Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Авиация Аналитический обзор

Неуправляемые авиационные ракеты – 80 лет на службе

10.06.19 21:35 / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Впервые примененные советскими летчиками летом 1939 года в сражении на Халхин-Голе неуправляемые авиационные ракеты (НАР) продолжают выпускаться и совершенствоваться, доказательством чему стало недавнее сообщение руководства Концерна «Техмаш» о завершении выпуска установочной партии перспективных С-8ОФП и готовности к передаче их военным для опытно-войсковой эксплуатации. В данном материале мы расскажем, почему на протяжении восьмидесяти лет данный вид оружия не устарел, продолжает развиваться и поставляться в войска.

Для начала отметим интересный исторический факт. Пятерка специально оборудованных истребителей И-16 капитана Звонарева, задействованная против японских милитаристов в далеком 1939-м, применяла ракеты РС-82 с диаметром цилиндрической части корпуса - 82 мм. А современные летательные аппараты семейства «Сухой», «Миль» и «Камов», размещенные в составе группировки Воздушно-космических сил России (ВКС) в Сирийской Арабской Республике (САР), стреляют по террористам неуправляемыми ракетными снарядами (НУРС) семейства С-8 калибра 80 мм. Пара миллиметров – разница несущественная. Словом, советские разработчики изначально сделали правильный выбор основного параметра ракетного оружия для тактической авиации. Он остается актуальным и по сей день.

Сравнительный анализ

Сравним основные технические данные РС-82 и С-8ОФП. В свое время новой разработке тульских оружейников из НПО «Сплав» мы посвятили статью «Неуправляемая авиационная ракета С-8ОФП» . Длина снаряда и его масса выросли в полтора раза, с шестисот миллиметров до полутора метров и семи килограмм до семнадцати, соответственно. При этом заявляемая разработчиками максимальная дальность стрельбы… сохранилась на показателе «до 6000 метров»! Где же тут подвох?


Пуск ракет вертолетом Ка-52

По нашему мнению, цифра в обоих случаях – завышенная, можно сказать, «рекламная». Она, вполне возможно, и достигалась (достигается) в ходе испытаний на полигонах. Но толку от пусков на подобную дистанцию немного: слишком велико отклонение в конечном пункте полета реактивного снаряда от положения цели. Расчетный параметр рассеивания – 14…16 метров на километр дальности для РC-82 и 0,3% по дальности для С-8 первого поколения.

На удалении в шесть километров вероятное отклонение получается 84-96 и 18 метров, соответственно. Разница главным образом происходит за счет того, что РС-82 удерживалась на траектории только за счет крыльевой стабилизации, тогда как более современные ракеты в полете вращаются вокруг своей оси. Это заметно повышает стабильность траектории, хотя и требует дополнительного расхода топлива.

Возможно, более современная С-8ОФП покажет меньшее рассеивание за счет применения иного типа хвостового оперения. Вместо шести раскладывающихся вперед по полету «перьев» большого размаха на предыдущих модификациях ракет семейства С-8, теперь используются четыре откидных широкохордных руля, раскрывающихся поворотом вбок. Однако улучшения «в разы» здесь не ожидаются. На практике стрельба на «рекламную дальность» имеет смысл лишь в случае площадной цели.

Например, в ходе операций по освобождению западных и южных провинций САР отмечались случаи нанесения вертолетами марки «Миль» ВВС Сирии и ВКС России залповых ракетных ударов по удаленным позициям бандформирований, скоплениям живой силы и техники террористов. Авиация привлекалась для выполнения подобных задач в условиях пустынной или сельской местности, когда поддерживающие высокий темп продвижения танкисты и мотострелки не могли вовремя получить артиллерийскую поддержку. Среди причин было и то, что расчеты буксируемых орудий отставали, а самоходных гаубиц – расстреляли весь боезапас и дожидались подвоза боеприпасов.

С точки зрения нанесения врагу максимального огневого поражения, лучше вести стрельбу с дистанции один-два километра. Тогда круговое отклонение НУРС по отношению к точке прицеливания составит три-шесть метров. При выпуске залпом нескольких ракет возникает высокий шанс поразить бронированную машину противника прямым попаданием. Правда, при этом наблюдается высокий риск повреждения летательного аппарата средствами ПВО противника. Сказанное в полной мере относится к Сирии, где линия фронта «нашпигована» большим количеством крупнокалиберных пулеметов и скорострельных зенитных орудий ЗУ-23-2. А порой у боевиков даже встречаются переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела», «Игла», Stinger и их китайские аналоги.


Блок орудий с кассетами модульной конструкции 9-А-5013 для ракет калибра 80 мм

Близкая по сути ситуация наблюдалась и в случае самолетов-носителей РС-82 и их вариантов с головными частями кумулятивного действия. Как показал опыт Великой Отечественной Войны, для поражения танков и бронетранспортеров требовалось прямое попадание. При стрельбе залпами из четырех – шести ракет с дистанции 400-500м, подготовленные летчики добивались положительных результатов его всего в 1% случаев. Для достижения наибольшего эффекта рекомендовалось вести огонь не по индивидуальным, а групповым целям, как то колонна на марше. Оптимальной считалась атака с пикирования под углом тридцать градусов залпом четверки РС на удалении не выше полукилометра.

Сегодня вероятность прямого попадания в цель типа «танк», «армейский грузовик» или «пикап» значительно выше по нескольким причинам. Первое - современные самолеты и вертолеты оснащаются высокоточными бортовыми комплексами, укомплектованными лазерными дальномерами, баллистическими вычислителями и другой аппаратурой, позволяющей точнее прицеливаться. Второе - летчики имеют возможность стрелять большим числом ракет на одном заходе. Если самолеты конца тридцатых – начала сороковых годов обычно брали по четыре-шесть РС-82, максимум – восемь, то штурмовик Су-25 может нести до восьми блоков Б8М с двадцатью направляющими каждый, в сумме – 160 снарядов. Если выпустить их одним залпом, общая масса выпущенных снарядов окажется порядка 2700 кг.

Ракетами по аэростатам и самолетам

Согласно раздаточным материалам НПО «Сплав», НУРС С-8ОФП предназначен для поражения следующих типов целей: живая сила, небронированная и легкобронированная техника, а также надводные корабли. Именно по таким стреляли неуправляемыми ракетами и экипажи штурмовиков и фронтовых истребителей в ходе Второй Мировой Войны.

Между тем, самая первая в истории авиации серийная ракета «Le Priеur» выпускалась (Францией и ее союзниками по Антанте) для уничтожения принципиально иных целей – аэростатов. Для этого ее наполняли дымным порохом, подрыв которого осуществлялся на заданном удалении от точки пуска с самолета-носителя при помощи запальной трубки. По причине низкой эффективности, Le Priеur вскоре уступила место более действенному средству – зажигательным пулям.

Повторная попытка применения ракет по воздушным целям была предпринята в ходе сражения за Халхин-Гол. Упомянутая выше «пятерка» Звонарева за короткий срок (с 20 августа по 15 сентября 1939г.) сумела добиться высоких результатов. Под командованием капитана действовали летчики Михайленко, Пименов, Федосов и Ткаченко. Они выполнили 85 боевых вылетов, провели тридцать воздушных боев, сбив тридцать японских самолетов. Собственных потерь не было. Возможно, реальный урон нанесенный врагу оказался несколько меньше официальной советской статистики, однако он был, причем не только материальный, но и морального свойства.

Сначала противник принял разрывы РС-82 за огонь тщательно укрытой батареи крупнокалиберных зенитных орудий. Затем у него возникли подозрения, что русские каким-то непостижимым образом оснастили свои самолеты большими пушками. Словом, эффект внезапности был полный. Он то, вместе со слаженными действиями «пятерки», и стал главной причиной успеха.


И-16

Специально оборудованные истребители И-16 всегда действовали группой, стараясь выйти в лобовую атаку на японские самолеты, летевшие на одинаковой высоте. Первый бой 20 августа прошел по задуманному сценарию. По команде Звонарева, летчики всей пятеркой одновременно выпустили снаряды с расстояния порядка километра по вражеской группе, шедшей встречным курсом над линией фронта. Разрыв удачно нацеленной ракеты пришелся по центру плотного боевого порядка японских самолетов. Строй распался, а пара поврежденных машин рухнула на землю.

По мере того, как враг оправлялся от шока, он более осмысленно подходил к анализу происходящего и выработке контрмер, посему эффективность нового оружия снижалась. Правильные выводы сделали и советские командиры, сделав следующее заключение. «Применение РС по истребителям возможно, но добиться меткой стрельбы можно только при первой атаке и то при условии скрытного подхода к противнику. В дальнейшем бой с истребителями принимает настолько быстротечный и изменчивый характер, что стрельба РС, требующая точного соблюдения дальности, и исходя из предположения, что цель малоподвижна, дает мало надежды на попадание. Кроме того, РС имеет значительный вес и лобовое сопротивление и, следовательно, ухудшают летные характеристики истребителя. На И-16 и И-153 есть смысл применять РС, но выпускать их не по одному или два (как по бомбардировщикам) а залпами по четыре снаряда с разной установкой замедления трубки».

Универсальное применение

Успешный монгольский дебют открыл путь к серийному производству И-16 в вариантах с пусковыми установками для реактивных снарядов. До конца года изготовили еще порядка тридцати истребителей с таким оружием. Одновременно с наращиванием выпуска 82-мм снарядов, в производство поступили и более крупные, диаметром 132 мм. Последние впервые применялись в боевой обстановке по наземным целям с бомбардировщиков СБ в ходе войны с белофиннами.

Выбор основных параметров ракет, включая калибр, форму и размер оперения, проводился на основе тщательного анализа результатов испытаний, как огневых, так и продувочных в аэродинамических трубах ЦАГИ. Было решено отказаться от стабилизации вращением ради большей дальности стрельбы, а также удешевления серийных изделий массового производства. Это позволило в короткий срок наладить массовый выпуск РС-82 и РС-132: порядка 157 тысяч в 1940 году. Для стрельбы по наземным целям шли ракеты с контактным взрывателем, по самолетам - с запальными трубками. Они срабатывали через определенное время после пуска, приводя в действие основной фугасный заряд.

Помимо И-16 и СБ, пусковые установки для реактивных снарядов стали устанавливать на серийные бипланы И-153 «Чайка». Кроме того, выпущенные ранее истребители И-15бис переделывались в штурмовики. Установка ПУ РС не требовала серьезных переделок конструкции планера. На элементы силовой конструкции снизу крепили П-образные профиля с планками, имеющими Т-образный паз для направляющих штифтов снаряда. Пуск производился летчиком нажатием на кнопку, закрепленную на ручке управления самолетом. Выбор направления стрельбы – через стандартный для того времени кольцевой механический прицел для прицеливания пулеметов. Сход ракеты сопровождался незначительным встряхиванием самолета, обшивка практически не повреждалась. РС-82/132 оказались простыми в производстве и эксплуатации, отказы случались не чаще одного процента от всех пусков.


И-153

Сформированные перед нападением Германии штурмовые авиаполки в основном комплектовались бипланами И-15бис и И-153 с шестью-восемью ПУ РС под нижним крылом. Кроме того, довольно много истребительных полков на И-16 получили самолеты тип 24 и 29 с четырьмя направляющими для ракет калибра 82 и 132мм. Реактивное оружие также получили новейшие ближние бомбардировщики Су-2 и высотные истребители МиГ-3.

Великая Отечественная

Начало Великой Отечественной Войны запомнилось глубокими прорывами вглубь советской территории ударных группировок немецко-фашистских войск. Для борьбы с ними было решено использовать, в том числе и истребители новейших типов, доработанных для нанесения ракетно-бомбовых ударов.

Мемуары Александра Ивановича Покрышкина содержат следующие фрагменты. «На мой самолет подвешивали две бомбы по сто килограммов. Согласно инструкции, надо было сбрасывать их во время горизонтального полета или с пологого пикирования, прицеливаясь приблизительно. Вероятность поражения была очень низкая».

Читаем далее: «Инженер полка сказал: «Покрышкин, хочу тебя обрадовать. Мы получили большое количество «эрэсов». На твой самолет подвесим под крылья две балки. Бомбы больше тебе давать не будем. Доволен?». В полетах с РС появилась большая уверенность в возможности МиГа. Правда, когда стрелял ими в первый раз по скоплению автомашин противника, сам вздрогнул: из-под крыла со свистом полетел сноп огня. На высоте тысяча метров три Ju-88. Открыл огонь по ведущему из пулеметов но потом, вспомнив об «эрэсах», прицелился и пустил первый снаряд. Он прошел мимо цели. Пускаю второй. Этот взорвался в «Юнкерсе». Самолет вспыхнул, и около него сразу раскрылись парашюты».

К сожалению, МиГ-3 оказался неудачной пусковой платформой: на практике стрельба ракетами была малоэффективна из-за высокого рассеивания. Другие же типы самолетов показывали лучшие результаты. Например, истребители Hurricane, полученные в качестве военной помощи от Великобритании. В частях их дополнительно оснащали шестью направляющими под РС-82.

Проще и лучше из всех скоростных истребителей дело шло у ЛаГГ-3. Рассеивание при пусках оказывалось в два-три раза меньше, чем у МиГа. Начиная с осени 1941 года, самолеты Лавочкина выпускались с 6-8 ПУ РС или парой точек навески бомб под крылом. Установка ракет заметно снижала скорость полета: у земли с 475-500 км/ч до 445 км/ч, на высоте – с 550-575 до 520 км/ч. Время выполнения виража на высоте один километр увеличивалось с 20-22 до 26 секунд.


МиГ-3 на праздновании 100 лет ВВС России, автор: Алексей Михеев

Вместе с тем, дооснащение ЛаГГов в реальных условиях 1941-1942гг. было решением правильным. Машина и без того оказалась перетяжелена из-за вынужденного увеличения доли дерева в конструкции. При постановке массового выпуска пришлось отказываться от так называемой «дельта-древесины», химические вещества для изготовления которой перед войной закупались в Германии. В результате, серийный ЛаГГ-3 заметно уступал основному немецкому истребителю Bf109F по скорости и маневренности, поэтому лучшим его использованием было в качестве ударного самолета – носителя РС.

Хотя ракеты с контактным взрывателем предназначались для работы по наземным целям, многие летчики стреляли ими и по самолетам, в подавляющем большинстве случаев безрезультатно. Одна из причин – в отличие от японских авиаторов, немецким были хорошо известны сильные и слабые стороны нового оружия. Начиная с 1937 года, активную работу над авиационными ракетами вела фирма Rheinmetall Borsig. Ограниченно, они применялись истребителями марки конструкции Вильгельма Мессершмитта, шире – Курта Танка.

Когда союзники стали посылать крупные авиасоединения на города «Третьего Рейха», перехватчики системы ПВО пытались разрушить строй тяжелых бомбардировщиков, обстреливая его крупнокалиберными НАР с дистанционными взрывателями. На основе ракет армейского пятиствольного «реактивного миномета» NbW.42, германская промышленность наладила выпуск 210-мм, а затем и 280-мм турбореактивных (без оперения, стабилизация вращением) НАР. Стартовый вес – 38 и 82 кг, соответственно. Прямое попадание разрывало огромный бомбардировщик B-17 Flying Fortress или B-24 Liberator на куски, вызывая сильное психологическое влияние на экипажи других рядом летящих самолетов.

Между тем, Вермахт нес большой урон от советских ракет. Это подвигло германскую промышленность наладить выпуск их копий (включая 89-мм бронебойную Panzerblitz I) для применения с собственных самолетов. Ближе к концу войны немцы создали сравнительно небольшие и дешевые ракеты собственной разработки универсального применения (по воздушным и наземным целям) калибра 55 мм, включая R4/M со сложенным стабилизатором, раскрывавшимся после пуска. При массе 3,85 кг, они несли полкилограмма взрывчатки, и в полете разгонялись до 500 м/сек. Эти и схожие с ними НАР Schlange выпускались для винтовых истребителей-бомбардировщиков FW190 и реактивных Me262.

Борьба с бронетехникой

Советская фронтовая авиация развивалась своим путем. Акцент делался на выпуск Ил-2: в 1942-м собрали 8229 бронированных штурмовиков, 1943-м – 11193. Стремясь повысить эффективность боевой работы по танкам противника, промышленность создала для штурмовиков ракеты БРС-82 и БРС-132. От базовых они отличались главным образом новыми головными частями. Вместо осколочно-фугасной ГЧ использовалась бронебойная, способная пробивать 50-мм и 75-мм лист стали, соответственно.

Обычно атака выполнялась парой штурмовиков. Из горизонтального полета на высоте порядка километра самолеты переходили в пикирование с углом 30-40 градусов. Вначале летчики пускали ракеты, затем обстреливали цели из пушек и пулеметов, и, перед выходом из атаки, с высоты 300-350 метров сбрасывали бомбы. Ближе к концу войны, Ил-2 получил пушки калибра 37мм, оказавшиеся значительно лучшим средством борьбы с танками, чем РС.

Вынужденное использование МиГов и Яков в качестве ударных поступенно ушло с повестки дня. Самолеты этих марок вернулись к выполнению основной задачи – прикрытие своих войск от налетов противника, уничтожение его летательных аппаратов в воздухе, работа в системе ПВО страны. Отсутствие систем наведения приводило к большому рассеиванию НАР; о результативной стрельбе по воздушной цели речь могла идти лишь при дальностях не более пары-тройки сотен метров. Поэтому вооружение вновь собранных истребителей ограничивали скорострельными пушками и пулеметами.


Ил-2 с РС-132 под крылом

Например, на самолеты Як-1 реактивное вооружение ставилось только лишь в период с октября 1941 по май 1942г. Причины отказа от него назывались следующие: скорость снижается на 30 км/час, что выставляет краснозвездные истребители в невыгодное положение по сравнению с «мессершмиттами», которые ракетного оружия не имеют.

Казалось, что ракета обречена. Однако ее решили сохранить на вооружении и после окончания войны. Вероятность прямого попадания реалистично оценивалась как низкая, поэтому расчет в основном строили на поражение или повреждение цели осколками при подрыве боевой части РС в непосредственной близости от нее. Порой пуск ракетных снарядов оказывал сильный морально-психологический эффект на противника, что добавляло аргументов сторонникам этого вида оружия.

Послевоенные американские ракеты выпускались как «универсальные», способные действовать как по воздушным, так и наземным целям. Например, Mighty Mouse калибра 76 мм образца 1949г. устанавливались, в том числе, на выдвижные установки реактивных истребителей F86, F89, F100 и других.

НАР большого калибра

Спустя восемь лет в США на вооружение поступает двухметровая Zuni с дальностью пуска до 9 км. Созданная как универсальная, она всего лишь раз за шестидесятилетнюю службу результативно применялась в воздушном бою (штурмовик сбил истребитель МиГ-17), и многократно - при атаке наземных целей.

Большой ущерб нанесла «Зуни» и самим американцам в ходе войны в Юго-восточной Азии. Самопроизвольно стартовавшая с истребителя F-4B, пятидюймовая ракета поразила штурмовик A-4, стоявший неподалеку на летной палубе авианосца Forestall. Взрыв вызвал разлив и воспламенение авиатоплива с последующим пожаром, унесшим жизни 134 моряков. Следующий удар по своим «Зуни» нанесла в январе 69-го. В ходе предстартовой подготовки ударных самолетов на Enterprise, одна из предназначавшихся для них ракет разорвалась на летной палубе. Пожар 29 июля 1967 года уничтожил четверть авиагруппы авианосца, погибло 27 членов экипажа корабля.

Самая крупная из серийных заокеанских ракет - AIR-2 Genie. Она выделялась большим весом (около 400 кг) и огромным фюзеляжем (максимальный диаметр 445мм), а вдобавок несла специальную головную часть W25. По обнаружению приближающегося к американским берегам бомбардировщика марки «Ту», в воздух по тревоге поднимались экипажи перехватчиков F-102, F-104 и F-106. Перед ними ставилась задача выпустить в сторону советского «гостя» ядерную ракету.

Взрыватель автономного действия срабатывал через определенный интервал времени и только после полной выработки топлива. Теоретически, у летчиков оставалось время выполнить маневр уклонения и выйти из зоны поражения термоядерного заряда. Эквивалентная мощность W25 в полторы килотонны считалась достаточной для гарантированного уничтожения «тушки» в радиусе триста метров от места подрыва головной части. При росте удаления до одного километра, самолет получал значительные повреждения, лишавшие его боеспособности. Единственное пробное испытания AIR-2 c активацией W25 американцы произвели 19 июля 1957 года. Комбинация была окончательно снята с вооружения лишь в 1988-м по причине списания последнего строевого F-106.


НАР С-25

Самой большой из серийных отечественных НАР остается С-25 длиной 3,3 метра и полтонны весом. Была ли для нее разработана специальная БЧ по типу W25 – неизвестно. В открытых источниках есть лишь упоминание про фугасную С-25Ф и осколочную С-25О с массой БЧ 380 и 190 кг соответственно. Прицельная дальность – до четырех километров. Радио взрыватель срабатывал на высоте 5-20 метров от земли, обеспечивая поражение цели фугасным действием заряда и потоком осколков. По поступлению на вооружение в начале семидесятых годов, на базе этой НАР разработали управляемую ракету С-25Л. Она отличалась наличием лазерной головки самонаведения и установкой дополнительного блока приводных рулей.

Для сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Су-7Б в 1964 году разработали С-24 калибром 240 мм и массой 235 кг. Ракета длиною 2,3 метра оснащается осколочно-фугасной боевой БЧ весом 123кг. Заряд твердого топлива выгорал за секунду после старта; далее ракета летела по инерции. Стабилизация - за счет четырех неподвижных аэродинамических поверхностей в хвостовой части. Эффективная дальность стрельбы ограничивалась парой километров. Ракета выпускалась большим тиражом и сегодня применяется с нескольких типов самолетов марки «Су».

Большая ракета была разработана и для комплектации истребителей Артема Ивановича Микояна. Машины первого послевоенного поколения получили С-21 с диаметром корпуса 212мм. Стартовый вес 118 кг, включая 46 кг боевой части. МиГ-15 мог нести две таких ракеты под крылом.

Многозарядные блоки

Все перечисленные выше типы крупнокалиберных НАР поставлялись либо в собственных пусковых контейнерах, либо открыто навешиваются на универсальные пусковые установки под пилонами подвески вооружений, которые также подходят для управляемых ракет. Исключение составляет лишь Zuni: ее можно запускать как с пилона, так и из четырех трубного контейнера LAU-10. «Зуни» до сих пор выпускается американской промышленностью и стоит на вооружении. Ближайший отечественный аналог С-13 выстреливается только из пятизарядного блока Б-13Л. При схожем калибре (122-130 мм), наша ракета на треть длиннее и тяжелее.


Блоки Б-8М и Б-8В с различными вариантами исполнения ракеты С-8

Отметим, что появление многозарядных блоков помогло неуправляемым ракетам сохраниться на вооружении. По сути, они стали неким авиационным аналогом реактивных систем залпового огня сухопутных войск, которые массово применялись всеми противоборствующими сторонами в ходе Второй мировой войны, наиболее успешно – Советской Армией. Боевая машина РСЗО способна за считанные секунды обрушить на врага несколько десятков снарядов, - произвести такое же число выстрелов одиночное артиллерийское орудие одинакового калибра способно лишь за долгие десятки минут.

Многозарядные блоки для авиационных ракет появились лишь в послевоенный период. Советский Союз массово производил УБ-9, УБ-16, УБ-32 (цифра по числу пусковых труб) для реактивных снарядов семейства С-5 калибра 57 мм, затем – Б-13 для ракет С-13 и Б-8 для С-8. Недавно список пополнила российская разработка – «блок орудий с кассетами модульной конструкции 9-А-5013» для ракет калибра 80 мм. Он предлагается в нескольких вариантах, с количеством стволов от десяти до двадцати пяти. Опытные образцы выставлялись на международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2018».

Сирийское применение С-5 и С-8 описано в нашем предыдущем материале на данную тему. На данном театре военных действий неуправляемые авиационные ракеты использует и так называемая «международная коалиция» во главе с США. Наряду с вышеупомянутой «Зуни», в ходу и НАР самого распространенного среди стран НАТО калибра 70 мм. Расходуются они тысячами, главным образом – вертолетами огневой поддержки АН-64 Apache, а также многоцелевыми Black Hawk и разведывательными.

Согласно информации на сайте General Dynamics, в период с 1996 года фирма выпустила более четырех миллионов ракет семейства HYDRA-70. Небольшая их часть превращена в высокоточные средства поражения путем установки дополнительных блоков управления. Коррекция траектории полета производится по лазерному лучу с борта летательного аппарата или наземного пульта. Блоки выпускаются несколькими фирмами в виде наборов для проведения доработок на местах.


Akela - типовые головные части к ракетам семейства HYDRA-70

Наибольшее распространение получил набор «Advanced precision kill weapon system» (APKWS) английской компании BAE Systems. Его тираж превысил десять тысяч штук. Согласно информационным материалам «международной коалиции», порядка двухсот доработанных подобным образом ракет было использовано в битве за иракский город Мосул. Превращение неуправляемых авиационных ракет массового выпуска в корректируемые средства поражения имеет свои плюсы и минусы. Эта тема заслуживает отдельного анализа. Ждите наших следующих публикаций!


Владимир Карнозов

комментарии (3):

d1973      11/06/2019 [10:49:16]#1
Интересная статья. Открыл для себя моменты, не встречавшиеся ранее: «…К сожалению, МиГ-3 оказался неудачной пусковой платформой: на практике стрельба ракетами была малоэффективна из-за высокого рассеивания. Другие же типы самолетов показывали лучшие результаты. …Проще и лучше из всех скоростных истребителей дело шло у ЛаГГ-3. Рассеивание при пусках оказывалось в два-три раза меньше, чем у МиГа…» Где об этом можно узнать поподробнее, и каковы причины столь большой разницы? Или дело больше в исторически сложившейся на момент наиболее широкого использования РС на этих типах – летчики ЛаГГов и Харрикейнов имели больший опыт атаки наземных целей, чем МиГов, все-таки чаще используемых как истребители?
И еще. При упоминании зарубежных РСов оказались неотмеченными довольно широко применявшиеся HVARы.
Спасибо за статью, Владимир!

Aviation EXplorer      23/06/2019 [20:37:18]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя d1973 от 11.06.2019 10:49
   
Интересная статья. Открыл для себя моменты, не встречавшиеся ранее: «…К сожалению, МиГ-3 оказался неудачной пусковой платформой: на практике стрельба ракетами была малоэффективна из-за высокого рассеивания. Другие же типы самолетов показывали лучшие результаты. …Проще и лучше из всех скоростных истребителей дело шло у ЛаГГ-3. Рассеивание при пусках оказывалось в два-три раза меньше, чем у МиГа…» Где об этом можно узнать поподробнее, и каковы причины столь большой разницы? Или дело больше в исторически сложившейся на момент наиболее широкого использования РС на этих типах – летчики ЛаГГов и Харрикейнов имели больший опыт атаки наземных целей, чем МиГов, все-таки чаще используемых как истребители? И еще. При упоминании зарубежных РСов оказались неотмеченными довольно широко применявшиеся HVARы. Спасибо за статью, Владимир!
Идея статьи – попытаться устранить пробел с литературой по НУР(С). Лучшее, что можно рекомендовать: «История авиационного вооружения» (А.Б. Широкорад, Минск, 1999г.). Небольшой интересный фрагмент по НУРС - в книге «Истребители Як периода В.О.В.» (А.Т. Степанец, Москва, 1992г.). По МиГ-3 можно найти пару интересных монографий, где дается ответ на Ваш вопрос. Мнение противника читайте «Сталинские соколы. Анализ действий советской авиации 1941-1945». (Швабедиссен В., Минск, 2002г.)

d1973      24/06/2019 [10:37:21]#3
Спасибо!










Материалы рубрики

Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
На МАКС-2019 на воздушной «маршрутке»
Р.Гусаров, Ю.Кузьмина
Новый аэропорт Саратова «Гагарин» приступил к обслуживанию пассажиров
Сердар Поллыев
Как устроена санитарная авиация в Московской области
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - июнь 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-июнь 2019 г
Роман Гусаров
О ситуации с багажом в аэропорту Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за май 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-май 2019 г



Михаил Вахнеев
Звезды МАКС в «Зарядье»
AVIA*RU Network
Аэропорт Шереметьево имени А.С. Пушкина
Юлия Кузьмина
На одну улыбку дальше
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за апрель 2019 года
Махмут Яйла
Мы не говорим - пассажиры, мы говорим – гости!
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-апрель 2019 г
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за январь - март 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за март 2019 года
Михаил Вахнеев
Презентация грузового комплекса Шереметьево «Москва Карго» представителям китайского бизнеса
Сергей Минигулов
Россия должна летать на Авиации Общего Назначения
Александра Рогач
10 самолётных ливрей с национальными брендами
Елена Жданова
Одна интересная «таможенная история»
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-февраль 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в январе/феврале 2019 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2019 года
Aviation EХplorer
Росавиация: Итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г.
Экспертный совет в области ГА России
О необходимости принятия профессиональных управленческих решений
Мария Уваровская
Стать пилотом - осознанное решение
Ольга Зиновьева
Свой самолет выбирала как девочка - по экстерьеру
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России  в январе 2019 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь 2019 г
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь 2019 года
Борис Елисеев
О претензиях транспортной прокуратуры к Троицкому авиационному колледжу
Роман Гусаров
Шереметьево – флагман «концессионного движения» России
Aviation EXplorer
Награждение победителей творческого и научного конкурсов
Aviation EXplorer
«NAIS – 2019»
Екатерина Сороковая
Китайский Новый год в Шереметьево
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-декабрь 2018 г.
Игорь Чалик
О работе современного пилота
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь - декабрь 2018 г
Росавиация
Пассажиропоток аэропортов РФ за 11 месяцев

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer