Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Выдающиеся личности

Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове

25 марта 2019 года / Опарин М.М. / Aviation EXplorer
 

Воспоминания о маршале авиации Александре Никитовиче Волкове, заслуженном военном летчике СССР.  «Это был великий летчик и безупречный во всех отношениях человек…» П.С. Дейнекин, Герой России, Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Российской Федерации.

В день 90-летия со дня рождения маршала авиации А.Н. Волкова в кругу сослуживцев и ветеранов Дальней авиации мы вспомнили и тепло отозвались о человеке, который достиг высокого государственного поста. Разные периоды его службы раскрывают высокий уровень интеллекта, над воспитанием которого он работал напряженно и непрерывно на протяжении всей жизни.


Командующий ВТА генерал-полковник Ефанов В.В., командующий ДА генерал-полковник Решетников В.В. и министр ГА маршал авиации Волков А.Н. на воздушном празднике в Тушино

Из воспоминаний его заместителя по инженерно-авиационной службы генерал-майора Быстрова А.А.: «Стиль работы А.Н.Волкова в должности командира 203 гвардейского Орловского тяжелого бомбардировочного авиационного полка Дальней авиации (ДА), был заложен в этом полку, и его лучшие качества проявились в последующие годы как крупного военачальника Военно-Воздушных Сил СССР и Министра Гражданской авиации СССР.

А.Н. Волков до назначения в полк прошел тернистый путь военачальника - от командира корабля бомбардировщика Ту-16 до командира полка на самолётах Ту-22, был летчиком - инструктором 1-го класса, два года находился в специальной командировке в Египте, был награжден орденом Красного Знамени. Перед назначением прошел переучивание на самолет Ту-22 в Рязанском Центре боевого применения.

Первый сверхзвуковой бомбардировщик - ракетоносец Ту-22К наложил на психологию авиаторов особый отпечаток. Морально-нравственный климат в полку был заложен еще при его формировании летчиками, штурманами, стрелками-радистами и наземными специалистами, пришедшими из Гражданской авиации в начале Великой Отечественной войны. Полк, который под руководством комбрига Водопьянова М.В. на самолётах Пе-8 бомбил Берлин и воспитал одиннадцать Героев Советского Союза. Эта особая морально-нравственная атмосфера в течение многих десятилетий укреплялась многими поколениями командиров и личного состава и позволяла успешно решать сложнейшие задачи боевой подготовки. Полковник Волков А. Н., как командир полка, продолжил укреплять святые традиции полка и сделал все необходимое для укрепления воинского товарищества и братства среди личного состава. К моменту назначения на должность и НИИ ВВС, и строевые части ДА, и авиации ВМФ буквально сотрясали летные происшествия c только что поступившими на вооружение Ту-22. Он понимал, что помимо технической проблемы причина также кроется в человеческом факторе. 50 лет тому назад не было разговоров о значении уровня интеллекта летчиков в решении задач безопасности полетов.

Интеллект человека – это неразрывное единство, сплав умственных способностей, профессиональных качеств и культуры в широком понимании этого слова. А.Н. Волков формированию своего высокого интеллектуального уровня посвятил все годы своей жизни, занимая различные должности. На его рабочем столе постоянно находились книги, справочники и руководящие документы. Он требовательно и одновременно уважительно относился к инженерам, техникам и механикам, глубоко вникал в суть, требовал от инженеров разъяснения физической сущности, знал, где на новом самолете размещаются доработанные агрегаты и узлы.

В результате такой работы он стал не просто летчиком, а летчиком с инженерными знаниями конструкции самолета, поэтому в полетах у него не было аварийных ситуаций. Его экипажи первыми в ДА выполнили пуски ракет на дозвуковой скорости полета и первым на сверхзвуковой. Летчикам нравился этот строгий в пилотировании самолет. Многие на нем безаварийно налетали по 1000 часов и более. А.Н. Волков по праву относится к этой категории летчиков. Полк за время командования полковником А.Н. Волковым не имел ни одного летного происшествия и стал «кузницей» военоначальников в ДА.

Военно-политическая обстановка в конце 60-годов, сама «Холодная война», агрессивные планы капиталистических государств, особенно, Соединенных Штатов Америки, заставили руководство нашей страны усилить контроль за авиационными ударными группировками вероятного противника в акваториях Мирового океана. И 203-й полк Волкова становится «грозой» американских авианосцев».

В 1969 полковник А.Н. Волков назначается командиром 79 тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии ДА в Семипалатинске, где базировалась стратегическая авиация. Он в короткие сроки освоил Ту-95К, (М), Ту-116. Дивизия, кроме повседневной летной подготовки экипажей, выполняла специальные полеты на разведку реальных целей в удаленные военно-географические районы с двумя дозаправками топливом в полете с продолжительностью 26-28 часов. Большое внимание командование дивизии уделяло подготовке экипажей полетам на дозаправку топливом в воздухе.

Это один из самых сложных элементов летной подготовки. Сложность не только в подготовке экипажей, но и в организации взаимодействия с танкерами, как в повседневной учебе, так и в организации встречи с танкерами над морем при выполнении специальных полётов. Организаторские способности командира дивизии не остались незамеченными. Командующий Дальней авиации, участник Великой отечественной войны, Герой Советского Союза, генерал-полковник В.В. Решетников, направляет А.Н. Волкова на учебу в Военную академию Генерального штаба, после успешного окончания которой, он назначается заместителем, а затем в 1975 году – командиром 6-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса ДА.

Сложные задачи по обеспечению слаженности, маневров Фронтовой, Дальней и Армейской авиации на аэродромы Афганистана и Средней Азии СССР, обеспечению действий Ограниченного контингента советских войск в Афганистане всем необходимым для боевых действий и жизни, потребовали назначения на высокую и чрезвычайно ответственную должность командующего Военно-Транспортной авиацией (ВТА) человека, обладающего высокой мерой ответственности и глубочайшими знаниями оперативно-стратегической обстановки. В 1976-м году на эту должность назначают генерал-лейтенанта А.Н. Волкова.

Из воспоминаний его начальника штаба ВТА, Заслуженного военного летчика СССР, генерал-полковника Ефаного В.В.: «Командующий быстро вошел в обстановку и приступил к руководству действиями соединений и частей. Высокая оперативная подготовка, большой опыт командования и руководства летной работой, глубокие теоретические знания, организованность и трудолюбие, требовательность и уважение к подчиненным позволили ему в короткие сроки освоить особенности боевого применения ВТА, завоевать авторитет и уважение среди личного состава ВТА. Под его руководством происходило интенсивное перевооружение частей на тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76. С учетом опыта полетов в Афганистане, была проведена доработка и оснащение самолетов ВТА более эффективными средствами преодоления средств ПВО, значительно возрос уровень боевой готовности и боевые возможности ВТА. Командующий освоил самолет Ил-76, регулярно выполнял полеты. Под его руководством создавался военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Он вырастил многих командиров частей и соединений».

За умелое руководство ВТА и успешное решение задач Правительства страны и Министра обороны, А.Н. Волкову присвоено воинское звание генерал-полковник авиации, он был награжден орденом Ленина и в сентябре 1986 года назначен на должность Заместителя Главнокомандующего ВВС страны. С мая 1987 года - Министр гражданской авиации СССР, председатель Комиссии по делам ICAO. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1989 года ему присвоено воинское звание – маршал авиации. С апреля 1990 года в группе Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года - в отставке. Депутат Верховного Совета СССР 11- созыва. За период службы в ВВС освоил 11 типов самолетов. В 1974 году получил звание «Заслуженный военный летчик СССР».


Маршал авиации Волков А.Н. и генерал-полковник Ефанов В.В на торжественном собрании ВТА

Из воспоминаний Командующего ДА Заслуженного военного летчика России, генерал-лейтенанта Опарина М.М.: «Я чрезвычайно благодарен своей авиационной судьбе за то, что имел счастье служить и летать под руководством А.Н. Волкова. И мое становление как авиационного военачальника проходило в 203-м гвардейском тяжёлом бомбардировочном авиационном полку на Ту-22. Именно сам самолет, этот «ревущий зверь», гвардейский коллектив профессионалов летного и инженерно—технического состава и особенно боевые традиции полка «Мастеров боевого применения» заставляли нас молодых командиров кораблей напряженно работать под контролем строгих командиров-наставников, чтобы занять достойное место в боевой плановой «Таблице номер один». Сам Александр Никитович, будучи уже заместителем, а потом командиром 6-го отдельного тяжелобомбардировочного авиакорпуса часто бывал в своем родном полку и мне, тогда молодому командиру отряда, секретарю Методического совета полка, больно доставалось за допущенные ошибки от строгого и принципиального начальника, но время было особое, шла «Холодная война», требовавшая от нас максимального напряжения сил в совершенствовании своего лётного мастерства, мастерства твоего отряда, твоей эскадрильи, твоего полка.

И я благодарен судьбе за то, что уже став Командующим ДА, освоив все боевые авиационные комплексы, стоящие на вооружении ДА, моим наставником стал маршал Волков А.Н. Именно он в самое трудное для меня время незримо обозначал нам «берега» дальнейшего пути развития ДА и когда, иногда от бессилия «руки опускаются и выть хотелось», приходил мне на помощь.

Спокойно, ненавязчиво, добрым советом он помогал мне при реорганизации ВВС, когда ДА резали «по живому», когда буквально заново приходилось воссоздавать соединения и части, переформировывать Управление командующего и штаб ДА. Ведь благодаря его советам нам удалось сохранить боеспособность ДА во время катастрофического сокращения количества выделяемого количества авиационного топлива на выполнение плана боевой подготовки в конце 90-х. Это благодаря его совету мы сохранили практический опыт и не остановили полёты в удаленные военно-географические районы Земного шара. Это Волков советовал мне «встряхнуть» и активно участвовать в разработках и испытаниях новых видов высокоточных дальних авиационных средств поражения. И я помню, как он радовался их первым успешным пускам.

На всю жизнь я запомнил его высокую стройную фигуру, тихий спокойный голос и товарищеское доброе отношение ко мне и моим товарищам. И сегодня, отмечая 90-ю годовщину со Дня его рождения, хочется сказать: «СПАСИБО ТОВАРИЩ КОМАНДУЮЩИЙ!»


Опарин М.М.

комментарии (1):

Variant      26/03/2019 [19:20:09]#1
Командующим ВТА генерал - лейтенант авиации А.Н. Волков был назначен в конце 1979 или самом начале 1980.
Но никак не в 1976.









Материалы рубрики

Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - март 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за март 2019 года
Михаил Вахнеев
Презентация грузового комплекса Шереметьево «Москва Карго» представителям китайского бизнеса
Сергей Минигулов
Россия должна летать на Авиации Общего Назначения
Александра Рогач
10 самолётных ливрей с национальными брендами
Елена Жданова
Одна интересная «таможенная история»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-февраль 2019 г



Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в январе/феврале 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2019 года
Aviation EХplorer
Росавиация: Итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г.
Экспертный совет в области ГА России
О необходимости принятия профессиональных управленческих решений
Мария Уваровская
Стать пилотом - осознанное решение
Ольга Зиновьева
Свой самолет выбирала как девочка - по экстерьеру
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России  в январе 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2019 года
Борис Елисеев
О претензиях транспортной прокуратуры к Троицкому авиационному колледжу
Роман Гусаров
Шереметьево – флагман «концессионного движения» России
Aviation EXplorer
Награждение победителей творческого и научного конкурсов
Aviation EXplorer
«NAIS – 2019»
Екатерина Сороковая
Китайский Новый год в Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г.
Игорь Чалик
О работе современного пилота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - декабрь 2018 г
Росавиация
Пассажиропоток аэропортов РФ за 11 месяцев
Вячеслав Грушин
Тенденции развития авиационного рынка России
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - ноябрь 2018 г
АЭВТ
Неутешительные итоги 2018 года
Аэрофлот
Стратегия Группы «Аэрофлот»: 100 млн пассажиров к 100-летию Аэрофлота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - октябрь 2018 г
Олег Клим
Региональная aвиация – системный элемент магистральной инфраструктуры
Чулпан Хаматова
Мили милосердия
Александр Фридлянд
Экономика региональной авиации и развитие авиапарка
Михаил Вахнеев
Об открытии грузового и строительстве второй очереди пассажирского терминала аэропорта "Жуковский"
Юлия Кузьмина
В Стамбуле строится крупнейший авиационный хаб в мире
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - сентябрь 2018 г
Халил Хуснутдинов
О совершенствовании нормативно-правовой базы деятельности лёгкой авиации в Республике Казахстан
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ в январе-сентябре  2017-2018 годов
Пресс-служба президента РФ
Рабочая встреча руководителя Аэрофлота с Президентом России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer