← Назад

Главная Авиация Специальный репортажО ситуации с багажом в аэропорту Шереметьево

11 июля 2019 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

В течение первого месяца лета пассажиры Шереметьево находились в напряжении из-за сбоев системы обработки багажа в крупнейшем аэропорту России. 8 июля в Шереметьево состоялся пресс-брифинг заместителя Генерального директора по производству АО «МАШ» Андрея Олеговича Никулина, в ходе которого были изложены история и причины возникновения сбойной ситуации с отправлением и выдачей багажа, а также рассказано о комплексе оперативных и долгосрочных мер, предпринимаемых в компании. После брифинга, представителям СМИ была предоставлена возможность посетить багажное отделение терминала D и своими глазами оценить ситуацию с обработкой багажа.


Генеральный директор по производству АО «МАШ» Андрей Никулин

Мы пригласили вас для того, чтобы прояснить ситуацию с багажом в аэропорту Шереметьево и ответить на те вопросы, которые беспокоят и нас, и вас, и наших пассажиров. В первую очередь, я бы хотел извиниться перед нашими пассажирами за ситуацию, сложившуюся в те дни, когда они были вынуждены длительное время ожидать получения своего багажа. Хочу пообещать, что мы сделаем все возможное для того, чтобы эта ситуация не повторилась, и чтобы в нынешнее время пассажиры чувствовали себя так же комфортно и удобно,  как это было многие годы в аэропорту Шереметьево.

Каковы причины проблем с выдачей багажа? При существенном росте объемов перевозок и в процессе передачи хендлинга от наших партнеров к нам в «Шереметьево Хендлинг», в апреле месяце мы столкнулись с проблемой нехватки грузчиков, водителей, которые должны были перейти к нам из партнерской компании и которые в том числе уже написали заявления о приеме на работу. Однако по факту стало понятно, что количество грузчиков, которые планируют перейти к нам, меньше, чем потребная численность персонала по расчету, который мы сделали. Тогда нами был предпринят ряд экстренных мер. В том числе участие в погрузочно-разгрузочных работах по багажу наших партнерских компаний. Это порядка 300 человек, которых мы привлекли. В майские праздники, как вы видели, никаких проблем не было, несмотря на выросший пассажиропоток, в мае ситуация была достаточно стабильна.

Мы провели большую работу по привлечению дополнительного персонала. На данный момент у нас подобрано и проходят обучение порядка 500 человек. Все мы знаем, что грузчик и водитель в аэропорту это не просто грузчик и  не просто водитель. Грузчик и водитель в аэропорту это специалисты высокого уровня, это профессионалы. Только обучение грузчика проходит в течение 30 дней, водителя - 65  дней обучение. Пока этих 500 человек мы обучаем, нам продолжают оказывать содействие и поддержку наши партнерские компании, которые обеспечивают нужную численность персонала на всех участках, чтобы багаж обрабатывался своевременно.


Единственный обнаруженный журналистами неотправленный багаж в терминале D находится на складе долговременного хранения. Это транзитный багаж пассажиров, вылетающих более чем через 10 часов, отсортированный по тележкам и ожидающий своих рейсов. Иного неотправленного багажа в терминале нет.

Однако на летний период высоких пиковых нагрузок наложился ещё один из факторов - несколько дней обложных дождей и грозовых очагов. Из-за этого пунктуальность прибытия воздушных судов была сильно нарушена. Были нарушены стыковки и  скопилось достаточно большое количество трансфертного багажа. Когда мы этот трансфертный багаж, переоформив его на следующие рейсы,  загрузили в багажную систему, оказалось, что ее проектная мощность ниже, чем фактическая. Багажная система терминала D не справилась с тем объемом багажа, который пришел с опоздавших рейсов. В результате, в течение трех дней у нас были отставания по своевременной отправке трансфертного багажа. К сожалению, тогда в СМИ появились недостоверные цифры о якобы задержке до 9 тысяч мест багажа в сутки. Это не правда. У нас не было таких суток, когда бы 9 тысяч мест багажа не улетало. На вечер воскресенья было 1.5 тысячи мест.

Мы разработали ряд оперативных мер, которые сейчас реализуются. В начале июня был организован оперативный штаб из топ-менеджмента компаний как «Шереметьево Хендлинг» так  и  АО «Международный аэропорт Шереметьево». Данный штаб работает без выходных по 17 часов в сутки. Совместно с авиакомпаниями разработан порядок ускоренной обработки трансфертного багажа. Разработаны и реализуются меры по снижению нагрузки на багажную систему. Это 7 мероприятий разработанных совместно с компанией-производителем багажной системы терминала D. Она же осуществляет и операционную поддержку данной системы в режиме 24/7 дней в неделю. Совместно с этой компанией разработаны 7 мероприятий, которые снизят нагрузку на багажную систему и повысят пропускную способность примерно на 17%. Эти мероприятия уже сейчас реализуются и дают результаты.

Мы планируем  запустить соединение багажных систем терминалов В, D, Е. Это те меры, которые были запланированы заблаговременно.  Монтаж, установка и  пусконаладка этого куска багажной системы были произведены в мае, июне. Сейчас у нас есть  возможность ее запустить, чтобы примерно 300 мест багажа в часы пик убирать из терминала D, тем самым снижать нагрузку с багажной системы терминала. Кроме того, мы разработали мероприятия и усилили трансферное подразделение, которое занимается трансферным багажом. Порядка 30 дополнительных звеньев, которые мы ввели, дадут нам ускорение процедур обработки багажа, по нашим оценкам, на порядка 10%. Выделены дополнительные ресурсы на переоформление трансферного багажа, который  не был отправлен оригинальными рейсами. Соответственно, мы переоформляем его быстрее, чтобы в кратчайшие сроки отправить пассажирам. К 10 июля, в соответствии с поручением министра транспорта Е.Д. Дитриха, мы представим план мероприятий по полному выходу из сложившейся ситуации со сроком окончания этих мероприятий - 15 августа.


Багажная система терминала D работает в штатном режиме, никаких завалов нет, система сортировки не перегружена.

Кроме того, мы предпринимаем стратегические шаги, чтобы данная ситуация не повторилась. В 2014 году мы совместно с Аэрофлотом утвердили в правительстве РФ программу развития,  в соответствии с которой аэропорт Шереметьево взял на себя обязательства построить терминал B, пропускной способностью в 20  млн пассажиров в год. И этот терминал был построен. Также были построены межтерминальный переход - 2 тоннеля, багажный и пассажирский, соединившие южный и северный терминальные комплексы, новый грузовой терминал и  топливо-заправочный комплекс, и многое другое.

При этом, в 2017 году, проанализировав реальный рост пассажиропотока,  мы увидели, что одного терминала B нам не достаточно, необходим еще один международный терминал. Потому что международные перевозки и особенно международный транзит у авиакомпании Аэрофлот растут значительно быстрее, чем это предполагалось в долгосрочной программе развития. К примеру, транзит у Аэрофлота в 2014 году предполагался в 32% , сейчас это уже 49%. То есть Аэрофлот провел большую работу для того, чтобы нарастить трансферный поток. Соответственно, в 2017 году советом директоров аэропорта Шереметьево было принято решение о строительстве еще одного международного терминала С пропускной способностью порядка 20 млн. пассажиров в год, который должен снять нагрузку с терминалов D, E, F.

На данный момент в 2019 году мы планируем обслужить 50 млн. пассажиров. После открытия терминала С, который построен всего за полтора года и будет готов к вводу в эксплуатацию в конце года, аэропорт Шереметьево будет иметь возможность обслуживать до 75 млн. пассажиров в год. Мы, как аэропорт хаб, попавший в категорию «более 50 млн. пассажиров» входим в десятку европейских аэропортов-лидеров. Проанализировав информацию из открытых источников, поговорив с экспертами обработки трансферного багажа в аэропортах  хабах мы увидели, что лидирующие аэропорты  Европы с подобным пассажиропотоком сталкиваются с теми же проблемами. Обрабатывая порядка 150-250 тыс. мест багажа в сутки, они считают нормой неотправку трансферного багажа от 2 до 5 тыс. мест в сутки. Они так же имели сбои с отправкой багажа при открытии новых терминалов в десятки тысяч мест неотправленного багажа ежесуточно. Я не хочу сказать, что это нас оправдывает и это является нормой. Но мы в этом не уникальны, с этой проблемой роста сталкиваются все крупные аэропорты и мы  сделаем  все, чтобы вернуться к нормальному режиму работы.

На данный момент ситуация стабилизирована, стандарты по выдаче багажа, в основной своей массе, выполняются, стандарты времени ожидания на регистрации, которые  у нас есть совместно с Аэрофлотом и другими компаниями, соблюдаются.  Что касается отправки трансферного багажа, здесь также стабильная ситуация. При этом мы понимаем, что пока не наберем достаточное количество персонала, не выйдем на нормальную штатную работу и возможны отклонения в случае вмешательства каких либо сторонних факторов. Тем не менее, штаб работает как раз для того, чтобы эти отклонения минимизировать или свести к нулю.

Ответы на вопросы журналистов

- Какие сейчас максимальные задержки обработке багажа?

- Что касается трансферного багажа, после сбоя из-за погодных условий, о которых я говорил, и превышения пропускной способности багажной системы, 95% багажа было отправлено отправлялось в течении 2х суток, и были отдельные рейсы, которые имели ограничения, соответственно досылался багаж на третьи сутки. На данный момент, багаж досылается сейчас в течении суток, как это было  всегда в предыдущие годы. Таким образом, максимальная задержка отправки трансферного багажа сейчас – одни сутки.

- Подсчитывались ли убытки, которые понес Шереметьево. Обращаются ли пассажиры за возмещение материального ущерба?

- На данный момент мы видим определенные затраты, которые мы должны будем компенсировать авиакомпаниям в соответствии с существующими договорами. То есть это  как стандартные соглашения о качестве обслуживания, которые  предполагают как штрафные санкции, так и компенсации, которые авиакомпании предполагают к выплате пассажирам. Пассажиры по закону обращаются в авиакомпании за компенсациями, и мы работаем с авиакомпаниями, чтобы исполнить наши договорные обязательства.

- Подтвердите или опровергните информацию о зарплатах грузчиков в 200 тысяч.

- К сожалению,  в СМИ вышла непроверенная и недостоверная информация о зарплатах грузчиков в Шереметьево.  я могу официально заявить, что за последний год у грузчиков аэропорта не было заработной платы как в 200 тыс. рублей, так и 45 тыс. рублей. На данный момент у нас средняя заработная плата составляет 82 тыс. рублей. до вычета налогов. Это у того персонала, который занимается обработкой багажа: водители, операторы-комплектовщики, грузчики. У нас действительно были единичные случаи,  с выплатами  порядка 200 тыс. руб. Эти выплаты касаются материальной помощи нашим сотрудникам в соответствии с коллективным договором аэропорта и нашей дочерней компании. Мы помогаем  нашему персоналу в трудную минуту. В июне месяце были такие выплаты, которые касались, в том числе, бонуса, заработной платы и материальной помощи.

- Вы сказали, что сейчас проходят обучение 500 новых работников. Сколько всего сотрудников не хватает «Шереметьево Хендлинг». Почему с апреля не удалось оперативно нанять персонал?

- На данный  момент у нас общая нехватка сотрудников составляет порядка 400 человек. 300 человек мы сейчас перекрываем компаниями партнерами, которые работают на площадке. Кроме того,  недостающую сотню мы пытаемся компенсировать а счет внутренних резервов. При этом, да, порядка 500 человек у нас набрано и они проходит обучение. Почему 500? Дело в том, что параллельно они  проходят обязательный контроль безопасности, предоставляют справку о несудимости, проходят медицинский контроль, потому что у грузчиков вредные условия труда и т.д. Соответственно мы рассчитываем, что часть этих кандидатов в процессе трудоустройства может не дойти до финала. Поэтому мы набрали людей с избытком, чтобы гарантированно перекрыть 400 вакансий. Грузчик в аэропорту это не грузчик из овощного магазина. Это высокопрофессиональные специалисты, которые требуют  многих видов обучения: это и опасные грузы, обращение с спецтехникой, и открытие багажных люков самолетов, и обращение с внутринапольной механизацией воздушного судна, и т.д., и т.п.  Весь процесс обучения грузчика - 32 дня плюс стажировка. А стажировка у нас занимает 8 смен, это, как правило, ещё 21 день. Водитель – это 65 дней. Это водители категорий С и Б2. Водители специальных категорий - тракторные права. Это не просто водители с улицы, которые могут прийти и осуществлять деятельность на территории аэродрома. Это работа, которая касается систем управления безопасностью полетов. Обучение соответствующее. Это ряд специализированных программ обучения, которые должны пройти люди не представляющие, что такое авиация. Они должны понимать, что работают на транспорте – источнике повышенной опасности, и выполнять свою функцию безопасно. Поэтому мы и вынуждены сейчас определенное время потратить на обучение этого персонала. Мы рассчитывали, что придут профессиональные люди из компаний, которые сейчас передают нам свои функции по хендлингу в Шереметьево. Но, к сожалению, получив денежную компенсацию при увольнении из этих компаний, целый ряд сотрудников приняли решение летом отдохнуть, а в сентябре придти на работу. С таким фактором мы, к сожалению, тоже столкнулись.

- Вы говорили, что помимо ситуации с нехваткой грузчиков, обнаружилась проблема несоответствия пропускной способности багажной системы терминала D пассажиропортоку аэропорта в пиковые часы. Это следствие просчета руководства аэропорта?

- Есть нормы IATA, которые мы используем  при расчете пропускной способности багажных систем, при моделировании своих производственных процессов. У IATA - Международной ассоциации воздушного транспорта, нормы багажа определены как: 0.8 места на одного пассажира на внутренних линиях, и 1,2 на международных. Это международная формула, н на общемировой статистике. Но особенность наших российских путешествий в наших больших расстояниях. Пассажиры возят с собой больше багажа. И, как показывает практика, в летние периоды времени, когда наши пассажиры летят на отдых, эти стандарты превышаются практически вдвое.  Это то, что мы увидели сейчас, анализируя ситуацию с превышением пропускной способности багажной системы в терминале D.

- Прошла информация об увольнении 5 топ-менеджеров. Не могли бы Вы подробнее рассказать, кто эти люди и согласны ли Вы с подобным решением?

- Мы признаем наличие ряда недочетов, которые привели  к проблемам. За эти недочеты, которые ощутили на себе наши пассажиры, руководители должны нести персональную ответственность. И, в первую очередь, это руководители верхнего звена, которые  руководят, управляют и  контролируют все расчеты, в том числе и по численности и пропускной способности,  прогнозируют рост пиковых нагрузок и т.д. Поэтому  и было принято решение об освобождении с должностей  5 топ-менеджеров. Это 2  начальника служб, которые занимались обработкой багажа,  это директор по обработке багажа, это заместитель генерального директора по обработке багажа и обслуживанию пассажиров. В том числе принято решение  о замене генерального директора «Шереметьево Хендлинг».


Роман Гусаров


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2019/7/10/2936/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.