Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Аналитический обзор

К десятилетию первого полета ПАКФА (Су-57)

Экспортный потенциал Су-57


28 января 2020 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Ровно 10 лет назад - 29 января 2010 годаопытный прототип (Т-50-1) самолета, созданного по программе «Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации» (ПАК ФА), совершил первый полет. За минувшие десять лет истребитель пятого поколения прошел практически все необходимые испытания и вскоре поступит на вооружение ВКС России и иностранных государств.

Первое, о чем мы хотим сообщить нашим читателям: по сути один и тот же самолет проходит под несколькими именами. Разработчик - опытное конструкторское бюро им. П.О. Сухого использует «фирменный» цифробуквенный индекс «Т-50». Государственные структуры чаще всего упоминают его в контексте программы «Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации» (ПАК ФА). Министерство обороны присвоило ему обозначение Су-57, причем, военные говорят о «самолете первоначального облика» (с двигателями «Изделие 117») и «самолете с двигателем второго этапа» («Изделие 30»).

Страны же НАТО используют кодовое слово Felon. А наши индийские партнеры по военно-техническому сотрудничеству нарекли вариант, рассматривавшийся для собственных военно-воздушных сил, - Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), в переводе с английского – «Самолет-истребитель пятого поколения».

Вниманию посетителей международного аэрокосмического салона «МАКС-2019» на статической площадке был представлен «Су-57Э». Последняя буква указывает на экспортный вариант машины, который имеет ряд отличий от базового самолета, предназначенного для Воздушно-Космических Сил (ВКС) России. Накануне салона ряд официальных лиц сообщили журналистам, что Су-57Э получил паспорт экспортного облика и другие документы, разрешающие поставки за рубеж.

Вопрос о серии

Сейчас, когда летные испытания Су-57 «первоначального облика» близки к завершению, и завод в Комсомольске-на-Амуре ведет сборку первой товарной партии, особую важность приобретает вопрос о серии. Опыт авиационных программ современности показывает, что для окупаемости проекта авиапрому необходимо реализовать не менее трехсот товарных экземпляров. Пока что по линии Министерства обороны России заказано порядка восьмидесяти машин.

Поэтому сейчас стоит вопрос реализации Су-57Э за рубеж. Иностранные заказы помогут производителю заработать средства в твердой валюте, повысить серийность и снизить стоимость единицы конечной продукции. Также, при наличие серии, можно будет разработать, испытать и запустить в производство новые варианты самолета. Тем самым, Су-57 получит импульс к дальнейшему развитию и созданию на его основе базовой платформы некоего семейства унифицированных летательных аппаратов. Поскольку проекты подобного рода растягиваются на десятки лет, они позволяют долгое время сохранять большое число рабочих мест в авиапроме и смежных отраслях.

Вместе с тем, самолеты пятого поколения представляют собой не просто дорогую, но еще и весьма затратную в эксплуатации авиатехнику, требующую наличия развитой наземной инфраструктуры (включая обязательное ангарное хранение), а также высококвалифицированного технического обслуживания. Кроме того, специально для подобных машин разработаны новые типы авиационных средств поражения, которые по своим массово-габаритным параметрам подходят для размещения во внутренних отсеках. Следовательно, самолеты пятого поколения могут найти спрос лишь у ограниченного числа государств, обладающих соответствующими возможностями.

Варианты исполнения

Заметим, что Су-57Э и FGFA - разные варианты экспортного исполнения базовой машины. Во-первых, первый представляет собой одноместный самолет, тогда как ВВС Индии для себя рассматривали вариант с кабиной экипажа из двух человек. Во-вторых, Су-57Э предлагается к поставке всем заинтересованным сторонам в рамках действующих правил военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами, тогда как FGFA предлагался к совместной разработке силами российских и индийских специалистов на эксклюзивной основе.

Решение по созданию нового экспортного варианта - Су-57Э принималось после отказа Индии от продолжения программы FGFA весной прошлого года. Отмечая огромный интерес рынка к истребителям пятого поколения, Москва отказалась от селективного подхода. Показ полноразмерного макета Су-57Э на «МАКС-2019» привлек внимание ряда иностранных делегаций. Некоторые обратились с просьбами к российской стороне за более подробной информацией по этой машине. И получили ее как непосредственно на аэрокосмическом салоне, так и по завершении выставки в рамках двухсторонних встреч с представителями ФСВТС и «Рособоронэкспорта».

Ряд средств массовой информации, со ссылкой на анонимные источники, сообщают о готовности Алжира и Вьетнама приобрести по дюжине таких самолетов. Заметим, что эта информация пока не нашла подтверждения у официальных лиц государств. Среди других заинтересованных стран также называются Мьянма (Бирма), Пакистан, Перу и другие. Помимо того, отдельные индийские военачальники сообщили журналистам о возможности рассмотреть вариант прямой закупки в России некоторого количества Су-57Э в случае, если соответствующее предложение будет одобрено высшим политическим руководством в Дели.

Индия

Индийские партнеры стали первыми, специально для которых проводились мероприятия по новейшему российскому истребителю. Уже спустя полгода со дня первого полета Т-50-1, эта машина выполнила демонстрационный полет с аэродрома «Раменское» в присутствии посланцев из далекой южной страны. Потомки воинов-кшатриев высоко оценили достоинства ПАК ФА и дали ему самые лестные оценки.

Учитывая давние дружественные связи между нашими государствами и тот факт, что нынешний этап отношений характеризуются как «стратегическое партнерство», Москва долгое время предлагала Дели исключительные права на совместную разработку экспортного варианта базового самолета – FGFA. На высшем политическом уровне была достигнута принципиальная договоренность, что соответствующий проект будет реализован силами научных и промышленных предприятий двух стран.

Удалось выйти и на взаимоприемлемые договоренности и общие параметры проекта, включая финансовые. А также провести количественную оценку потребностей индийских вооруженных сил, которые впоследствии предполагалось удовлетворить совместными усилиями российских и индийских авиазаводов. Однако Дели затребовал «равноправное участие», которое, при всем уважении к индийским партнерам, оказалось невозможным в условиях огромной разницы в научно-техническом потенциале и накопленном опыте создания передовых образцов летательных аппаратов. Отказ от продолжения работ по FGFA пришел в апреле 2018 года.

Вместе с тем, сохраняется возможность прямой закупки некоторого количества Су-57Э. Правда, эта перспектива довольно далекого будущего. Пока что потребности ВВС Индии в авиатехнике удовлетворяются за счет поставок дополнительного («около двадцати») числа сборочных комплектов Су-30МКИ в адрес корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и «свыше двадцати» МиГ-29 из наличия. Кроме того, Дели проводит международный тендер на поставку 110 истребителей четвертого поколения, рассматривая, в том числе и российский МиГ-35.

Малайзия

Второй страной после Индии, получившей предложение Москвы рассмотреть вопрос о приобретении российских истребителей пятого поколения, стала Малайзия. Начиная с 2013 года, масштабная модель FGFA выставлялся на стенде Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК) в ходе различных международных выставок, включая LIMA на курортном острове Langkawi.

Модель привлекла внимание высокопоставленных деятелей принимающей стороны, включая тогдашнего премьер-министра. Вскоре после торжественной церемонии открытия LIMA’2017, Наджиб Тун Разак и сопровождающие его лица осмотрели российскую экспозицию, обратив внимание на данный экспонат. Не мешкая, им было предложено рассмотреть новый самолет в качестве замены поставленным ранее истребителям четвертого поколения МиГ-29N.

Также, выступая на одном из недавних экономических форумов государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), нынешний премьер-министр страны Махатхир Мохамад выразил неудовлетворение действиями Запада и желание, в случае продолжения сложившейся практики, закупить необходимую Малайзии авиационную технику в России.

Заметим, что, пользующийся огромной поддержкой народных масс Махатхир, вновь, после длительного перерыва (2003-2018гг.), вернулся к управлению страной. Ранее по его указанию для национальных вооруженных сил были приобретены истребители МиГ-29N и Су-30МКМ, и в настоящее время рассматривается вопрос о модернизации самолетов строя или их замены более современными.

Турция

Следующий случай публичного проявленного интереса к российскому истребителю пятого поколения со стороны высокопоставленной иностранной делегации отмечался в ходе авиасалона «МАКС-2019». Сразу после торжественной церемонии открытия 27 августа президенты России и Турции направились к Су-57Э и долгое время разговаривали у самолета. Владимир Путин предложил Реджепу Эрдогану рассмотреть варианты покупки российской авиатехники, назвав следующие типы истребителей: Су-57Э, Су-30СМ, Су-35С и МиГ-35.

Среди сопровождавших президента Турции официальных лиц находился и министр обороны Хулуси Акар. Он также с интересом ознакомился с Су-57Э, внимательно осмотрел кабину самолета и обменялся мнениями об увиденном со своим российским коллегой Сергеем Шойгу. Затем члены турецкой делегации наблюдали за демонстрационными полетами, в которых, наряду с другими типами летательных аппаратов, участвовала и четверка Су-57.

Ближе к концу года турецкие газеты опубликовали серию статей, где говорилось о ведущихся между нашими странами переговорах о купле-продаже Су-35С и Су-57Э. Согласно одним источникам, Анкара склоняется к первому варианту (закупке 24 Су-35С), главным образом исходя из возможности побыстрее получить товарные образцы.

Они необходимы в связи с прошлогодним решением Вашингтона об исключении Турции из числа участников программы F-35 и отказом поставлять ей даже готовые образцы, находящиеся на авиабазах США (Luke AFB и др.) и облетанные там турецкими летчиками (не говоря уже о всей партии из тридцати единиц). Из-за этого срываются долгосрочные планы обновления парка национальных вооруженных сил (TKS) по замене морально устаревших и физически изношенных «фантомов» (около пятидесяти единиц).

Между тем, местная пресса приводит и серьезные аргументы в пользу варианта Су-57Э. Как известно, турецкая промышленность давно освоила выпуск F-16С и собрала несколько сотен таких машин, как для собственных вооруженных сил (232 единицы), так и третьих стран (например, Египта). Продолжение лицензионной программы, которая (во всяком случае, пока) не попадает под американские санкции, решает проблему с заменой F-4E/RF-4E, пусть даже F-16 относится к легким истребителям, а «фантом» (как и Су-35С) – к тяжелым.

Приобретая Су-57Э, Турция может получить доступ к высоким российским технологиям, которые необходимы местной промышленности для реализации собственного проекта истребителя пятого поколения, первый полет которого ожидается в 2025 году. Полноразмерный макет турецкого самолета TF-X (Turkish Fighter – Experimental) впервые выставлялся на прошлогодней парижской выставке в Ле Бурже.

Следующее соображение: Москва в гораздо большей степени, чем Вашингтон, готова вести совместные проекты с Анкарой в области авиационной техники, в том числе по доработкам базовых типов летательных аппаратов под специфические требования TKS. Таким образом, у турецких фирм появляется шанс установить оборудование, созданное ими в рамках работ по программе F-35, на российские платформы. И, тем самым, избежать крупных финансовых потерь, вызванных прекращением их участия в американском проекте.

Китай

Народно-Освободительная Армия Китая (НОАК) с 1991 год по 2012 гг. получила из России порядка ста восьмидесяти Су-27СК/УБК и Су-30МКК/МК2. А также еще несколько сотен J-11, J-15, J-16 и др., созданных местными авиастроителями на базе российских аналогов. Почти пять лет тому назад Пекин подписал контракт на многоцелевые истребители Су-35С, поставки которых завершились осенью позапрошлого года.

На страницах зарубежной прессы можно найти слова, сказанные Виктором Кладовым - директором по международной кооперации и региональной политике госкорпорации «Ростех». Общаясь с журналистами на одной из международных выставок, он, в частности, сообщил, что в течение пары лет после завершения поставок Су-35С, нашим партнерам из Поднебесной предстоит принять решение либо в пользу закупки дополнительной партии таких самолетов, либо приобретению более продвинутой российской авиатехники. Если Пекин выберет второй вариант, то велик шанс Су-57Э, предположил он.

Здесь интересы Пекина и Анкары совпадают - получить доступ к высоким российским технологиям, которые превосходят их собственные. Россия действительно находится впереди по таким важным направлениям как: моторостроение, радиоэлектроника, средства противодействия и поражения. Именно этим и привлекают внимание стран-импортеров такие современные машины, как Су-35С и Су-57.

Публичная демонстрация Су-57Э на МАКС-2019, под аккомпанемент высказываний российских официальных лиц о готовности поставлять его на экспорт, привлекла внимание китайских средств массовой информации. Несколько ресурсов, включая англоязычные, разместили статьи о новой российской машине, сравнивая ее с китайским истребителем пятого поколения J-20. Согласно информации СМИ, порядка двадцати «двадцаток» уже поступили на вооружение ВВС НОАК.

Государственное телевидение выпустило серию репортажей из воинской части, где военнослужащие с гордостью демонстрируют ветеранам свою новейшую авиатехнику. Несколько ранее тот же ресурс рассказывал своим зрителям об успешном освоении летчиками и техниками ВВС НОАК истребителей типа Су-35. Риторический вопрос: стали бы китайцы приобретать в России истребители поколения «4+» если у них, действительно, были бы все необходимые технологии для самолетов пятого поколения?!

Между тем, недавние публикации в государственных СМИ поднебесной говорят о необходимости продолжения практики закупок в России передовых образцов вооружения, таких как Су-35С и Су-57Э. Отмечается, что «сушки» обладают такими отличительными качествами, как «сверхманевренность», что позволяет им успешно вести ближний воздушный бой с любыми известными самолетами противника. Эти и подобные рассуждения китайских журналистов вселяют надежду, что НОАК будет и в обозримом будущем обновлять свой авиапарк путем приобретения летательных аппаратов как у национальной промышленности, так и у российского авиапрома.

Индонезия

Индонезия последовательно закупила несколько партий Су-27СК и Су-30МКК/МК2, а в феврале 2018 года подписала соглашение по одиннадцати Су-35С общей стоимостью более миллиарда долларов. Однако пока реализация этой сделки задерживается из-за угроз Вашингтона применить меры, прописанные в законе «Countering America Adversaries through Sanctions Act» (CAATSA), в переводе – «Противодействие противникам Америки путем экономических санкций». Он был принят Конгрессом и подписан президентом Трампом в 2017 году.

Пока известно о единственном случае практического применения CAATSA – под санкции попали несколько китайских политиков и военачальников, ответственных за покупку в России Су-35С и С-400. Между тем, Вашингтон грозит ими Индии, Турции, Египту, Ираку, Индонезии и другим странам мира. Тогда как Пекин, Дели и Анкара ответили в жестком тоне, другие столицы пока предпочитают отмалчиваться. А индонезийский посол сказал журналистам, что реализация контракта «зависит от технических деталей», отметив сложный характер сделки, где истребители выступают лишь частью. Ранее страна расплачивалась за российскую военную технику встречными поставками товаров традиционного экспорта, включая пальмовое масло и каучук.

Тревожный звонок прозвенел в середине января, когда французская пресса написала (например, здесь: https://www.latribune.fr/entreprises-finance/industrie/aeronautique-defense/et-si-l-indonesie-s-offrait-des-rafale-et-des-sous-marins-scorpene-837339.html) о выраженном правительством Индонезии желании приобрести до 48 истребителей Rafale. Однако французские истребители довольно дороги, и пока непонятно, как за них собираются расплачиваться. Вряд ли официальный Париж и фирма Dassault согласятся на такие же условия, что ранее применялись к приобретению российской техники. Согласно публикациям в прессе, первые четыре Су-27СК были оплачены «живыми деньгами» лишь на 15%. И все же, по нашему мнению, угрозы Вашингтона способны лишь задержать исполнение, но не отменить уже заключенные контракты на поставку российского оружия.

Другие страны АТР

Поскольку Су-57Э относится к тяжелым истребителям, будет логичным предположить поставки серийных машин прежде всего тем странам, где уже эксплуатируются самолеты данной размерности. Как известно, помимо Малайзии, Индии, Китая и Индонезии, машины семейства Су-27/30 летают и во Вьетнаме.

Вашингтон, конечно же, может попытаться угрожать Ханою экономическими санкциями в случае закупки Су-57Э. Однако история отношений между двумя странами полна примеров, как вьетнамцы однозначно отвечали на проявления иностранного вмешательства в дела своей страны.

Вряд ли угрозы по линии CAATSA способны запугать и Мьянму (Бирму). Эта страна никогда ранее не эксплуатировала истребители тяжелого класса, а лишь ожидает поставку Су-30СМ. Данный тип самолета упоминался пару лет тому назад в контексте официального визита Сергея Шойгу в Нейпьидо и его переговоров с главнокомандующим Вооруженными силами Республики Союз Мьянма старшим генералом Мин Аунг Хлайн. Если поставки Су-30СМ состоятся, то бирманским военным будет логичнее сосредоточиться на этом типе.

Среди других стран АТР – традиционных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству, истребители легкого класса типа МиГ-29 эксплуатируют: Индия, Мьянма, Малайзия, Шри Ланка, Бангладеш, Северная Корея и Монголия. Перспективы поставок Су-57Э последим четырем крайне низки, исходя из экономических возможностей этих государств. Как показывают события последних лет, небольшие страны предпочитают машины попроще. Например, учебно-боевые самолеты типа Як-130 - они уже поставляются в Мьянму, Бангладеш и Лаос. Спрос в этих странах может также найти и МиГ-35, который заметно легче и дешевле Су-57Э.

Остальной мир

Есть еще несколько стран дальнего зарубежья, которые традиционно предпочитают российское оружие. По нашему мнению, Су-57Э представляет интерес для Венесуэлы, Ирака, Ирана, Алжира и Египта. Правда, первая пара в списке из-за известных событий сегодня находится в крайне тяжелом политическом и экономическом положении. Вместе с тем, исходя из огромных запасов углеводородов, она имеет достаточно ресурсов восстановиться и изыскать средства на самолеты пятого поколения ближе к концу текущего десятилетия. Тем более, что к тому времени появится необходимость замены ранее приобретенных самолетов типа F-16.

Алжир также является обладателем больших запасов углеводородного топлива. Это обстоятельство позволяет ему выделять значительные финансовые средства на приобретение в России передовой военной техники. Среди поставок последних лет - Су-30МКА, Як-130, системы ПВО С-300 «Фаворит» и др. Несмотря на сложные внутриполитические процессы и перемены в руководстве страны, Алжир остается в числе крупнейших импортеров российского оружия.

В отличие от других стран Арабского Востока, Египет напротив является импортером нефти и природного газа. Вместе с тем, страна обладает большими трудовыми ресурсами и пользуется финансовой поддержкой богатых стран Персидского Залива. Это позволяет Каиру тратить значительные средства на вооруженные силы. Недавние поставки из России включают истребители МиГ-29М2, вертолеты Ка-52, зенитно-ракетные комплексы С-300В4, радиолокаторы дальнего обнаружения «Резонанс-НЭ» и др. А недавно стало известно о решении на закупку партии Су-35.

Иран также выражает желание закупить у России современные истребители, причем, из уст отдельных официальных лиц звучало - Су-30МКИ. Вооруженные силы Исламской Республики длительное время эксплуатируют истребители тяжелого класса типа F-14A и F-4D/E, а также фронтовые бомбардировщики Су-24. Кроме того, на вооружении стоят легкие истребители МиГ-29, J-7 (МиГ-21), Mirage F1 и F-5. Многие из летательных аппаратов перечисленных типов вскоре встанут на прикол по выработке ресурса. Чисто технически, Су-57Э представляет собой хорошую замену устаревшим американским машинам, а по габаритам умещается в многочисленные ангары, сооруженные для «томкэтов» и «фантомов».

Тегеран видит в передовых комплексах российского происхождения средство защиты национального суверенитета и сдерживания агрессора, оснащенного американским оружием. Недавно он приобрел в России зенитно-ракетные системы С-300ПМУ-2 «Фаворит» и ряд передовых радиолокационных систем, на основе которых создается единая система ПВО страны. В этом году истекает срок действия запрета ООН на поставку в страну наступательных видов вооружения, что открывает новые возможности для развития военно-технического сотрудничества с Ираном.

Словом, в мире имеется достаточно стран, которым интересна тема приобретения Су-57Э. А главное, они обладают достаточными финансовыми и человеческими ресурсами, как в плане приобретения, так и поддержания летной годности группировки таких машин.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer