Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Мнение

ФАС предлагает «поддержать» авиакомпании увеличением аэропортовых сборов

2 апреля 2020 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Несмотря на кризис, жизнь продолжается, и все кризисы когда-то заканчиваются. Рано или поздно все вернется на круги своя. И сегодня надо думать о том, как мы будем жить после завершения противоэпидемиологических мер и снятия ограничений. И сейчас уже надо подумать о том, в каком положении будут находиться отечественные авиакомпании после кризиса.

Сегодня мы не будем касаться мер, которые возможны для поддержания авиаотрасли со стороны государства. Поговорим лишь о том, как не допустить ухудшения конкурентного положения российских авиакомпаний и сохранить контроль за ценообразованием субъектов естественных монополий. А такая угроза реально существует. 

Увы, на фоне набирающего силу кризиса мировой экономики в целом, и авиаотрасли в частности, и, как следствие, неизбежного падения доходов населения, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступает с инициативами, которые лягут дополнительным финансовым бременем на авиакомпании, а значит и на пассажиров.

Антимонопольщики предлагают отменить госрегулирование аэропортовых сборов на международных воздушных линиях (МВЛ). Точнее, соответствующие изменения предлагается внести в Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей». 

Данная тема была рассмотрена на заседании подкомиссии Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП) по авиационной и космической деятельности Комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре 27 марта 2020 года. С учетом сложившихся условий и ограничений, заседание впервые проходило в режиме интернет-конференции. Тема заседания была заявлена как: «Эффективное антимонопольное регулирование отрасли воздушных перевозок как со стороны федеральной антимонопольной службы России в условиях мирового кризиса». 

В чем суть вопроса. Сегодня часть тарифов услуг аэропортов регулируется государством. Это обосновано тем, что во многих городах и регионах аэропорты являются монополистами, а значит, их деятельность подлежит антимонопольному регулированию. Несмотря на это, за минувшее десятилетие госрегулирование уже было снято с большинства аэропортовых сборов, и сегодня государство устанавливает цены лишь на сборы за: взлет/посадку и стоянку самолетов, обеспечение авиабезопасности, предоставление аэровокзального комплекса, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки и хранения топлива. Они утверждаются Федеральной Службой по Тарифам для каждого конкретного аэропорта, кроме аэропортов Московского авиаузла (МАУ) и частично Пулково - за рубеж и в Москву.

Так вот теперь ФАС предлагает сделать следующий шаг и внести следующие изменения:

1.отменить ценовое госрегулирование цен на услуги на МВЛ 

2. Сохранить ценовое госрегулирование цен на услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставлению аэровокзального комплекса, обеспечению авиационной безопасности и обслуживанию пассажиров на ВВЛ, за исключением указанных услуг, оказываемых в аэропортах Москвы и Московской области на ВВЛ по всем направлениям, а также в аэропортах Санкт-Петербурга и Ленинградской области на ВВЛ по направлению Санкт-Петербург – Москва (все аэропорты) и в обратном направлении.

3. Сохранить ценовое госрегулирование услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива в аэропортах, расположенных на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов (в виду большого количества расположенных в данных федеральных округах аэропортов с низким пассажиропотоком и отсутствием альтернативы при оказании указанных услуг)


Для простоты восприятия изменений приведем слайд из доклада руководителя центра отраслевой экономики ФГУБ НИФИ Минфина РФ Инны Николаевны Рыковой: 


Ввиду этого, и на фоне коронавирусного кризиса, авиакомпании справедливо опасаются, что, помимо всех навалившихся на отрасль проблем, они столкнутся и с ростом цена на аэропортовые услуги естественных монополистов. И тому есть очень веские аргументы. Когда государство обосновывало либерализацию тарифов аэропортовых сборов в Московском авиаузле, главным аргументом было наличие в МАУ трех аэропортов. Однако по факту, после отмены госрегулирования в Москве, это не сдержало роста цен. Что же будет ограничивающим фактором в регионах и городах где, по сути, один международный аэропорт, в случае снятия ограничений на сборы с международных полетов?

По словам ведущего научного сотрудника Центра исследования транспортной политики Высшей школы экономики Федора Борисова,  дерегулированные тарифы в МАУ за взлет/посадку с 2015 года выросли в 1,5 - 3 раза. В доказательство он привел следующий слайд, сравнив аэропорты МАУ с Иркутском.


Как видим, в аэропорту Иркутска в кризисные годы тарифы не менялись, тем самым аэропорт не вынуждал авиакомпании поднимать цены на авиаперевозки, поддерживая спрос на перелеты в годы падения доходов и платежеспособности населения. В то же время, в московских аэропортах тарифы продолжали расти, как в годы стагнации и снижения объемов перевозок (2015-16г.г.), так и в годы роста пассажиропотока (2017-19г.г.). И никакая конкуренция между аэропортами МАУ не стала сдерживающим фактором.

Так, уже известно, что ФАС согласовала новые тарифы для петербургского аэропорта Пулково. С апреля 2020 года в этом аэропорту на московском направлении планируется повышение тарифов в среднем на 15%, а по отдельным ставкам – до 38%. И это ещё на фоне снятия ограничений на полеты иностранных авиакомпаний в аэропорт Пулково, что, в свою очередь, вызывает опасения российских авиакомпаний.

Дело в том, что сегодня аэропортовые сборы для зарубежных и отечественных авиакомпаний тарифицируются по-разному. В случае отмены госрегулирования коммерческий тариф для всех авиакомпаний в аэропорту будет единым и, конечно же, он вряд ли скорректируется в сторону меньшего. А значит, на фоне и так глубочайшего кризиса, положение отечественных авиакомпаний по отношению к иностранным конкурентам очевидно ухудшится. Непонятно, зачем в столь тяжелое для отрасли время делать шаги заведомо направленные на поддержку иностранных налогоплательщиков?
 
Также совершенно непонятно, почему ФАС предлагает дерегулировать услуги по хранению авиационного топлива и заправке воздушных судов в аэропортах, находящихся вне территории СФО и ДФО. Почему именно в этих регионах регулирование останется, ведь конкуренция среди ТЗК отсутствует или ограничена практически по всей стране?  

А ещё, до сих пор более высокие ставки аэропортовых сборов в МАУ, где тарифы уже дерегулированы, стимулировали развитие международных полетов из региональных аэропортов, минуя Москву. В случае же бесконтрольного роста цен на услуги естественных монополистов в регионах, это станет дополнительным тормозом в реализации стратегии Минтсранса по децентрализации перевозок на МВЛ.

Причем, наивно полагать, что рост тарифов ограничится только МВЛ. Несомненно, в условиях падения доходов от международных перевозок авиакомпании переложат часть дополнительных расходов на внутренние маршруты, где также произойдет рост цен на авиаперевозки.

Примечательно, что предлагаемый проект нормативно-правового акта не подкреплен объективным финансово-экономическим обоснованием. Прежде чем делать подобные предложения, должна быть сформирована отраслевая экономическая модель, с учетом мнений экспертов и специалистов. Только на основании этого можно принимать подобные решения. Не говоря уже об обосновании достаточности рыночных условий (отсутствия регионального монополизма), для снятия тарифного госрегуливания. 

Участники заседания комиссии РСПП отметили, что в условиях, когда авиакомпаниям и так очень тяжело, а многие россияне потеряют в доходах, а кто-то и работу, единственная эффективная мера сдерживания роста стоимости обслуживания в аэропортах это сохранение регулирования сборов. 

Было много разговоров о необходимости поддержки авиаотрасли и предоставления компенсаций авиакомпаниям за ограничение полетов в Грузию, Китай, резкий рост цен на авиатопливо. А были ещё и закрытие полетов на Украину и в Египет. Увы, все эти разговоры остались только в протоколах заседаний, а помощь государства оказалась виртуальной. А вот повышение тарифов, в случае принятия предложений ФАС, будет вполне реальным. 

Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько



Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за сентябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за август 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за август 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer