Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Кадры

90 лет МАИ

«Но где бы, товарищ, ты ни был, мы вместе учились в МАИ. Недаром кусочек лазурного неба сияет у нас на груди». 


20 марта 2020 года / Михаил Вахнеев / Aviation EXplorer
 

На протяжении всей своей истории он был и остается крупнейшим научно-образовательный центром нашей страны. Он всегда обладал самой передовой исследовательской и экспериментальной базой и мог похвастаться выдающимися разработками, научными и даже спортивными достижениями. Его выпускниками были генеральные конструктора, ученые, космонавты, спортсмены и деятели эстрады. Про него в шутку говорят: «Театрально-спортивный вуз с легким авиационным уклоном». Про него сочиняли анекдоты и песни, снимали фильмы. И что бы ни происходило вокруг, он всегда был, есть и останется лучшим авиакосмическим вузом нашей страны и одним из лучших в мире. Он – легендарный Московский авиационный институт, которому 20 марта исполнилось 90 лет.

В конце 20-х годов, в связи с  разворачиванием широких работ по созданию отечественной авиатехники, остро встал вопрос о необходимости значительного расширения подготовки инженерных кадров. В связи с этим 20 марта 1930 года было принято решение о разделении Московского высшего технического училища (МВТУ) на пять специализированных инженерных вузов, в числе которых было и Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ), которое было организовано в составе трех отделений: самолетостроительного, моторостроительного и воздухоплавания. 20 августа 1930 года ВАМУ было переименовано в Московский авиационный институт (МАИ).

Весной 1933 года был введен в строй главный учебный корпус (ныне корпус № 3). В этом же году в МАИ организуется конструкторское бюро по самолетостроению. И далее структура института непрерывно совершенствовалась в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми авиационной промышленностью к выпускникам МАИ.

К 1940 году МАИ сложился как ведущий научный и учебный центр по подготовке специалистов широкого профиля для авиационной науки и промышленности. В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне и во время войны, коллектив МАИ много и напряженно работал. Главным итогом этой работы стала подготовка нескольких тысяч специалистов для авиационной промышленности, которые сыграли большую роль в обеспечении Победы.

В связи с новыми запросами авиационной науки и техники, МАИ с первых же послевоенных лет взял курс на создание условий для подготовки кадров нового профиля. Именно в этот период были разработаны курсы лекций и соответствующие им экспериментальные установки по реактивным и ракетным двигателям, аэродинамике сверхзвуковых скоростей, расчету на прочность новых типов конструкций (в том числе с учетом аэродинамического нагрева), новым типам конструкционных материалов и технологии их обработки и др.

С учетом требований времени в послевоенные годы был создан ряд новых кафедр и факультетов. В 1946 году начал свою деятельность радиотехнический факультет, появились новые специальности по системам управления летательными аппаратами, теории автоматического управления, вычислительной технике. В начале 50-х годов были созданы кафедры по проектированию и конструированию ракет различных типов. Для усиления связи с промышленностью появляются базовые кафедры и филиалы кафедр на предприятиях и в проектно-конструкторских организациях.

Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолетную и частично вертолетную технику, в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отрасли.

За период с 1973 по 1980 год были построены и введены в эксплуатацию: многоэтажное общежитие для студентов и аспирантов, дворец культуры, жилой дом для преподавателей, спальный корпус в спортивно-оздоровительном лагере «Алушта», новая столовая на 1000 посадочных мест. В 1979 году начато строительство нового учебного корпуса (теперь это корпус № 24). 

Восьмидесятые годы прошедшего столетия в жизни института были связаны с последовательно решаемой коллективом задачей превращения МАИ в технический университет.  Особое место в истории института занимало развитие в его стенах изобретательского движения и спорта. В МАИ воспитаны многие поколения выдающихся спортсменов, чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы, СССР и России, бурно развивался и массовый спорт. Сильна в МАИ всегда была и самодеятельность. Многие популярные звезды эстрады СССР и России были выпускниками МАИ.

В институте постоянно велись и продолжаются работы по проектированию и строительству летательных аппаратов (ЛА) различных типов и двигателей к ним. За период с 1930 года в МАИ было спроектировано более 200 типов ЛА и авиационных двигателей.

Начиная с 1992 года значительно активизировалась международная деятельность МАИ. Институт ежегодно посещают представители около 90 зарубежных организаций, выезжают за рубеж до 130 преподавателей, студентов и сотрудников МАИ. За этот период в МАИ реализовано или находится в стадии реализации более 50 международных контрактов с партнерами из Франции, Китая, Германии, Мексики, Бразилии, Ирана, Сирии и других стран.

В 1998 году Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (Авиарегистр МАК) выдал МАИ сертификат разработчика легких гражданских воздушных судов. Впервые за свою историю МАИ получил государственный статус разработчика авиационной техники, официально признанной авиационной конструкторской организацией.

В 2009 году МАИ стал одним из 12 вузов страны, победивших в конкурсном отборе программ развития университетов, которым правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет».

В настоящее время Учебный военный центр при МАИ осуществляет подготовку офицеров для службы по контракту в интересах различных видов и родов войск Вооружённых Сил (ВС) Российской Федерации. Параллельно с основным учебным процессом в МАИ осуществляется подготовка офицеров запаса на военной кафедре. 

Московский авиационный институт в наши дни принимает активное участие в международных ассоциациях, таких как: Всемирная инициатива инженерного образования (CDIO); Ассоциация технических университетов России и Китая; Европейская ассоциация аэрокосмических университетов PEGASUS; Международный совет по авиационным наукам (ICAS); Международная федерации астронавтики (IAF).

31 марта 2015 года приказом Минобрнауки проведена реорганизация Московского авиационного института (МАИ) путём присоединения к нему Российского государственного технологического университета им. Циолковского (МАТИ). 

За прошедшие с момента основания годы из стен МАИ вышло более 175 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности, из которых более 17 тыс. – граждане зарубежных стран. Так как университет теперь правопреемник двух вузов, к числу всех выпускников МАИ можно прибавить и 60 тысяч выпускников присоединённого МАТИ.

МАИ является лидером среди гражданских вузов по количеству выпускников, ставших лётчиками-космонавтами и лётчиками-испытателями. Так, среди выпускников МАИ 23 лётчика-космонавта, которые отработали в космосе в общей сложности более 15 лет. 14 из них совершили 65 выходов в открытый космос. Многие выпускники-космонавты и в настоящее время работают в отряде космонавтов. Среди выпускников МАИ: 29 генеральных директоров, 9 генеральных конструкторов, 38 главных конструкторов, 4 директора, 97 других руководителей высшего звена профильных предприятий.

Сегодня выпускники университета составляют костяк предприятий Минпромторга России, Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Ростех», АО «ОАК», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».


 

В наши дни в МАИ обучается более 20 тыс. студентов, из которых более 1300 – иностранцы из 67 стран мира. Работает более 2500 преподавателей и исследователей, из которых 18 академиков и членов-корреспондентов РАН, более 400 докторов наук и профессоров, более 1300 кандидатов наук и доцентов.

На базе университета реализуются образовательные и научно-исследовательские проекты в области конструирования авиакосмической техники, перспективных двигательных и энергетических установок, беспилотных летательных аппаратов, технологий гиперзвука, систем искусственного интеллекта и математического моделирования, IT и систем управления, технологий BigData, Machine Learning, Internet of Things, управления жизненным циклом изделий, электрификации инженерных систем, композиционных материалов, аддитивных технологий, а также робототизации и др. С целью вовлечения детей в проектную деятельность в рамках дополнительного образования на площадке университета в 2018 году создан Детский технопарк МАИ «Траектория взлета».

В университете создана уникальная лабораторная база: натурные образцы техники, включая самолёты, вертолёты, ракеты, системы вооружения, робототехники, авионики и радиолокации, аэродинамические трубы, авиатренажёры, промышленный вычислительный томограф, установка сплавления металлических порошковых материалов, экспериментальный вакуумный стенд, комплекс оборудования для исследования микро- и наночастиц, а также специализированное программное обеспечение и многое другое. Студенты проходят подготовку на базе лабораторий, ресурсных центров и конструкторских бюро, а также участвуют в выполнении реальных НИОКТР в интересах высокотехнологичных компаний.

В 2017 году в университете создана Школа управления МАИ, целью которой является организация системы управленческой подготовки кадрового резерва корпораций и инженеров нового поколения. В настоящее время в Школе управления МАИ по программам, посвященным управлению переходом корпораций на бизнес-модель жизненного цикла, прошли обучение более 100 специалистов высокотехнологичных предприятий (АО «ОАК», АО «ОДК», АО «ОСК», АО «Вертолеты России», АО «РОСНАНО», ГК «Росатом»), а также 70 сотрудников и талантливых студентов университета. В рамках обучения проектные команды работают над реальными задачами, стоящими перед промышленностью и осваивают лучшие практики управления программами.

Наличие квалифицированных кадров и признанных в мире научных школ, многолетние традиции МАИ, гарантирующие подготовку высококлассных специалистов, сохранение и развитие учебно-лабораторной базы позволяют с оптимизмом смотреть в будущее ведущего аэрокосмического университета России — национального исследовательского университета.

Фотографии автора и из архива МАИ


Михаил Вахнеев


комментарии (1):

АТИ      22/03/2020 [17:56:29]#1
Всех маевцев с Праздником!





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer