Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Специальный репортаж

Легендарный Ту-144 встал на «вечную стоянку»

10 августа 2019 года / Юлия Кузьмина / Aviation EXplorer
 

Юлия Кузьмина
журналист, фотокорреспондент AVIA.RU, Aviation EXplorer


10 августа 2019 года, в преддверии Международного авиакосмического салона МАКС-2019, в городе Жуковский установили памятник самолёту Ту-144. Место для установки выбрали жители в ходе народного голосования — на въезде в город на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева. Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, находившийся на территории Летно-исследовательского института имени М. М. Громова, был полностью отреставрирован, покрашен в цвета советского «Аэрофлота» и установлен на «вечную стоянку».

Торжественная церемония открытия памятника состоится в День города Жуковского, который в 2019 году выпадает на 18 августа. Теперь простой гражданин может наслаждаться прекрасными видами и сделать селфи на фоне воздушного судна.

Хронология реконструкции

Долгое время самолет находился на территории летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. В самом начале было много идей по установке памятника в городе. Предлагалось установить воздушное судно в качестве достопримечательности как на территории летно-исследовательского института, так и на площади перед главным корпусом ЦАГИ в Жуковском. Инициатором идеи выступил заслуженный летчик-испытатель РФ Валерий Федорович Ваньшин, в последствии к нему подключился и глава города Андрей Петрович Войтюк.

После длительных переговоров выяснилось, что самолет вообще был продан частной компании, которая планировала позднее перепродать воздушное судно в США. Перегон организовать не получилось, поскольку двигатели (кстати, установленные от Ту-160) принадлежали военному ведомству. И только в декабре 2014 года самолет был передан в безвозмездное пользование, а также поставлен на баланс города.

Для реализации проекта по установке Ту-144 в качестве памятника, в апреле 2015 года была создана общественная организация Благотворительный фонд «Легенды Авиации». Также сотрудники Научно-инженерной компании «НИК» принимали активное участие в подготовительных, восстановительных и инженерных работах, связанных с установкой самолета на постамент.

Позднее была проведена оценка масштаба внутренних и наружных работ на самолете, а также порядок их проведения. На первом этапе основные мероприятия включали демонтаж измерительной аппаратуры, установленной в салоне летающей лаборатории, очистку аэродинамических поверхностей от проводов и измерительных устройств, не входящих в первоначальный облик воздушного судна. Также инженеры оценили возможности отстыковки консолей крыла для транспортировки.

В мае 2015 года начались работы в салоне самолета, в частности, были демонтированы стойки с аппаратурой. Все провода разъединялись строго по разъемам — без кусачек. Кроме того, были отмечены стойки, которые решили оставить на борту в качестве экспонатов. Была составлена ведомость по кабине пилотов и салону, определены недостающие приборы и оборудование для дальнейшего восстановления.

Летом авиареставраторы из Монино подключились к работе вместе с сотрудниками компании «НИК», и начались работы по очистке поверхности самолета от измерительных устройств и проводов. Также была проведена очистка открытых панелей, скрывающих болты крепления отъемной части крыла, и оценка возможности разбора.

Осенью 2015 года были сняты панели нижней поверхности крыла, скрывающие крепежные болты отъемной части, для проведения их анализа. Также была проверена внутренняя конструкция мотогондол и планера самолета.

Борт проехал первые 5 метров в октябре 2015 года. Кстати, с первого раза не получилось, поскольку воздушное судно из-за собственного веса оказалось в небольших ямах.

22 октября 2015 года были проверены гидравлические подъемники, которые изготавливались специально для Ту-144. Самолет был поднят, а специалисты провели анализ стоек шасси.

Дальнейшую работу инженеры продолжили только год спустя. Началась подготовка консолей крыла к отстыковке. Все крепежные элементы были очищены, а болты пронумерованы, в последствии откручены. Также был подготовлен специальный щит, на который помещались болты согласно нумерации. Несколько крепежных элементов оставили на местах для фиксации крыла до момента транспортировки.

Для разработки архитектурной концепции будущего памятника Благотворительный фонд «Легенды авиации» провел конкурс среди нескольких проектных организаций. Также были проведены геодезические и геологические работы на участке, определенном под установку борта. Инженерами компании «НИК» была подготовлена конструкторская документация для производства металлических опор под шасси самолета.

Правда, для реализации настолько масштабного проекта одних энтузиастов и любителей авиации оказалось мало. Работы временно приостановились из-за возникших административных трудностей. И только в июне 2019 года смогли продолжиться, когда начались работы по заливке фундамента. Параллельно с этим, Ту-144 был покрашен в цвета Аэрофлота. Самолету вернулась его первая ливрея.

17 июля 2019 года Ту-144ЛЛ с отстыкованными консолями крыла был вывезен с территории летно-исследовательского института имени Громова и перевезен к месту установки. Спустя 2 дня самолет был зафиксирован на гидравлических подъемниках.

21 июля 2019 года был успешно выполнен первый этап стыковки консолей крыла. Отъемные части были установлены на место и закреплены на основных болтах. После чего была проведена нивелировка самолета.

23 июля 2019 года начался второй этап установки отъемных частей крыла – герметизация стыков. Для этого все крепежные элементы были проверены, окончательно затянуты, а пространство вокруг них вычищено и высушено. Затем места установки крепежа начали заполнять специальным составом, исключающим попадание влаги.

После этого все места стыка были законсервированы специальными панелями. Работа заняла много времени, поскольку каждая консоль имеет 273 точки крепления по верхней части крыла. Параллельно, внутреннее пространство самолета было исследовано на предмет обнаружения застоев воды и создания дренажных отверстий.

25 июля 2019 года специалисты из Казани приступили к установке креплений для подъема самолета на постамент, также была проведена герметизация панелей и люков на верхней поверхности крыла. 28 июля 2019 года на место установки памятника доставили первую опору, на которую был установлен самолет.

Немного из истории самолета Ту-144ЛЛ б/н 77114

Самолет был построен на Воронежском авиационном заводе в 1981 году в модификации Ту-144Д с заводским номером 08-2. При регистрации самолету был присвоен бортовой номер СССР-77114. Впервые он поднялся в воздух 14 апреля 1981 года. После завершения заводских испытаний, самолет принимал участие в завершающей стадии государственных испытаний модификации Ту-144Д.

В июле 1983 на нем была установлена серия мировых рекордов. 13 июля при полете по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с грузом 30000 кг был установлен мировой рекорд скорости 2031,5 км/ч, а 20 июля был установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км с грузом 30000 кг. Была получена средняя скорость полета 2012,2 км/ч и высота 18200 м. Полеты выполнялись на авиабазе «Кипелово» в Вологодской области. При установлении рекордов самолет имел шифр «101».

С 1986 по 1988 год Ту-144Д был оборудован научно-исследовательской аппаратурой для проведения исследования радиационной обстановки в верхних слоях атмосферы в интересах института медико-биологических проблем. 27 февраля 1990 года был выполнен крайний полет самолета в варианте Ту-144Д. К этому моменту его налет составлял 82 ч 40 мин, из которых 28 часов — на сверхзвуке.

В 1993 году самолет был выставлен на статической экспозиции авиасалона МАКС.

17 июня 1994 года был подписан контракт с NASA «О доработках самолета Ту-144Д и проведении комплекса исследований в интересах создания сверхзвукового пассажирского самолета 2-го поколения». Ту-144Д был переоборудован в летающую лабораторию Ту-144ЛЛ.

Вместо двигателей РД-36-51А были установлены НК-32-1, используемые на стратегических бомбардировщиках Ту-160. Изменения коснулись мотогондол двигателей и воздухозаборников. Было усилено крыло, доработана топливная, противопожарная и другие системы, кроме того, была изменена механизация крыла.

Торжественная выкатка Ту-144ЛЛ с бортовым номером RA-77114 прошла 17 марта 1996 года в городе Жуковский, а 29 ноября 1996 года самолет впервые поднялся в воздух.

Программа летных испытаний состояла из двух частей, во второй из которых самолет получил собственное имя «Москва». С 1996 по 1999 год Ту-144ЛЛ выполнил 27 полетов и налетал 57 ч 32 мин, из которых 12 ч 32 мин на сверхзвуке. В четырех полетах приняли участие летчики-испытатели США для качественной оценки характеристик сверхзвукового самолета. 19 апреля 1999 года самолет выполнил заключительный полет в истории Ту-144.

На территории ЛИИ им. Громова сохранился ещё один Ту-144 бортовым номером 15, который будет показан на МАКС-2019. Судьба этого самолета столь же сложна и пока неопределенна. Об этом мы рассказывали в нашем материале в далеком 2006 году «Момент истины».

Справка:
Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный в КБ «Туполева», производившийся в Воронеже. Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, то есть на два месяца раньше сверхзвукового пассажирского Конкорда. Ту-144 является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11000 метров. Однако история самолета кончилась довольно быстро. Всего в СССР было построено 16 Ту-144. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса, из которых 55 - пассажирских.

Архивные фото предоставлены компанией «НИК»


Юлия Кузьмина



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer