Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Вехи истории

АССАД И Рособоронэкспорт - 15 лет партнерства

Во благо экспорта российской авиационной продукции


25 декабря 2020 года / Е.Д.Згировская / Aviation EXplorer
 

В 2020 году исполнилось 15 лет со дня подписания соглашения между Ассоциацией «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) и отечественным спецэкспортером вооружений и техники – «Рособоронэкспорт». Вспомним, для чего и как создавалось это партнерство.

Сколько раз мы говорили о том, каким тяжелым временем для российской авиации стали 1990-е годы – эпоха после распада Советского Союза. Сокращение финансирования отрасли, фунда­ментальных научных исследований, междуна­родная напряженность и ограничения по произ­водству и размещению вооружений – привычные советской промышленности схемы работы, госзакупок и заказов кардинально поменялись.

Новая реальность требовала новых маневров. Министерства авиационной промышленности (МАП) больше не существовало, координировать все процессы стало практически невозможным, и производство всех видов авиационной техники резко сократилось, а авиакомпании предпочитали закупать иностранные самолеты – парк отече­ственных воздушных судов оставался ничтожно малым.

В части авиационного двигателестроения часть функций на себя приняла созданная в 1991 году Международная ассоциация «Союз авиаци­онного двигателестроения». АССАД объединила разработчиков и изготовителей высокотехноло­гичной и наукоемкой продукции, основу которой составляют двигатели для самолетов, верто­летов, ракетно-космической техники, речных и морских судов, энергетические и газоперекачи­вающие комплексы, агрегаты и комплектующие к двигателям, а также широкая номенклатура товаров широкого спроса.

Ассоциация сконцен­трировалась на сохранении и развитии высокого научно-технического потенциала авиационного двигателестроения и научно-техническом обслу­живании и координации разработки и выполнения совместных программ.

Существенные изменения в 1990-е годы претерпела и система военно-технического сотрудничества (ВТС) нашей страны. К началу XXI века в России функционировало два государ­ственных посредника – ФГУП «Государственная компания “Росвооружение”», ФГУП «Промэкспорт» и ряд других субъектов ВТС в лице оборонно- промышленных предприятий.

Для повышения эффективности их внешнеэкономической деятель­ности необходимо было усилить координацию и контроль за экспортом вооружений и исключить конкуренцию между российскими субъектами ВТС – для этого нужен был единый орган. Таковым стал созданный в середине «нулевых» ФГУП «Рособо­ронэкспорт», в 2004 году его возглавил Сергей Чемезов, ныне глава госкорпорации «Ростех» и Союза машиностроителей России.

«В 1990-е годы и в начале нынешнего века организующая сила государственных органов управления опустилась практически до нуля. Единственная организация, котораяпокупала двигатели и продавала их за рубеж, при этом отдавая государству и изготови­телям вырученные средства – это «Рособоро­нэкспорт»», – говорит президент АССАД, экс-замминистра МАП Виктор Чуйко.

Положение в отрасли надо было менять. И в АССАД появилась идея – необходимо было создать интегрированную структуру, в которую бы вошли все авиадвигателестроительные предприятия. Контрольный пакет акций требовалось передать в управление «Рособоронэкспорта». Это позволило бы возобновить в авиадвигателестроительной отрасли порядок, сложившийся во времена СССР, и наладить эффективную работу входящих в нее предприятий.

25 января 2005 года Виктор Чуйко обратился с письмом к генеральному директору «Рособоронэкспорта» Сергею Чемезову. В письме он выразил благодарность за постоянную помощь предпри­ятиям авиадвигателестроительной отрасли. Глава АССАД также вышел с предложением проработать вопрос о создании интегри­рованной структуры в сфере авиационного двигателестроения. В письме он ссылался на решение заседания авиационной секции Научно-Технического Совета ФГУП «Рособоро­нэкспорт», состоявшегося в Уфе на территории УМПО, где рассматривали вопросы обеспечения надежности, долговечности и эксплуатационной технологичности двигателей и агрегатов для них.

Образованный еще в 2001 году Научно- технический совет (НТС) при АО «Рособоронэк­спорт» зарекомендовал себя как эффективная площадка, позволяющая коллегиально обсудить актуальные вопросы ВТС, найти способы и пути решения имеющихся проблем, обменяться инфор­мацией о последних достижениях и возможностях отечественных разработчиков вооружения и военной техники.

Проведение заседаний НТС на предприятиях и в организациях ОПК России и по сей день позволяет привлечь большее количество специалистов оборонных предприятий, обсудить не только актуальные вопросы ВТС, но и ознакомиться с научно-производственной базой этих предприятий, организацией и управ­лением производством вооружения, военной и специальной техники, как в рамках выполнения экспортных контрактов, так и по линии гособорон­заказа для нужд федеральных органов исполни­тельной власти, имеющих в своем составе войска и воинские формирования.

В секторе авиационного моторостроения аналогичную функцию с успехом выполняют Научно-технические советы АССАД, ежегодно проводимые по абсолютно различным и наиболее актуальным вопросам развития отрасли.

«Перед отправкой письма я посоветовался с Александром Михеевым, в ту пору занимавшим должность руководителя Департамента поставок авиационной техники в «Рособоронэк­спорт» (ныне глава Рособоронэкспорта – прим. КР). В 1990-е годы и в начале 2000-х АССАД поддер­живала с Александром Александровичем тесные деловые отношения, сохранившиеся по сей день. Михеев сказал в ответ, что сам слышал от Сергея Чемезова предложение о создании интегриро­ванной структуры, и согласился с тем, что было бы целесообразно написать такое письмо», – рассказывает Чуйко.

Реакцию на предложение пришлось ждать недолго – Сергей Чемезов прислал ответ 30 марта 2005 года с поддержкой идеи и ответным предло­жением о сотрудничестве. В своем письме Чемезов поблагодарил АССАД за высокую оценку деятель­ности «Рособоронэкспорта» по сохранению и дальнейшему развитию отечественного авиадвигателестроения.

«Ваше инициативное предло­жение по созданию интегрированной структуры в авиационном двигателестроении с контрольным пакетом акций у государства считаю своевременным. Полагаю целесообразным на данном этапе подписание с Союзом авиаци­онного двигателестроения соглашения по вопросам научно-технического сотрудничества», – говорится в письме генерального директора.

Соглашение предусматривало сотрудничество в обеспечении и проведении взаимовыгодных скоординированных работ по совершенствованию военно-технического сотрудничества предприятий авиационного двигателестроения, включая переход в новые формы организации. Прошедшие 15 лет показали, что поддержка Ассоциацией идей Сергея Чемезова на начальном этапе оправдала себя.

В дальнейшем были созданы корпорации в сфере самолетостроения (Объединенная авиастрои­тельная корпорация – ОАК), вертолетостроения (холдинг «Вертолеты России»), двигателестроения (Объединенная двигателестроительная корпорация «ОДК») и приборостроения («КРЭТ»), агрегато­строения (холдинг «Технодинамика») и пр.

Немалую роль в успешном сотрудничестве организаций сыграл и Александр Михеев – Виктор Чуйко подчеркивает свое высокое мнение о работе нынешнего главы Рособоронэкспорта. Сам же генеральный директор АО, занимающий также пост заместителя председателя Союза машино­строителей России, отмечает, что в рамках подпи­санного соглашения начался регулярный обмен информацией, проводились совместные иссле­дования и мероприятия, встречи и эффективные обсуждения, направленные на выработку путей повышения качества и улучшения сервисного обслуживания поставляемых за рубеж авиаци­онных двигателей, агрегатов.

«Эти шаги, безусловно, оправдали себя: сегодня авиационная промышленность России представляет собой не некий набор разроз­ненных, в те времена еще постсоветских, КБ и заводов, а современный национальный вертикально интегрированный монолит, единым фронтом выступающий как на внутреннем, так и на внешних рынках, – подчеркивает Михеев, – Соглашение о взаимодействии «Рособо­ронэкспорта» и ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», которое мы подписали в 2005 году, явилось результатом большой совместной аналитической работы и практики экспорта российской авиационной техники, комплектующих к ней. Соглашение необходимо было для того, чтобы наряду с последовательным наращиванием военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, укреплялись бы и предприятия авиационной промышленности, в том числе производители двигателей, без которых техника, как известно, не летает».

Предприятия авиационной промышленности, в том числе и двигателестроение, взяла под свое крыло госкорпорация «Ростех» – это позволило наладить эффективную отраслевую коопе­рацию для реализации комплексных проектов в авиастроении, говорит Михеев.

К сожалению, пока не удалось органи­зовать производство самолетов крупными сериями. Именно эта задача является главной, и для ее решения потребуются дополнительные мероприятия. Сегодня работа авиапредприятий выстраивается заново с целью навести порядок в отрасли и обеспечить эффективное функциони­рование деятельности заводов и КБ. Как отмечает Виктор Чуйко, необходима конкретная программа развития отрасли на 15-20 лет с легкими коррек­тировками в зависимости от мировой ситуации и строгое ее выполнение.

Опубликовано в журнале «Крылья Родины» №11-12 за 2020г.


Е.Д.Згировская



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer