Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация История и современность

SVOё 60-летие

11 августа 2019 года / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer
 

Михаил Вахнеев
журналист Aviation EXplorer


11 августа 2019 года международный аэропорт «Шереметьево» имени А.С. Пушкина отмечает свое 60-летие. В этот день в 1959 году самолет Ту-104 совершил первый пассажирский рейс «Ленинград – Москва». Именно так началась «гражданская» история самого популярного у пассажиров аэропорта России и одной из лучших воздушных гаваней в мире.

История аэропорта «Шереметьево» началась 1 сентября 1953 года, когда Совет министров Союза ССР выпустил постановление о строительстве Центрального аэродрома Военно-воздушных сил (ВВС) Советской армии ВС Союза ССР в районе населённого пункта Чашниково. Аэродром получил первоначальное название «Шереметьевский» из-за жилого посёлка Шереметьевский и платформе «Шереметьевская» Савёловского направления Московской железной дороги. 5 октября 1953 на станцию Лобня прибыл первый эшелон военных строителей. Началось строительство аэродрома «Шереметьевский».

В 1957 году  на аэродроме были введены в строй взлётно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулёжные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолётов, здания Центрального пункта управления. 7 октября 1957 года на аэродроме состоялась первая посадка воздушных судов. В «Шереметьевском» приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октября. В том же 1957 году, 31 декабря, на аэродроме «Шереметьевский» совершили посадку военно-транспортные самолеты 2 авиационной краснознаменной дивизии особого назначения, которые до этого 15 лет дислоцировались на Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе.

Судьбоносным для аэродрома стал июль 1959 года, когда здесь приземлился правительственный самолет Ту-104 с тогдашним главой СССР Никитой Хрущевым, который и стал, фактически, инициатором создания гражданского аэропорта «Шереметьево». Встречать первое лицо советского государства собралось 25-30 человек — члены президиума ЦК КПСС, представители Совмина СССР, Верховного Совета СССР, военачальники Минобороны, ГУ ГВФ.

По словам очевидцев, во время государственного визита в Великобритании, лидер СССР был сильно впечатлен аэропортом «Хитроу» в Лондоне. Сразу по прилету из Великобритании, только выйдя из самолета, Никита Сергеевич рассказал коллегам об Англии: «Там нет такого порядка, как у нас, чтобы каждому руководителю выделялся отдельный самолет, — отметил он. — Деньги капиталисты считать умеют. Руководители летают на гражданских самолетах в салонах первого класса, и никого это не смущает и не задевает. Надо бы и нам подумать об этом. Подумать о хороших аэропортах, о хорошем уровне обслуживания. Аэродром мы передадим ГВФ. Пусть аэродром доделывают. Главком за этим должен проследить. Следует подобрать удобный аэродром и перебазировать туда все военные самолеты. Пора бы и у нас тут построить такой аэропорт, как Хитроу».

30 июля 1959 был подписан приемо-сдаточный акт. В этом историческом документе военная сторона заявила о сдаче аэродрома «Шереметьевский», а гражданская — о его приемке.  В свою очередь, государственный проектно-изыскательный и научно-исследовательский институт ГА «Аэропроект» получил задачу создать проект нового аэропорта для осуществления авиаперевозок и разработать первоочередные направления для запуска производства.

В августе 1959 года постановлением Совета Министров СССР Центральный аэродром ВВС «Шереметьевский» прекратил существование. Решением правительства он был передан Главному управлению ГВФ (гражданского воздушного флота). На базе военного аэродрома должен был развернуться новый аэропорт столицы. Главком ВВС и начальник Главного управления ГВФ утвердили приемо-сдаточный акт. С этого дня аэродром «Шереметьевский» прекратил свое существование для военных авиаторов как боевая позиция. Он превратился в стартовую площадку для возведения на ней нового комплекса сооружений будущего международного аэропорта «Шереметьево».

Официальной датой открытия международного аэропорта «Шереметьево» считается 11 августа 1959 года. В этот день службы предприятия впервые обслужили самолет Ту-104, доставивший пассажиров в Москву из Ленинграда.

По прибытию аэропортовые службы «Шереметьево» впервые выполнили коммерческое и техническое обслуживание самолета по всем правилам и нормам гражданской авиации. Первым аэровокзалом аэропорта «Шереметьево» стало небольшое здание Центрального пункта управления, располагающееся рядом с нынешним Терминалом «B» (ранее «Шереметьево-1»). Первым начальником аэропорта стал Василий Александрович Борисов — прославленный летчик, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.

2 марта 1960  года постановлением Совета министров СССР Главный аэродром ВВС был передан Главному управлению ГВФ под строительство аэропорта «Шереметьево». Руководством главного управления ГВФ СССР был одобрен генеральный план перспективного развития аэропорта. В июне 1960 года состоялось официальное открытие аэровокзального комплекса.

У главных воздушных ворот страны много славных страниц в летописи. На протяжении более шести десятилетий «Шереметьево» встречает и провожает руководителей государств, героев-полярников, спортсменов-олимпийцев, знаменитых деятелей культуры и звезд мировой величины.

Ежедневно аэропорт обслуживает свыше ста пятидесяти тысяч пассажиров и обеспечивает более тысячи взлетно-посадочных операций. Для сравнения, в 1960 году аэропорт «Шереметьево» обслужил 270 тыс. пассажиров, а по прогнозам на юбилейный 2019 год аэропорт установит новый рекорд и примет более 50 млн пассажиров.

Аэропорт «Шереметьево» уделяет особое внимание качеству обслуживания пассажиров и авиакомпаний, созданию и поддержанию технологичной комфортной среды, дружественной атмосферы и стильного эстетического пространства. Результаты этой работы получили широкое международное признание со стороны целого ряда отраслевых институтов и агентств за последние годы.

Так, в августе 2019 года британская компания Stasher присвоила мировое первенство Международному аэропорту «Шереметьево». По итогам 2018 года «Шереметьево» был признан лучшим в категории самых крупных аэропортов Европы с пассажиропотоком более 40 млн человек и вошел в топ-лист лучших аэропортов мира по версии Международного Совета Аэропортов – ACI Director General’s Roll of Excellence.

Кроме того, по итогам 2018 года «Шереметьево» признан самым пунктуальным аэропортом мира в категории аэропортов с годовым объемом вылетающих пассажиров от 20 млн до 30 млн человек, согласно рейтингу OAG. 

В марте 2019 г. аэропорт «Шереметьево» первым из крупнейших аэропортов России  получил наивысший международный рейтинг 5 звезд Skytrax. Высокое качество обслуживания пассажиров в «Шереметьево» достигается за счет постоянного развития инфраструктуры и внедрения новых сервисов. В перспективе в результате реализации долгосрочной программы развития, которая заключается в реконструкции существующих терминалов, строительства новых и постройки третьей ВПП, «Шереметьево» достигнет пропускной способности в объеме 100 млн пассажиров ежегодно в 2021 г., а до 2026 г. аэропорт планирует войти в число 10-ти крупнейших авиахабов мира, что будет содействовать максимально эффективной реализации авиационного транзитного потенциала России.

5 июня 2019 года в Международном аэропорту Шереметьево состоялись официальные мероприятия, посвящённые присвоению аэропорту имени великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Примечательно, что мероприятия прошли накануне 220-летия со дня рождения поэта.

За прошедшие 60 лет аэропорт ни разу не изменял традициям. Достижения прошлого аэропорта «Шереметьево»  получили свое продолжение в настоящем.

В эпоху СССР Шереметьево стал местом, где можно было купить все.  В 1961 году в здании аэровокзала «Ленинградский павильон» открылся торговый зал магазина «Березка» - предшественник современного дьюти-фри, в котором можно было приобрести товары за валюту и рубли. В «Березке» был представлен широкий выбор преимущественно импортных товаров, недоступных в обычных магазинах. В наши дни для любителей шопинга в аэропорту открыта самая большая в России зона беспошлинной торговли и зона трэвел ритейл. Sheremetyevo Duty Free Heinemann предлагает товары мировых брендов, новейшие коллекции известных мировых марок, в том числе эксклюзивные и нишевые продукты.

Аэропорт Шереметьево стал воплощением новых архитектурных идеалов и форм. И сейчас, в наши дни, аэропорт реализует различные архитектурные решения при создании  новых терминалов. Как и в 1964 году, когда был открыт аэровокзальный комплекс Шереметьево-1, в состав которого входил посадочный павильон, получивший неофициальное название «Рюмка» и многие годы являвшийся архитектурной доминантой и символом аэропорта. Шереметьево-1, который  стал своего рода памятником идеалам и воплощением современного стиля своей эпохи, в настоящее время на этом месте построен и действует новый Терминал В, который в своем облике имеет отсылку к исторической «Рюмке» в виде современного посадочного павильона. Архитектурные решения и дизайн интерьеров Терминала В выполнены в эстетике русского конструктивизма и при этом нацелены на перспективу и прогресс. 

В 1967 году была открыта оборудованная радиосредствами Транссибирская воздушная трасса через Шереметьево – наикратчайший путь из Европы в Китай, Японию и Юго-Восточную Азию. В наше время «Шереметьево» – крупнейший трансконтинентальный хаб на пересечении Европы и Азии. Аэропорт «Шереметьево» занимает первое место в мире по трансферу между Китаем и Европой: в 2018 г. более 1,2 млн. пассажиров совершили перелет с пересадкой в «Шереметьево», а общий пассажиропоток между «Шереметьево» и КНР превысил 2,36 млн. человек. "Шереметьево» является единственным европейским аэропортом, обслуживающим сразу восемь китайских авиакомпаний.

В 1980 году аэропорт организовал прием участников Летних Олимпийских игр, в преддверии которых был сдан в эксплуатацию новый международный аэровокзальный комплекс Шереметьево-2 с телетрапами (ныне Терминал F). Этот терминал с многочисленными кафе и магазинами дьюти-фри стал визитной карточкой аэропорта, окном в мир для граждан СССР и воротами в нашу страну для миллионов иностранцев.

В наши дни прошедший Чемпионат мира по футболу-2018 открыл новую страницу в истории аэропорта. К началу Мундиаля был введен в строй новый Терминал B на 20 млн пассажиров ежегодно, открыт уникальный межтерминальный переход с автоматическими поездами, которые перевозят пассажиров между удаленными терминалами всего за 4 минуты, другие объекты, позволившие вывести на новый уровень качество сервиса, возможности и мощности аэропорта.

Для реализации авиационной безопасности и безопасности полетов, в аэропорту «Шереметьево» используют самые современные технические средства, начиная от досмотрового оборудования и заканчивая орнитологической безопасностью. В аэропорту также располагается один из самых современных в мире топливо-заправочных комплексов.

Шереметьево - крупнейший грузовой аэропорт в России. За сутки через грузовой терминал аэропорта проходит 736 тонн грузов всех категорий, в том числе крупногабаритных, опасных, живых и ценных. В 2017 году открыт новый грузовой терминал «Москва-Карго», пропускной способностью до 1 млн тонн в год, оснащенный системами хранения и обработки любых грузов.

Для максимального комфорта пассажиров, в аэропорту созданы не только зоны с точками общепита, магазины, зоны отдыха, но также комфортные зоны ожидания рейсов, залы для пассажиров с ограниченными возможностями и множество VIP и бизнес-залов, включая ставший уже всемирно известным бизнес-зал «Рублев», который признан архитектурным сообществом одним из лучших в Европе, Именно в "Рублеве" установлен самый длинный шведский стол среди бизнес-залов мира - его длина составляет 34 метра. Это достижение зафиксировано в Книге Рекордов Гиннесса.

В аэропорту «Шереметьево» также существует Центр деловой авиации, который предоставляет весь спектр услуг для деловых и частных перелетов. Отдельный «Терминал А» для пассажиров деловой авиации, вертолетная площадка, места стоянок на перроне и в ангарах, организационное и аэронавигационное обеспечение полетов, комплекс услуг по наземному обслуживанию воздушных судов.

Каждый пассажир аэропорта «Шереметьево» является важной его частью. Понимая это, аэропорт предлагает своим гостям максимальный уровень комфорта и вместе с воздушной гаванью творит историю, с которой может ознакомиться любой гость аэропорта, посетив Музей аэропорта «Шереметьево».

Редакция порталов AVIA*RU Network и Aviation EXplorer поздравляет руководство, весь персонал, а также пассажиров аэропорта «Шереметьево» с 60-летним юбилеем!

Фото Михаила Вахнеева и пресс-службы аэропорта «Шереметьево»


Михаил Вахнеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer