← Назад

Главная Авиация ОбзорШереметьево – флагман «концессионного движения» России

11 февраля 2019 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

25 декабря 2018 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и АО «Международный аэропорт Шереметьево» (АО «МАШ») подписали концессионное соглашение в отношение аэродрома Шереметьево сроком на 49 лет. Данное концессионное соглашение в отношении объектов нового строительства и реконструкции авиационной инфраструктуры аэродрома "Шереметьево" с объемом инвестиций порядка 61 млрд рублей является первым в рамках мероприятий по перераспределению финансовой нагрузки по развитию крупнейших аэропортов страны с федерального бюджета на аэропорты.


 

По соглашению, источником финансирования строительства и реконструкции аэродромной инфраструктуры является инвестиционная составляющая в составе тарифа за взлет-посадку, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации. По условиям концессионного соглашения все собранные средства за счет инвестиционной составляющей могут быть направлены исключительно на финансирование затрат, связанных со строительством и реконструкцией аэродромной инфраструктуры (ВПП, перроны, рулежные дорожки, очистные сооружения).

Таким образом, одним из ключевых моментов соглашения является не только строительство и реконструкция объектов аэродрома, позволяющие обслуживать стабильно растущий пассажиро- и грузопоток, но и обеспечение будущей модернизации и капитального ремонта аэродрома "Шереметьево" за счет внебюджетных инвестиций. Подписи под документом поставили руководитель Росавиации Александр Нерадько и генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко, в присутствии министра транспорта России Евгения Дитриха.

Министр транспорта РФ Евгений Иванович Дитрих: «Сегодня нам удалось сделать подарок всем нашим пассажирам. Мы довольно долго занимались подготовкой концессионных соглашений для московского авиационного узла и сегодня с радостью и удовлетворением хочу сказать  о том, что Шереметьево стал первым кто такого рода работу завершил… В ближайшее время мы планируем реализовать еще два проекта по такого рода концессиям во Внуково  и Домодедово. Также надеемся реализовать такую практику и в региональных аэропортах, с учетом уровня пассажиропотока и потребности в развитии инфраструктуры… Это первое такого рода большое и важное соглашение, которое подписывается между государством и оператором аэропорта. Главный момент состоит в том, что частные инвестиции становятся основой для дальнейшего развития аэропорта… В планах Министерства транспорта активно внедрять  методы государственного частного партнерства, привлекать частный капитал в объекты федерального имущества без потери стратегического контроля над этими объектами. Таким образом, мы планируем существенно сократить нагрузку на федеральный бюджет, сократив объемы государственных инвестиций в объекты капитального строительства и на проведение капитального ремонта».

Руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько: «Сегодня мы подписали первое такое концессионное  соглашение с Международным аэропортом Шереметьево. Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в этой достаточно скрупулезной работе за конструктивное сотрудничество: специалистов Министерства транспорта, Министерства экономического развития, Росимущества, Министерства финансов, частных партнеров-концессионеров, всех тех, кто внес свой вклад в формирование концессионного соглашения. Действительно, это первый шаг к тому, чтобы через заключение подобных соглашений и с другими аэропортами, перености тяжесть финансирования по созданию и развитию аэродромной инфраструктуры с бюджета с страны на плечи частного партнера. Международный аэропорт Шереметьево это крупнейший российский аэропорт и, конечно, от его облика зависит очень многое в развитии отечественной гражданской авиации».

В ходе последующей экскурсии по уже построенным и строящимся объектам аэропортовой инфраструктуры, участники подписания соглашения рассказали о планах по развитию аэропорта и ответили на вопросы журналистов.  Было отмечено, что концессионное соглашение в отношении аэродрома «Шереметьево» является первым шагом к развитию Московского авиационного узла и реализации потенциала Москвы как международного авиационного узла, связывающего Европу и Азию. Планируется осуществлять строительство и реконструкцию аэродромной инфраструктуры за счет заемного финансирования с целью снижения нагрузки на авиакомпании и пассажиров. По расчетам специалистов, рост тарифной нагрузки на авиакомпании составит порядка 100 рублей на одного пассажира. Подобная практика применяется в аэропортах мира.

Вопрос министру транспорта: Вы упомянули, что не намерены терять контроль над объектами, передаваемыми по концессионному соглашению. Что Вы имели ввиду, и как этот контроль будет реализован?

Евгений Дитрих: «С точки зрения регулятора, Министерства транспорта, Росавиации важны инвестиции, которые может вложить партнер-частный частный инвестор в аэродромные объекты, в рамках концессионного соглашения. Помимо этого для нас важно, чтобы эта нагрузка не легла тяжелым бременем на пассажира, авиакомпаниям не росла вверх. Когда мы, в процессе подготовки концессионного соглашения определяли сумму инвестиционного сбора, оговаривали, что она не должна превышать 200 рублей с одного билета, то есть это верхний предел. И сегодня аэропорт и частные партнеры  эти условия выдерживают, установив величину сбора вдвое ниже -  100 рублей».

На фото строящийся Терминал «С» (1 этап) для международных рейсов, пропускной способностью - 20 миллионов пассажиров в год. Терминал входит в состав Северного Терминального Комплекса аэропорта Шереметьево. Архитектурно-планировочное решение терминала будет реализовано в единой с Терминалом B стилистике русского конструктивизма. Общая площадь терминала – 117 800 кв. м; 74 стойки регистрации и 160 кабин паспортного контроля; 20 телетрапов; 26 стоянок воздушных судов на перроне терминала. В Терминале будут расположены 2 бизнес-зала «Малевич» и «Шагал», а также 2-х уровневый ВИП-зал. Общая площадь залов повышенной комфортности составит около 9000 кв. м. Терминал С будет соединен двумя крытыми пешеходными галереями с 5-уровневым паркингом на 2500 машиномест с эксплуатируемой кровлей. Общая площадь паркинга - более 95 000 кв. м.  Ввод в эксплуатацию запланирован на IV квартал 2019 года.

Евгений Дитрих: «Также в результате подготовки соглашения мы подробно определили долгосрочную программу развития аэропорта - синхронизировали те усилия, которые частный партнер будет предпринимать и определили, насколько они достаточны и своевременны. Таким образом, незначительно повышая нагрузку на пассажира, мы не создаем преждевременно мощностей, которые не будут задействованы. Всякой инфраструктуре свое время. Раньше времени ее создавать бесполезною, она будет простаивать. С этой точки зрения, это и есть стратегический  контроль над тем, что делает аэропорт. Мы со своей стороны как регулятор посмотрели эти планы и подтверждаем их достаточность и разумность. С другой стороны, концессионное соглашение предусматривает набор контрольных мероприятий, которые государство имеет возможность проводить. Не просто передали имущество и забыли. Мы следим за тем, чтобы оно содержалось в порядке. И, соответственно, в случае, если что-то происходит не так,  мы начинаем с вопросов, а в дальнейшем имеем возможность задать эти вопросы в более жесткой форме. То есть это набор наших контрольных полномочий. Поэтому здесь у государства, с одной стороны, возможность предоставить свободу в управлении частному партнеру, с другой, реализовывать все свои контрольные полномочия».

О планах по развитию аэропортовой инфраструктуры «Шереметьево» рассказывает генеральный директор аэропорта Михаил Михайлович Василенко: «Спасибо всем кто принимал участие в разработке документации по концессионному соглашению и хочу рассказать о том, куда в первую очередь будут направлены деньги, запланированные нами на развитие аэропорта Шереметьево. Международный аэропорт Шереметьево активно развивает терминальную инфраструктуру. В этом году мы запустили терминал «В» на 20 млн пассажиров. В 2019 году будет запущена первая очередь международного терминала «С» на 20 млн пассажиров. В сотрудничестве с российской федерацией после подписания концессионного соглашения также будет построен перрон у терминала «С», магистральная рулежная дорожка  и перрон западного сектора на 20 воздушных судов.  Развитие перронов особенно связано с развитием авиакомпаний и, в первую очередь, нашего базового перевозчика. Объем инвестиций в 2019 году будет 10 млрд 53 млн рублей. В 2020 году  объем инвестиций составит порядка 11 млрд 402 млн рублей. За эти деньги будут реконструированы первая взлетно-посадочная полоса, созданы новые места для противообледенительной  обработки  воздушных судов и новые перроны. И самое главное, в районе третьей взлетно-посадочной полосы, которая будет введена в эксплуатацию и начнет функционировать 4 апреля 2019 года, будут созданы новые места стоянки воздушных судов. Также будет создаваться ангарный комплекс для технического обслуживания воздушных судов различных авиакомпаний. В 2021 году будет инвестировано 7 млрд 539 млн рублей в строительство перрона около терминала «С» второй очереди, и в 2021 так же  будет введен в эксплуатацию международный терминал «С» второй очереди на 15 млн пассажиров в год. В 2022 году будет инвестировано в аэродромную инфраструктуру 9 млрд 191 млн в развитие перрона у третьей взлетно-посадочной полосы. И по нашей модели в 2024 году будет инвестировано 10 млрд 666 млн рублей в строительство  второй дальней рулежной дорожки, которая соединит основной комплекс Шереметьево с третьей взлетно-посадочной полосой. Таким образом, общий объем инвестиций составит  порядка 61 млрд рублей, а пропускная способность аэропорта к 2026 году достигнет 80 млн пассажиров в год, что позволит войти в число 10-ти крупнейших авиахабов мира».

Таким образом, в рамках Генерального плана развития аэропорта до 2024 года в эксплуатацию будут введены: третья независимая взлетно-посадочная полоса (ВПП-3), Терминал «С» (1 и 2 этап) с многоуровневыми паркингами, ангарный комплекс ВПП-3, перрон ВПП-3, ж/д ветка и станция Аэроэкспресса Северного терминального комплекса, вторая очередь грузового комплекса «Москва Карго». Также, в рамках подготовки к ЧМ по футболу 2018 были введены в эксплуатацию объекты, общим объемом инвестиций - $722 млн: новый терминал «В» на 20 млн пассажиров; межтерминальный переход с пассажирским и багажным тоннелями и двумя станциями; автоматизированный карго-комплекс; третий топливозаправочный комплекс мощностью до 1,2 млн авиатоплива ежегодно.

Вопрос журналиста: Вы назвали суммы, которые будут инвестированы в развитие инфраструктуры аэропорта. Правильно ли я понимаю, что это будут суммы, привлекаемые теперь уже концессионерами, то есть заемные средства. Где вы будете их добывать? Какие партнеры, финансовые структуры уже задействованы в этом проекте финансирования?

Михаил Василенко: В  рамках концессионного соглашения вводится инвестиционная составляющая, которая определена постановлением правительства. Применения этой инвестиционной составляющей начнется с января 2019 года. Мы не собираемся существенно увеличивать ставку сборов.  Мы определили, что это будет 100 рублей на один билет. В 2019 году нам нужно инвестировать 10 млрд рублей. Понятно, что всю сумму на эти инвестиции мы не соберем. Естественно, мы будем привлекать партнеров, и это будет заемное финансирование, мы будем обращаться к банкам, будем брать на себя связанные с этим риски, чтобы проекты развития реализовать вовремя.


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2019/2/11/2877/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.