Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Исторический обзор

"Салют": рекордные авиамоторы

5 ноября 2020 года / Ростех / Aviation EXplorer
 

Недавно 108-й день рождения отметило одно из старейших в стране предприятий по изготовлению авиадвигателей – Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». Моторы, созданные в его стенах, – это история рекордов отечественной авиации. Двигатели «Салюта» подняли в небо самолет Петра Нестерова и «оживили» его знаменитую «мертвую петлю», они перелетели океан вместе с Валерием Чкаловым, а во время войны придали скорости и маневренности легендарным штурмовикам Ил-2. Сегодня с помощью «салютовских» двигателей летают истребители Су-27 и МиГ-29, предприятие участвует в производстве новейших силовых установок ТВ7-117, ВК-2500, ПД-14.

Вспоминаем историю предприятия и рекордные полеты, которые стали возможны благодаря его продукции.

Время рекордов

19 октября 1912 года в Москве начинает работу небольшое производство авиадвигателей французской компании «Гном-Рон», которое должно было обеспечивать моторами молодую российскую авиацию. В 1915 году из Риги эвакуируется авиамоторный завод «Мотор», а в 1917 году французы строят еще один завод в Москве под названием «Сальмсон». После революции вся авиапромышленность национализируется, и в 1927 году московские авиамоторные предприятия объединяются в завод №24 им. М.В. Фрунзе.

Рабочие механического цеха завода «Гном» и французский инженерный персонал с мотором «Гном» 60 л.с., 1913 год

В 1927 году завод приступает к серийному производству двигателя М-17, на котором в 1929 году бомбардировщик АНТ-4 «Страна Советов» совершил исторический перелет Москва — Дальний Восток — Тихий океан — Нью-Йорк. Во многом благодаря работе завода Советский Союз в короткое время смог получить независимость от других стран в авиастроении.

АНТ-4 «Страна Советов»

В 1930-е годы под руководством главного конструктора А.А. Микулина на заводе №24 выпускается семейство разработанных им моторов марки «АМ». С их помощью поднимались в небо самолеты ТБ-3 (АНТ-6), ДБ-А, АНТ-25, Р-7. На самолетах этих моделей было установлено множество мировых рекордов и совершены уникальные перелеты. Например, в 1937 году команда летчика В.П. Чкалова на самолете АНТ-25 пролетела без посадки по маршруту Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки. Американцы были удивлены качеством советского авиадвигателя АМ-34, которому не потребовалось ремонта для обратной дороги. Этот и последующие перелеты стали триумфом всей отечественной авиации и моторостроения в частности.

Цель №2 для немецких авианалетов

Перед самым началом Великой Отечественной войны завод концентрируется на выпуске мощного двигателя АМ-38, который ставился на одноместный штурмовик Ил-2. Это было очень верное решение, так как самолет, прозванный «летающим танком», стал в итоге самым массовым боевым самолетом в истории и сыграл важнейшую роль в захвате превосходства в воздухе во время войны.

Завод №24 в Куйбышеве

С началом войны завод №24 удваивает производство двигателей. О значимости предприятия в 1941 году говорит тот факт, что на немецких картах для бомбовых ударов по Москве оно числилось как цель №2 после Кремля. 15 октября 1941 года завод эвакуируется в Куйбышев, но всего через несколько месяцев, когда враг был отброшен от столицы, производство восстанавливается. Завод получает новый номер 45 и внушительный план – выпустить 800 двигателей за 1942 год. По крупицам воссоздаются цеха, собирается коллектив, и план выполняется.

За годы войны предприятие 19 раз завоевывало почетное Красное знамя Государственного комитета обороны. В июне 1945 года за работу по выпуску авиадвигателей для фронта завод №45 награждается орденом Ленина. Всего за время войны предприятие выпустило 8470 силовых установок.

Авиадвигатели под прикрытием байдарок

В послевоенные годы, когда мир разделился на два противостоящих лагеря, в целях секретности заводу присвоили нейтральное имя «Салют» и организовали производство гражданской продукции: автомобильных двигателей, лодочных моторов, байдарок, весов, мясорубок. Нужно сказать, что благодаря своему качеству эти изделия высоко ценились потребителями, а байдарки «Салют» долгое время были самыми популярными среди советских туристов.

Истребитель МиГ-15 с раскапотированным двигателем ВК-1А

В 1947 году на «Салюте» осваивается производство первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1 разработки Архипа Люльки. С 1948 года под руководством конструктора В.Я. Климова выпускается двигатель РД-45 и его модификации для истребителя МиГ-15, одного из самых массовых реактивных боевых самолетов в истории. 1950 год ознаменовался постановкой в серию климовского двигателя ВК-1 и его модификаций (ставился на самолеты МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-114).

Далее были двигатели АЛ-7Ф1, Р-15Б-300, АЛ-21Ф для различных моделей самолетов Су и МиГ. С 1984 года «салютовцы» производят двигатель АЛ-31Ф, устанавливаемый на истребитель четвертого поколения Су-27 – самый распространенный российский самолет в мире. Этот турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажными камерами помог Су-27 поставить ряд мировых рекордов и позволяет выполнять сложнейшую фигуру высшего пилотажа − «кобру».

Современные разработки и цифровое будущее «Салюта»

С 1990-х годов при «Салюте» работает конструкторское бюро, где разрабатываются и модернизируются собственные образцы продукции. Однако конструкторская работа практически всегда дополняла серийное производство предприятия. Стоит вспомнить имена выдающихся конструкторов А.А. Микулина, В.Я. Климова, А.М. Люльки, которые были непосредственно связаны с «Салютом».

В 2015 году «Салют» был преобразован в акционерное общество и вошел в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Это позволило предприятию более плотно кооперироваться с отраслью авиадвигателестроения и принять активное участие в работе по созданию новых и модернизируемых изделий. А с января 2019 года предприятие является производственным комплексом в составе АО «ОДК». 

Сегодня основная область деятельности Научно-производственного центра газотурбостроения «Салют» − выпуск газотурбинных авиационных двигателей семейства АЛ-31Ф и его модификаций для боевых самолетов Су-27, Су-30, Су-33. Также на предприятии производится двигатель АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130 и узлы двигателей РД-33 и его модификаций для семейства истребителей МиГ-29. В кооперации с другими предприятиями ОДК «Салют» ведет работу по производству двигателей семейства ТВ7-117, ВК-2500, ПД-14 и участвует в других проектах.

Двигатель АЛ-31Ф-М2

Кроме авиационных силовых установок «салютовцы» работают и над наземной газотурбинной техникой. Отработавшие свой срок двигатели АЛ-21 с помощью специалистов «Салюта» продолжают свою жизнь в промышленных газотурбинных установках. Они могут обеспечивать теплом и электроэнергией удаленные поселки, предприятия нефтегазодобывающей промышленности. Среди других неавиационных разработок «Салюта» − мусороперерабатывающие и опреснительные установки.

Сегодня производственный комплекс «Салют» АО «ОДК»  является предприятием полного цикла, обладает мощным технологическим потенциалом и всеми видами современных производств. Предприятие располагает высококвалифицированными кадрами технологов, конструкторов, инженеров. «Салют» является одним из пионеров в области внедрения цифровых технологи на производстве. В настоящее время на предприятии реализуются проекты по созданию «цифровых двойников» двигателей и по внедрению платформы промышленного интернета вещей с элементами искусственного интеллекта. Система будет отслеживать изготовление двигателей и позволит моделировать их испытания в виртуальной среде. Эти технологии позволят ускорить производство и прохождение испытаний, сократить время цикла разработки, увеличить точность численного моделирования и снизить затраты на проектирование и выпуск изделий производственного комплекса.


Ростех



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer