Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Партнерский материал

Стильный работяга: чем Bell 505 Jet Ranger X лучше «одноклассников» по авиационным работам

3 февраля 2020 года / Textron / Aviation EXplorer
 

Новый Bell 505 Jet Ranger X должен заменить в своем классе «дедушку» Bell 206, выпускавшегося с 1962 по 2010 годы. Потомок имеет более просторную кабину, лучший обзор и улучшенную аэродинамику. Несмотря на свой спортивный вид, вертолет готов к выполнению авиационных работ широко спектра, и ему есть что предъявить конкурентам в своем классе.

Быстро адаптируется к любым полетам

От перевозки персонала до патрулирования трубопроводов и транспортировки грузов на внешней подвеске – новый Bell 505 Jet Ranger X готов меняться под разные задачи. В этом ему помогает несколько конструкторских решений.

В первую очередь, внутренний объем кабины был увеличен с помощью рекомпоновки авионики и приборов. Верхняя панель не занимает так много места, как это было в предыдущих моделях Bell. На потолке остались только перекрывной кран топлива, тормоз ротора, тумблер аэронавигационных огней, крючки для гарнитур и вентиляционные отверстия кондиционера.

Бывший военный пилот вертолета Bell 206 Мик Куллен отметил увеличенное пространство над головой: «Я помню, когда служил в армии, высокие пилоты регулярно задевали потолок Kiowa (армейская версия Bell 206), когда надевали шлемы. В Bell 505 такой проблемы нет».

Кабина Bell 505 является полностью открытым пространством с двумя сидениями впереди и тремя сзади. При этом окна кабины идут почти до самого пола, а задние сиденья немного приподняты по отношению к передним, что позволяет сидящим сзади иметь лучший обзор. Для авиационных работ задние сидения могут быть сложены, увеличивая объем кабины для размещения внутри нее грузов.

С убранными задними сидениями внутри кабины можно разместить груз объемом 2,8 кубических метра весом до 680 килограммов. Кроме того, сидения можно легко снять и разместить в багажнике вертолета, или, если требуется уменьшить взлетный вес, оставить на земле. На внешней подвеске Bell 505 может перевозить любой груз весом до 907 килограммов.

Передние сидения расположены на рельсах, по которым их можно двигать вперед и назад. Интересно, что рельсы для сидений, по сути, единственная выступающая часть поверхности пола в вертолете. Вся остальная поверхность абсолютно плоская. При этом двери кабины огромны по своей площади в сравнении с предыдущими моделями. Всё это делает размещение людей и поклажи в кабине более простым и экономит время загрузки и погрузки. За кабиной располагается вместительный багажник объемом 0,5 кубических метра, доступ к которому осуществляется через отдельную дверь шириной 56 см и высотой 42 сантиметра.

«За пределами «экранного эффекта» максимальная высота висения с максимальным взлетным весом около 2030 килограммов с грузом на внешней подвеске составляет около 3500 футов», - подсчитал пилот Мик Куллен, «После подбора груза вертолет в стандартных метеоусловиях способен набирать высоту с вертикальной скоростью 1000 футов в минуту на максимальной продолжительной тяге (max continuous power), при этом у него ещё остается запас по мощности. Я знаю оператора в Новой Зеландии, который регулярно использует Bell 505 в горах для транспортировки грузов 725-775 килограммов, при этом иногда перевозя и 850 килограммов на внешней подвеске».

Улучшенная конструкция для экономии расходов

Иногда новое – это хорошо зарекомендовавшее себя старое. Часть элементов Bell 505 - лопасти несущего винта, трансмиссия, приводной вал хвостового винта, редуктор хвостового винта и узел хвостового винта – взяты с Bell 206L4 LongRanger. При этом более легкая кабина и хвостовая балка Bell 505 снижают нагрузку на лопасти предыдущей модели.

Конструкция обратного аэродинамического профиля горизонтального стабилизатора, как и почти во всех вертолетах, создает при движении в прямом направлении нисходящее усилие на хвосте, что приводит к более ровному наклону и увеличению дальности полета. Стабилизатор имеет переднюю кромку с прорезями, которая является новой особенностью конструкции Bell 505. Она задерживает отделение воздушного потока при больших углах атаки, которые горизонтальный стабилизатор может испытывать при подъеме.

Другая интересная особенность хвостовой части - противовесы, гасящие вибрацию. Это квадратные «гирлянды», прикрепленные к концу хвостовой балки с помощью жесткой проволочной скобы, которые ослабляют вибрацию планера. Хвостовая балка также может быть местом крепления для любых балластных грузов, при этом, что удобно, нахождение их в хвосте позволяет использовать очень маленькие веса для регулировки центра тяжести.

По словам пилота Тима Оттесона, регулярно выполняющего полеты на Bell 505, новый вертолет сохранил все достоинства своего предшественника: «У него та же система ротора, что и в модели Bell206L4. Приводной вал хвостового ротора на Bell 505 немного длиннее, а хвостовой винт имеет гораздо больше тяги. Редуктор установлен на фюзеляже иначе, чем на Bell 206, с помощью жидкостных инерционных амортизаторов. Из-за этого у Bell 505 гораздо более плавный ход, чем у Bell 206».

Использование «стеклянной кабины» с двумя мультифункциональными дисплеями Garmin G1000H является наиболее ярким отличием Bell 505 от конкурентов в этом классе. Обычно правый дисплей настроен так, чтобы показывать искусственный авиагоризонт, индикатор скорости и высотомер. Индикация располагается поверх трехмерного отображения ландшафта из базы данных, которая в качестве дополнительной опции предоставляет «синтетическое видение» ландшафта впереди самолета.

Левый дисплей обычно показывает страницу режимов работы двигателя, где находятся показания датчика мощности и оборотов ротора. Мощность отображается на цифровой дуге в процентах, при этом 100% — это максимальная продолжительная тяга (max continuous power), после нее идет желтая дуга, показывающая пятиминутный диапазон максимальной взлетной тяги. При перемещении стрелки в желтый сектор дуги появляется таймер, показывающий истекшее время в этом режиме. 

Значения крутящего момента, MGT (измеренная температура газа) и оборотов двигателя показаны в зеленой рамке рядом с параметрами текущих ограничений. Вся индикация расположена таким образом, что делает управление мощностью двигателем невероятно простым. 

Также второй дисплей может быть переключен в режим карты, где можно увидеть информацию о воздушном пространстве, узнать частоты аэродрома, посмотреть опции веса и баланса, а также включить визуализацию высот местности. Кроме того, в бортовой компьютер можно внести вес размещенного груза, чтобы система автоматически рассчитала центровку вертолета. В будущем планируется добавить данные о метеоусловиях.

«После вертолетов предыдущих поколений, авионика Bell 505 это как лайфхак для пилотов», - говорит пилот Мик Куллен, «Пилоту больше не нужно делать сложных расчетов. Мультифункциональный дисплей MFD постоянно отображает расход топлива, расчетный остаток топлива после посадки, ожидаемый посадочный вес и запас топлива».

Всё это дополнено мощью двигателя Safran Helicopter Engine Arrius 2R, который позволяет Bell 505 выполнять полеты на скорости 230 км/ч на дальность более 560 километров. Двигатель управляется при помощи  Full Authority Digital Engine Control (FADEC), которая снижает рабочую нагрузку на пилота. Причем, только у Bell 505 в этом классе вертолетов она двухканальная. По словам пилота Тома Оттесона, это намного более мощный двигатель, который дает Bell 505 гораздо больше тяги по сравнению с предшественником Bell 206.

Как Bell 505 отвоевывает европейский рынок у конкурентов

«Bell 505 стал мировым успехом для Bell», - заявил журналистам старший вице-президент Bell по международному коммерческому бизнесу Патрик Мулэй. По его данным, после начала поставок в марте 2017 года, к июню 2018 года было продано уже 100 вертолетов этой модели, а к августу 2019 года список проданных Bell 505 увеличился до 200. В 2019 году вертолеты Bell 505 начали поставляться в 10 европейских стран, включая Великобританию, Хорватию, Чехию, Польшу и Россию.

Росавиация выдала сертификат типа FATA-01014R на Bell 505 в апреле 2019 года. Как рассказал журналистам Александр Евдокимов, глава компании Jet Transfer — официального представителя Bell в России, уже шесть вертолетов Bell 505 были заказаны российскими клиентами. По его оценкам, Jet Transfer сможет продавать по 20 вертолетов этой модели в год, а общий спрос на российском рынке сейчас составляет около 200 бортов.

Патрик Мулэй отмечает, что их новый вертолет уверенно занял значительную долю рынка, подвинув своих «одноклассников»: 1,2-тонный Robinson R66 и 1,7-тонный Eurocopter H120. Очевидно, что это произошло из-за того, что у Bell 505 есть несколько важных преимуществ.

Например, если сравнить максимальный взлетный вес Eurocopter H120 и Bell 505 с грузом на внешней подвеске, то окажется, что для европейского вертолета он составляет 1800 килограммов, тогда как новый вертолет Bell сможет взлететь с большим весом: до 2040 килограммов. Разница по ограничениям веса на подвеске тоже в пользу Bell 505. Для Eurocopter H120 максимальный вес внешнего груза не может быть выше 700 килограммов, тогда как Bell 505 может отвезти на 207 килограммов больше.

При этом стоимость летного часа Bell 505 ниже, чем у Eurocopter H120. При расчете стоимости учитывался полет Bell 505 в крейсерском режиме расхода топлива 120 литров (32 галлона) в час при стоимости $4 за 3,7 литра (1 галлон). Таким образом, с учетом топлива, стоимость летного часа Bell 505 составляет $441, тогда как у его конкурента Eurocopter H120 - $501.

По сравнению с Robinson R66 новый Bell 505 выгодно отличают несколько факторов. В первую очередь, это в два раза более просторная кабина: 1,8 кубических метра в R66 против 2,2 кубических метра в Bell 505. Причем, в Bell 505 при подсчетах не учитывается пространство, занимаемое пилотом.

Неудивительно при этом, что Bell 505 может брать с собой больше полезной нагрузки. При сравнении двух вертолетов оказывается, что максимальный взлетный вес Bell 505, без груза на внешней подвеске, больше, чем у R66: 1669 кг против 1224 кг. При этом Bell 505 может летать значительно выше своего конкурента из предыдущего поколения вертолетов. Тогда как для R66 не сможет подняться выше 14 000 футов, Bell 505 продолжит набирать высоту до отметки 20 000 футов.

Важной составляющей является экономичность эксплуатации. Так, при подсчете всех расходов выходит, что стоимость летного часа Bell 505 составляет всего на 10% выше, чем у его конкурента R66.

Учитывая достоинства Bell 505, Мулэй уверен, что благодаря своим характеристикам новый вертолет сможет завоевать новый сегмент рынка авиационных работ, подвинув на нем и 2,7-тонного конкурента Eurocopter H125.

«H125 был лидером в сегменте авиаработ в течение нескольких лет, но я думаю, что Bell 505 сможет легко его заменить во время большинства миссий. Зачем тратиться на более дорогой H125, например, для инспекции трубопровода, если можно делать это с более экономичным Bell 505?», - считает Патрик Мулэй.

Как рассказал программный директор компании Bell по вертолетам Bell 505 и Bell 429 ЛаШан Бонапарт, у Bell 505 есть важное преимущество по сравнению с конкурентами. «Что отличает Bell 505 от других легких однодвигательных вертолетов, так это его многофункциональность. Нашей целью при первоначальном проектировании Bell 505 было создание лидирующего в отрасли вертолета. Судя по всему, нам это удалось, ведь по мере роста потребностей вертолетных операторов мы продолжаем наблюдать рост нашей клиентской базы 505», - сказал ЛаШан Бонапарт.

В России первым заказчиком Bell 505 стал Уральский Завод Гражданской Авиации (УЗГА), который приобрел два вертолета. Один из принадлежащих УЗГА Bell 505 был позже приобретен бизнесменом из Новгородской области. Техобслуживание вертолетов будет проводиться силами АО «Казанское авиапредприятие» (КАП).  Как рассказал журналистам генеральный директор КАП Магомед Закаржаев, к облету готовятся еще два аналогичных вертолета, которые будут эксплуатироваться владельцами из Москвы и Первоуральска. В ноябре 2019 года в КАП получили расширение своего сертификата организации по ТОиР на выполнение работ на вертолёте Bell 505 с двигателями Arrius 2R.

Легко в учении, легко «в бою»

Подготовку пилотов на новый Bell 505 курирует Bell, которая объявила о запуске новых сертифицированных учебных заведений (CTF). Они будут использовать несколько вертолетов Bell, в том числе 505, и помогут поддержать быстро растущий международный спрос на новые типы вертолетов.

«Мы сосредоточены на предоставлении решений по поддержке на местном уровне для нашей международной клиентской базы на протяжении всего жизненного цикла их самолетов, и CTF будут играть ключевую роль в этом», - рассказал журналистам Патрик Мулэй.

Менеджер по обучению компании Bell Чед Оукли добавил: «Обучение является неотъемлемой частью послепродажной программы Bell более 65 лет. Мы обучили более 140 000 клиентов в более чем 135 странах по всему миру, и мы с нетерпением ожидаем расширения нашей глобальной сети подготовки с помощью стратегически расположенных сертифицированных учебных заведений».

Один из первых CTF и первый сертифицированный учебный центр для Bell 505 будет предоставлен Helideal, представителем Bell во Франции. Компания будет предлагать начальную подготовку и переподготовку пилотов под эгидой Bell Training Academy, эксплуатируя различные вертолеты, включая Bell 505. Французская компания обучает пилотов вертолетов уже более 25 лет и начала подготовку пилотов на Bell 505 в январе 2019 года. В ноябре 2019 года Росавиация сертифицировала Helideal, разрешив подготовку российских пилотов на Bell 505. Сертификат с номером «55/з» позволяет пройти подготовку или переподготовку пилотов с последующей валидацией российскими авиационными властями.


Textron



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer