Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Репортаж

Современная нормативная база – основа системы сертификации гражданской авиационной техники в России

5 марта 2020 года / Илья Вайсберг / Aviation EXplorer
 

19 февраля 2020 г. в зале коллегии Росавиации состоялось первое в этом году заседание Совета по авиастроению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ) под руководством его председателя, члена коллегии ВПК РФ А.Ф. Ельчанинова. Рассматривался актуальный для авиационной отрасли вопрос «О ходе разработки и внедрения современной нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской авиационной техники в Российской Федерации».

Приветствуя членов Совета и других участников заседания, руководитель Росавиации А.В. Нерадько отметил, что зал коллегии Росавиации (в прошлом – Министерства гражданской авиации СССР) в течение многих лет, как он выразился, «пропитан духом авиации», что, естественно, помогает глубоко и всесторонне рассматривать актуальные для отечественной авиации вопросы. 

Разработка и внедрение современной нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской авиационной техники в Российской Федерации – одно из основных направлений повышения эффективности создания, реализации и эксплуатации современной гражданской авиационной техники (АТ). В последнее время отмечаются определенные положительные тенденции в организации работ по формированию отечественной нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской АТ, разработчиков и изготовителей.

Вместе с тем в этой сфере имеются проблемы и нерешенные вопросы. Они были отражены в выступлениях докладчиков: заместителя руководителя Росавиации А.А. Новгородова, заместителя генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут» по сертификации И.Л. Виноградова, заместителя исполнительного директора по разработке АО «НЦВ Миль и Камов» АО «Вертолеты России» А.С. Тарасова, генерального директора ООО «Российско-Европейская консалтинговая компания «РЕК Аэроспейс» А.В. Явкина и участников заседания.

Наблюдается отставание нашей страны от других авиационных держав в темпах и качестве работ по совершенствованию нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской авиационной техники, в т. ч. в части ее гармонизации с действующими иностранными аналогами.

Как следствие, в существующей нормативной правовой базе в этой сфере, в т. ч. и в недавно введенных в действие обновленных Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей» (ФАП-21), остается ряд вопросов, препятствующих эффективной разработке, изготовлению, сертификационным испытаниям и внедрению отечественной гражданской авиационной техники на внутреннем и зарубежном рынках, что существенно снижает ее конкурентоспособность. Указанные недостатки проявились, в т. ч., и в процессе испытаний самолета МС-21 и вертолета Ка-62.

Выступавшие представители ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», отмечали, что действующие на сегодня основные документы, регламентирующие разработку новых образцов гражданской АТ, в т. ч. ФАП-21, имеют неоднозначное определение процедур разработки и одобрения АТ гражданского назначения в части разработки, изготовления и контроля опытных образцов гражданской АТ, а также квалификации комплектующих изделий. Имеет место различие требований ГОСТ РВ 15.203-2001 о необходимости проведения предварительных и межведомственных испытаний опытных образцов и их составных частей и требований ФАП-21 о проведении квалификационных испытаний в рамках сертификации комплектующих изделий.

Недостаточная степень гармонизации российской нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской АТ с зарубежной приводит к необходимости выполнения дополнительных работ при ее валидации – от 20 до 50%, что в ряде случаев приводит к перепроектированию авиационной техники и, соответственно, увеличению сроков и стоимости работ. На это, в частности, обратил внимание известный авиационный специалист, в течение многих лет – главный конструктор самолета Бе-200, а в настоящее время – генеральный директор ООО «Российско-Европейская консалтинговая компания «РЕК Аэроспейс» А.В. Явкин. Он отметил, что, например, объем методической документации, сопровождающий процессы сертификации гражданской АТ в США и Европе, в несколько раз превышает объем аналогичной документации в Российской Федерации. 

Несовершенство отечественной нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской АТ создает потенциальные риски для снижения уровня безопасности полетов современных российских воздушных судов, препятствует достижению главной цели Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» – созданию высококонкурентной авиационной промышленности и закреплению ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска АТ. 

Еще один важнейший аспект рассматриваемой темы – необходимость создания и внедрения эффективной системы сертификации беспилотных летательных аппаратов и сопутствующих их эксплуатации процессов. Об этом говорил президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» В.Г. Шелковников. 

Он отметил, что «Глобальный план обеспечения безопасности полетов ИКАО» установил новый приоритет для международного авиационного сообщества – «Безопасность дистанционно-пилотируемых авиационных систем (ДПАС)». Этим же документом объявлена и главная задача – безопасная интеграция беспилотных авиационных систем в несегрегированное воздушное пространство. К сожалению, Система управления безопасностью полетов для ДПАС не создана и не внесена в Дорожную карту НТИ «Аэронетспейс», утвержденную Правительством, хотя конфликт между пилотируемой и беспилотной авиацией «бьет в колокола», и не слышат его только глухие. Выступающий привел конкретные примеры аварийных ситуаций в Российской Федерации и за рубежом, связанных с эксплуатаций беспилотных летательных аппаратов. Рассматриваемый на Совете по авиастроению вопрос является чрезвычайно важным и охватывает, в т. ч., область сертификации ДПАС. 

А.Ф. Ельчанинов, председатель Совета, и другие участники заседания отметили важность внедрения современных технологий в процессы сертификации авиационной техники. Исполнительный директор Авиарегистра России А.Я. Книвель предложил предусмотреть в 2020 г. финансирование научно-исследовательских работ, выполняемых отраслевыми НИИ по созданию Цифровой экспериментальной базы сертификационных испытаний авиационной техники в качестве нового эффективного способа реализации методов оценки соответствия авиационной техники сертификационному базису.

В целях повышения эффективности работ по совершенствованию нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской АТ, разработчиков и изготовителей, обеспечения экспорта российской АТ Совет рекомендовал Минтрансу России (Росавиации), Минпромторгу России, Государственной корпорации «Ростех», ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуков-ского» считать работу по преодолению отставания в развитии нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской АТ приоритетной задачей развития авиационной промышленности и воздушного транспорта.

Минтрансу России предложено ускорить выполнение рекомендаций Авиационной коллегии при Правительстве РФ в части внесения в Правительство РФ проектов актов о внесении изменений в Воздушный кодекс РФ по установлению порядка утверждения норм летной годности без присвоения им статуса федеральных авиационных правил в целях делегирования Росавиации полномочий по их утверждению. 

Минтрансу России, Минпромторгу России, Межведомственной комиссии по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники (Межведомственная комиссия) предложено активизировать работу созданных рабочих групп по актуализации Норм летной годности на регулярной основе с рассмотрением предложений Союза авиапроизводителей России, ПАО «ОАК», АО «Вертолеты России», АО «КРЭТ» и других организаций по конкретным вопросам разработки, совершенствования, оптимизации, гармонизации и других аспектах нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской авиационной техники РФ. 

Минпромторгу России совместно с Минтрансом России предложено рассмотреть вопросы о включении в паспорт государственной программы  «Развитие авиационной промышленности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 303, и в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596, соответственно задач содействия развитию нормативной правовой базы создания и сертификации гражданской авиационной техники и преодоления отставания в развитии нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской авиационной техники, а также о финансировании этих работ.

Опубликовано в журнале "АвиаСоюз"

Илья Вайсберг



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли



Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer