Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Обзор

Шереметьево – флагман «концессионного движения» России

11 февраля 2019 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

25 декабря 2018 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и АО «Международный аэропорт Шереметьево» (АО «МАШ») подписали концессионное соглашение в отношение аэродрома Шереметьево сроком на 49 лет. Данное концессионное соглашение в отношении объектов нового строительства и реконструкции авиационной инфраструктуры аэродрома "Шереметьево" с объемом инвестиций порядка 61 млрд рублей является первым в рамках мероприятий по перераспределению финансовой нагрузки по развитию крупнейших аэропортов страны с федерального бюджета на аэропорты.

По соглашению, источником финансирования строительства и реконструкции аэродромной инфраструктуры является инвестиционная составляющая в составе тарифа за взлет-посадку, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации. По условиям концессионного соглашения все собранные средства за счет инвестиционной составляющей могут быть направлены исключительно на финансирование затрат, связанных со строительством и реконструкцией аэродромной инфраструктуры (ВПП, перроны, рулежные дорожки, очистные сооружения).

Таким образом, одним из ключевых моментов соглашения является не только строительство и реконструкция объектов аэродрома, позволяющие обслуживать стабильно растущий пассажиро- и грузопоток, но и обеспечение будущей модернизации и капитального ремонта аэродрома "Шереметьево" за счет внебюджетных инвестиций. Подписи под документом поставили руководитель Росавиации Александр Нерадько и генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко, в присутствии министра транспорта России Евгения Дитриха.

Министр транспорта РФ Евгений Иванович Дитрих: «Сегодня нам удалось сделать подарок всем нашим пассажирам. Мы довольно долго занимались подготовкой концессионных соглашений для московского авиационного узла и сегодня с радостью и удовлетворением хочу сказать  о том, что Шереметьево стал первым кто такого рода работу завершил… В ближайшее время мы планируем реализовать еще два проекта по такого рода концессиям во Внуково  и Домодедово. Также надеемся реализовать такую практику и в региональных аэропортах, с учетом уровня пассажиропотока и потребности в развитии инфраструктуры… Это первое такого рода большое и важное соглашение, которое подписывается между государством и оператором аэропорта. Главный момент состоит в том, что частные инвестиции становятся основой для дальнейшего развития аэропорта… В планах Министерства транспорта активно внедрять  методы государственного частного партнерства, привлекать частный капитал в объекты федерального имущества без потери стратегического контроля над этими объектами. Таким образом, мы планируем существенно сократить нагрузку на федеральный бюджет, сократив объемы государственных инвестиций в объекты капитального строительства и на проведение капитального ремонта».

Руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько: «Сегодня мы подписали первое такое концессионное  соглашение с Международным аэропортом Шереметьево. Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в этой достаточно скрупулезной работе за конструктивное сотрудничество: специалистов Министерства транспорта, Министерства экономического развития, Росимущества, Министерства финансов, частных партнеров-концессионеров, всех тех, кто внес свой вклад в формирование концессионного соглашения. Действительно, это первый шаг к тому, чтобы через заключение подобных соглашений и с другими аэропортами, перености тяжесть финансирования по созданию и развитию аэродромной инфраструктуры с бюджета с страны на плечи частного партнера. Международный аэропорт Шереметьево это крупнейший российский аэропорт и, конечно, от его облика зависит очень многое в развитии отечественной гражданской авиации».

В ходе последующей экскурсии по уже построенным и строящимся объектам аэропортовой инфраструктуры, участники подписания соглашения рассказали о планах по развитию аэропорта и ответили на вопросы журналистов.  Было отмечено, что концессионное соглашение в отношении аэродрома «Шереметьево» является первым шагом к развитию Московского авиационного узла и реализации потенциала Москвы как международного авиационного узла, связывающего Европу и Азию. Планируется осуществлять строительство и реконструкцию аэродромной инфраструктуры за счет заемного финансирования с целью снижения нагрузки на авиакомпании и пассажиров. По расчетам специалистов, рост тарифной нагрузки на авиакомпании составит порядка 100 рублей на одного пассажира. Подобная практика применяется в аэропортах мира.

Вопрос министру транспорта: Вы упомянули, что не намерены терять контроль над объектами, передаваемыми по концессионному соглашению. Что Вы имели ввиду, и как этот контроль будет реализован?

Евгений Дитрих: «С точки зрения регулятора, Министерства транспорта, Росавиации важны инвестиции, которые может вложить партнер-частный частный инвестор в аэродромные объекты, в рамках концессионного соглашения. Помимо этого для нас важно, чтобы эта нагрузка не легла тяжелым бременем на пассажира, авиакомпаниям не росла вверх. Когда мы, в процессе подготовки концессионного соглашения определяли сумму инвестиционного сбора, оговаривали, что она не должна превышать 200 рублей с одного билета, то есть это верхний предел. И сегодня аэропорт и частные партнеры  эти условия выдерживают, установив величину сбора вдвое ниже -  100 рублей».

На фото строящийся Терминал «С» (1 этап) для международных рейсов, пропускной способностью - 20 миллионов пассажиров в год. Терминал входит в состав Северного Терминального Комплекса аэропорта Шереметьево. Архитектурно-планировочное решение терминала будет реализовано в единой с Терминалом B стилистике русского конструктивизма. Общая площадь терминала – 117 800 кв. м; 74 стойки регистрации и 160 кабин паспортного контроля; 20 телетрапов; 26 стоянок воздушных судов на перроне терминала. В Терминале будут расположены 2 бизнес-зала «Малевич» и «Шагал», а также 2-х уровневый ВИП-зал. Общая площадь залов повышенной комфортности составит около 9000 кв. м. Терминал С будет соединен двумя крытыми пешеходными галереями с 5-уровневым паркингом на 2500 машиномест с эксплуатируемой кровлей. Общая площадь паркинга - более 95 000 кв. м.  Ввод в эксплуатацию запланирован на IV квартал 2019 года.

Евгений Дитрих: «Также в результате подготовки соглашения мы подробно определили долгосрочную программу развития аэропорта - синхронизировали те усилия, которые частный партнер будет предпринимать и определили, насколько они достаточны и своевременны. Таким образом, незначительно повышая нагрузку на пассажира, мы не создаем преждевременно мощностей, которые не будут задействованы. Всякой инфраструктуре свое время. Раньше времени ее создавать бесполезною, она будет простаивать. С этой точки зрения, это и есть стратегический  контроль над тем, что делает аэропорт. Мы со своей стороны как регулятор посмотрели эти планы и подтверждаем их достаточность и разумность. С другой стороны, концессионное соглашение предусматривает набор контрольных мероприятий, которые государство имеет возможность проводить. Не просто передали имущество и забыли. Мы следим за тем, чтобы оно содержалось в порядке. И, соответственно, в случае, если что-то происходит не так,  мы начинаем с вопросов, а в дальнейшем имеем возможность задать эти вопросы в более жесткой форме. То есть это набор наших контрольных полномочий. Поэтому здесь у государства, с одной стороны, возможность предоставить свободу в управлении частному партнеру, с другой, реализовывать все свои контрольные полномочия».

О планах по развитию аэропортовой инфраструктуры «Шереметьево» рассказывает генеральный директор аэропорта Михаил Михайлович Василенко: «Спасибо всем кто принимал участие в разработке документации по концессионному соглашению и хочу рассказать о том, куда в первую очередь будут направлены деньги, запланированные нами на развитие аэропорта Шереметьево. Международный аэропорт Шереметьево активно развивает терминальную инфраструктуру. В этом году мы запустили терминал «В» на 20 млн пассажиров. В 2019 году будет запущена первая очередь международного терминала «С» на 20 млн пассажиров. В сотрудничестве с российской федерацией после подписания концессионного соглашения также будет построен перрон у терминала «С», магистральная рулежная дорожка  и перрон западного сектора на 20 воздушных судов.  Развитие перронов особенно связано с развитием авиакомпаний и, в первую очередь, нашего базового перевозчика. Объем инвестиций в 2019 году будет 10 млрд 53 млн рублей. В 2020 году  объем инвестиций составит порядка 11 млрд 402 млн рублей. За эти деньги будут реконструированы первая взлетно-посадочная полоса, созданы новые места для противообледенительной  обработки  воздушных судов и новые перроны. И самое главное, в районе третьей взлетно-посадочной полосы, которая будет введена в эксплуатацию и начнет функционировать 4 апреля 2019 года, будут созданы новые места стоянки воздушных судов. Также будет создаваться ангарный комплекс для технического обслуживания воздушных судов различных авиакомпаний. В 2021 году будет инвестировано 7 млрд 539 млн рублей в строительство перрона около терминала «С» второй очереди, и в 2021 так же  будет введен в эксплуатацию международный терминал «С» второй очереди на 15 млн пассажиров в год. В 2022 году будет инвестировано в аэродромную инфраструктуру 9 млрд 191 млн в развитие перрона у третьей взлетно-посадочной полосы. И по нашей модели в 2024 году будет инвестировано 10 млрд 666 млн рублей в строительство  второй дальней рулежной дорожки, которая соединит основной комплекс Шереметьево с третьей взлетно-посадочной полосой. Таким образом, общий объем инвестиций составит  порядка 61 млрд рублей, а пропускная способность аэропорта к 2026 году достигнет 80 млн пассажиров в год, что позволит войти в число 10-ти крупнейших авиахабов мира».

Таким образом, в рамках Генерального плана развития аэропорта до 2024 года в эксплуатацию будут введены: третья независимая взлетно-посадочная полоса (ВПП-3), Терминал «С» (1 и 2 этап) с многоуровневыми паркингами, ангарный комплекс ВПП-3, перрон ВПП-3, ж/д ветка и станция Аэроэкспресса Северного терминального комплекса, вторая очередь грузового комплекса «Москва Карго». Также, в рамках подготовки к ЧМ по футболу 2018 были введены в эксплуатацию объекты, общим объемом инвестиций - $722 млн: новый терминал «В» на 20 млн пассажиров; межтерминальный переход с пассажирским и багажным тоннелями и двумя станциями; автоматизированный карго-комплекс; третий топливозаправочный комплекс мощностью до 1,2 млн авиатоплива ежегодно.

Вопрос журналиста: Вы назвали суммы, которые будут инвестированы в развитие инфраструктуры аэропорта. Правильно ли я понимаю, что это будут суммы, привлекаемые теперь уже концессионерами, то есть заемные средства. Где вы будете их добывать? Какие партнеры, финансовые структуры уже задействованы в этом проекте финансирования?

Михаил Василенко: В  рамках концессионного соглашения вводится инвестиционная составляющая, которая определена постановлением правительства. Применения этой инвестиционной составляющей начнется с января 2019 года. Мы не собираемся существенно увеличивать ставку сборов.  Мы определили, что это будет 100 рублей на один билет. В 2019 году нам нужно инвестировать 10 млрд рублей. Понятно, что всю сумму на эти инвестиции мы не соберем. Естественно, мы будем привлекать партнеров, и это будет заемное финансирование, мы будем обращаться к банкам, будем брать на себя связанные с этим риски, чтобы проекты развития реализовать вовремя.


Роман Гусаров


комментарии (0):








Материалы рубрики

Роман Гусаров
О ситуации с багажом в аэропорту Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за май 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-май 2019 г
Михаил Вахнеев
Звезды МАКС в «Зарядье»
AVIA*RU Network
Аэропорт Шереметьево имени А.С. Пушкина
Юлия Кузьмина
На одну улыбку дальше
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за апрель 2019 года
Махмут Яйла
Мы не говорим - пассажиры, мы говорим – гости!



Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-апрель 2019 г
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - март 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за март 2019 года
Михаил Вахнеев
Презентация грузового комплекса Шереметьево «Москва Карго» представителям китайского бизнеса
Сергей Минигулов
Россия должна летать на Авиации Общего Назначения
Александра Рогач
10 самолётных ливрей с национальными брендами
Елена Жданова
Одна интересная «таможенная история»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-февраль 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в январе/феврале 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2019 года
Aviation EХplorer
Росавиация: Итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г.
Экспертный совет в области ГА России
О необходимости принятия профессиональных управленческих решений
Мария Уваровская
Стать пилотом - осознанное решение
Ольга Зиновьева
Свой самолет выбирала как девочка - по экстерьеру
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России  в январе 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2019 года
Борис Елисеев
О претензиях транспортной прокуратуры к Троицкому авиационному колледжу
Роман Гусаров
Шереметьево – флагман «концессионного движения» России
Aviation EXplorer
Награждение победителей творческого и научного конкурсов
Aviation EXplorer
«NAIS – 2019»
Екатерина Сороковая
Китайский Новый год в Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г.
Игорь Чалик
О работе современного пилота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - декабрь 2018 г
Росавиация
Пассажиропоток аэропортов РФ за 11 месяцев
Вячеслав Грушин
Тенденции развития авиационного рынка России
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - ноябрь 2018 г
АЭВТ
Неутешительные итоги 2018 года
Аэрофлот
Стратегия Группы «Аэрофлот»: 100 млн пассажиров к 100-летию Аэрофлота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - октябрь 2018 г

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer