Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Вехи истории

«Никому не вставать, иначе взорвём самолёт!»

50 лет со дня подвига советской стюардессы Надежды Курченко


15 октября 2020 года / AVIA.RU / Aviation EXplorer
 

Первый в истории СССР угон пассажирского самолета полвека назад — в 1970 году — отец и сын Бразинскасы сумели довести до конца. На захваченном Ан-24 они долетели до Турции, откуда позже перебрались в США. Воздушные бандиты, убившие пытавшуюся им помешать отважную стюардессу Надежду Курченко, выдавали себя за героев и отчаявшихся борцов с советским режимом. Несмотря на крайнюю жестокость угонщиков, Запад принял их в свои объятья. Впрочем, время все расставило на свои места – если земной суд оказался бессилен, то небесный воздал им по заслугам по-своему.

В конце «бархатного сезона» — 15 октября 1970 года из приграничного города Батуми рейсом N244 на Сухуми и далее Краснодар вылетел самолет Ан-24 Аэрофлота. В нем находилось 46 пассажиров, включая 17 женщин и одного ребенка. Отдохнувшие на Кавказе люди еще не знали, что в ближайшие сутки им предстояло стать очевидцами и участниками трагедии, связанной с первым в СССР угоном самолета.

Полет до аэропорта Сухуми должен был продлиться 30-35 минут. Через пять минут после взлета, в 12:40 по местному времени, два пассажира в первом ряду — Пранас Бразинскас (45 лет) и его сын Альгирдас Бразинскас — вызвали 19-летнюю бортпроводницу Надежду Курченко и потребовали передать пилотам конверт с запиской.

ПРИКАЗ № 9

1. Приказываю лететь по указанному маршруту.

2. Прекратить радио связь.

3. За невыполнение приказа — Смерть.

(Свободная Европа) П. К. З. Ц.

Генерал (Крылов)

Заподозрив в просьбе пассажиров что-то неладное, Надежда все же справилась с волнением и направилась к кабине пилотов. Следом за ней в сторону пилотской кабины двинулся и террорист, который уже успел достать из своей сумки обрез. В те времена пилоты не были отгорожены от пассажиров усиленной дверью, и доступ в кабину пилотов был открыт.

Увидев ружье, Курченко повернулась лицом к бандиту чтобы преградить путь и крикнула пилотам: «Нападение! Они вооружены!» Эти слова стали последними словами в её жизни. Пораженный решимостью и сопротивлением Надежды террорист, не думая ни секунды, дважды выстрелил в отважную бортпроводницу. Одна из пуль оказалась смертельной.

Надежда Курченко родилась 29 декабря 1950 года в селе Новополтава Ключевского района Алтайского края. Она окончила школу-интернат в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. В декабре 1968 года Надя переехала в Сухуми, где стала работать бортпроводником местного авиапредприятия. Юная Надежда Курченко не дожила двух с половиной месяцев до своего двадцатилетия и три месяца до своей свадьбы.

Увидев бросившегося к кабине пилотов бандита и услышав первые выстрелы, несколько человек мгновенно расстегнули ремни и вскочили со своих кресел. Но они не успели сделать и шага: их опередил тот, второй террорист - молодой Бразинскас также выхватил обрез и выстрелил вдоль салона. Пуля просвистела над головами потрясённых пассажиров.

«Никому не вставать! — прокричал он. — Иначе взорвём самолёт!»

Командир корабля тут же стал резко маневрировать — направлял самолет то вниз, то вверх, пытаясь сбить террористов с ног. Однако это не помогло, угонщики открыли огонь, крича: «Турция! Турция!»

Молодой бандит выстрелил снова. Пуля пробила обшивку фюзеляжа и прошла навылет. После второго выстрела он распахнул серый плащ, и пассажиры увидели гранаты, привязанные к его поясу.

«Это для вас! — закричал Бразинскас-младший. — Если кто-нибудь ещё встанет — взорвём самолёт!»

Стало понятно, что это не пустая угроза — в случае провала им уже терять было нечего. Чтобы взять самолет под полный контроль террористы стали стрелять по кабине пилотов. Командир Георгий Чахракия получил пулю в позвоночник, штурман Валерий Фадеев и бортмеханик Оганес Бабаян были ранены в грудь. После ранения командир упал грудью на штурвал и самолет начал пикировать. Катастрофы удалось избежать с большим трудом.

«У меня отнялись ноги. Сквозь усилия я обернулся и увидел страшную картину, Надя без движения лежала на полу в дверях нашей кабины и истекала кровью. Рядом лежал штурман Фадеев. А за спиной у нас стоял человек и, потрясая гранатой, выкрикивал: «Держать берег моря слева! Курс на юг! В облака не входить! Слушаться, а не то взорвем самолет!», — рассказывал командир захваченного Ан-24 Георгий Чахракия.

Только второй пилот Сулико Шавидзе, как принято говорить, «родился в рубашке». Пуля, которая предназначалась ему, угодила в стальную дужку спинки кресла.

Террористы не церемонились — сорвали с пилотов наушники радиосвязи, топтались по лежащим телам. Когда штурман Валерий Фадеев пришёл в себя (у него были прострелены лёгкие), бандит выругался и ударил тяжелораненого ногой.

Попутно террористы стреляли и в сторону пассажиров — боялись, что кто-нибудь попытается их обезвредить. Позднее, при осмотре самолета, в его обшивке обнаружили порядка 24 пулевых отверстий. Бандиты палили настолько интенсивно, что некоторые из пассажиров были уверены, что преступники вооружены автоматами.

Экипаж Ан-24 оказался перед сложнейшим выбором — подчиниться требованиям захватчиков или же продолжить сопротивление. Командир Ан-24 обдумывал даже радикальный вариант: «У меня промелькнули мысли: отдать штурвал от себя и бросить самолет в море. Погибнуть, но потянуть за собой этих зверей, стоящих за спиной».

Однако в салоне были ни в чем не повинные пассажиры. Чахракия сказал тогда Шавидзе: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров!»

Пилоты даже пытались обхитрить бандитов и посадить самолет на территории военного аэродрома в Кобулети (СССР). Но Бразинскас-старший все понял и предупредил, что взорвет воздушное судно. Больше попыток обмануть террористов не предпринималось. Ан-24 пересек советскую границу и приземлился в аэропорту города Трабзон (Турция).

Незадолго до этого второй пилот Сулико Шавидзе нажал секретную кнопку, послав диспетчеру сигнал о захвате самолета — на взлетно-посадочной полосе уже ожидали сотрудники турецкой полиции. При задержании Бразинскасы сопротивления не оказали — и, добровольно сдав оружие, отправились в полицейский участок.

«Мы сделали круг и пустили зеленые ракеты, дав понять, чтобы освободили полосу. Зашли со стороны гор и сели так, чтобы, случись что, приземлиться на море».

Турецкие власти террористов Советскому Союзу не выдали. Несмотря на угон самолета, убийство и крайнюю жестокость, Бразинскаса-отца приговорили к восьми годам тюрьмы, сына – к двум. Однако через два года оба бандита оказались на свободе и сумели перебраться в США. В Америке они сменили имена и фамилии на Фрэнка и Альберта Уайтов и поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии. Бразинскас-старший сначала работал маляром, а потом стал совладельцем оружейного магазина. Его сын окончил бухгалтерские курсы, устроился работать в страховую компанию и женился на американке. Бразинскасы даже написали собственную книгу об угоне самолета, а к 30-летию трагедии Ан-24 направили в литовские газеты очерк, где хвалились своим «подвигом». Однако отношения отца и сына «на воле» не сложились. С годами Бразинскас-старший становился все более раздражительным и начал выпивать — ему не давал покоя маниакальный страх, что за ним следят агенты КГБ, которые хотят выкрасть его обратно в СССР. В итоге, во время одной из ссор, 45-летний Альгирдас Бразинскас насмерть забил своего 77-летнего отца спортивной гантелей. Суд признал его виновным и осудил на 16 лет тюрьмы.

Раненых членов экипажа Ан-24 отправили в больницу, а пассажиров на следующий день военным вертолетом доставили на родину. Чуть позже перегнали и угнанный Ан-24.

Гроб с телом Надежды Курченко был доставлен в СССР. Девушку с почестями похоронили сначала в городском комсомольском парке в центре Сухуми. Тысячи горожан шли за гробом по улицам города и несли цветы, а самолеты, уходившие в рейсы, покачивали крыльями в знак памяти и восхищения подвигом своей юной сослуживицы. В Сухуми в честь Надежды Курченко был назван городской парк, в котором установлен памятник отважной стюардессе.

Надежда Курченко посмертно была награждена орденом Красного знамени. Через двадцать лет после трагических событий, по просьбе матери, останки Надежды перевезли на кладбище в родном городе Глазов. В школе юных летчиков в столице республики - Ижевске был открыт музей ее имени, которому присвоено звание «народного».

Произошедшая трагедия стала для всей страны не только потрясением, но и серьезным предупреждением. Именно после этого авиабилеты начали продавать по паспортам, в аэропортах начали досматривать багаж пассажиров, пилотов и бортпроводниц инструктировать, как вести себя при захвате самолета – некоторое время пилоты были даже вооружены пистолетами Макарова. Также на самолетах установили усиленные двери кабины пилота с глазками и обязали держать их закрытыми в течение всего полета.

Удавшийся угон и несоразмерность наказания с содеянным могли стать плохим примером для подражания. Поэтому с 1971 года все рейсы пассажирских самолетов, проходившие вблизи рубежей СССР, стали сопровождаться сотрудниками милиции в штатском, в обязанность которых вменялось недопущение угона самолета за границу любой ценой. А в 1972 году в СССР была ратифицирована Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.

p.s. В процессе написания статьи нами было собрано немало материалов о трагедии, произошедшей 50 лет назад. Среди прочих была и фотограция отца и сына Бразинскасов. И у нас не поднялась рука опубликовать лица этих самодовольных нелюдей, избежавших справедливого наказания, рядом с фотографией молодой отважной девушки, отдавшей жизнь защищая экипаж. Светлая память Надежде Курченко и наше презрение террористам, какой бы идеей они не прикрывали свои злодеяния!


AVIA.RU



комментарии (0):









Материалы рубрики

Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-октябрь 2020 года
Евгений Мартенюк
7 лет – полёт нормальный
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-октябрь 2020 года
Росавиация
Новая структура воздушного пространства в небе над Москвой
Илья Вайсберг
Славная история, надежная репутация
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-сентябрь 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-сентябрь 2020 года



Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2020 года
Владимир Карнозов
Джентльмены играют по правилам, пока они их устраивают
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-август 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-август 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-август 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за январь-июль 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-июль 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-июль 2020 года
Михаил Солнцев
Профстандарт "Представитель авиапредприятия"
Андрей Попов
Авиация МЧС: работа в любых условиях
СРОО МАРАП
52 заседание Клуба командиров состоится 6-7 августа
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за июнь 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-июнь 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-июнь 2020 года
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с Виталием Савельевым
Михаил Вахнеев
В аэропорту "Жуковский" открылся логистический грузовой комплекс
Роман Гусаров
Лестница в небо длиной в 25 лет
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за май 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-май 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-май 2020 года
Ассоциация "Аэропорт" ГА
О мерах поддержки аэропортов
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за апрель 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-апрель 2020 года
РВС
Проверка на силу духа и верность профессии
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-апрель 2020 года
Росавиация
Перевозки через аэропорты России за март 2020 года
Росавиация
Показатели работы ГА России за январь-март 2020 года
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за январь-март 2020 года
Роман Гусаров
Для нас это большой шанс выучить уроки
ООП ГА
О сохранении части средней заработной платы работникам авиакомпаний
ООП ГА
Предложение о внесении 13 авиакомпаний в список системообразующих предприятий России
ООП ГА
О мерах поддержки авиапредприятий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer