жидкости, что существенно больше по сравнению с ВАП-2 для самолетов Ил-76ТД и Ил-76МД, имеющих емкости объемом 42 т. Это позволяет увеличить длину противопожарной полосы на земле при сливе огнегасящей жидкости с 600 м до более чем 800 м. На наш взгляд, что это довольно приличный показатель и за него стоит побороться! Это позволит уменьшить количество самолетовылетов на тушение пожаров, а за этим стоит и экономика применения самолета Ил-76МД-90А для тушения пожаров.

Второе. Исходя из нашего опыта работы под Ереваном и Владивостоком, для исключения большого времени заправки емкостей ВАП-2 (ВАП-3) необходимо иметь в наличии на аэродроме временного базирования пожарные автоцистерны большой емкости в сочетании с большой производительностью типа АЦ-10.0-70 (4320), АЦ-15,0-100 (6570). При отсутствии там автоцистерн в группу самолетов, направляемых на аэродром временного базирования групп (которые должны быть на минимально возможном расстоянии от источников пожаров), необходимо включать дополнительный самолет Ил-76МД для доставки на этот аэродром указанных выше пожарных автоцистерн с пожарным расчетом. При выборе автоцистерны следует обращать внимание на ее габариты (ширина и высота – не более 3,0 х 3.4 м) и наличие в документации машины схемы швартовки ее в самолете Ил-76МД. Эти автоцистерны способны заправить самолет Ил-76 с ВАП-2 для повторного вылета в течение 10-12 минут.

Третье. Необходимо в качестве огнегасящей жидкости применять не только воду (которая в этом случае становится просто дороже золота), но и желательно в нее добавлять широко используемые за рубежом пожарогасящие пены.

В 1990-х гг. работа выполнялась с пеной типа PHOS-CHEKWD-881 (Акт № 5971-76/95 от 14. 11. 1995 г.). Это – водный раствор концентрата пены Класса А, смесь сурфактантов (surfacetants) и других рабочих компонентов, растворенных в воде. Водный раствор пены представляет собой превосходную «мокрую воду», формирующую устойчивую пену при смешивании с воздухом. Он является биораспадающимся веществом. После попадания на поверхность земли пена препятствует попаданию воздуха на источник пожара. Через 28 дней после ее попадания в окружающую среду пена разлагается и переходит в двуокись кислорода.

В России в настоящее время также начинают использовать водные растворы пенообразователей, смачивателей и ретардантов.

Водные растворы смачивателей незаменимы для борьбы с устойчивыми почвенными пожарами, особенно с торфяными, они способны быстро проникать в толстые слои торфа и лесные подстилки. Повышенная смачивающая способность позволяет снизить расход воды на 50% и, как следствие, уменьшить время тушения пожара.

Как пример можно привести используемые в настоящее время смачивающие химикаты, среди них наиболее известен сульфанол – легкий желтый порошок, быстрорастворимый в воде. Как поверхностно активные вещества применялись моющие средства типа «Прогресс», «Дон», «Астра», а также смачиватели группы ОП-7, ОП-Ю и др. Известен также ранее используемый твердый смачиватель «Ливень-ТС «Флора» (Россия).

Из современной серийно продукции наиболее эффективен смачиватель СП-01, выпускаемый ООО «Третон». Он имеет необходимые сертификаты и заключения МЧС России, в т. ч. и для авиационного использования, а также одобрение Федерального агентства лесного хозяйства. В настоящее время применяется разработанный Академией ГПС МЧС России пенообразователь-смачиватель «Экспериментальный – ULTRA».

Для борьбы с ландшафтными пожарами с применением авиации наилучшими свойствами обладают пенообразователи и огнезадерживающие составы, включающие ретарданты, придающие огнестойкость лесным материалам на длительное время. Такими свойствами обладают пенообразователь-смачиватель «Файрэкс» (ОАО «Ивхимпром», Иваново) и FireIce (GeltexSolutions, Inc, США). «Файрекс» является штатным отечественным пенообразователем, принятым на вооружение ФГУ ЦБ «Авиа-лесоохрана» с 2005 г.

Вместе с тем, перед началом широкого использования водных растворов пенообразователей, смачивателей и ретардантов, ПАО «Ил» потребует дополнительного тщательного заключения авиационного отраслевого института ВИАМ по использованию этих средств при пожаротушении с авиационных носителей. При этом необходимо продумать вопрос доставки этих средств на аэродромы временного базирования самолетов, а также вопрос подготовки этих средств для заправки в ВАПы самолетов. В работах по применению различных пенообразователей и смачивателей могут оказать решающую помощь специалисты ВНИИ ПО МЧС и АО «Авиалесоохрана».

Четвертое. Следует продолжить выполнение работ по созданию специальной аппаратуры, позволяющей экипажу даже в условиях сильного задымления определить центр источника пожара и одновременно с этим по ходу работ уточнять методику тушения пожара. Это повысит безопасность выполнения полетов самолета в условиях сильного задымления местности.

Такая аппаратура сегодня разработана также в инициативном порядке на одном московском предприятии. Необходимо установить ее на борт самолета Ил-76МД (Ил-76ТД) и провести с нею специальные летные испытания. Наличие этой аппаратуры поможет более эффективно тушить пожары с помощью авиационных средств. В настоящее время, по сравнению с 2013 г., модификация этой аппаратуры уже установлена на самолетах Ил-76МДМ и входит в комплекс обороны самолета. Здесь, на мой взгляд, не следует экономить средства. Ярким примером «экономии средств» является катастрофа самолета Ил-76ТД авиации МЧС в июле 2017 г.

Пятое. Одним из важных элементов тушения лесных пожаров является наличие отработанной методики. Присутствие на борту самолета специальных средств по определению центра источника пожара с отработанной методикой его тушения также позволит сэкономить значительные средства. Это относится и к самолетам Ил-76МД(ТД) с ВАП-2, и к самолетам Ил-76МД(ТД)-90А с ВАП-3. Необходимо помнить, что двух одинаковых пожаров не бывает.

По всему комплексу вопросов следует провести ОКРы (по моему  мнению, минимум три), по их результатам принять соответствующие решения.

Эти предложения мы направили в Авиацию МЧС России, Военно-транспортную авиацию и Минприроды.

Из первых двух ведомств ответа пока так и не дождались, а из Минприроды получили уникальнейший ответ: «В настоящее время отмечаются недостатки в применении авиатанкеров в части ограниченного запаса мощности, не обеспечивающего достаточной безопасности проведения работ по тушению лесных пожаров с соблюдением параметров слива, особенно на пересеченной местности».

Несколько человек у нас в ОКБ, которые занимаются этой проблемой, прочитали это заключение – никто ничего не понял. Спасибо.

А заканчивается письмо тоже уникальным советом: «Минприроды России полагает целесообразным обратиться по вопросу повышения эффективности применения самолетов Ил-76 в Минобороны России и МЧС России». И здесь спасибо за столь ценный совет.

Так что терпеливо ждем следующий пожароопасный сезон!

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"

Николай Таликов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer