Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Обзор

Джентльмены играют по правилам, пока они их устраивают

26 октября 2020 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

21 мая 2020 года Белый Дом принял решение выйти из «Договора по Открытому Небу» (ДОН). Традиционно, перед выходом из международного соглашения США проводит массированную информационную атаку, с целью объяснения мировой общественности, что они вынуждены пойти на такой шаг из-за того, что другие участники соглашения договор не соблюдают. Попробуем разобраться, в чем истинные причины, по которым ДОН теперь перестал устраивать инициатора этого соглашения – Соединенные Штаты Америки.

Основной документ «Договора по Открытому Небу», подписали 24 марта 1992 года, а практическое выполнение воздушных инспекций началось с 2001 года. За это время 34 странами-участницами ДОН было выполнено порядка полутора тысяч наблюдательных полётов. Все подписанты пользуются правом летать над территориями других государств, как на собственных самолетах, так и арендованных, в соответствии с выделенными квотами, что, по их мнению, «увеличивает прозрачность и уменьшает риски ошибок при оценке ситуации».

Недовольство Америки

Практическое выполнение Договора продолжается уже почти двадцать лет, и до недавнего времени все государства-участники оставались удовлетворенными этим соглашением. Трения порой возникали, но их удавалось улаживать путем диалога, в том числе, между Кремлем и Белым Домом. Однако накал страстей возрос после президентской избирательной кампании в США 2016 года, из-за так называемого «российского вмешательства» в выборный процесс. Заинтересованными политическими силами посредством СМИ было сформировано негативное представление о России и ее действиях на мировой арене. На этом фоне в прессе по любому поводу, связанному с Россией, раздували из мухи слона.

Не стали исключением и редкие появления над Новым Светом «разведывательных самолетов» марки «Ту» с опознавательными знаками ВКС России, выполнявших задания МО РФ в рамках полетов по программе ДОН. Большое внимание американских СМИ привлек Ту-154М-ЛК1: в августе 2017 года его экипаж выполнил пролёт на высоте порядка одного километра над Вашингтоном для фотографирования Капитолийского холма, Пентагона и штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли. Здесь следует напомнить, что это не было самодеятельностью российских летчиков, а все подобные полеты выполняются с разрешения американской стороны и по заранее согласованным маршрутам.

Собственно, ничего необычного не произошло - обычные наблюдения за хорошо известными объектами, в строгом соответствии с международными обязательствами. Однако накалённая геополитическая ситуация нашла отражение в «жаренных» заголовках американских СМИ. Ещё большее раздражение вызвало появление в американском небе новейшего Ту-214ОН, прошедшего международную сертификацию позапрошлым летом. Первые несколько полетов этого самолета были выполнены в апреле прошлого года с аэродрома «Розекранц» над Техасом, Нью-Мексико и Колорадо.

Отдельные американские СМИ писали, что новые русские самолеты Ту-214ОН оснащены слишком мощной бортовой аппаратурой, а запрашиваемые маршруты полетов (над Белым Домом и т.п.) носят провокационный характер. Между тем, добавляли они, Кремль ограничивает частоту полетов над анклавом в Калининграде, а также не допускает проведение воздушных инспекций над Южной Осетией и Абхазией (в действительности Москва не разрешает полеты ближе, чем 10 км к госгранице с Грузией).

Подобные высказывания вскоре повторил и государственный секретарь Майк Помпео. Причем, он внес собственную лепту, обвинив Москву  в «нарушении пунктов Договора» путем невыдачи разрешений на полеты над «оккупированной Грузинской территорией в регионах Абхазии и Южной Осетии… а также полуостровом Крым». При этом критики Кремля «забывают» упомянуть о том что, со своей стороны, Вашингтон не допускает Россию к Гавайским островам и Аляске. Да и территория Крыма, по мнению США принадлежит Украине, значит и разрешения на полеты над полуостровом следует запрашивать в Киеве, а не в Москве. А чтобы запрашивать такие полеты у России, всего лишь надо признать Крым российской территорией.

Ваше слово, товарищ Трамп!

Действующий президент США долгое время не выражал собственного мнения по данному вопросу. Конец его терпению положили очередные полеты Ту-154М-ЛК1 в марте 2019 года, когда стальная птица со звездами на крыльях обследовала юго-восточные районы США. «Россия не соблюдает договор, и если они не вернутся к его соблюдению, мы выйдем из него», - заявил Дональд Трамп. И добавил, что своим желанием выйти из договора Вашингтон воздействует на Москву так, что ей захочется пересмотреть свои подходы и достичь нового «лучшего» соглашения.

Итак, 21 мая 2020 года Белый Дом принял окончательное решение выйти из Договора. Об этом публично заявил президент Трамп, а Госдеп США опубликовал открытое письмо (https://ee.usembassy.gov/2020-05-22-1/). Там Россия обвиняется во многих «грехах», зачастую никак не связанных с ДОН, и требуют он нее – ни много ни мало – «смену курса Кремля». Российское высшее политическое руководство, конечно же, на это не пойдет, даже ради сохранения столь важного Договора. Согласно одному из пунктов Договора по ДО, процедура выхода из соглашения длится полгода. Получается, что ближе к зиме американское воздушное пространство закроется не только для России, но и для всех стран – членов ДОН.

По состоянию на сегодня, Америка, ее союзники и партнеры имеют возможность делать снимки всех территорий России, включая Калининград. Самолеты-разведчики стран НАТО летали даже над арктическими районами России. Единственное, что приходится соблюдать их экипажам – не снижаться ниже установленной высоты над Москвой и ограничивать продолжительность полетов (500 км) над Калининградом.  

Многие независимые специалисты на Западе, опрошенные СМИ, считают решение Трампа по Открытому Небу ошибочным. «Действительно тяжело найти то, что мы получим, выйдя из Договора, - сказал бывший посол США на Украине Steven Pifer. - Хотя бы потому, что мы выполняем больше полетов над Россией, чем русские над Соединенными Штатами». Согласно имеющимся данным, на конец срока президента Обамы США выполнили в три раза больше полетов, чем Россия. Но, как известно, джентльмены играют по правилам, пока они их устраивают и игра в их пользу, а затем либо перестают играть, либо эти правила опять меняют в свою пользу.


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer